1952-1956. Курсантская пора
А.Саксеев учится!
Ремарка А. А. Саксеева Изящный переход к другой теме, совершенный ранее Эриком Александровичем, требует небольшого комментария. Оба соавтора принадлежат к тому поколению россиян мужского пола, чье детское, а потом и юношеское восприятие женщин как неизбежного элемента окружающей действительности оказалось изуродованным раздельным (по признаку пола) обучением в средней школе и вполне монастырским укладом жизни в Военно-морских училищах (Пятидесятые годы! Смотри «Курсантские страдания»!). Упомянутое обстоятельство чрезвычайно повысило значение «коэффициента влюбляемости» обоих соавторов и, соответственно, число сопутствующих влюбленностям ошибок и «очень маленьких трагедий» (каждая из которых переживалась очень серьезно, но благодаря сангвиническому темпераменту соавторов недолго!). Навык же влюбляемости, приобретенный в юности, соавторы несут через всю жизнь, шлифуя его и ныне (на своих любимых женах, естественно!). Вирши, помещенные ниже, представляют собой композицию из многих юношеских писаний (за исключением «Завета», написанного много позже).— А. С.
* Общее название серии реферативных журналов ряда научно-исследовательских институтов США. Поступали и в СССР. - А. С.
* При температуре +25° по Цельсию и выше личному составу разрешалось ночью спать на верхней палубе. - А. С.
* Для парадных расчетов был изготовлен специальный комплект позолоченных боцманских дудок! - А. С.
“А” и “Б”, оставшись при свете красного фонаря, решили отпечатать не более десятка снимков и смываться из этого странного места побыстрее. Обстановка очень попахивала чрезвычайным происшествием! Предчувствия не обманули! “Вот они!” - с такими воплями в помещение ворвались корабельный штурман и два офицера электромеханической боевой части. За ними маячил фотолюбитель-старшина, прижимая грязный указательный палец к губам: “Не выдавайте!” Курсанты сдались без сопротивления. Прикинувшись кретинами, вину взяли на себя. А произошло следующее: бравый разгильдяй, он же фотолюбитель от штурманской боевой части, в поисках питания для увеличителя закоротил-таки один из приборов, управляющих рулевой машиной. Та положила руль на левый борт и замерла в этом положении. Неплановая циркуляция корабля в районе оживленного судоходства всполошила командование. Виновников (якобы) аварии рулевой машины “продал” сдрейфивший фотолюбитель-старшина (паскуда!). Все в итоге обошлось. Корабль постоял минут двадцать на стопе. Неисправность устранили заменой одного из предохранителей. Поход продолжался.Перед старшим лейтенантом Сиротой встала задача назначения меры наказания и формулировки причины оного для записи в карточку поощрений и взысканий виновников ЧП. Думал он, судя по идиотизму формулировки, достаточно долго. Руководитель штурманской практики капитан первого ранга Прибой, прибывший на следующий день катером, долго и заливисто хохотал, прочитав: “Тридцать суток без увольнения на берег за попытку вывести корабль из строя”. Отхохотавшнсь, Прибой перечеркнул последние слова и записал: “За нарушение корабельных правил”. Потом вызвал “виновников ЧП” и медленно, но четко произнес: “Запомните, салаги, "Беспризорник", в сущности, прав! Любое нарушение корабельных правил чревато гибелью корабля!” “А” и “Б” запомнили.Вот такая история. А снимки и пленки пропали бесследно. Страх-1 Упомянутые ранее, но уже четверокурсники, “А” и “Б” курсанты Высшего военно-морского училища связи (радиотехнический инженерный факультет, второй набор) на корабельной практике оказались расписанными в расчет боевого поста гидроакустического наблюдения на легком крейсере “Александр Невский”, который в то время (июль 1954 г.) был флагманским кораблем эскадры Северного флота, отправлявшейся в сбор - поход по морю Баренца. Особая привлекательность гидроакустического боевого поста была связана с тем, что на ходу выше двенадцати узлов вахта гидроакустического наблюдения закрывалась, так как выдвижная антенна гидроакустической станции должна была втягиваться в днище крейсерского корпуса во избежание заклинивания или (не дай бог!) облома. А если учесть, что свои перемещения “по морям, по волнам” крейсер обычно выполнял на ходу в восемнадцать узлов и более (до тридцати двух!), то легко понять, что основная боевая обязанность, гидроакустиков состояла в том, чтобы постоянно быть “свеженькими”, на 100% готовыми к бдительному несению гидроакустической вахты. Требуемый уровень