USS "North Carolina" (BB-55)«Норт Кэролайн», первый из вошедших в строй американских линкоров последнего поколения, стал настоящим ветераном войны на Тихом океане, участвовавшим почти во всех операциях, начиная с высадки на острове Гуадалканал 7 августа 1942 года и заканчивая подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии на борту линкора «Миссури» в Токийской бухте 2 сентября 1945 года. В течение 40 месяцев непрерывной боевой службы он оставил за кормой 307.000 миль, принял участие в девяти операциях по обстрелу берега, сбил 24 самолета противника и шесть раз японской пропагандистской радиостанцией «Токийская Роза» был объявлен потопленным. Линкор построила военно-морская верфь Нью-Йорка. Закладку киля произвели в День Флота 27 октября 1937 года, а спустили новый корабль 13 июня 1940-го в 16 часов 14 минут. "Крестной матерью" была мисс Изабель Хоуей, дочь губернатора штата Северная Каролина Клайда Р. Хоуея. «Норт Кэролайн» вступил в строй 9 апреля 1941 года и первым командиром стал кэптен Олаф М. Хастведт. Корабль приветствовали президент Ф.Д. Рузвельт и секретарь флота Фрэнк Нокс, назвав его символом быстрого движения США к превосходству на морях. После церемонии подъема флага Нокс сказал "«Норт Кэролайн» - один из новой линии кораблей, которые дадут США безоговорочное превосходство на море. Америка не строит агрессивных планов по отношению к какому-либо государству на земле. США стоят на позициях мира. Но долгая история прошлого убеждает, что мир и безопасность можно обеспечить только за счет строительства мощного флота, которому бы никто не захотел бросить вызов..."
![]() "Норт Кэролайн" в марте 1942 г. Величественный линкор при входе в гавань Нью-Йорка и выходе из нее на испытания привлек к себе столько внимания, что тут же получил кличку «Шоубоут» ("Плавучий театр", "Показушный корабль" или "Корабль для шоу" - кому что нравится), которая сохранилась за ним до конца дней. 3 сентября 1941 г. линкор вышел из Нью-Йорка в Чезапикский залив, а оттуда направился в пробный поход по Карибскому морю. После возвращения в Нью-Йорк 6 декабря на нем поднял свой флаг командующий 6-й дивизией линкоров контр-адмирал Дж. У. Уилкокс, но на следующий день - день японского нападения на Перл-Харбор - Уилкокс перенес флаг на старый «Техас». После интенсивных учений и артиллерийской практики в районе у острова Мэйн и Карибском море «Норт Кэролайн» 5 июня 1942 года ушел из Норфолка на Тихий океан.
![]() "Норт Кэролайн" на рейде Норфолка перед уходом на Тихий океан. 3 июня 1942 г. Это было переломное время. Американский флот сумел остановить наступление противника, нанеся ему у атолла Мидуэй чувствительное поражение. Но сил для активных действий по вторжению в пределы завоеванной японцами территории не хватало. Полгода войны ясно показали, что главной ударной силой отныне являются авианосцы. У японцев даже после потери 4 лучших авианосцев оставались еще два тяжелых и 6 легких, не считая вот-вот готовых войти в строй. Американцы же располагали на Тихом океане только тремя ударными авианосцами. Уступали они и по кораблям охранения, поскольку привлечь для прикрытия уязвимых авианосцев можно было только быстроходные линкоры и крейсера. Главнокомандующий флотом на Тихом океане адмирал Нимитц и ставший после Мидуэя его начальником штаба контр-адмирал Спрюэнс затребовали подкреплений из Атлантики. Первое же подкрепление выглядело внушительно: вместе с закончившим операции по перевозке на Мальту истребителей авианосцем «Уосп» («Wasp»), крейсерами «Куинси» («Quincy»), «Сан-Хуан» («San Juan») и семью эсминцами «Норт Кэролайн» 10 июня прошел Панамским каналом и прибыл в базу Сан-Педро. Теперь американцы смогли образовать четыре оперативных соединения во главе с авианосцами: TF11 («Саратога», контр-адмирал Фитч), TF16 («Энтерпрайз», контр-адмирал Флетчер), TF17 («Хорнет», контр-адмирал Митшер) и TF18 («Уосп», контр-адмирал Нойз). Прикрытие каждого авианосца состояло из 3-4 крейсеров и нескольких эсминцев, но для «Норт Кэролайн» места там пока не нашлось, хотя его мощные 16-дюймовки и частокол ощетинивших надстройки зениток были по достоинству оценены моряками. Новейший линкор временно стал флагманом контр-адмирала Андерсона, который командовал 4-й дивизией и всем линейным флотом на Тихом океане. 24 июня Андерсон перенес флаг на «Мэриленд», а «Норт Кэролайн» пришлось приступить к учениям и тренировкам. 5 июля он вышел из бухты Сан-Франциско к берегам Калифорнии, а 8-го проложил курс на Перл-Харбор. Там его назначили в прикрытие авианосца «Энтерпрайз» («Enterprise» CV-6). Соединение вышло в море 15 июля для репетиции высадки на Соломоновы острова. К югу от островов Фиджи линкор вошел в состав 61-го Оперативного Соединения вице-адмирала Фрэнка Флетчера, сформированного вокруг авианосцев «Энтерпрайз» (соединение TF16, контр-адмирал Томас Кинкейд), «Саратога» (TF11, сам Флетчер) и «Уосп» (TF18, контр-адмирал Лей Нойз), задачей которого была поддержка и прикрытие с воздуха десантных сил контр-адмирала Ричмонда К. Тернера на переходе к острову Гуадалканал. Высадка морской пехоты на острова Гуадалканал и Тулаги началась 7 августа. «Норт Кэролайн» прикрывал авианосцы, которые оказывали непосредственную поддержку десанту на следующий день. Удары с воздуха наносились по японским войскам, линиям снабжения, складам и орудийным позициям. После закрепления десанта на берегу авианосцы отошли, чтобы не подвергаться опасности со стороны японской базовой авиации и подлодок. И как раз, пока авианосцы отходили от Гуадалканала, крейсерское соединение вице-адмирала Микавы в ночь на 9 августа напало на американские патрули, безнаказанно потопив у острова Саво 4 тяжелых крейсера союзников и повредив еще один. Две следующие недели «Норт Кэролайн» прикрывал подвоз снабжения и подкреплений на Соломоновы острова с юго-востока. Тем временем и японцы не сидели без дела. 10 августа императорская штаб квартира отдала приказ взять Гуадалканал обратно, и рамках операции "КА" японский флот стал сосредотачивать огромные силы в базе Трук, чтобы оттуда нанести удар по американскому флоту, действовавшему в районе Соломоновых островов. 