[130]
Среди всех локальных войн второй половины XX века англо-аргентинское
столкновение 1982 г. из-за Фолклендских (Мальвинских) островов
занимает особое место. Прежде всего потому, что именно в
данном вооруженном конфликте флот сыграл решающую, а во
многих отношениях и определяющую роль. Правда, сказанное
в первую очередь, относится к Королевскому флоту Великобритании.
Однако, и аргентинский флот не мало потрудился в этой войне.
А все его операции в отличие от противника, не выходили
за рамки существовавших в то время правовых норм.
После окончания второй мировой войны и вплоть до 1982 г военно-морские силы (ВМС) Аргентины по численности и боевому составу занимали 1-е место в Латинской Америке {1}. Впрочем, с 1960-х гг. по количеству боевых кораблей на первое место вышли ВМС Бразилии, а по профессиональной и боевой подготовке конца XIX в. первенство традиционно принадлежит ВМС Чили {2} Тем не менее, военный флот Аргентины к началу войны за Мальвины был достаточно мощным и сбалансированным. В не малой степени этому способствовало его пополнение в 1970-е гг. современными боевыми единицами. Так в ФРГ были закуплены 2 дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 209/1200. Из Франции поступило 3 фрегата с управляемым ракетным оружием (ФР УРО) проекта А69 и противокорабельные ракеты "Экзосет". С помощью Великобритании ВМС Аргентины пополнились 2 эскадренными миноносцами УРО (ЭМ УРО) проекта 42 {3}. Имея к тому же развитый торговый и рыболовный флоты, аргентинское военно-политическое руководство могло расчитывать на успех в компании за Мальвины. Однако хронической проблемой ВМС Аргентины, как впрочем, и всех вооруженных сил страны, являлась нехватка финансовых средств. Это не позволяло проводить полномасштабные программы модернизации военного флота и судостроительной промышленности. Даже приход к власти в 1976 г. военной хунты не решил данную проблему. Наоборот, экономическая ситуация в стране ухудшилась {4}. В этой связи вполне закономерной стала инициатива командования ВМС Аргентины о военном решении "Мальвинского вопроса". С конкретным планом захвата Мальвинского архипелага, острова Южная Георгия и Южных Сандвичевых островов в середине 1981 г. выступил командующий ВМС Аргентины адмирал Жорже Анайя. Резко против подобных действий возражали военно-воздушные силы (ВВС) Аргентины в лице члена хунты, бригадного генерала ВВС Артуро Лами Дозо. Он не без оснований утверждал, что аргентинская авиация не сможет завоевать даже частичного господства в небе над Мальвинами. Дотянуться же до других территорий она не в состоянии. В такой ситуации планируемые действия - авантюра. Но руководитель хунты, командующий сухопутными войсками и по совместительству президент Аргентины, генерал Леопольдо Гальтиери поддержал флот. В результате, 15 декабря 1981 г. адмирал Анайя вылетел в главную базу ВМС Аргентины Пуэрто-Бельграно, где начал практически осуществлять свой план {5}.
Следует отметить, что дальнейшие события подтвердили правоту
Дозо. Однако и план Анайя зимой 1981-1982 г. не выглядел
авантюрой. Он был достаточно [131] обоснован и вполне выполним.
Кроме того, в случае успеха автоматически решались многие
проблемы стоявшие перед Аргентиной. Во-первых, Аргентина
окончательно бы решила спор о принадлежности Фолклендского
/ Мальвинского архипелага в свою (возник в 1833 г. после
захвата островов Великобританией). Во-вторых, аргентинское
руководство получило бы дополнительные козыри в решении
территориальных вопросов с соседями (прежде всего с Чили).
В-третьих, резко повысился бы в аргентинском обществе престиж
военных, особенно ВМС, пошатнувшийся в период военного правления.
В-четвертых, возросли бы ассигнования на флот, что позволяло
завершить программу его коренной модернизации. А значит,
вновь вернуть аргентинским ВМС лидерство в Латинской Америке.
В материальном отношении план захвата Мальвин и других
территорий также был реален. К началу 1982 г. в боевой состав
ВМС Аргентины входило более 50 боевых кораблей, катеров
и вспомогательных судов. В частности - 4 ДЭПЛ, 1 авианосец,
1 крейсер, 8 ЭМ (из них 5 кораблей УРО), 3 ФР УРО, 1 десантный
корабль и т. д. Кроме того можно было мобилизовать суда
гражданских ведомств (реально мобилизовали 10 единиц). ВМС
Аргентины обладали и сильной авиацией - 121 самолётом и
вертолётом, из которых больше половины - боевые и учебно-боевые.
Морская пехота численностью около 10000 человек вообще считалась
элитой вооруженных сил страны. Она была прекрасно подготовлена
и вооружена. А боевых пловцов ВМС Аргентины - части "Бузо
тактикос" - вообще готовили американцы и англичане {6}.
Для придания большего психологического эффекта намечаемой
акции, ее начало должно было совпасть с днем национального
праздника Аргентины, то есть - 25 мая 1982 г. Однако 29
марта 1982 г. стало известно, что британская разведка осведомлена
о подготовительных мероприятиях аргентинцев. В район конфликта
уже спешили британские атомные подводные лодки (АЛЛ). Готовился
к отправке на юг и первый эшелон надводных кораблей ВМС
Великобритании {7}.
Все это заставило аргентинцев начать операцию "Росарио"
- захват Мальвин, Южной Георгии и Сандвичевых островов немедленно.
Тем более, что острова обороняли крайне малочисленные гарнизоны
английской морской пехоты (о. Восточный Фолкленд - 87 человек,
о. Южная Георгия - 23 человека). Прибытие АЛЛ англичан в
зону конфликта ожидалось не ранее 7 апреля, а первого отряда
боевых кораблей и транспортов - не ранее 13 апреля. Это
давало возможность аргентинцам быстро и без серьёзных потерь
взять острова и, выиграв время в период суровой зимы в Южной
Атлантике прочно укрепиться на них. Огромные расходы на
ведение широкомасштабных боевых действий в столь удалённом
от метрополии районе, перспектива затягивания войны на севере
Антарктиды и вмешательство международных институтов, должны
были, по мнению аргентинского руководства, заставить Соединённое
Королевство отказаться от претензий на данную территорию
{8}. Но даже если бы
англичане пошли на эскалацию конфликта, шансов у них было
бы не намного больше, чем у аргентинцев. Во-первых, лейбористское
правительство Великобритании к 1979 г. резко сократило Королевские
ВМС и ассигнования на них. Ситуация за 3 года правления
Маргарет Тетчер мало изменилась. Во-вторых, как член НАТО
в условиях новой эскалации "холодной войны", основные силы
Королевских ВМС по-прежнему находились в северной Атлантике.
А значит, на юг была бы направлена группировка примерно
равная ВМС Аргентины. Её авиационное прикрытие выглядело
проблематичным. А без этого не имело смысла проводить морскую
десантную операцию. Авиация же Аргентины, как считало её
руководство, с береговых аэродромов способна нивелировать
мощь флота. Лишь АЛЛ англичан представляли серьёзную угрозу.
Но и это отнюдь не являлось фатальной проблемой. Ведь снабжение
гарнизонов Мальвин и Южной Георгии планировалось осуществлять
силами ДЭПЛ и военно-транспортной авиации. А раз так, то
задача аргентинского флота состояла только во взятии указанных
территорий. Поэтому не полностью готовый к войне аргентинский
военный флот мог [132] не без оснований рассчитывать на
успех в скоротечной кампании. При этом, чтобы не нарушать
договор об Антарктиде 1955 г. и тем самым не дать англичанам
повод раздуть международный скандал, все аргентинские корабли
и суда покинули акваторию южного полярного круга.
Для вторжения на Мальвины было сформировано 2 корабельных оперативных соединения (ОС). 20-е ОС осуществляло дальнее прикрытие сил вторжения на Мальвины и на о. Южная Георгия. В его составе находились: авианосец "25 мая" с 10 штурмовиками A-4Q "Скайхок" на борту, 4 эсминца ("Пэдро Буэна", "Сегуи", "Ипполито Боучард", "Коммодоро Пи") и танкер "Пуэнта Медадос". Командовал соединением капитан де навио (капитан 1 ранга) Дж. Саркона. 40-е ОС под командованием контр-адмирала Г. Аллара предназначалось для непосредственного вторжения на Мальвины и огневой поддержки десанта. Оно состояло из двух групп. В состав корабельной входило: 2 ЭМ УРО "Геркулес" и "Сантисима Тринидад" (пр. 42), 2 ФР УРО "Друмонд" и "Гранвил" (пр. А69), ледокол "Адмиранте Иризар". Десантная группа включала танкодесантный корабль "Кабо Сан Антонио" и транспорт "Исла де лос Эстадос" с 904 морскими пехотинцами на борту. Командовал ею контр-адмирал С.Буссер. Кроме того, была сформирована 60-я оперативная группа (ОГ) под командованием капитана де навио С. Тромбета. Ее задача - захват о. Южная Георгия. Группа состояла из ФР УРО "Гуеррико" и антарктического научно-исследовательского "Байя Параисо". Десантом из 60 человек командовал капитан A. Acтис. В зависимости от обстановки устаревшая ДЭПