Краткий словарь морских терминов
Аванпорт
— район порта, его часть, вынесенная на большие, сравнительно с основным портом, глубины.Авторулевой — прибор, работающий от гирокомпаса. Служит для автоматического удержания судна на заданном курсе. Повороты судна, т. е. намеренное изменение его курса, осуществляются рулевым.
Азбука Морзе (код Морзе) — набор телеграфных сигналов, передаваемых в виде сочетания точек и тире.
Анкерок — небольшой деревянный бочонок вместимостью в два-три ведра для хранения питьевой воды в спасательных шлюпках.
Аппарель — составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно.
Артиллерийские (пушечные) порты — отверстия квадратного сечения в борту или надстройке парусного корабля для стрельбы из орудий.
Ахтерпик — крайний кормовой отсек судна для хранения запаса воды. Занимает пространство от передней кромки ахтерштевня до передней от него кормовой водонепроницаемой переборки.
Ахтерштевень - брус, идущий вертикально или наклонно от киля вверх и представляющий собой конструктивное оформление кормовой оконечности судна.
Бак — 1. Надстройка в носовой части судна, начинающаяся от форштевня; 2. На парусных судах все пространство верхней палубы от форштевня до фок-мачты.
Бакштаг — 1. Курс парусного судна под углом более 8 румбов (90 градусов) и менее 16 румбов, при попутно-боковом ветре; 2. Трос для крепления судовых мачт, дымовых труб и т. д.
Балкер — судно для перевозки навалочных грузов.
Балл — единица, выражающая силу ветра или высоту волны по шкале Бофорта. Обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураган) баллов, а высота волны — от 0 до 9.
Балласт — жидкий или твердый груз (вода, песок, камень, чугунные болванки и проч.), принимаемый на судно для обеспечения необходимых мореходных качеств. Выражение “в балласте” означает, что судно идет без груза.
Балластная система — судовая система для приема, перекачки и удаления водяного балласта при балластировке.
Балластные цистерны — отсеки междудонного пространства, отделенные один от другого водонепроницаемыми переборками, служащие для заполнения водным балластом, а иногда (некоторые из них) жидким топливом.
Баллер руля — ось руля, скрепленная с его пером.
Банка — 1. Отдельно лежащая мель — неглубокий участок дна, над которым глубина значительно меньше обычной глубины в этом районе; 2. Деревянная скамья шлюпки.
Барк — морское парусное судно, имеющее от 3 до 5 мачт, с косыми парусами на кормовой мачте (бизань-мачте) и прямыми на остальных.
Баркас — 12-и 22-весельная судовая шлюпка, имеющая парусное вооружение, служащая для перевозки людей, грузов и завозки якорей.
Баркентина (шхуна-барк) — морское парусное судно, имеющее не менее 3 мачт с косым парусным вооружением и переднюю мачту (фок-мачту), несущую прямые паруса.
Бегучий такелаж — снасти судна, служащие для подъема и поворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами и для управления ими.
Береговая охрана США — военно-морская организация США, в задачи которой входят: охрана морских границ страны, борьба с контрабандой, оказание помощи терпящим бедствие на море.
Беседка — доска, обвязанная веревочными стропами, служащая для подъема (или опускания) человека на высоту.
Беседочный узел (булинь) — морской узел, которым вяжется незатягивающаяся петля под мышками человека для страховки при подъеме на высоту или опускании за борт.
Бизань-мачта — самая задняя (кормовая) мачта у судов и кораблей с 3 и более мачтами.
Бимсы — поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие балками для настила палубы.
Битенг — чугунная тумба, служащая для крепления толстых тросов (швартовов, буксиров).
Бом-утлегарь — рангоутное дерево, являющееся продолжением утлегаря, который, в cboю очередь, есть продолжение бушприта.
Боны, боновые заграждения — плавучие препятствия, преграждающие подводным лодкам, торпедам и катерам противника доступ в порты, базы или какие-либо другие охраняемые районы морских берегов и рек. Для прохода своих судов боны имеют разводную часть, называемую боновыми воротами.
Бортовые огни — отличительные огни, обозначающие борт судна. На правом борту устанавливается зеленый огонь, на левом — красный.
Бот — небольшое парусное одномачтовое судно, нередко имеющее двигатель.
Брамсель — третий снизу парус на мачте с прямым вооружением.
Брам-рей — второй по счету рей, подвешенный над первым.
Брандер — во времена парусного флота так называлось судно, предназначенное для сожжения неприятельского флота. Во время боя брандер, нагруженный горючими и взрывчатыми веществами, пускался по ветру или течению на корабли вражеской эскадры.
Брасы — снасти бегучего такелажа, служащие для поворачивания реев в горизонтальной плоскости.
Брашпиль — механическое устройство для поднятия якорей или для швартовки. На малых судах — ручной, на больших — паровой или электрический.
Бриг — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на обеих мачтах.
Бригантина — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на передней мачте (фок-мачте) и косым на задней (грот-мачте).
Британский регистр Ллойда — морское классификационное общество Великобритании, занимающееся наблюдением за постройкой судов, освидетельствованием, присвоением им определенного класса, наблюдением за состоянием их корпуса и механизмов в процессе эксплуатации.
Броненосец — боевой корабль с бронированным корпусом, вооруженный крупнокалиберной артиллерией. Такие корабли строились до русско-японской войны 1904—1905 гг.
Бросательный конец — линь, имеющий на конце груз в виде парусинового оплетенного мешочка с песком. Служит для подачи тросов (например, швартовов) с судна на причал (или наоборот).
Бугель — плоское металлическое кольцо, плотно охватывающее определенные части рангоута для скрепления его отдельных частей или для крепления к ним частей такелажа, блоков и т. п.
Бульб — выступающее вперед каплевидное (или полусферическое) утолщение подводной части носа судна, уменьшающее волновое сопротивление воды и интенсивность ударов носовой оконечности о воду.