24 августа были обнаружены два японских авианосных соединения, по которым палубная авиация нанесла удары. В результате авианосец «Рюйдзе» («Ryujo») затонул, а другой корабль получил повреждения. Но и японцы обнаружили противника и, стремясь отомстить за поражение у атолла Мидуэй, бросили на американские корабли самолеты с «Сёкаку» («Shokaku») и «Дзуйкаку» («Zuikaku»). Около 30 пикировщиков навалились на «Энтерпрайз» и добились в него трех попаданий при четырех близких разрывах. Этот бой получил название «Битва у Восточных Соломоновых островов». В группу «Энтерпрайза», действовавшую в 10 милях северо-западнее группы авианосца «Саратога», кроме линкора входили также тяжелый крейсер «Портленд», легкий «Атланта» и 6 эсминцев, построившиеся в круговой ордер диаметром около 2 миль с авианосцем в центре. Американцы успели хорошо подготовиться к налету противника. Палубы и ангары авианосцев были практически пустыми - ударные самолеты были посланы на японцев. В 16 часов Флетчер приказал «Энтерпрайзу» взять на себя функции управления всеми истребителями. Поэтому, когда спустя пару минут радары кораблей с дистанции 88 миль обнаружили японские самолеты по пеленгу 320°, в воздух поднялись 53 истребителя "Уайлдкэт" общего патруля. Погибшие в Коралловом море «Лексингтон» и у Мидуэя «Йорктаун» никогда не имели и половины такого прикрытия. Но проблема заключалась в том, как отличить на экранах радаров вражеские самолеты от своих, чтобы вовремя успеть направить истребители по нужному пеленгу. Кроме того, мешала чрезмерная болтливость летчиков в эфире: пилоты истребителей патруля, самолетов ПЛО и возвращавшихся разведчиков использовали одну и ту же частоту.
![]() Ордер ПВО группы авианосца "Энтерпрайз" 24 августа 1942 г. Примерно в 16.30 японские самолеты были замечены с кораблей визуально. Контр-адмирал Кинкейд приказал дать ход 27 узлов и повернуть на курс 130° - на ветер. Для «Норт Кэролайн», находившегося в 12,5 кабельтовых позади авианосца, это был первый бой. Его зенитки открыли огонь в 1641, первым же залпом попав в самолет, пилотируемый Максом Лесли, командиром авиагруппы «Энтерпрайза». Лесли по радио успел язвительно поздравить линкор с хорошей стрельбой. Спустя 2 минуты на «Норт Кэролайн» навалились 10 "вэлов", трем из которых удалось положить свои бомбы близко от борта линкора. Сам отбиваясь от атаки пикировщиков, он своими зенитками пытался помочь «Энтерпрайзу». Более быстроходный авианосец, выполняя самостоятельные маневры уклонения от воздушных атак, постоянно оставлял линкор у себя за кормой и постепенно дистанция между ними выросла до 2 миль. Японцы решили воспользоваться этим обстоятельством и еще 6 пикировщиков бросились на «Энтерпрайз». С линкора также заметили восемь тяжелых базовых самолетов, одновременно с последней атакой сбросивших бомбы с пологого планирования. Почти все они упали между кораблями. Зенитный огонь с линкора был такой интенсивный, что со стороны казалось будто на нем полыхают пожары. За 8 минут корабль отразил не менее 18 атак, в которых сбил от 7 до 14 самолетов. Информация о самолетах противника была весьма противоречивой - сказывалось отсутствие у экипажа опыта таких скоротечных боев. Например, никто не видел ни базовых самолетов, ни торпедоносцев, о которых упоминалось в боевом рапорте линкора. Близкие разрывы бомб, одна из которых упала всего в 5 метрах по левой раковине (а всего их было 7), сильно встряхивали огромный корабль и вывели из строя часть его зенитных автоматов. Других повреждений линкор не получил, а из экипажа погиб только один зенитчик, которого сразила пуля с японского самолета. На «Энтерпрайзе» погибло 74 человека и 95 было ранено. К утру 25 августа японцы, потеряв большую часть своих ударных самолетов, отошли, так и не высадив подкрепления своим войскам на Гуадалканале. Поле боя осталось за американцами. «Энтерпрайз» в сопровождении крейсера «Портленд» и 4 эсминцев ушел на ремонт в Перл-Харбор через атолл Тонгатабу, а «Норт Кэролайн», «Атланта» и 2 эсминца присоединились к оперативной группе авианосца «Саратога». Большинство самолетов и летчиков с поврежденного авианосца остались на береговых аэродромах Соломоновых островов. В 0З.30 31 августа, когда соединение «Саратоги» шло северо-западным курсом, радар линкора обнаружил цель, для проверки которой был послан эсминец «Фаррагут», вернувшийся ни с чем. Возможно это был просто дождевой шквал, а возможно - подлодка, которая быстро погрузилась при приближении эсминца. Вполне может быть, что это была «I-26», которая на рассвете и торпедировала «Саратогу». Пришлось «Норт Кэролайн» в третий раз за несколько дней менять объект охраны. Теперь им стал авианосец «Хорнет». Вокруг, сменяя друг друга, действовало несколько японских лодок, которые стали теперь для крупных кораблей главной опасностью. В такой ситуации от линкора было мало пользы, самому бы не нарваться на пущенную из-под воды торпеду. Охранник и охраняемый поменялись ролями, поскольку безопасность всех кораблей теперь во многом зависела от бдительности экипажей самолетов противолодочного патруля. Около полудня 6 сентября примерно в 2000 м от линкора всплыла японская подлодка, которую тут же атаковали пикирующие бомбардировщики с «Хорнета». Им удалось бомбами подорвать две из трех выпущенных лодкой торпед, а от третьей линкор уклонился резким отворотом, пропустив ее в 400 метрах по левому борту. Но не всегда удавалось сработать так же четко. Ситуация осложнялась тем, что авианосцы, самолеты которых поддерживали войска на Гуадалканале, вынужденно маневрировали в одном и том же районе, и найти их японским подлодкам не составляло труда. День 15 сентября начался как обычно, дул свежий северо-восточный ветер, срывавший с волн пенистые шапки и гнавший облака 20-узловой скоростью. Четыре крейсера и 6 эсминцев в противолодочном ордере окружали авианосец «Уосп», а в 5-6 милях к NNE под защитой «Норт Кэролайн», трех крейсеров и семи эсминцев шел «Хорнет». Утром с помощью радара обнаружили летающую лодку "Мэйвис", которую еще за пределами видимости с кораблей быстро сбили посланные истребители патруля. На палубах авианосцев, прогревая моторы, стояли полностью заправленные и вооруженные самолеты. Ничто не предвещало беды, хотя американцы уже давно поняли, что японские "мэйвисы" наводили на американские корабли свои подлодки. В 14.20 «Уосп», ответственный в тот день за боевое и противолодочное патрулирование, повернул на ветер и снизил скорость для старта и приема самолетов. С него взмыли 18 "донтлессов" и 8 "уайлдкэтов", а сели соответственно 3 и 8 машин. За этими операциями с интересом наблюдала подлодка «I-19», одна из посланных в тот район для атаки американских транспортов и неожиданно для себя наткнувшаяся на авианосец. Ни один из шести эсминцев охранения не обнаружил лодку, и та, спокойно прицелившись, дала 4-торпедный залп в идущий 16-узловым ходом «Уосп». На авианосце только отдали приказ к повороту на генеральный курс, как наблюдатели обнаружили с правого борта опасные пенистые следы. Командир корабля кэптен Форест Шерман дал приказ резко повернуть вправо, но было поздно. С «Норт Кэролайн» и других кораблей соединения «Хорнета» наблюдали огромное облако дыма и пожар на «Уоспе». Другая японская подлодка «I-15», видя удачу «I-19», решила атаковать второй авианосец и послала залп в сторону «Хорнета». Около 14.50 эсминец «Лансдаун» («Lansdowne») из охранения «Уоспа» по радиотелефону сообщил о прошедшей у него под килем торпеде, которая направлялась курсом прямо на линкор. Но не все корабли его услышали. Спустя 2 минуты торпеду слева по носу заметили наблюдатели шедшего на левом крамболе «Хорнета» эсминца «Мастин» («Mustin»). Резко повернув влево, эсминец поднял на фалах сигнал торпедной опасности и повторил его по радиотелефону. «Мастину» повезло, поскольку торпеда прошла у него под килем. Но идущий всего в 500 ярдах «Норт Кэролайн», несмотря на полный ход и круто положенный на борт руль, оказался не таким везучим. Вставший у борта линкора до высоты труб характерный столб воды и нефти свидетельствовал о новом успехе японских подводников. Попадание 533-мм торпеды с зарядом 400 кг ТНТ пришлось в носовую часть с левого борта (район 45-46 шпангоутов) в 6 метрах под ватерлинией. Пять человек погибло, 20 получили ранения, в борту открылась пробоина длиной около 9,8 и высотой в 5,5 метров, четыре переборки системы ПТЗ оказались пробиты. Взрыв также привел к пожару в перегрузочном отделении башни N1, но быстрое затопление носовых погребов позволило избежать катастрофы. Но эти повреждения никак не сказались на способности линкора сохранить свое место в строю и поддерживать эскадренную скорость. Первоначальный крен в 5,5° усилиями аварийных партий был быстро исправлен в течение 6 минут. Еще одна торпеда из залпа «1-15» в 1454 попала в эсминец «O'Брайен» («O'Brien»). На закате «Норт Кэролайн» под эскортом эсминцев «Андерсон» («Anderson») и «Дэйл» («Dale») ушел на атолл Тонгатабу, куда прибыл утром 19-го для экстренного ремонта, который с помощью плавмастерской «Вестал» («Vestal») смогли закончить 21 сентября. Пробоина имела почти прямоугольную форму и ее верхняя кромка проходила примерно в полуметре под броневым поясом. Обшивка оказалась поврежденной на длине 13,4 м (от шп. 42 до шп. 55), как и три броневые плиты пояса, а также упорная плита для катков носовой башни. Все четыре противоторпедные переборки, 2-я и 3-я палубы оказались пробитыми. Непосредственно через пробоину в корабль влилось 970 тонн воды и еще 480 тонн приняли для контрзатопления. Ударное воздействие оказалось не очень серьезным. Вышла из строя антенна радара - из-за разрыва кабеля и нескольких сварных швов в ее решетке. Небольшие повреждение получило некоторое электрооборудование. Это было единственное испытание ПТЗ новых американских линкоров, и она его не выдержала. Хотя надо признать, что попадание пришлось в самую уязвимую часть. Скорость линкора ограничилась 18 узлами и только на короткое время он мог бы дать 24 узла; башня №1 могла стрелять только в случае крайней необходимости, броневая защита в районе 37-59 шпангоутов значительно ослабла, как и 15% ПТЗ левого борта; потеряно 528 тонн топлива (8%). Зато качество подготовки экипажа к борьбе за живучесть оказалось на высоте.
![]() Торпедное повреждение Линкор 21 сентября вышел в Перл-Харбор для окончательного ремонта, включая докование, очистку корпуса и установку дополнительного зенитного вооружения. Работы продолжались с 30 сентября по 17 ноября, когда он вышел к Нумеа, о. Каледония. Возвращение в строй поврежденных кораблей и прибытие новых заставило вице-адмирала Холси, командующего флотом США в южной части Тихого океана, реорганизовать свои силы. Во главе с авианосцами «Саратога» и «Энтерпрайз» образовали оперативные группы контр-адмиралов Рамсея и Шермана, а «Норт Кэролайн», «Вашингтон» и новый «Индиана» стали ядром соединения артиллерийского прикрытия TF64, которым стал командовать контр-адмирал Ли. Базируясь на Нумеа, корабли несколько раз выходили в Коралловое море, прикрывая подвоз подкреплений на Гуадалканал, но боевых столкновений с противником не имели. 18 марта 1943 года «Норт Кэролайн» лег курсом на Перл-Харбор, чтобы пройти модернизацию артиллерии и систем управления огнем, которая заняла около месяца. После боевых учений в районе Гавайских островов он принимал участие в эскортировании английского авианосца «Викториес» («Victorious») к Нумеа, куда прибыл 27 мая. Присоединившись к оперативной группе авианосца «Саратога», «Норт Кэролайн» продолжал патрулирование с целью прикрытия района Соломоновых островов. Начиная с 1 июня линкор участвовал в операциях по поддержке высадок на центральные Соломоновы острова и северное побережье Новой Гвинеи, входя в состав авианосного оперативного соединения в качестве единицы прикрытия. Это соединение прикрывало вторжение на острова Новая Джорджия (30 июня), Велла Лавелла (15 августа) и Бугенвиль (1 ноября). Только 17 сентября линкор вернулся в Перл-Харбор, чтобы подготовиться к операции по захвату островов Гильберта. 10 ноября «Норт Кэролайн» вышел из Перл-Харбора в составе Авианосной Оперативной Группы 50.2, образованной вокруг «Энтерпрайза» (Северная Группа Прикрытия), чтобы принять участие в захвате островов Макин, Тарава и Абемама (архипелаг Гильберта). Первый удар самолеты нанесли 19 ноября по острову Макин. Три дня целью были объекты в гавани, орудийные позиции и скопления японских войск. Ночью 25-го «Норт Кэролайн» и другие корабли отбили нападение японских самолетов. Следующим вечером самолеты «Энтерпрайза» провели показательный бой. Два новых истребителя «Хеллкэт» в сопровождении оборудованного радаром торпедоносца «Эвенджер» были наведены на строй японских самолетов радаром своего авианосца. Затем торпедоносец, используя собственный радар, вывел истребители в пределы видимости противника. После того как в полной темноте два бомбардировщика были сбиты остальные, никак не ожидавшие нападения с воздуха, открыли огонь друг по другу, а затем в панике повернули назад. 28 ноября «Норт Кэролайн» присоединился к группе авианосца «Саратога» и продолжил действия в районе островов Гильберта. 8 декабря он участвовал в обстреле острова Науру, выпустив 538 фугасных снарядов по ведущей к японской авиабазе железнодорожной ветке, радиостанции, укреплениям на берегу и радарным установкам. Уйдя на Новые Гебриды для пополнения припасов, линкор 24 декабря покинул Эфейт в составе группы авианосца «Банкер Хил», которая должна была нанести отвлекающий удар по японской авиабазе на Кавьенге (Новая Ирландия) и их судоходству. Затем он присоединился к однотипному линкору «Вашингтон» и трем эсминцам, чтобы блокировать выход любых кораблей из вражеской гавани. 7 января 1944 года «Норт Кэролайн» вернулся в Гавана-Харбор на Эфейте. Заправившись и пополнив запасы, линкор проследовал к Фуна-Фути, острова Эллиса. Там с помощью специалистов с ремонтного судна «Вестал» на нем ввели в строй новую шифровальную машину, после чего он вошел в состав 58-го Ударного Соединения Быстроходных Авианосцев контр-адмирала Марка Митшера, которое отныне стало главной ударной силой США на Тихом океане. «Норт Кэролайн» получил назначение в оперативную группу новейшего авианосца «Эссекс» («Essex»). Корабли начали совместную подготовку к операции против Маршалловых островов. Первые удары по атоллу Кваджелейн начались 29 января, и «Норт Кэролайн» приступил к бомбардировке входивших в атолл островов Рой и Намур. На подходе к Рою с линкора заметили стоящий в лагуне транспорт, по которому тут же дали несколько залпов, вызвавших пожары от носа до кормы. После вывода из строя взлетно-посадочных полос японцев линкор ночью и весь следующий день обстреливал назначенные цели, одновременно прикрывая авианосцы, которые поддерживали высадку войск на соседние островки. 4 февраля линкор зашел для пополнения запасов в захваченную лагуну атолла Мадзуро, а на следующий день стал флагманом контр-адмирала Уиллиса Ли-младшего, командующего линкорами Тихоокеанского флота, поскольку предыдущий флагман «Вашингтон» получил повреждения при столкновении с линкором «Индиана». 12 февраля Ударное Соединение Быстроходных Авианосцев вышло с Мадзуро, чтобы навести панику в передовой базе японского флота на атолле Трук (Каролинские острова). Под мощными ударами 16 и 17 февраля из 55 находившихся в базе японских кораблей только 8-10 остались неповрежденными. Около 40 кораблей и судов пошли на дно, сгорели или выбросились на берег, 211 самолетов было уничтожено и еще 104 повреждено. На подходе к Марианским островам ночью 21 февраля авианосцы попали под удар японских самолетов. Одного из нападавших сбили зенитчики «Норт Кэролайн», а еще два - другие корабли. На рассвете в воздух поднялись самолеты для ударов по островам Сайпан, Тиниан и Гуам. После операции корабли отошли в лагуну Мадзуро для заправки, а затем направились к Палау. В ходе этих операций на борту «Норт Кэролайн» находился наблюдатель от британского флота коммодор Хопкинс, которого особенно потрясла слаженная работа палубных команд при дозаправке эсминцев в открытом море, а также высокие стандарты обитания и питания американских моряков. Конечно, и королевский флот Великобритании "путешествовал первым классом", но фрукты, соки, газировка и даже ... мороженное для всех членов экипажа - это даже для англичан было слишком. Все-таки флот, который за боевой подготовкой не забывал и о комфорте, заслуживает всемерного уважения. Ночью 29 марта «Норт Кэролайн» записал на свой счет еще один самолет. 30 и 31 марта соединение нанесло удары по Палау, а 1 апреля - по острову Волеаи (Woleai), где кроме различных сооружений удалось уничтожить 150 самолетов. 6 апреля соединение вернулось на Мадзуро, а через неделю «Норт Кэролайн» снова вышел в море в составе оперативной группы «Энтерпрайза», чтобы поддержать высадку и захват района Голландия на Новой Гвинее. 21 числа по вражеским аэродромам были нанесены нейтрализующие удары,на следующий день на берег высадилась морская пехота. Прямая поддержка войск длилась до 24 апреля, после чего корабли ушли на атолл Улити (остров на западе Каролинского архипелага) для заправки. Следующий выход снова был к Труку, где 29-30 апреля планировалось нанести удары по объектам базы и кораблям. Утром 29-го «Норт Кэролайн» открыл огонь по двум приближавшимся к его группе японским самолетам, сбив одного из них. Другой упал в воду под огнем с нового авианосца «Лексингтон». В ходе атаки Трука 58-е соединение потеряло 26 самолетов по боевым и 9 по операционным причинам. Из 46 сбитых летчиков и членов их экипажей удалось спасти более половины, причем некоторых подбирали прямо в лагуне, на глазах у японцев. Один из спасательных плотиков утром 1 мая был с воздуха замечен в лагуне Трука. Чтобы подобрать летчиков, был послан бортовой самолет с «Норт Кэролайн». Однако после посадки на воду самолет перевернуло волной. Второй самолет смог подобрать экипаж первого, а затем отбуксировать плотик с летчиками к находившейся недалеко подлодке «Тэнг» («Tang»). Всего такими комбинированными воздушно-морскими командами было спасено 28 человек. Днем 1 мая линкор открыл огонь по береговой обороне, зенитным батареям и аэродромам на Понапе, крупнейшем из Каролинских островов, выпустив 185 фугасных снарядов. После 70 минут обстрела вице-адмирал Ли решил, что оставшиеся цели не стоят расхода боезапаса, и увел все 6 своих быстроходных линкоров. Спустя три дня он вернулся в лагуну Мадзуро, где выявилась необходимость в ремонте главного руля на «Норт Кэролайн». 14 мая вице-адмирал Ли перенес флаг на «Нью-Джерси», а «Норт Кэролайн» пришлось идти в Перл-Харбор для ремонта, который закончился 24-го. Уже 30 мая линкор вернулся, чтобы участвовать в операции у Марианских островов. Снова линкор (кэптен Ф. П. Томас) входил в состав завесы «Энтерпрайза». 6 июня соединение вышло в море и с 11-го по 13-е нанесло удары по островам Сайпан и Тиниан, после чего линкоры приступили к артиллерийской бомбардировке Сайпана, прикрывая тральщики. После окончания траления огонь был перенесен на суда в гавани Танапаг, большинство из которых было уничтожено и повреждено. На берегу начались огромные пожары - это горели склады боезапаса, нефти и снабжения. Воздушные удары по острову продолжались еще два дня, а 15-го началась высадка десанта. В тот день «Норт Кэролайн» сбил еще один самолет - один из двух, сумевших прорваться сквозь американский воздушный патруль. 18 июня настал день сражения с главными силами японского флота, и 58-е Ударное Соединение повернуло навстречу Первому Мобильному Флоту адмирала Одзавы, о перемещениях которого уже четыре дня доносили подводные лодки и разведывательные самолеты. До подхода японских авианосцев американцы решили сначала нанести удары по береговым аэродромам, чтобы уничтожить на них как можно больше самолетов и обезопасить свои тылы. Так называемая «Битва в Филиппинском море» началась утром 19 июня, когда истребители, прикрывавшие налет палубной авиации на Гуам, были отозваны на помощь кораблям. В 959 на дистанции 130 миль к западу было обнаружено большое число японских палубных самолетов. «Норт Кэролайн» вместе с еще 6 быстроходными линкорами, крейсерами и эсминцами по боевому расписанию находился в составе группы TG58.7, действующей отдельно и несколько впереди от авианосцев - как раз на ожидаемом курсе подлета противника.
![]() "Норт Кэролайн" в камуфляже Ms.32, 1944 г. Пилоты американских палубных истребителей проделали огромную работу, уничтожив большую часть японских самолетов еще вне видимости своих кораблей. Но некоторым все же удалось прорваться к цели. Зенитчики «Норт Кэролайн» сбили двоих из них, а еще 7 сразил огонь соседних линкоров. Потери японцев оказались такими большими, что день 19 июня потом вспоминали как «Стрельбу по индейкам при Марианах». Два японских авианосца пошли на дно от торпед подводных лодок, еще один и в придачу два танкера потопили самолеты вечером 20-го. В тот день у противника осталось в строю всего 35 самолетов из 430, с которыми он начинал битву в Филиппинском море. Американский флот потерь не понес, а повреждения оказались небольшими. Линкор «Саут Дакота» получил попадание бомбой, которое никак не сказалось на его боеспособности, да два авианосца были повреждены близкими разрывами. Заправившись у Сайпана, «Норт Кэролайн» прикрывал удары авианосцев по островам Гуам, Рота и Паган, а затем оказывал артподдержку войскам, высаживавшимся на Сайпан. После захода на атолл Эниветок 9 июля он 17-го ушел на верфь Пьюджет Саунд в Бремертоне для ремонта гребных валов. Ремонт длился с 23 июля по 1 октября, а 20-го линкор был уже в Перл-Харборе. В это время началась широкомасштабная высадка в заливе Лейте и «Норт Кэролайн» (кэптен О.