Краткие биографии кораблей
![]() Экипаж космического корабля «Аполло-7» — астронавты У.Ширра, Д.Эйсел и Р.У.Каннинхэм на палубе «Эссекса» после благополучного приводнения, 22 октября 1968 г. Модернизирован по проекту SCB-125, вступил в строй в марте 1956 г. Переведен в состав Атлантического флота, нес службу на Средиземном море. 15.7.1958 участвовал в прикрытии высадки 1800 морских пехотинцев в Бейруте для защиты американских граждан во время междуусобицы в Ливане. Совершил кругосветное плавание, пройдя через Суэцкий канал (28.8.1958) в Индийский океан, затем — на Тайвань и оттуда через Панамский канал — в США. В 1959 г. у берегов Флориды снова пострадал от пожара из-за столкновения двух самолетов на палубе. Во время «Карибского кризиса» в октябре 1962 г. принимал участие в блокаде Кубы. Модернизирован по программе FRAM (бюджет 1962 г.). 10.11.1966 столкнулся с атомной подводной лодкой «Наутилус» во время учений НАТО в Северной Атлантике, получил подводную пробоину. В январе 1967 г. получил серьезные повреждения из-за посадки на мель у побережья Пуэрто-Рико. 22.10.1968 обеспечивал посадку космического корабля «Аполло-7» с тремя астронавтами на борту. Выведен из боевого состава флота 30.6.1969. Списан 1.6.1973 и сдан на слом.
Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (23.10.1964-16.5.1965, 6.1.1966-27.7.1966 и 28,12.1967 - 5.7.1968). Модернизирован по программе FRAM (бюджет 1966 г.). 27.12.1968 обеспечивал посадку спускаемого аппарата космического корабля «Аполло-8», с тремя астронавтами, совершившими полет вокруг Луны. В 1969 г. переведен на Атлантический океан. Выведен из боевого состава 27.6.1970. Списан 1.6.1973 и превращен в плавучий музей в г.Чарльстон (Юж. Каролина), открыт 13.11.1975.
Нес службу в составе 2-го флота. 1.6.1961 вместе с «Шангри-Ла» и «Рэндолфом» отправлен к берегам Гаити с целью возможного вторжения в Доминиканскую республику после убийства диктатора Трухильо. 24.5.1962 обеспечивал посадку капсулы космического корабля «Аурора-7» с астронавтом М.Карпентером. 3.12.1962 произошла авария в гидросистеме аэрофинишера (ранены 2 человека). Прошел модернизацию по программе FRAM (бюджет 1965 г.). Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (4.4.1966 - 21.11.1966, 11.5.1967-30.12.1967 и 4.6.1968 — 8.2.1969). Официально числился противолодочным авианосцем, но фактически являлся ударным. Выведен из боевого состава флота 15.3.1974. Превращен в плавучий музей в Нью-Йорке, открыт в 1982 г.
Служил на Тихом океане. 6.3.1965 участвовал в испытаниях вертолета SH-3A, установившего рекорд дальности полета (с борта «Хорнета», находившегося у берегов Калифорнии, вертолет перелетел на «Франклин Д.Рузвельт», курсировавший у Флориды. Винтокрылая машина держалась в воздухе 15 ч 51 мин). Модернизирован по программе FRAM (бюджет 1965 г.). Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (12.8.1965-23.3.1966, 27.3.1967-28.10.1967 и 30.9.1968- 13.5.1969). 25.8.1966 обеспечивал посадку второго прототипа (беспилотного) космического корабля «Аполло». В мае 1969 г. вместе с «Тикондерогой», «Энтерпрайзом» и «Рэйнджером» вошел в состав созданного соединения TF-71 для патрулирования у берегов Кореи (после того, как 14.4.1969 северокорейским истребителем был сбит над Японским морем американский разведывательный самолет ЕС-121 - погиб 31 человек). Затем вернулся в США, и 24.7.1969 осуществлял поиск и доставку на континент астронавтов Н.Армстронга, Э.Олдрина и М.Коллинза (экипаж «Аполло-11») после их эпохального полета на Луну. 24.11.1969 «Хорнет» обеспечивал посадку следующего космического корабля - «Аполло-12». Выведен из боевого состава флота 26.6.1970. Списан в 1989 г. и отправлен на разборку. Однако в последний момент выкуплен и превращен в плавучий музей в Аламеде (Калифорния), открыт в августе 1998 г.
![]() Авианосец «Интрепид» — ныне морской, авиационный и космический музей (Intrepid Sea-Air-Space Museum) в Нью-Йорке. На верхнем снимке видно написанное на надстройке прозвище корабля — «Боевой И». Возможен перевод и как «Боевой Я», поскольку в английском языке буква I соответствует этому местоимению.
Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (14.4.1964-15.12.1964, 28.9.1965-13.5.1966, 15.10.1966 - 29.5.1967, 28.12.1967 - 17.8.1968, 1.2.1969 - 18.9.1969, 11.3.1971 - 6.7.1971, 17.5.1972 - 29.7.1972). В 1969 - 1970 гг. прошел переоборудование, в мае 1970 г. вступил в строй как противолодочный авианосец. Привлекался для поиска и доставки в США экипажей приводнившихся в Тихом океане космических кораблей «Аполло-16» (27.4.1972), «Аполло-17» (19.12.1972) и «Скайлэб-И» (22.6.1973). Выведен из боевого состава флота 1.9.1973 и списан 16.11.1973.
Вместе с авианосцами «Интрепид» и «Шангри-Ла» в июне 1961 г. находился у побережья Доминиканской республики после произошедшего там государственного переворота. Обеспечивал поиск после приводнения второго американского астронавта В.Гриссома (21.7.1961) и Дж.Гленна, совершившего первый орбитальный полет на корабле «Френдшип-7» (20.2.1962). В октябре 1962 г. во время «Карибского кризиса» участвовал в блокаде Кубы. В феврале 1964 г. на «Рэндолфе» произошла очень нетипичная авария: в момент подъема самолета из ангара оторвался и рухнул в море кормовой (расположенный по правому борту) самолетоподъемник. При этом был проломлен борт корабля и оборваны электрокабели; из-за короткого замыкания вспыхнул пожар. К счастью, огонь быстро ликвидировали, и авианосец своим ходом ушел на ремонт. «Рэндолф» вывели из боевого состава флота 13.2.1969, а 1.6.1973 его исключили из списков и сдали на слом.
![]() Учебный авианосец AVT-16 «Лексингтон» совершает коммерческий рейс с грузом легковых автомобилей на палубе, ноябрь 1984 г. Этот корабль, прозванный в годы войны «Голубым призраком», находился в строю до 1991 года — дольше, чем любой другой представитель семейства «эссексов».
![]() Ударный авианосец «Хэнкок» со «скайхоками» на палубе, 1960-е гг.
Активно привлекался к обеспечению посадки американских космических аппаратов «Джемини-4» (7.6.1965), «Джемини-бА» (16.12.1965), «Джемини-7» (18.12.1965), «Джемини-9» (6.6.1966) и «Джемини-12» (15.11.1966). Последние годы службы провел в европейских водах. Выведен из боевого состава флота 1.7.1972 и продан на слом 21.5.1973.
Принимал активное участие в боевых действиях во Вьетнаме: совершил 9 походов на театр военных действий (21.10.1964-29.5.1965, 10,11.1965-1.8.1966, 5.1.1967 - 22.7.1967, 18.7.1968 - 3.3.1969, 2.8.1969 - 15.4.1970, 22.10.1970 - 3.6.1971, 7.1.1972 - 3.10.1972, 8.5.1973 - 8.1.1974, 18.3.1975 - 20.10.1975). 1.7.1966 авиация с «Хэнкока» участвовала в потоплении трех северовьетнамских торпедных катеров. Временно выходил в Индийский океан: 29.10,1973 возглавил оперативное соединение в Аравийском море, созданное в ответ на эмбарго арабских стран на поставку нефти Западу. Затем вернулся к берегам Индокитая, где участвовал в эвакуации американских граждан из Южного Вьетнама и Камбоджи. В мае 1975 г. обеспечивал операцию по спасению экипажа американского судна «Майягуэс», захваченного «красными кхмерами». Списан и продан на слом 31.1.1976.
Нес службу на Тихом океане, В августе 1960 г. пострадал в результате столкновения с эсминцем «Эдвардс». Модернизирован по программе FRAM (бюджет 1963 г.). Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (20.2.1964-11.8.1964, 22.3.1965-7.10.1965, 4.11.1966- 23.5.1967, 1.5.1968-9.11.1968). 9.11.1967 обеспечивал поиск и спасение приводнившегося беспилотного аппарата космического корабля «Аполло-4». Выведен в резерв 15.1.1970. Списан и продан на слом в 1989 г.
Нес службу в Атлантическом океане, 27.4.1965 обеспечивал эвакуацию 1000 американских граждан из Доминиканской республики после произошедших там беспорядков. Затем принял на борт сухопутную дивизию (1 -ю кавалерийскую) со штатной боевой техникой и через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан доставил ее во Вьетнам (прибыл 11.9.1965). Вернулся в США через Тихий океан, совершив кругосветное плавание. 26.2.1966 обеспечивал посадку беспилотного космического аппарата — прототипа «Аполло». Списан и продан на слом 1.12.1969.
![]() Авианосец CV-21 «Боксер» во время действий у берегов Кореи, 1951 г.
Принимал активное участие в боевых действиях во Вьетнаме: совершил шесть походов на театр военных действий (28.1.1964-21.11.1964, 21.4.1965-13.1.1966, 26.1.1967-25.8.1967, 27.1.1968-10.10.1968, 18.3.1969-29.10.1969, 2.4.1970-12.11.1970). Выведен в резерв 2.7.1971, списанипродан на слом в 1989 г.
Служил на Тихом океане. В октябре 1959 г. оказывал помощь жителям Нагой (Япония), пострадавшим от тайфуна (эвакуировал около 6000 человек). 7.3.1960 спас советских военнослужащих А.Зиганшина, Ф.Поплавского, А.Крючковского и И.Федотова после их 49-дневного пребывания на дрейфующей барже Т-4, унесенной в океан во время шторма. Обеспечивал посадку космических аппаратов «Сигма-7» (3.10,1962) и «Фатих-7» (16.5.1963). 3.12.1962 недалеко от Лос-Анжелеса столкнулся с английским пассажирским лайнером «Ориана». Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (19.6.1964-16.12.1964, 9.6.1966-20.12.1966, 17.8.1967-6.4.1968, 29.3.1969-4.9.1969). В июле 1967 г. i находясь у берегов Калифорнии, незначительно пострадал от пожара. Выведен из боевого состава флота 15.1.1970 и списан 1.5.1973, после чего сдан на слом.
![]() Подъем спускаемого аппарата беспилотного космического корабля «Аполло-4» на борт авианосца «Беннингтон», 9 ноября 1967 г. Принимал активное участие в боевых действиях во Вьетнаме и последовавшей затем эвакуации американских граждан и южно-вьетнамской администрации. Совершил 10 походов на театр военных действий (1.8.1963-10.3.1964, 5.4.1965-16.12.1965, 26.5.1966-16.11.1966, 16.6.1967-31.1.1968, 14.4.1969-17.11.1969, 14.5.1970-10.12.1970, 14.5.1971-18.12.1971, 5.6.1972-30.3.1973, 18.10.1973-5.6.1974, 16.9.1975-3.3.1976). 16.9.1966 спас 44 человека с потерпевшего крушение у о.Пратас английского судна "Аугуст Мун". 26.10.1966 пострадал от сильного пожара, ушел в Субик-Бэй (Филиппины), а оттуда — в США. После ремонта вновь вернулся к берегам Вьетнама. Выведен из боевого состава 30.9.1976, затем поставлен на консервацию (20.9.1979). Списан и продан на слом в 1989 г.
Выведен в резерв 8.5.1963, списан 1.5.1973.
Списан 30.1.1970, продан на слом 13.2.1970.
Выведен из боевого состава флота 30.7.1971, списан 15.7.1982.
![]() Запуск гигантского экспериментального аэростата "Скайхук" с авианосца «Вэлли Фордж», 26 января 1960 г.
Активно привлекался к поиску и спасению спускаемых капсул космических кораблей: «Фридом-7» с пилотом Э.Шэпардом — первым американцем, достигшим космического пространства (5.5.1961); прототипа «Джемини» (19.1.1965) и «Джемини-5» (29.8.1965). Выведен из боевого состава флота 2.5.1966. Списан 1.12.1969.
![]() Авианосец «Лейте» в Сан-Диего, начало 1950-х гг. На переднем плане видна крупномасштабная модель корабля.
Выведен в резерв 13.5.1960. Списан 1.6.1967.
![]() Противолодочный авианосец «Вэлли Фордж» в составе оперативной группы «Альфа» в Северной Атлантике, 1959 г.
Переоборудован в десантный вертолетоносец и 1.7.1961 получил новое обозначение LPH-8. 26.1.1960 участвовал в запуске первого гигантского аэростата «Скайхук» с целью исследования возможности его применения в качестве носителя антенны для РЛС. 22.12.1960 спас 27 человек с погибшего у мыса Гаттерас танкера «Пайн Ридж».
![]() Дирижабль ВМС над палубой «Энтиетама», 1954 г. Модернизирован по программе FRAM (бюджет 1962 г.). Списан 15.1.1970 и сразу же сдан на слом.
Выведен из боевого состава флота 28.12.1958, законсервирован. 15.5.1959 переклассифицирован в авиатранспорт с обозначением AVT-11. Списан 1.12.1969 и сдан на слом.