Бункер — 1. Помещение на судне для хранения запасов топлива. Бункер для жидкого горючего называется топливной цистерной; 2. Запас судового топлива (угля или мазута).
Бушприт — горизонтальный или наклонный брус круглого сечения, выступающий за форштевень парусного судна. Служит для выноса вперед и крепления носовых треугольных парусов с целью увеличения парусности и улучшения поворотливости судна.
Валек весла — короткая утолщенная часть весла, начинающаяся сразу же за рукоятью, имеющая обычно сечение шестигранника.
Валовая вместимость судна - объем всех помещений судна как под верхней палубой, так и на палубе, кроме определенных, точно перечисленных исключений. Выражается в регистровых тоннах и служит показателем размера судна.
Ванты — снасти на судне, удерживающие с боков и несколько сзади мачты, стеньги и брам-стеньги; между вантами вплетены короткие отрезки линя, называемые выбленками, которые служат ступенями для подъема и спуска матросов.
Ватерлиния — линия, отмеченная цветной полосой вдоль бортов судна, по которую оно углубляется в воду. Соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке судна при полной загрузке.
Вельбот — быстроходная гребная шлюпка с одинаковыми острыми обводами носа и кормы. Имеет парусное вооружение. Используется как спасательное средство.
Веретено якоря — стальной стержень, с нижнего конца которого крепятся лапы якоря, а с верхнего — скоба для соединения с якорной цепью или якорным канатом.
Винт регулируемого шага (ВРШ) — гребной винт, лопасти которого могут поворачиваться относительно осей перпендикулярно к оси гребного вала. Внутри ступицы ВРШ располагается механизм, обычно с гидравлическим приводом, поворачивающий лопасти на заданный угол и удерживающий их в этом положении. Управление положением лопастей дистанционное с мостика судна.
Водоизмещение — количество воды, вытесняемой плавающим судном; характеристика размеров судна.
Вооружение — оснастка парусного судна: совокупность рангоута, такелажа и парусов.
Впередсмотрящий — вахтенный матрос на баке или ходовом мостике, наблюдающий за всем происходящим в море впереди по курсу судна. Назначается на пост при плавании в обстановке плохой видимости.
В полном грузу - выражение, обозначающее, что судно имеет в своих трюмах полный груз и сидит в воде по предельную осадку (т. с. судно полностью загружено).
Второе (двойное) дно — внутренняя водонепроницаемая обшивка судна, настилаемая сверху на днищевые стрингера. Между наружной и внутренней обшивкой образуется междудонное пространство.
Выбленки — линии, вплетенные поперек вант и образующие вместе с ними как бы веревочную лестницу для подъема на мачты и стеньги.
Вывалить шлюпку — приподнять ее с кильблоков и вывести на шлюпбалках за борт судна.
Высота борта — расстояние от кромки верхней палубы до линии киля по вертикали на миделе.
Выстрел — рангоутное дерево, прикрепленное шарнирным соединением перпендикулярно к борту корабля, служит для стоянки шлюпок у борта.
Гак - железный или стальной крюк для подъема грузов, для подвешивания шлюпок, для буксировки и т. п.
Гакаборт - верхняя часть кормовой оконечности судна, т. с. верхняя часть кормы.
Галион — большое парусное военное судно Португалии и Испании в средние века.
Галиот - название типа грузового парусного судна времен средневековья.
Галс — 1. Курс судна относительно ветра. Идти левым или правым галсом - идти на парусном судне так, чтобы ветер дул с левого или правого борта. 2. Снасть парусного судна, прикрепляющая нижний передний угол косых парусов.
Гальюн — уборная на судне или корабле.
Генеральный груз — любой штучный груз в упаковке или без нее, принимаемый к перевозке по счету грузовых мест (т. е. грузы в упаковке, идущие по счету).
Гидрант - водозаборный кран, установленный на судовой пожарной магистрали или на территории порта.
Гирокомпас - электромеханический компас, в котором роль магнитной стрелки выполняет гироскоп. Служит для определения курса судна.
Гитовы - снасти бегучего такелажа, служащие при уборке прямых парусов для подтягивания к середине рея их нижних углов.
Гичка - быстроходная легкая узкая гребная шлюпка, похожая на вельбот. Служила на корабле для разъезда командира во время стоянки корабля на рейде.
Глаголь-гак — откидной гак, который в рабочем положении удерживается особым звеном цепи, благодаря чему он может быть откинут после изъятия стопорной чеки, даже если снасть или цепь натянуты втугую.
Глубина трюма — расстояние от настила второго дна до нижней кромки палубного бимса.
Грот - 1. Грот-мачта; 2. Нижний прямой парус на грот-мачте.
Грот-мачта - средняя (или вторая) мачта на судне считая от носа; обычно самая высокая мачта на парусных судах.
Грота-брам-стеньга — вторая по счету стеньга второй мачты (грота), если считать от палубы вверх.
Гроулер - часть, отколовшаяся от большого айсберга; маленький айсберг.
Грузовая марка — система знаков в виде круга, фигуры, напоминающей гребень, на обоих бортах судна в середине его длины, определяющих допустимую осадку и минимальную высоту надводного борта для различных районов и условий плавания.
Грузовой порт (судна) — герметически закрывающийся вырез в борту судна для погрузки и выгрузки и для входа и выхода пассажиров.
Грузовые сетки — прочные сети, сплетенные из растительного троса, используемые для грузовых операций.
Двойное дно — внутреннее дно судна, служащее для предохранения от последствий пробоин, увеличивает надежность корпуса. Пространство между внутренним дном и наружным называется междудонным и делится продольными и поперечными переборками на отсеки, которые используются для хранения воды и жидкого топлива.
Дедвейт — полная грузоподъемность торгового судна, т. е. максимальная масса груза (в том числе запасы топлива, воды, снабжения, судовые запасы и экипаж), которую судно может принять при его погружении по грузовую марку. Дедвейт представляет собой разность между водоизмещением судна в полном грузу и порожним (в балласте).