С. Колклоу) после заправки на Эниветоке 5 ноября прибыл на атолл Улити, чтобы присоединиться к Оперативному Соединению Быстроходных Авианосцев. В тот же день он вышел в море и 7-го встретился с группой авианосца «Эссекс» в точке заправки. При попытке заправиться в штормовом море на линкоре сорвало топливные шланги, а на других кораблях несколько человек смыло за борт. Тайфун ушел на юг, но шторм утих только 9 ноября. После ударов с воздуха по судоходству к западу от острова Лейте авианосное соединение атаковало японцев в районе острова Лусон. 17 ноября «Норт Кэролайн» зашел на Улити для пополнения запасов. В лагуне атолла утром 20 ноября линкор потерял свой танкер «Миссиссинева» («Mississinewa»), который на якорной стоянке утопили японские карликовые подлодки. На танкере погибло 50 человек экипажа. Одну из подлодок недалеко от входа в лагуну таранным ударом потопил эсминец «Кейз» («Case»), а другую атаковал глубинными бомбами самолет 45-й авиагруппы Корпуса морской пехоты. Эти лодки фактически были человеко-торпедами нового типа, названными японцами «Кайтен» (поворот к небесам). «Кайтены» грузились на палубы больших подлодок, которые доставляли их как можно ближе к цели. Водитель торпеды направлял ее на цель, а в 45 метрах от нее специальное устройство выбрасывало водителя, давая ему шанс на спасение. «Кайтены», утопившие «Миссиссиневу», были из числа четырех, выпущенных с подводной лодки «I-47». «Норт Кэролайн» в составе группы авианосца «Эссекс» вышел с Улити 22 ноября для нанесения удара по центральной части острова Лусон. Но 25-го одиночный японский самолет круто спикировал со стороны солнца прямо в палубу «Эссекса», а спустя мгновения в атаку вышел другой, описывавший немыслимые виражи и перевороты, чтобы избежать плотного зенитного огня кораблей охранения. Но буквально в нескольких метрах от авианосца он врезался в воду. Подобными же самоубийственными атаками были выведены из строя авианосцы «Хенкок», «Кэбот» и «Интрепид». «Норт Кэролайн» 2 декабря вернулся на Улити и приступил к подготовке поддержки вторжения на остров Миндоро. 10 декабря быстроходные авианосцы в сопровождении «Норт Кэролайн», других новых линкоров и прочих кораблей вышли в море для нанесения предварительных ударов по аэродромам острова Лусон, с которых японская авиация могла воспрепятствовать вторжению на Миндоро. В течение 14-16 декабря днем и ночью палубные истребители барражировали над японскими аэродромами, не давая противнику поднять свои самолеты для ударов по идущим к Миндоро конвоям с войсками. Две эскадрильи, которые все-таки рискнули подняться в воздух, были почти полностью уничтожены «хеллкэтами» и «корсарами». А 15-го самолеты с авианосцев еще и прикрывали саму высадку. К вечеру 18 декабря корабли 3-го Флота к востоку от острова Лусон попали в один из самых сильных тайфунов того года, когда скорость ветра достигала 50 узлов. «Норт Кэролайн», несмотря на то, что шел по ветру, кренился с размахами в 10°, а иногда и до 30°. Его штормовые повреждения оказались ничтожными, но три эсминца опрокинулись и затонули. После пополнения запасов на Улити линкор прикрывал авианосцы, самолеты с которых наносили мощные удары по противнику на пространстве от острова Формоза (Тайвань) и побережья Китая до японского архипелага Рюйкю. При этом был не только нанесен большой ущерб береговым объектам, но и уничтожено значительное количество самолетов, кораблей и судов. Эти операции проводились одновременно с высадкой крупного десанта на севере Лусона в заливе Лингайен. «Норт Кэролайн», «Вашингтон» и «Саут Дакота» (6-я дивизия контр-адмирала Кули) входили в прикрытие оперативной группы TG38.3 контр-адмирала Шермана. Линкорам приходилось не только прикрывать авианосцы от воздушных и ставшими почти призрачными надводных атак, но также дозаправлять из собственных топливных запасов эсминцы. Во время одной из таких дозаправок 21 января в 100 милях к востоку от южного берега о. Формоза, когда «Норт Кэролайн» и «Вашингтон» были связаны шлангами с парой эсминцев каждый и двигались в стороне от других кораблей своей оперативной группы на 16 узлах, "камикадзе" сумели повредить авианосцы «Лэнгли» и «Тикондерога». Пришлось Шерману отходить в базу. 26 января 1945 года соединение вернулось на Улити. К этому времени с момента ввода в строй «Норт Кэролайн» "намотал на лаг" 232170 миль. Новый выход в море теперь снова 5-го Флота под командованием адмирала Спрюэнса в поддержку операции по захвату острова Иводзима состоялся 10 февраля. «Норт Кэролайн» вместе с «Вашингтоном» входили в прикрытие группы TG58.4 контр-адмирала Рэндольфа (авианосцы «Йорктаун», «Рендольф», «Лэнгли», «Кэбот»). В 110 милях от берега острова Хонсю 16 февраля с палуб авианосцев поднялись ударные эскадрильи, которые обрушили тонны бомб на сборочный завод военно-морской базы Йокосука, уничтожив сотни японских самолетов. На следующий день настала очередь Токио. Линкоры тоже не бездействовали. 19 февраля оба корабля 6-й дивизии вместе с флагманом Спрюэнса тяжелым крейсером «Индианаполис» и 2 легкими крейсерами присоединились к оперативному соединению TF54 контр-адмирала Роджерса (6 старых линкоров, 5 крейсеров, 16 эсминцев) для артиллерийской поддержки десанта на Иводзиму. 22 февраля «Норт Кэролайн» открыл огонь главным калибром по береговым батареям и укреплениям противника на острове, куда высаживались морские пехотинцы, в шутку назвавшие линкор своей "артиллерией".
