Безусловно, гигантские орудия были наиболее
интересным аспектом проекта "сверхлинкоров". Японцы
начали проявлять интерес к гигантским орудиям еще в 20-е
годы, когда был разработан проект линкоров типа "No.
13" и изготовлены два 480-мм. орудия с длиной ствола
в 45 калибров. Как и 410-мм. орудия линкоров типа "Nagato"
они были увеличенными версиями очень удачного британского
381-мм орудия "Mk.l". Одна из этих пушек была
разрушена во время испытаний, а другая захвачена американцами
после войны.
Вновь вопрос о создании больших орудий для
новых линкоров был поднят в 1934 году. При этом от 480-мм.
орудий из-за их величины пришлось отказаться, но все таки
требовалось нечто большее, чем уже имевшиеся 410-мм. пушки.
По-этому выбор остановился на 460-мм. орудиях. Проект новых
систем был готов к 1939 году. Его разработал коллектив под
руководством инженера С.Хада, умершего в годы войны. Работы
проводились в большой секретности: орудие получило официальное
обозначение "40-SK.Mod.94", что указывало на якобы
400-410-мм. калибр. Это обозначение сохранилось до конца
войны. Как и в случае самих кораблей, меры предосторожности
увенчались полным успехом - об истинном калибре орудий "Yamato"
американцы получили представление только после оккупации
Японии. Возможно, что адмирал Хэлси не искал бы так настойчиво
возможности сразиться с "Yamato" и "Musashi"
в дневном бою линкоров, знай он об их истинных размерах
и вооружении.
Рис.14
Орудийные башни главного калибра линейных кораблей типа
"Yamato".
Выпуск орудий начался точно в срок, в 1939-40
годах было изготовлено 27 стволов: шесть полных трехорудийных
установок уже были смонтированы на двух кораблях, а остальные
девять стволов - для линкора "Shinano". Установку
для испытаний и две поворотные платформы, одна из которых
была полностью готова, захватили американцы. Пара этих орудий
с определенным количеством запасных частей была перевезена
в США, а остальные вместе с башенными механизмами (и значительным
количеством запасных частей) были уничтожены на том месте,
где были обнаружены сразу после того как было проведено
их полное изучение (насколько позволяло время и численность
персонала). Большую проблему представляла нехватка оборудования
для проведения нормальных исследований. Единственный на
том месте тяжелый кран не работал, а большинство механизмов
было разломано и свалено в груды. Впоследствии обломки были
просто дополнительно разобраны, а "составные части"
по возможности изучены.
Технические данные орудия
Обозначение орудия
|
40 SKL/45. Mod."94"
|
Реальный калибр
|
460мм. (18.11 дюйма)
|
Длина ствола
|
45 кал. (2070 см.)
|
Общая длина орудия
|
- (2130см.)
|
Конструкция орудия четырехслойная
(казенная часть -
пятислойная), внутренние слои изготовлены методом
центробежного литья, наружные - обмоткой проволокой.
|
Нарезка
|
равномерная, 1 оборот на 28 калибров
|
Количество нарезов
|
72
|
Глубина нарезов
|
4,6 мм.
|
Длина пути снаряда в стволе
|
1760 см.
|
Объем каморы
|
480 л.
|
Баллистические данные орудия
Начальная скорость снаряда (COMMON)
|
805 м/сек.
|
Начальная скорость снаряда (бронебойный)
|
780 м/сек.
|
Максимальное давление газов в стволе
|
32 кг/кв.мм.
|
Вес бронебойного снаряда
|
1460 кг.
|
Вес снаряда общего назначения (COMMON)
|
1360 кг.
|
Длина снаряда
|
1954 мм.
|
Вес полного заряда
|
330 кг.
|
Вес капсюля
|
2,5 кг.
|
Максимальная дальность стрельбы
|
42 050 м.
|
Максимальная досягаемость по вертикали
|
11 км.