Дек — традиционное название палубы на парусных военных кораблях. Сейчас палубу называют деком лишь на пассажирских судах, например: бот-дек - шлюпочная палуба, променад-дек - прогулочная палуба, сан-дек — солнечная палуба и т. п.
Дефлектор вентилятора — поворотный раструб вертикальной трубы, вентилирующей помещения. Он может быть повернут в любую сторону по отношению к ветру, чем и обусловливается его нагнетательное (вдувное) или вытяжное действие.
Дифферент — разница в осадке (углублении) судна носом и кормой. Например, при осадке судна носом 3 м, а кормой 3,5 м говорят, что судно имеет дифферент 0,5 м на корму.
Док - инженерное сооружение, куда ставят суда для ремонта подводной части корпуса; доки бывают сухие и плавучие.
Докование -- постановка судна в док с последующим осмотром и производством работ на подводной части корпуса.
Док-бассейн - акватория порта, предназначенная для стоянки судов в местах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.
Дредноут — нарицательное наименование тяжелого военного корабля. “Дредноут” (в переводе с англ. означает “Неустрашимый”) — английский линейный корабль (постройки 1906 г.) нового типа, имевший башенные орудия калибром 12 дюймов.
Дрейфовать — 1. Перемещаться по ветру или течению без помощи какого-либо двигателя; 2. Сносить с места ветром или течением судно, стоящее на якоре, который не достаточно хорошо забрал грунт и ползет.
Жвака-галс — последний короткий отрезок якорной цепи, конец которой приклепан внутри цепного ящика и соединен с последней смычкой якорной цепи с помощью глаголь-гака. Такое устройство позволяет быстро освободиться от якоря, если его почему-либо нельзя выбрать.
Забрал грунт (о якоре) -- выражение, обозначающее, что рог адмиралтейского или лапы втяжного якоря заглубились в грунт, т. е. якорь держит.
Задраить — плотно, наглухо закрыть (люки, иллюминаторы и т. п.), обычно при помощи специальных приспособлений — задраек.
Зарифленные паруса — паруса, взятые на рифы: их площадь при этом уменьшена в зависимости от силы ветра.
Зыбь — волнение на море, продолжающееся после того, как ветер прекратился или изменил направление. Зыбь при полном штиле называется мертвой зыбью.
Зюйдвестка — 1. Шляпа из непромокаемой ткани, имеющая поля и полог сзади, служащая для защиты головы от ветра, брызг и дождя во время несения вахты на открытой палубе; 2. Широкий непромокаемый плащ с капюшоном.
Кабельтов — единица длины, применяемая на море. Равна одной десятой морской мили, т. е. 185,2 м.
Каботажная линия — сообщение между портами одной страны в отличие от заграничного сообщения. Различают большой и малый каботаж. Большой каботаж — сообщение между портами, лежащими на побережье различных морей. Малый каботаж - сообщение между портами одного и того же моря. Термин “каботаж” употребляется иногда в смысле прибрежного плавания.
Кавасаки — моторный бот японо-корейского типа длиной до 15 м. применяющийся в качестве промыслового судна в дальневосточных водах.
Камбуз — судовая кухня.
Канонерская лодка — небольшой артиллерийский корабль, предназначенный для обстрела береговых линий.
Кардек — термин, заимствованный из английского языка, производный от слов “car” (автомобиль) и “deck” (палуба), соответствует русскому понятию “автомобильная палуба”.
Карча — (каряга), затонувшее, подмытое с берега дерево, лежащее корнями на дне реки, а стволом под углом по течению у поверхности воды.
Киль — главная продольная связь, являющаяся конструктивным основанием корпуса судна. Спереди к килю крепится форштевень, сзади — ахтерштевень.
Кильблоки — две деревянные подставки для установки шлюпки, имеющие сверху вырезы по форме поперечного сечения днища спасательных шлюпок и соединенные между собой продольными брусьями. Устанавливаются у борта судна на шлюпочной палубе.
Кильсон — продольная связь па судах с одинарным дном. соединяющая днищевые части шпангоутов. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий но только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.
Кингстон — клапан в наружной обшивке подводной части судна, служащий для забора воды внутрь судна или корабля. При открытых кингстонах судно затапливается.
Класть руль право (или лево) на борт — поворачивать штурвал, а значит, и руль в правую или левую сторону до отказа, т. е. ставить перо руля в крайнее положение для обеспечения наибыстрейшего поворота судна.
Клипер — быстроходное парусное судно XIX века, с острыми обводами корпуса и развитой парусностью.
Клотик — точеный, обычно деревянный кружок, надеваемый на флагшток или топ-мачту. Сквозь него пропускаются фалы (тросы), служащие для подъема флагов.
Клюз — отверстие в палубе и надводной части борта судна для пропуска якорной цепи или троса.
Кнехты — литые чугунные или стальные тумбы, служащие для крепления к ним швартовых или буксирных тросов.
Кница — 1. Кусок листовой стали обычно треугольной формы, служащей для связи между собой отдельных частой судового набора. 2. Деревянный угольник, скрепляющий шлюпочную банку с верхней частью шпангоута.
Коечные стойки — рамы поверху фальшборта на военных парусных кораблях, в которых днем хранились свернутые и зашнурованные парусиновые подвесные койки (гамаки). Во время боя они служили своего рода бруствером для защиты от осколков снарядов и пуль.
Кожух гребного колеса - железное глухое ограждение, предохраняющее гребное колесо от повреждения при навалах на причал и проч.
Кокпит — углубленное открытое помещение в кормовой части палубы для рулевого и пассажиров (на катерах и парусных яхтах).
Комингс — 1. Вертикальный лист, идущий и образующий по периметру трюмовых люков нечто вроде шахты, которая сверху закрывается люковым закрытием; 2. Лист под нижней кромкой водонепроницаемой двери или лацпорта.