готовности достигался почти непрерывным сном. Прямо на боевом посту. Застукать дрыхнущих гидроакустиков никакой возможности не было. Во-первых, задрайки палубного люка в кубрике № 9 интендантской команды, через который, единственно, можно было попасть к гидроакустикам, были так налажены, что открыть их без стука и лязга было невозможно. Во-вторых, звонки корабельных телефонов (морских в брызгозащищенном исполнении), звучание “колоколов громкого боя” (тоже электрозвонки, но размером крупней) и звуки ревунов боевой сигнализации были такой интенсивности, что разбудили бы и дохлого таракана. А в-третьих, гидроакустики, пресыщенные сном (от которого на флоте за всю его славную историю, как известно, никто не умирал!), спали сном поверхностным, хотя и в полной “отключке”, но напоминавшем, скорее, благостную дремоту, чем “мертвый сон”, и на любой ненормативный звук вскакивали, и сна “ни в одном глазу!”. Для пущей убедительности на посту всегда пребывала в развешенном состоянии схема гидроакустической станции. (“Занимаемся!”) Эту схему оба гидроакустика знали на память, младший (матрос по второму году службы Вася) “до винтика”, а старший (кудреватый старшина первой статьи Дмитрий Белов с пышными казацкими усами) — “до тошнотиков”, так как служил уже по седьмому году. (По причине разгара “холодной войны” демобилизация дефицитных специалистов задерживалась.) Спали гидроакустики вполне комфортно. Старший - на почти двухметровой столешнице, прикрепленной к носовой переборке рубки и предназначенной для ведения вахтенной документации и раскладывания схем при занятиях по специальности, а младший - прямо на линолеуме палубы, содержавшемся, как и всюду на крейсере, в стерильной чистоте. Рубка была просторная, почти восемь квадратных метров на уровне палубы (по подволоку — ощутимо больше, сказывался “развал” бортов носовой оконечности крейсерского корпуса). Курсантов “А” и “Б” гидроакустики встретили радушно, даже радостно. В их однообразной службе этот эпизод выглядел значительным событием. Еще бы! Курсантов их родной радиотехнической специальности на флотах еще практически не бывало! Офицеры радиотехнической службы в те годы почти все назначались из переподготовленных артиллеристов да из связистов-неудачников. Старшина поста, по возрасту года на три-четыре старше курсантов, поначалу взял было покровительственный тон во взаимоотношениях, но быстро установив, что “курсачи” в схемах кумекают не хуже него, станцию знают, а кое в чем могут и его поучить, сменил покровительственно-снисходительную интонацию на сугубо уважительную. Разрешил звать себя просто Митя и установил на боевом посту для курсантов (совсем не заносчивых!) режим наибольшего благоприятствования. Самым яркий проявлением этого факта было предложение старшины “бросить на пальцах”, кому из гостей спать на его “старшинской столешнице”. Поломались, но бросили. Досталось “Б”. Так как крейсер шел шестнадцатью узлами в Мотовский залив и вахта была закрыта, то тут же выключили свет и разместились: “Б” - на столешнице, а остальные - на палубе. Кто как. Старшина в привычной позе “в угол головой”, но уже не на столешнице, а вдоль левой бортовой переборки. Под шорох буруна за бортом заснули быстро. Резкий звон колоколов громкого боя и корабельная трансляция, объявившая постановку на якорь, разбудили всех мгновенно. Старшине следовало доложить на БИП (Боевой информационный пост крейсера) о готовности гидроакустического поста. Однако в темноте рубки слышались лишь какие-то стоны, всхлипы и поскребывания. Зная о недопустимости задержки с докладом, к неоновой лампочке телефона кинулся младший гидроакустик и доложил, как положено. “Б” щелкнул выключателем, расположенным рядом с его “спальным местом”, и включил свет. Посреди палубы сидел старшина Митя, бледный до голубизны, с вылупленными глазами. Покрутив головой старшина, несколько раз крепчайшим образом выругался. Бледность отошла. “Чтоб я, м-моряк Белов, когда-нибудь так пугался! Такого не было! И не дай бог, чтобы повторилось! Помру! Ведь я, кретин, край столешницы искал! Соскочить не мог! Ребята! О моем позоре - молчок! Годки засмеют!” Но сам же вечером в кубрике взахлеб рассказывал весело регочущей братии из радиотехнической службы, как он стал маленьким, как таракан, и долго-долго полз к краю столешницы, а его все не было! Рассуждали о страхе. Решили, что самое жуткое - это нежданная и полная “потеря обстановки” в момент, когда надо действовать, а