Торпедное вооружениеКульт торпедной атаки среди командования флота и экономические соображения, требующие создания более разносторонней боевой единицы, вызвали корректировку первоначального проекта, предполагавшего только артиллерийское вооружение, и корабли ПВО получили по одному поворотному четырехтрубному торпедному аппарату с устройством перезаряжания. После этого последовало изменение официальной классификации кораблей: вместо «судна ближнего эскорта» (Chokueikan) на эсминец (Kuchikukan). Японская 610-мм торпеда типа 93, стоявшая на вооружении японских крейсеров и эсминцев и прозванная за свои размеры «Long Lance» («Длинное копье»), имела выдающиеся боевые характеристики, обладая несравнимой с торпедами других стран комбинацией скорости, дальности хода и ударной силы. Годами шлифовавшаяся методика выучки экипажей японских кораблей для торпедных атак делала этот вид вооружения весьма грозным. Практически единственное, что могли противопоставить ему американцы, — ведение боя в условиях невозможности эффективного применения противником торпед: на пределе их дальности либо в виде неожиданных ночных огневых контактов вне прямой видимости с наводкой по данным радиолокации. Результатом экспериментов по использованию кислорода для движения торпед, начатых в японском флоте еще в 1917 году, стало принятие на вооружение 28 ноября 1935 года торпеды типа 93 модели 1 модификации 2. Она имела двухцилиндровый двигатель Уайтхеда с диаметром и ходом поршней 142 мм и 180 мм, максимальной мощностью в 520 л.с. при давлении кислорода в 38 атм. В качестве топлива использовалась смесь кислорода (запас для одной торпеды — 980 л при сжатии до 225 атм.) и керосина (128 л). Чтобы предотвратить взрыв при запуске, двигатель начинал работать на обычном воздухе, с последующим увеличением концентрации кислорода до 100%. Подаваемая насосом морская вода замещала расходуемое топливо и охлаждала двигатель. Торпедный аппарат типа 92 разработали в 1932 году и приняли на вооружение в 1934-м. На «Акицуки» была установлена самая совершенная во флоте модель 4 с приводом наводки от пневмомотора в 10 л.с., углом поворота в 360° и защитными щитами. Такие же торпедные аппараты стояли на эсминцах типа «Кагеро» и «Югумо». Выстрел производился сжатым воздухом. В экстренном случае для этих целей служил 600-граммовый заряд черного пороха. Скорость движения торпеды при выстреле составляла 11 — 12 м/с. Для перемещения торпед по кораблю в процессе погрузки служили рельсы, проходящие по левому борту. Запас торпед на эсминцах составлял 8 штук — по 4 в трубах торпедного аппарата и в устройстве перезарядки. Чтобы удовлетворить требования МГШ о повышении массы заряда торпед, в 1942 году длину баллона со сжатым воздухом уменьшили. Такая торпеда (тип 93 модель 3) с увеличенной боеголовкой и уменьшенным запасом топлива (750 л кислорода и 95 л керосина) и дальностью хода поступала на вооружение эсминцев японского флота в 1944—1945 годах. Приведенные в таблице данные красноречиво свидетельствуют о превосходстве «Long Lance» над стандартными американскими торпедами. Кроме того, практически до лета 1943 года американцев преследовали неудачи из-за дефектов магнитных взрывателей и неточности удержания их торпедами заданной глубины хода. У военных моряков Японии таких проблем не было. Здесь уместна цитата официального историка ВМС США С.Э. Моррисона: «В течение 40 лет Императорский Японский флот приложил массу усилий для усовершенствования торпед, отработки тактики ночного боя и торпедных атак. Экипажи были обучены перезаряжать аппараты за считанные минуты, а все командиры были специалистами по торпедам. Ни американские, ни британские эсминцы не имели подобного оружия, методик и тренировок». Сравнительные характеристики торпед типа 93 (Япония) и Мк-15 (США)
|