Конвой — I. Соединение транспортных судов, объединяемых для совместного плавания под охраной военных кораблей в военное время; 2. Охрана, состоящая из боевых кораблей, сопровождающая в море торговые суда.
Конец — в морском обиходе любая веревка или трос вне зависимости от длины и толщины (например, буксирный конец, швартовый конец и т. п.).
Коносамент — документ, содержащий условия договора морской перевозки груза.
Корабельная оснастка — прямое парусное вооружение судна на всех (двух и более) мачтах; при такой оснастке бизань-мачта, как правило, несет нижний косой парус, носящий конт-бизани.
Корвет — 1. Самое маленькое трехмачтовое судно в парусном военном флоте, с полным прямым вооружением, несущее до 30 пушек, расположенных только на верхней палубе. С 40-х годов прошлого столетия, помимо парусов, стали иметь паровые двигатели; 2. Современный сторожевой корабль, несущий эскортную службу по охране торговых судов.
Кошка
— приспособление в виде небольшого якоря с тремя и более лапами, применяемое для подъема со дна затонувших предметов (тросов, цепей и т. д.). Во времена парусного флота малые кошки без лап назывались абордажными кошками и служили для сцепления двух кораблей, сражавшихся на абордаж.Крамболы — брусья, выступающие с обеих скул парусного судна позади клюзов для подъема и крепления якорей. Выражение “со стропы крамбола” означает направление вперед, составляющее угол 45 градусов к диаметральной плоскости судна.
Крейсер — военный корабль, предназначенный для несения разведывательной и дозорной службы, поддержки легких сил в бою, охранения каравана судов в море.
Крен — поперечное наклонение судна на один из бортов.
Кренгование — придание кораблю сравнительно небольшого крена для осмотра или ремонта подводной части корпуса.
Крестины судна — торжественная церемония, предшествующая спуску судна на воду, когда ему присваивается название, произносятся речи и о его форштевень разбивают бутылку шампанского.
Круиз — перевозка пассажиров морем с целью экскурсий, отдыха и развлечений с возвращением в пункт отправления.
Крыло ходового мостика — выступающая на 2—3 метра за уровень каждого борта судна огражденная площадка, на которую можно попасть через дверь мостика. Служит для наблюдения при швартовке и грузовых операциях.
Крюйт-камера — во времена парусного флота так называлось на военных кораблях помещение, в котором хранились взрывчатые вещества.
Кубрик — общее жилое помещение на судах для команды. Куттер — морское парусное одномачтовое судно с косыми парусами. Один из видов яхт. В парусном военном флоте — самый малый корабль.
Курс — направление, по которому идет судно (угол в плоскости горизонта между северной частью меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна).
Лавировать - двигаться вперед зигзагами против ветра. Лаг прибор для определения скорости судна. Лагом к волне - положение судна но отношению к идущим волнам, когда последние бьют в борт, т. е. судно находится бортом к волне.
Лаг - прибор для определения скорости судна.
Лагом к волне — положение судка по отношению к идущим волнам, когда последние бьют в борт, т. е. судно находится бортом к волне.
Лайнер - пассажирское или грузовое судно, совершающее регулярные скоростные рейсы на определенных линиях между определенными портами.
Лацпорт — герметически закрывающаяся дверь в борту судна или в поперечных переборках твиндека на больших судах для ускорения грузовых операций.
Леерное ограждение — туго натянутый трос, укрепленный в один или два ряда на идущих по краю верхней палубы вдоль борта стойках, служащий для предохранения людей от падения за борт.
Лекальные ящики — воздушные и водонепроницаемые ящики, идущие но внутреннему лекалу борта и под банками шлюпки, обеспечивающие се непотопляемость.
“Либерти”
— тип транспортных судов, строившихся на верфях США во время второй мировой войны, вместимостью 10 000 т, длиной 135 м и развивающих скорость до 10 узлов.Линейный корабль (линкор) — 1. Большой парусный корабль, предназначавшийся для ведения артиллерийского боя в кильватерном строю, т. е. вытянувшись в линию; 2. Современный военный корабль, несущий орудия крупного калибра и защищенный мощной броней (линкор).
Линек — короткий отрезок линя с завязанными узлами для наказания матросов во времена парусного флота.
Линь — трос не более 25 мм по окружности из высококачественных растительных (конопли, агавы, абаки) или синтетических волокон, служащий для оснастки, такелажных работ и т. д.
Лихтер — несамоходное сухогрузное судно для перевалки грузов стоящих на рейде морских судов на мелководный берег и обратно.
Лот — прибор для измерения глубины с судна.
Лотлинь — тонкий трос из растительного волокна, к которому прикреплена свинцовая гиря ручного лота. По длине он размечен специальными мерками по 20 и 50 см для определения глубины под килем судна.
Лоцманская проводка — проводка судна лоцманом в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к морским портам, в пределах акваторий порта и на реках.
Льяла — пространства между бортом судна и бортовой стенкой балластных цистерн или пространства в машинных отделениях в виде выгороженных частей двойного дна, куда по трубам стекает вода, скопляющаяся у бортов судна.
Люковое закрытие — деревянные или металлические крышки, служащие для закрытия и герметичного задраивания люков грузовых трюмов.
Лючины — щиты из толстых досок, которые кладутся на съемные бимсы между комингсами люка; люковые закрытия.
Манильский трос - трос из волокон дикого банана (абака).
Машинный телеграф — устройство, служащее для передачи из ходовой рубки или с мостика в машинное отделение приказаний о пуске и остановке судовых двигателей, о переменах и изменениях хода.
Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72) — система правил, устанавливающих порядок действий судоводителей по предотвращению столкновений судов. Ранее аналогичные правила принимались в 1889, 1929, 1948 и 1960 гг. МППСС-72 состоят из 38 правил и приложений.
“Мэйдэй” — сигнал бедствия, передаваемый голосом по радиотелефону на международной частоте бедствия (от франц. “m'aider” — “помоги мне”).