![]() "Норт Кэролайн" в 1945 г. После прикрытия рейда авианосцев на Токио «Норт Кэролайн» 1 марта вернулся на Улити для пополнения запасов и дозаправки. 14 марта соединение снова вышло в море, чтобы нанести удар по авиационному центру на острове Кюсю с целью еще больше ослабить противника перед грядущей высадкой на Окинаву. На этот раз 6-я дивизия линкоров в составе «Вашингтона» (флаг контр-адмирала Кули), «Норт Кэролайн» и «Саут Дакоты» (флаг командующего линкорами Тихоокеанского флота вице-адмирала Уиллиса Ли) входила в прикрытие авианосцев оперативной группы TG58.3 контр-адмирала Шермана («Эссекс», «Банкер Хилл», «Хэнкок», «Кэбот» и «Батаан»). 19 марта в авианосец «Франклин» попали две полубронебойные бомбы, сброшенные с небольшой высоты одиночным самолетом, прорвавшимся к цели под прикрытием облаков. Корабль удалось спасти только благодаря доблести и мастерству его экипажа. Крейсер «Питсбург» на 14 узлах потащил поврежденный авианосец в Перл-Харбор. «Норт Кэролайн» своими зенитками прикрывал отвод «Франклина» из опасной зоны. 24 марта линкоры отделились для бомбардировки южной оконечности Окинавы. Выпустив по берегу 158 406-мм снарядов, «Норт Кэролайн» снова вступил в ордер ПВО авианосцев, самолеты которых атаковали японские укрепления на острове. 1 апреля линкор оказывал прямую поддержку высадившимся частям 10-й Армии. Стрельба по берегу не помешала ему сбить 6-го числа трех «камикадзе». В ходе этого суматошного боя с самолетами 127-мм снаряд с соседнего линкора попал в основание директора №2 127-мм батареи левого борта «Норт Кэролайн» (район шп. 99) убив 3 и ранив 44 человек. Взрыв произошел примерно в метре под роликовым погоном башенки директора, сделав в основании пробоину диаметром 25 см и разорвав 16 кабелей, из-за чего директор вышел из строя. На следующий день самолеты соединения нанесли несколько мощных ударов по японской эскадре во главе с линкором «Ямато». В результате многочисленных бомбовых и торпедных попаданий самый большой линкор в мире пошел на дно. Кроме него затонули крейсер и эсминец, а еще 3 эсминца, получившие тяжелые повреждения, были затоплены экипажами. Только четырем эсминцам удалось вернуться на базу в Сасебо. В тот же день «Норт Кэролайн» записал на свой счет еще один самолет, который упал в воду недалеко от авианосца «Эссекс». Два самолета ему удалось сбить 17 апреля, а еще один был уничтожен совместными усилиями с другими кораблями. Через день линкор выпустил 201 406-мм снаряд по юго-восточному берегу Окинавы. Орудия и зенитки «Норт Кэролайн» не смолкали ни днем, ни ночью вплоть до 27 апреля, когда он был отозван на Улити. 5 мая он посетил атолл Бикини, а 9-го прибыл в Перл-Харбор, где приступил к текущему ремонту и починке повреждений, которые закончил 28 июня. 15 июня корабль стал флагманом 6-й дивизии линкоров контр-адмирала Т.Р. Кули, а командиром стал кэптен Б. X. Хэнлон. 28 июня «Норт Кэролайн» оставил Перл-Харбор и 7 июля у Маршалловых островов имел рандеву с оперативной группой авианосца «Рендольф», направлявшейся к берегам самой Японии. 10 июля был нанесен неожиданный удар по Токио, а спустя четыре дня палубная авиация совершила 1391 самолето-вылет на Хокайдо и северную часть Хонсю. 15 июля корабельные орудия впервые обрушились на острова японской метрополии, серьезно повредив металлургический завод в Камаси. Вторая артиллерийская бомбардировка в тот же день вывела из строя заводы Нихон Стил Компани и металлургические заводы Ваниси в Муроране, остров Хокайдо. «Норт Кэролайн» в это время прикрывал авианосцы, а шанс отличиться самому ему представился 19 июля, когда он принял участие в обстреле заводов в Хитачи, расположенных в 65 милях к северо-востоку от Токио. Вместе с «Норт Кэролайн» в обстреле принимали участие линкоры «Висконсин», «Миссури», «Алабама» и британский «Кинг Джордж V». 28 июля соединение нанесло несколько ударов по району Куре-Кобе. 10 августа с «Норт Кэролайн» катапультировали в воздух два бортовых гидросамолета, чтобы подобрать в Токийской бухте сбитого летчика с "подшефного" авианосца «Эссекс». В сопровождении разведывательного самолета с крейсера «Пасадена» и 8 истребителей с «Эссекса» гидросамолеты около полудня достигли восточного берега бухты Мацу Кайван. Несмотря на высокие волны и сильный ветер лейтенант Якобе посадил свой самолет и подрулил как можно ближе к берегу. Но сбитый летчик лейтенант Кумбс не мог доплыть на волнении к самолету. Якобе, пытаясь добросить линь, вылез на поплавок, но был сбит в воду большой волной. Неуправляемый самолет ветром потащило через Токийскую бухту прямо под огонь береговых батарей в Оминато. Подобрать обоих летчиков удалось второму самолету с «Норт Кэролайн», которым управлял лейтенант Оливер. Несмотря на перегрузку и неспокойное море Оливер смог взлететь под огнем японцев и благополучно доставить спасенных на линкор. А через несколько часов было получено известие, что японское правительство не прочь капитулировать. Утром 15 августа был получен приказ о прекращении военных действий против Японии и поднятые для удара по Токио самолеты пришлось отзывать на авианосцы. В следующие дни с «Норт Кэролайн» на другие корабли для службы в составе оккупационных сил Токио передали несколько подразделений морских пехотинцев, офицеров и матросов. Его оперативная группа продолжала нести патрулирование над центральной частью Хонсю, пока первые части оккупационных сил транспортными самолетами перевозились с Окинавы на аэродром Ацуги. Линкор патрулировал в районе к югу от Сикоку до 2 сентября, когда на борту «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. «Норт Кэролайн» простоял на якоре в Токийской бухте до 5-го, чтобы дождаться возвращения членов своего экипажа, несших службу в Токио, а на следующий день ушел домой. 20 сентября «Норт Кэролайн» входил в Перл-Харбор, имея на борту принятых на Окинаве ветеранов, а через 5 дней линкор ушел к Панамскому каналу в составе оперативной группы авианосца «Энтерпрайз», на котором держал флаг вице-адмирал Ф. Шерман. 