как - неизвестно! Старшине Белову вернули его “штатное спальное место” — столешницу. Он не возражал. Бомбим подводную цель Солнечным утром следующего дня крейсер стоял на якоре под южным берегом знаменитого полуострова Рыбачий в средней части Мотовского залива, назначенного местом сбора эскадры. Корабли подходили. Эсминцы, сторожевики. Выполняли ритуал обмена опознавательными и позывными сигналами. Занимали свои “точки”. На выходе из залива в Баренцево море (так оно писалось в те годы на морских картах) стоял в дежурстве сторожевой корабль, ведущий непрерывное зрительное, радиолокационное и гидроакустическое наблюдение за обстановкой. Примерно в десять часов поутру с дежурного корабля на БИП “Александра Невского” (флагмана) поступило сообщение: “Имею контакт с подводной целью. Пеленг...; дистанция...; скорость полтора узла, входит в залив”. Боевая тревога разметала команду крейсера по боевым постам. На гидроакустическом посту была открыта вахта шумопеленгования. Но, несмотря на отсутствие помех (крейсер-то стоял на якоре!), никаких шумов винтов не обнаружилось. Старшина Белов с надетым телефонным гарнитуром казался воплощением внимания. Мягкими движениями руки он медленно вращал рукоятку контроллера и прослушивал горизонт градус за градусом. “А” и “Б” с волнением и интересом наблюдали за боевой работой акустиков. Вдруг лицо старшины прояснилось: “Слабый шум по пеленгу... Обороты винта не подсчитываются!”, в ответ удовлетворенный голос с БИПа: “Направление на шум соответствует предполагаемому месту цели! Перейти в гидролокационный режим!” Акустик Вася скрипел карандашом, записывая все доклады и команды в вахтенный журнал. Уши его алели. От волнения. Не меньше его волновались и курсанты. Непонятными были лишь спокойствие старшины, который после обнаружения шума как-то даже расслабился, и весьма спокойный тон команды с БИПа, а ведь обнаружена была подводная цель! В закрытом районе! Перешли в гидролокационный режим. На рекордере появился слегка размытый, но достаточно четкий эхосигнал. Пеленг менялся слабо. “На цыпочках лезут гады!” - театральным шепотом произнес Митя и, заговорщицки подмигнув курсантам, продолжал: “Ну, Вася, если застукали чужую подлодку, быть тебе в отпуске! Я скажу, что это ты первый контакт засек!” Уши у Васи заалели ярче. Он молча продолжал царапать вахтенный журнал. На душе у курсантов было тревожно. Обнаружение подводной цели было налицо! А что дальше? Сомнения были сняты командой, которая была передана и по корабельной трансляции: “„Буян-4", выполнить бомбометание! Одной малой!” “Буян-4” - это были радиопозывные дежурного корабля. Курсанты это знали. В глубине курсантских душ шевелилось скверное предчувствие возможных драматических последствий наблюдаемого эпизода. Обсудили это шепотом, стараясь не помещать акустикам. “Что, курсачи, это вам не теорию изучать! Тут сплошная боевая практика! Вот сейчас как грохнет!” Грохнуло. Старшина, уже не стараясь быть серьезным, хихикал. По трансляции прошла команда о спуске на воду двух баркасов. “Это чтобы всплывшие предметы подобрать! Для опознания!” - веселился Митя. Прозвучал отбой боевой тревоги. Курсанты вылезли на палубу. На обширной части акватории залива ползали баркасы и шлюпки, спущенные с кораблей. Собирали треску, плававшую вверх брюхом почти сплошь по поверхности. “Подводная цель” была косяком трески. И БИП, и старшина это знали с самого начала. По характеру шума и эхосигнала, а также по замыслу командования эскадры, которое подобные учебные бомбометания учиняло не единожды. “Ну, ребята, вы еще вполне салаги, оказывается! Как мой Вася! - ликовал старшина Белов, беседуя с курсантами.- А я-то думал, зачем вас таких умных и знающих ко мне на пост засунули? Теперь понял! Учиться будем!” И курсанты учились. Слушали и распознавали шумы и эхосигналы на гидроакустическом посту. Работали на планшетах обстановки в БИПе. Учились читать “картинки” на радиолокационных станциях разных диапазонов и предназначений. Всюду старались выведать у старшин и матросов “изюминки” практического свойства. И был поход к Новой Земле. Прием на борту крейсера новоземельского “президента” Тыко Вылки. А потом был отпуск. А после отпуска “переселение” в новое Училище - Высшее военно-морское инженерное радиотехническое. Уже не в Петергофе, а в Гатчине.
|
Жесткие диски :жесткий диск на терабайт купить. Отзывы, обзоры, низкие цены. . По реальным ценам пентхаусы предлагаем всем желающим.