Мерная линия — участок морской прибрежной акватории, предназначенный для измерения скорости судна в период его ходовых испытаний. Протяженность мерной линии 3—5, иногда до 10 морских миль.
Мидель — слово, обозначающее “средний”. Например, мидель-шпангоут — средний по длине судна шпангоут. Иногда под словом “мидель” разумеют наибольшую ширину судна.
Минный заградитель — военный корабль, имеющий своим основным назначением постановку минных заграждений и соответственно для этой цели оборудованный.
Миноноска — устарелое название миноносца. Боевой корабль прибрежного плавания водоизмещением до 40 т, со скоростью хода до 20 узлов, вооруженный торпедными аппаратами и орудиями.
Мореходные качества судна — качества, определяющие его способность находиться на плаву в любую погоду в открытом море. К ним относятся плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходность и маневренность.
Морская миля — мера для измерения расстояний на море, равная одной минуте дуги меридиана — 1 852 м.
Морские лорды — члены совета Британского адмиралтейства.
Набор судна — остов или каркас судна, состоящий из продольных и поперечных креплений, придающих корпусу заданную форму и обеспечивающих его крепость.
Навалочный (насыпной) груз — руда, рудные концентраты, уголь, зерно и др.
Наветренный борт — тот борт судна, в который дует ветер.
Навигация — 1. Один из основных разделов науки судовождения, излагающий методы определения на карте места судна в море по береговым предметам, РЛС или по счислению. Основными приборами для этой цели служат компас, секстан, лаг, РЛС и др. 2. Судоходство, мореплавание. 3. Время года, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
Нагель — небольшой деревянный или металлический стержень длиной до 50 см, применяемый для крепления снастей на кофельнагельной планке. По форме он напоминает полицейскую дубинку.
Надстройка судна — закрытые помещения судна, возвышающиеся выше главной палубы. Они занимают все пространства между обоими бортами, составляя с ними одно конструктивное целое. В отличие от них рубки, также являющиеся разновидностью надстроек, с бортами не соприкасаются.
Найтов — 1. Перевязка тросом двух или нескольких рангоутных деревьев или соединение двух тросов одним; 2. Трос, которым крепятся различные предметы на судне.
Непотопляемость судна - способность судна держаться на воде, сохраняя в определенной мере свои мореходные качества, несмотря на полученные повреждения.
Обводы корпуса — наружные очертания корпуса судна. Бывают острые, когда нос и корма узкие, и тупые.
Обмуровка котла — наружные стены парового котла, покрытые слоем кирпича, войлока, асбеста и т. п.
Обшивка судна — деревянные доски или стальные листы, прикрепленные заклепками или приваренные к шпангоутам и образующие внешние обводы судна.
Осадка — углубление носом и кормой судна; у транспортных судов различают осадку в балласте и в полном грузу.
Остойчивость судна — способность судна возвращаться в исходное положение, если оно было выведено из такого под влиянием ветра или волнения.
Отпорный крюк — древко с насаженным железным или латунным наконечником, с двумя загнутыми рогами и прямым стержнем между ними с шариком на конце. Служит для отталкивания носа шлюпки при ее отвале от судна и для подтягивания к причалу.
Откатать балласт — т. е. откачать с помощью балластных насосов воду или жидкое топливо из какой-либо балластной цистерны или группы цистерн за борт или в другие цистерны.
Отличительные (бортовые) огни — огни, зажигаемые на обоих бортах судна (зеленый — на правом, красный — на левом), носимые судами от захода до восхода солнца.
Пайолы — съемные деревянные или стальные листы, предохраняющие настил второго дна от повреждения грузом.
Пакетбот — морское парусное или парусно-винтовое судно, предназначенное для перевозки пассажиров и срочной почты между портами Европы и Америки.
Пеленг — угол между направлением компасной стрелки и направлением на наблюдаемый предмет.
Переборка — всякая вертикальная (продольная или поперечная) стенка из отдельных листов стали или дерева, разделяющая помещение внутри судна на отсеки. В нижних палубах переборки делаются водонепроницаемыми.
Переложить руль — изменить положение пера руля с одного борта на другой. Это осуществляется поворотом штурвала.
Пиллерсы — вертикальные деревянные или стальные, обычно круглого сечения стойки, подкрепляющие снизу бимсы и поддерживающие палубный настил.
Пирс — портовое причальное сооружение с вертикальными стенками, расположенное под углом к береговой линии и имеющее причалы по обе стороны.
Плавучесть судна — способность судна плавать, неся предназначенные по роду его службы грузы.
Плавучий док — сооружение, состоящее из нескольких соединенных вместе понтонов или камер, которые для ввода судна затопляются и из которых после ввода судна вода выкачивается, благодаря чему док вместе с осевшим на его платформу судном всплывает.
Плавучий якорь — приспособление в виде плавающего конуса или щита, которое разворачивает судно носом (или кормой) против ветра и дает ему возможность отстояться в шторм.
Плавучесть судна - способность судна держаться на поверхности воды.
Планширь — деревянный, обычно дубовый или тиковый, закругленный с краев плоский брус, устанавливаемый как ограждение сверху фальшборта судна и по верхнему краю борта на шлюпках и яхтах.
Плицы — лопасти гребного колеса парохода.
Погибь палубы — кривизна, идущая поперек судна, делаемая для ускорения стока воды с палубы.
Подвахта — члены экипажа судна, сменившиеся с вахты и находящиеся на отдыхе в судовых помещениях.
Подветренный борт - борт судна, противоположный .тому, в который дует ветер.
Подволок (подволока) — обшивка потолка жилых и служебных помещений судна, т. е. нижней стороны палубного перекрытия. Выполняется из тонких металлических листов, пластика или фанеры.
Подзор — выступающая часть кормы.
Подруливающее устройство — специальные устройства в виде сквозных тоннелей с гребными винтами в носовой и кормовой оконечностях судна для улучшения маневренности при швартовных операциях в стесненных портах.
Подшкиперская — кладовая на баке судна для хранения краски, кистей, швабр, метел, тросов, такелажного инструмента и проч.
Полупорт — небольшой грузовой порт в борту судна для удобства грузовых операций.
Придонная волна — большая волна, возникающая на поверхности моря или озера в результате подводного извержения вулкана, оползня, сдвига дна или скального взрыва на глубине.
Путейский тендер — небольшое моторное судно, оснащенное крапом или грузовой стрелой для установки и снятия плавучих знаков навигационной обстановки (буев, бакенов, бочек, вех и др.)
Радиопеленгатор — судовой радиоприемник особого устройства, при помощи которого определяется пеленг, т. е. угол между меридианом, на котором находится радиопеленгатор, и направлением на источник радиоволн.
Радиотелефонный сигнал бедствия — сигнал бедствия для радиотелефонной подвижной службы; осуществляется голосом в диапазоне частот 1605—2850 кГц (слово “Мэйдэй”). Учрежден на Вашингтонской радиотелеграфной конференции 1927 г.
Радиосигнал срочности — специальный радиосигнал, передаваемый для привлечения внимания станций морской подвижной службы. В радиотелеграфии этот сигнал состоит из трехкратного повторения группы букв XXX, а в радиотелефонии — из трехкратного повторения французского слова PAN (ПАН).
Раковина — боковой свес в кормовой части судна (по обоим бортам). Термин “раковина” употребляется для обозначения направления на какой-либо предмет, находящийся от судна примерно на 45—90 градусов позади траверза.
Рангоут — совокупность деревянных и металлических приспособлений на судне, служащих для постановки и несения парусов, а также для сигнализации, для установки грузоподъемных устройств (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприт, утлегарь и т. п.).
Рангоутное дерево — любой из деревянных или стальных брусьев рангоута (мачта, рея, стеньга и проч.).
Регистровая вместимость судна — регистровый тоннаж, суммарный объем корпуса, надстроек и рубок, определенный в регистровых тоннах. Характеризует размеры и эффективность транспортного судна.
Регистровая тонна — объем регистровой тонны был установлен в середине прошлого века, когда в результате обмера большого числа грузовых судов было выяснено, что в среднем на одну тонну грузоподъемности судна приходится 100 куб. футов или 2,83 куб. м. судовых помещений. Применяется при определении сумм различных сборов за стоянку у причала, проход по каналам и проч.
“Регистр судоходства Ллойда” — морское классификационное общество Великобритании, которое наблюдает за постройкой морских судов, присваивает им класс, наблюдает за состоянием их корпуса и механизмов в процессе эксплуатации, ежегодно издает списки судов морского торгового флота всех стран с указанием порта приписки.
“Резать нос” — пересекать курс встречного судна на опасно близком расстоянии.
Рей - брус, подвешиваемый за середину к мачте или стеньге, служащий для постановки прямых парусов или для крепления сигнальных фалов.
Рейдер — быстроходное судно, замаскированное под торговое, вооруженное минами, торпедными аппаратами и артиллерией, предназначенное для уничтожения транспортов противника и постановки мин на вражеских морских коммуникациях.
Релинги — устройство из металлических стоек, соединенных между собой двумя или тремя рядами металлических прутьев, заменяющее фальшборт. Иногда сверху покрываются планширем.
РЛС — радиолокационная станция, радар, локатор.
Ролкер — тип судна, которое принимает груз не через люки трюмов, а через кормовые или бортовые ворота накатом, т. е. судно для перевозки грузов, уже погруженных на автотранспорт.
“Ро-ро” — английский термин, обозначающий тип судна, перевозящий автомобили, автофургоны и трейлеры (сокр. от англ. “roll on — roll off” — “вкати — выкати”), см. Ролкер.
Ростры — настил на судне, расположенный выше верхней палубы, предназначенный для размещения шлюпок, катеров, баркасов и т. п.
Рубить мачты - сваливать мачту парусного судна за борт; при этом перерубается не сама мачта, а ее наветренные ванты, удерживающие ее сбоку.
Рубка — закрытое помещение на верхней палубе, стенки которого не доходят до бортов судна (в отличие от надстройки).
Рулевая рубка — служебное помещение на судне, расположенное на платформе, возвышающейся над верхней палубой, в котором находится руль, машинный телеграф, компас и прочие устройства и приборы для управления судном.
Румб — единица плоского угла, применяемая в навигации для определения направлений относительно стран света. Один румб равен ^32 чзсти окружности видимого горизонта, т. е. 11 у.) градуса.
Рым — металлическое кольцо, приваренное к болту или продетое в его проушину.
Сажень (морская) — единица для измерения глубины моря и расстояния, равная 6 футам (1,83 м).
Световой (светлый) люк — отверстие в палубе или в верхней части кожуха машинного отделения для доступа воздуха и света.
Секстан — угломерный инструмент, служащий для измерения высот небесных светил в море, углов между видимыми с судна земными ориентирами.
Сизалевый трос — растительный трос, изготовленный из волокон тропического растения агавы. По цвету напоминает манильсхий трос, но по своей крепости несколько уступает последнему.
Скоб-трап — вертикальная лестница в виде приклепанных или приваренных к борту или переборкам скоб.
Скула судна — часть внешнего борта, представляющая собой закругление носовой оконечности за якорным клюзом. Выражение “с правой скулы” обозначает направление 45 градусов справа по носу от диаметральной линии судна.
Смак (шмак) - небольшое мореходное парусное рыболовное судно.
Солнечная палуба — палуба пассажирского судна, расположенная над шлюпочной палубой, служащая для спортивного отдыха пассажиров и принятия солнечных ванн.