8 октября, когда группа прибыла в Бальбоа, командующий 6-й дивизией линкоров контр-адмирал Кули перенес флаг с «Норт Кэролайн» на однотипный «Вашингтон». Линкор прошел через канал 11-го, а 17-го вошел в гавань Бостона. 15 ноября 6-я дивизия была переформирована в 4-ю дивизию линкоров линейно-крейсерских сил Атлантического флота, а 27-го «Норт Кэролайн» перешел в Нью-Йорк, где 3 декабря на нем снова поднял флаг адмирал Кули. И в этот раз адмиралу не пришлось долго задержаться - в последний день года он переехал со штабом на «Вашингтон», поскольку «Норт Кэролайн» должен был начать плановый ремонт на военной верфи Нью-Йорка. 6 июня 1946 года «Норт Кэролайн» вышел из Нью-порта на учения у побережья Новой Англии, а затем проследовал в Аннаполис, чтобы принять на борт мидшипменов академии для практического плавания по Карибскому морю и к Панамскому каналу. Доставив будущих офицеров флота обратно, линкор 1 октября вышел на нью-йоркскую верфь, где его надлежало подготовить к выводу из строя. Официально корабль разукомплектовали 27 июня 1947 года и поставили в резерв в Байонне, штат Нью-Джерси. 26 июля 1954 года председатель Совета по характеристикам кораблей запросил начать предварительное проектное исследование модернизации линкоров типов «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота» с целью повышения их скорости. Исследования показали, что корабли этих типов все еще подходят для участия в операциях флота по большинству характеристик, за исключением скорости. Предлагалось снять кормовую башню главного калибра, а в освободившееся место установить дополнительные механизмы, которые бы обеспечили повышение скорости до 31 узла. Бюро по кораблям доложило о результатах своих исследований 14 сентября 1954 года. Для скорости 31 узел необходима была мощность 240.000 л.с., а при условии облегчения корабля за счет снятия бортовой брони - только 216.000 л.с. В любом случае требовалось установить новые механизмы или добавить газовые турбины, сохранив прежнюю 115000-сильную установку. Повышение мощности заставляло увеличить винты, изменить расположение и конструкцию подшипников гребных валов, скегов, валопроводов, рулей и рулевых машин. Требовалось изменить и форму кормовой части корпуса, чтобы не иметь очередных проблем с вибрацией. Реконструкция выглядела вполне технически осуществимой, хотя и требовала по 40 млн. долларов на корабль. В конце концов ее сочли непрактичной и проект забросили на полку. Тринадцать лет «Норт Кэролайн» простоял в резерве, пока 1 июня 1960 года его имя не исключили из списков флота. Губернатор штата Северная Каролина Ходжес загорелся идеей превращения линкора в мемориал и 11 ноября назначил комитет для претворения этой идеи в жизнь. Не остался равнодушным и следующий губернатор Терри Сэнфорд, который 4 мая 1961 года сформировал "Комиссию линкора «Норт Кэролайн»" и встретился по вопросу передачи корабля в собственность штата с начальником военно-морских операций адмиралом Бурком. Адмирал поблагодарил губернатора Сэнфорда и членов комиссии за то большое дело, которое они делают для корабля и флота, подчеркнув, что мемориал это не просто сохранение доблестного корабля, а еще и память о тех жителях штата, которые служили на «Норт Кэролайн», и напоминание потомкам о жертвах, принесенных старшими поколениями за их свободу. Адмирал Бурк и затем много сделал, чтобы линкор был сохранен в качестве мемориала. Церемония передачи корабля, проданного штату всего за 250.000 долларов, состоялась 6 сентября 1961 года на базе Байонне, а спустя 10 дней два мореходных буксира потащили первенца последнего поколения американских линкоров в последний поход в Уилмингтон, штат Северная Каролина. 1 октября ветеран тихоокеанской кампании отдал якорь в устье реки Кэйп Фейр Ривер. Сильный дождь и туман задержали продвижение корабля вверх по реке на сутки. Проводка такого огромного линкора по изобиловавшей мелями реке да еще и при отсутствии ограждающих фарватер буев стала возможной только благодаря мастерству лоцмана кэптена Б. Бьюрриса. Но у самого места вечной стоянки нос разворачиваемого буксирами корабля сел на мель. В течение получаса одиннадцать буксиров и бульдозер пытались его освободить. Среди встречавших находился контр-адмирал в отставке Уильям С. Максвелл, назначенный суперинтендантом мемориала "Линкор «Норт Кэролайн»". В качестве главного механика он участвовал в постройке этого корабля и ходил на нем в боевые операции. И теперь заслуженный адмирал, обращаясь к застрявшему линкору, крикнул: «Давай, детка! Ты же никогда раньше нас не подводила. Не делай же этого сейчас». И «Норт Кэролайн», как истинная леди (напомню читателям, что в английском языке любой корабль - всегда "она"), не могла не прислушаться к такой просьбе. Нос привсплыл и буксиры последним толчком загнали «леди» на место ее последней стоянки. Мемориал был открыт 29 апреля 1962 года. Власти штата выделили под него парк площадью 60 ак- ров. Офицерская кают-компания на главной палубе стала музеем, который открыт для публики ежедневно с 8 утра и до заката солнца. Каждый желающий может пройти по верхней, главной и части нижней палубы, надстройкам и мостикам, посмотреть фильмы об истории этого заслуженного корабля. Регулярно на его борту под разносящиеся из репродукторов звуки взрывов, выстрелов и рев самолетных моторов разыгрываются сцены из боевой жизни и старый корабль как бы оживает, вспоминая одну из многочисленных боевых тревог, через которые ему пришлось пройти в годы войны на Тихом океане. Имитируются даже выстрелы из его гигантских орудий, которые под страшный грохот десятка стереоусилителей изрыгают клубы дыма. Около тысячи зрительских мест расположены в носовой части верхней палубы, и тот, кто когда-либо видел театрализованное представление на борту мемориала «Норт Кэролайн», никогда его не забудет. Награды Линкор «Норт Кэролайн» (ВВ-55) получил 12 боевых звезд за участие в следующих операциях:
|