|
При анализе боевых действий подводных лодок
в Первую мировую войну морские ведомства разных стран расходились
в выводах и во взглядах их роль в будущем. Увлечение крупными
артиллерийскими подводными кораблями в послевоенные годы
коснулось ряда стран, связывавших определенные надежды с
так называемыми подводными крейсерами. Вероятно, первой
попыткой создать подобный корабль стала германская подводная
лодка Первой мировой U-139. В 1923 г. англичане построили
подводный крейсер Х-1 водоизмещением 2824/2358 т, вооруженный
шестью торпедными аппаратами и четырьмя 132 мм орудиями.
В 1922 г. во Франции заложили подводный крейсер "Surcouf"
водоизмещением 2880/4300 т, вооруженный 10 торпедными аппаратами
и двумя 203 мм орудиями в башне.
Не миновало это увлечение и Японию. По программе
1922-1928 гг. в Стране восходящего солнца было построено
4 подводных крейсера типа Junsen 1 (I-1 - I-4). Японский
подводный крейсер имел надводную дальность 24000 миль при
10-узловой скорости и 60-дневной автономности. Название
серии происходит от японского Jun(yo) Sen(suikan) - "подводный
крейсер".
Рис.17
Подводные лодки типа Junsen 1 (J1).
В отличие от западных подводных крейсеров,
140 мм пушки японских подлодок были короткоствольными и
не рассчитывались на противостояние с надводными кораблями.
Более того, японские дальномеры переносного типа были весьма
неточными, а методы стрельбы - несовершенными. Артиллеристом
на подводной лодке, как правило, являлся молодой офицер
в звании младшего лейтенанта.
До 20 снарядов на лодках хранилось в кранцах
на верхней палубе, для большего количества выстрелов снаряды
подавались из артиллерийского погреба. Это создавало определенные
трудности при срочном погружении, поскольку люк снарядного
элеватора нельзя было задраить изнутри лодки. Предотвратить
же поступление воды, при неплотно задраенной крышке в погруженном
состоянии было уже нельзя.
Рис.18
Подводный крейсер I-2 типа Junsen 1.
В развитие идей "подводного крейсера"
в 1930-1938 гг. было построено еще четыре лодки типа Junsen,
дополнительно вооруженных еще и самолетом: в 1930-1932 гг.
- лодка типа J1М - I-5, в 1932-1935 гг. - лодка типа J2
- I-6, в 1934-1938 гг. - 2 лодки J3 - I-7 и I-8. Опыт эксплуатации
построенных кораблей привел постепенно к пониманию бесперспективности
артиллерийских боев подводных крейсеров во всех странах
мира. Осознав тупиковость данного направления, англичане
и французы прекратили создавать гигантские подводные крейсера,
японцы же по-прежнему закладывали в свои следующие проекты
океанских подлодок неоправданно большие размеры. Характерно,
что и немцы, создатели U-139, во Второй мировой войне никогда
не возвращались к подводным крейсерам, а наводили ужас на
коммуникациях противника используя лодки среднего водоизмещения.
В годы войны к пониманию неэффективности крейсерских лодок
пришли и японцы: в 1942-1943гг. первые крейсерские лодки
были переоборудованы в транспортные субмарины и танкеры
(с крейсеров сняли артиллерию и демонтировали часть торпедных
аппаратов).
|