Спардек
— средняя возвышенная надстройка, простирающаяся от борта до борта судна.Спасательный бот — 1. Большая судовая спасательная шлюпка, вмещающая от 30 до 80 чел, имеющая весла или гребной винт, двигатель (или ручной привод). 2. Парусное или моторное судно особой конструкции, рассчитанное для использования в штормовых условиях для оказания помощи терпящим бедствие на море.
Спасательная скамья — палубная деревянная скамья со спинкой и сиденьями с обоих сторон, рассчитанная на 10—20 чел. Имеет внутри воздушные ящики, используется как спасательное средство в случае гибели судна.
Спринклерная система — общесудовая система, предназначенная для автоматической подачи и распыления воды в помещениях при повышении температуры выше заданной, что обеспечивает предотвращение или тушение пожара.
Становой якорь — большой якорь, на котором стоит судно.
Стапель — место постройки судов на верфи, представляющее собой помост, имеющий уклон к воде около 3 градусов.
Старший стюард - на иностранных судах торгового флота офицер, в чьем заведовании находится служба пищеблока; ему подчиняются старший повар, стюарды, рассыльные и уборщики; у него хранятся паспорта экипажа судна, и он выдает зарплату команде.
Статутная миля — единица измерения расстояния в некоторых странах на железных и шоссейных дорогах, равна 1609 м. В США и Канаде применяется для определения расстояния на реках и Великих озерах.
Стем — см. Форштевень.
Стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее.
Стивидор — грузчик, отвечающий за правильную укладку груза в трюме и его перегрузку.
Стопор — устройство, служащее для. застопоривания (задержки, остановки) тросов и якорных цепей.
Стоячий такелаж — снасти судна, служащие для поддержки рангоутных деревьев (спереди — штаги, с боков — ванты, с боков и несколько сзади — фордуны и бакштаги).
Стрелы — деревянные или стальные круглые брусья, с помощью которых производится подъем и спуск грузов в трюм судна.
Стрингер — одна из продольных связей корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.
Судовой колокол — бронзовый колокол, диаметр нижней части юбки которого составляет от 200 до 600 мм, висящий на кронштейне на баке каждого корабля и судна (кроме турецких). На военных кораблях он служит для отбивания склянок (каждые полчаса), а на торговых — для подачи туманных сигналов.
Сухой док — бассейн на портовой территории, из которого после ввода в него судна выкачивается вода, док осушается я судно садится днищем па дно дока (на специально собранные заранее бревенчатые клети), поддерживаемое с бортов особыми подпорами, упертыми в стенки дока.
Сходни (сходня) — деревянные переносные мостки с поперечными планками, служащие для выхода с судна на берег. Сходни делаются из 2—6 достаточной толщины досок и снабжаются поручнями. Они применяются преимущественно на речных судах.
Счисление — определение места судна в море по курсу и пройденному расстоянию.
Сюрвейер - 1. Инспектор классификационного общества, судовой эксперт. 2. Таможенный инспектор. 3. Оценщик страхового общества
Такелаж — совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи) для крепления рангоута, управления парусами, для грузоподъемных работ, подъема и спуска флагов, сигналов и т. д.
Тали (шлюпочные) — подъемно-спусковое приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного) с гаками, соединенных между собой тросом.
Талреп — приспособление для натягивания снастей стоячего такелажа, лееров, рулевых приводов и проч.
Танки - отдельные отсеки судна, находящиеся между продольной и поперечной переборками и служащие для налива топлива. Танками называются также балластные цистерны, располагающиеся в междудонном пространстве.
Таранная переборка — переборка первого от носа водонепроницаемого отсека.
Твиндек — межпалубное пространство судна. Помимо увеличения числа грузовых помещений, твиндек, уменьшая высоту трюма, дает возможность использовать все трюмные пространства и не нагромождать значительные количества груза одно на другое, как это бывает на больших однопалубных судах.
Тик — то же, что тиковое дерево, ценное дерево семейства вербеновых, произрастающее в лесах Азии (от Индии до Индонезии). Отличается прочностью, прямослойной структурой, легко обрабатывается и не поддается воздействию морской воды.
Тоннель гребного вала — узкое водонепроницаемое помещение судна, через которое проходит гребной вал от кормовой переборки машинного отделения до ахтерпика.
Ton
— верхний конец мачты или стеньги.Топовые огни — судовые навигационные огни белого цвета, расположенные в диаметральной плоскости судна, освещающие непрерывным светом дугу горизонта в 225 градусов прямо по носу (до 22,5 градуса позади траверза каждого борта). По их расположению определяют приблизительное направление видимого ночью встречного судна.
Топсель — косой парус треугольной формы, поднимаемый над другим парусом.
Траверз — направление, перпендикулярное диаметральной плоскости судна. Выражение “быть на траверзе” означает находиться под прямым углом к диаметральной плоскости судна, с которого видят другое судно.
“Трамп” — термин (англ.), обозначает грузовые суда, работающие без какого-либо графика, заходящие в разные порты, где есть случайный груз для перевозки в любой порт мира (букв. перевод с англ. — “бродяга”).
Трап - лестница на судне.
Трейлер - автоприцеп, снабженный осями спереди и сзади или полуприцеп, имеющий только заднюю ось, с опорой на седельное устройство тягача и предназначенный для перевозки тяжеловесных грузов.
Трехостровное судно — грузовое судно, имеющее приподнятый бак, спардек и приподнятый ют. Видимое издали с борта, такое судно выглядит как три острова в море (отсюда его название).
Трюм — самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между нижней палубой и днищем судна.
Туманный горн — аппарат, с помощью которого подают звуковые сигналы на парусных судах во время тумана.
Угольная яма — помещение для хранения запасов угля на судне, работающем на твердом топливе.
Узел — единица измерения скорости судна в море, равная одной морской миле (1 852 м) в час.
Управляемость судна — способность судна “слушаться” руля.
Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.
Фал — судовая снасть бегучего такелажа — трос для подъема парусов, реев, гафелей, сигнальных флагов
.Фалинь
— конец трехпрядного обычно белого троса, ввязанный в носовые или кормовые рымы гребных шлюпок и служащий для буксировки и закрепления их.Фальшборт — продолжение борта судна выше открытых палуб, служит для защиты от воды и предохранения людей от падения за борт.
Фальшфейер — бумажная гильза с горючим составом, дающим при горении яркий белый, красный или зеленый огонь. Используется на судне в целях сигнализации и для освещения.
Фарватер — часть водного пространства, достаточно глубокая и безопасная для прохода судов; судоходный путь, огражденный разного рода предостерегающими знаками — вехами, створами, буями, бакенами.
Флагшток — рангоутное дерево, служащее для подъема и несения флага на корме судна.
Фок-мачта — передняя мачта судна.
Фор-ванты — ванты фок-мачты.
Фордевинд — ветер, попутный судну; полный ветер.
Фор-марс — площадка на топе передней мачты.
Фор-марсель — нижний парус фок-мачты на судне с прямым вооружением.
Форпик — носовой отсек, расположенный непосредственно у фор-штевня; служит обычно балластной цистерной или подшкиперской.
Фор-стеньга — первое продолжение передней мачты на парусном' судне с прямым вооружением.
Форштевень — деревянный, кованый или литой вертикальный, а иногда наклонный вперед или назад брус судового набора, являющийся продолжением киля вверх.
Фофан — небольшая гребная шлюпка длиною 3 — 4 м. Фрегат — трехмачтовое судно военного парусного флота, вооруженное пушками (до 60), расположенными в два ряда по высоте в одной закрытой и на верхней палубах.
Фут — мера длины, равная 12 дюймам, или 30,48 см.
Ходовой мостик — вся палуба рулевой рубки, простирающаяся между его крыльями.
Ходовые огни — сигнальные огни, зажигаемые на всех судах в плавании от захода до восхода солнца (топовые, бортовые и гакобортный).
Цепной ящик (канатный ящик) — помещение для укладки и хранения выбранной якорной цепи или якорного каната судна.
Циркуляция судна — траектория центра тяжести судна на ходу при перекладке и дальнейшем удержании в заданном положении руля.
“Чиф” - старший помощник; разговорный термин, заимствованный из английского языка (“чиф мейт” — старший помощник).
Шаровый цвет — особый цвет (сочетание серого и синего), в который красят корпуса военных кораблей. Является наиболее незаметным для обнаружения в море.
Швартов (швартовный конец) — прочный растительный или стальной трос, служащий для удержания судна у стенки, мола, пристани, борта другого судна или на якорной бочке. В зависимости от места крепления и направления его тяги называется по-разному, например: продольный, прижимной, шпринг и т. д.
Швартовка — постановка судна к причалу, борту другого судна или на якорную бочку.
Шквал — внезапный, резкий, относительно короткий (10—12 минут), сильный порыв ветра. Иногда шквалы сопровождаются грозой и ливнями, переходят в сильный шторм.
Шкентель — 1. Трос, служащий для подъема грузов стрелой (грузовой шкентель); 2. Короткий конец троса, один конец которого закреплен к парусу или рангоутному дереву.
Шкот — снасть бегучего такелажа для растягивания парусов и управления ими на ходу.
Шлюп — I. Трехмачтовое военное судно с прямым вооружением, похожее на корвет; 2. Парусное морское одномачтовое судно с двумя парусами (главным образом спортивное); 3. Тихоходный сторожевой корабль по охране транспортных караванов в некоторых современных иностранных флотах.
Шлюпбалка — стальные прямые или изогнутые балки с талями, укрепленные с бортов судна. Служат для спуска на воду и подъема на судно шлюпок.
Шлюпочные тали — приспособление из двух подвижных блоков и троса между ними, служит для спуска и подъема шлюпок, висящих на шлюпбалках.
Шпангоут - поперечная связь набора судового корпуса, к которой крепится обшивка.
Шпиль — вертикальный ворот на судах для подъема и отдачи якоря, подъема тяжестей, натягивания швартовных концов. Шпили бывают ручные, паровые, электрические и гидравлические.
Штаги — снасти стоячего такелажа, которые держат рангоут спереди и сзади в диаметральной плоскости судна.
Штаговый огонь — огонь, зажигаемый в ночное время над палубой на штаге, он означает, что судно стоит на якоре.
Штерт — небольшой отрезок линя или тонкого растительного троса.
Штормовой шпигат — прямоугольное и вытянутое в длину отверстие в нижней части фальшборта для стока воды с верхней палубы за борт во время шторма.
Штормтрап — веревочная лестница с деревянными ступеньками, используемая для схода с судна в шлюпки или для приема их на борт при волнении моря.
Штурманская рубка — помещение на ходовом мостике, смежное с рулевой рубкой или занимающее часть ее площади, предназначено для работы с картами, хранения навигационных приборов и инструментов.
Штуртрос - трос (иногда цепь), соединяющий румпель со штурвалом.
Шхуна — морское парусное судно с двумя и более мачтами, вооруженными косыми парусами.
Ют — часть палубы от бизань-мачты до гакаборта. На современных судах ютом называют кормовую часть главной палубы судна.
Ял - судовая рабочая, и учебная гребно-парусная шлюпка с двумя, тремя или четырьмя парами весел и транцевой (прямой) кормой.
Ялик — небольшая гребно-парусная шлюпка с одной или двумя парами весел.
CQD
(Си-кью-ди) - международный радиотелеграфный сигнал бедствия, представляющий собой аббревиатуру слов “come quick danger” (“идите быстрее опасность”). Применялся на -море до появления сигнала “SOS”.SOS
(СОС) — международный радиотелеграфный сигнал бедствия, передаваемый азбукой Морзе. Состоит из трех точек, трех тире и трех точек, передаваемых слитно, без пауз между буквами. Этот сигнал был принят 3 ноября 1906 г. в Берлине на Международной радиотелеграфной конференции. SOS передают на международной частоте бедствия (500 кГц).