|
Живучесть ствола (полными зарядами)
|
250 выстр.
|
Практические данные по стрельбе
Воздействие на цель
Угол возв-я (град.)
|
10
|
20
|
30
|
40
|
45
|
Дальн. стрельбы (м.)
|
1684
|
27935
|
35850
|
40727
|
42053
|
Время полета снаряда (сек.)
|
26,05
|
49,21
|
70,27
|
89,42
|
98,60
|
Дальность
|
(км.)
|
20
|
30
|
Угол возвышения
|
(град.)
|
12,57
|
31,35
|
Конечная скорость
|
(м/сек.)
|
522
|
475
|
Толщина пробиваемой вертикальной
брони
|
(мм.)
|
566
|
168
|
Толщина пробиваемой горизонтальной
брони
|
(мм.)
|
231
|
417
|
Основное отличие японских башен ГК от современных им английских
и американских установок заключалось в малом числе блокировочных
устройств, поэтому особое значение приобретала хорошая тренировка
прислуги. Например, отсутствовала блокировка движения снарядного
подъемника при нахождении зарядного лотка в нижнем положении,
при этом снаряд мог быть поднят и удариться своей головной
частью по лотку. При применении донных взрывателей такой
не очень сильный удар был несущественным, но в случае головного
взрывателя он мог стать роковым.
Характеристики башенной установки
Внутренний диаметр роликового погона
|
11,50 м.
|
Наружный диаметр роликового погона
|
13,05м.
|
Расстояние между центром вращения
и цапфами
|
3,52 м.
|
Расстояние от оси орудия до роликового
погона
|
4,40 м.
|
Расстояние между осями орудий
|
3,05 м.
|
Откат орудия
|
1,43 м.
|
Вес трех орудий с затворами
|
495 т.
|
Вес остальн. подвижной части при
верт.наводке
|
228 т.
|
Поворотная платформа и броня
|
350 т.
|
Вес остальных частей при гориз-ной
наводке
|
647 т.
|
Броня стенок и крыши башни
|
790 т.
|
Максимальный угол возвышения
|
+ 45 град.
|
Максимальный угол снижения
|
- 5 град.
|
Скорость вертикальной наводки
|
10 град/сек.
|
Скорость горизонтальной наводки
|
2 град/сек.
|
Скорострельность орудий составляла примерно 1,5 выстрела
в минуту, несколько изменяясь в зависимости от угла возвышения
орудий, поскольку заряжание осуществлялось при фиксированном
углу по вертикали +3 градуса. Последовательность и время
выполнения операций была следующей (указано время в секундах):
Опускание ствола с +20 град. до
угла заряж-я
|
2,7-3,0
|
Открывание затвора
|
2,0-2,5
|
Выдвижение зарядного лотка со снарядом
вперед
|
3,0
|
Досылание снаряда
|
3,0
|
Отвод досылателя и возврат лотка
|
3,0
|
Поворот зарядн. цилиндра и досылателя
в раб. полож-е
|
3,0
|
Досылание заряда
|
3,0
|
Отвод досылателя
|
3,0
|
Возврат зарядного цилиндра и досылателя
|
3,0
|
Закрывание затвора
|
2,0
|
Подъем орудия до угла + 20 град
|
2,75-3,0
|
Выстрел, откат и накат орудия
|
2,75-3,0
|
Таким образом, цикл стрельбы равен 28 секунд при низком
возвышении, около 34 секунд при +20 градусах и около 40
секунд при максимальном возвышении - отличные показатели
для орудий такого калибра. Горизонтальная и вертикальная
наводка осуществлялась посредством гидропривода. Система
горизонтальной наводки была дублирована и включала два двигателя
по 500 лс и передачу типа "рейка-шестерня", установленную
вместо обычно использовавшейся на японских установках червячной
передачи, для которой просто не хватало места. Одновременно
использовался только один привод, второй был резервным.
|