Модернизирован по проекту SCB-110 в 1955-1957 гг., вновь введен в строй в ноябре 1957 г. В декабре 1959 г. пострадал от пожара, возникшего во время стоянки в базе Субик-Бэй на Филиппинах. Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (6.3.1965-23.11.1965, 16.4.1971-6.11.1971, 10.4.1972-3.3.1973, 11.9.1973-31.1.1975). В 1966-1970 гг. прошел капитальную модернизацию по проекту SCB-101.66; вступил в строй 31.1.1970. С 1973 г. по договору с Японией постоянно базировался на порт Йокосука. В октябре 1972 г. пострадал от аварии самолета и вспыхнувшего затем пожара (5 человек погибли, 23 ранены). В апреле 1975 г. участвовал в эвакуации из Южного Вьетнама американских граждан. 21.8.1976 возглавил соединение у берегов Кореи после инцидента на границе и последовавшего обострения отношений между Севером и Югом. Неоднократно совершал походы из Тихого океана в Индийский (16.4.1979-30.5.1979, 18.11.1979-5.2.1980, 17.8.1980-6.11.1980). На момент начала войны в Афганистане находился вместе с авианосцем «Китти Хок» в Аравийском море и был приведен в боевую готовность. В январе 1980 г. участвовал в операции по освобождению американских заложников в Тегеране. 16.3.1981 штурмовик А-6 «Интрудер» с "Мидуэя" по ошибке сбил в Южно-Китайском море гражданский вертолет. В августе 1989 г. вновь совершил поход в Аравийское море. Участвовал в боевых действиях против Ирака (2.10.1990-17.4.1991), в том числе в операции «Буря в пустыне» (16.1.1991-27.2.1991). Затем ушел в Йокосуку. 12—27.6.1991 оказывал помощь населению Филиппин и персоналу военно-морской базы Субик-Бэй после извержения вулкана Пинатубо. В 1992 г. выведен в резерв. Намечалась продажа авианосца на слом, но в мае 1998 г. он все еще находился в законсервированном состоянии в г.Бремертон (штат Вашингтон). Сведений о разделке «Мидуэя» на металл пока не поступало.
![]() «Мидуэй» на рейде Генуи, февраль 1952г.
Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (21.6.1966-21.2.1967). 4.11.1966 в Южно-Китайском море пострадал от пожара, возникшего в момент приема топлива с танкера-заправщика (8 человек погибли, 4 ранены). 26.5.1969 на корабле установлена новая противопожарная система, способная тушить огонь забортной водой, пеной и химическим составом (вскоре принята на других авианосцах). В октябре 1973 г., во время арабо-израильской войны находился на Средиземном море и служил промежуточным пунктом в обеспечении перелета из США 50 переданных Израилю штурмовиков А-4 «Скайхок» (самолеты достигли конечной цели с двумя посадками - на Азорских островах и палубе находившегося у берегов Сицилии «Рузвельта»). 4.10.1976 на авианосце была сформирована первая эскадрилья самолетов с вертикальным взлетом и посадкой AV-8A «Харриер». 21.4.1977 «Франклин Д.Рузвельт» вернулся в США из своего последнего похода на Средиземное море. 1.10.1977 он был списан и сдан на слом.
Активно участвовал в боевых действиях во Вьетнаме (7.12.1964-1.11.1965, 29.7.1966-23.2.1967, 26.7.1967-6.4.1968, 7.9.1968-18.4.1969, 23.9.1969-1.7.1970, 12.11.1971-17.7.1972, 9.3.1973-8.11.1973, 5.12.1974-2.7.1975). В апреле 1975 г. обеспечивал эвакуацию из Индокитая американских граждан. 12—14.5.1975 осуществлял поиск и спасение экипажа американского теплохода «Майягуэс», захваченного в нейтральных водах «красными кхмерами».
![]() «Корал Си» в феврале 1985 г. Модернизирован в 1979 г. и 1983 - 1984 гг. Возглавлял оперативное соединение в Аравийском море (5.2.1980-30.4.1980). Совместно с атомным авианосцем «Карл Винсон» совершил кругосветное плавание (март - сентябрь 1983 г.). С 13.10.1985 находился на Средиземном море. Участвовал в боевых действиях против Ливии (24.3.1986-15.4.1986); в ходе операции «Эльдорадо Каньон» наносил удары по городам Триполи и Бенгази (14-15.4.1986). В мае 1986 г. ушел в США. С 29.9.1987 — снова на Средиземном море. В апреле 1988 г. находился в Карибском море и 19.4.1988 оказывал помощь линкору «Айова», пострадавшему от взрыва башни в ходе учебных стрельб. 1.8.1989 прибыл к берегам Ливана с целью демонстрации силы после захвата в заложники американца У.Хиггинса - военнослужащего из состава миротворческих сил ООН. По возвращении в США авианосец выведен из боевого состава флота (23.4.1990) и продан на слом (30.3.1993).
![]() «Корал Си» в последние годы своей службы. На палубе видны сверхзвуковые истребители F-18 «Хорнет».
|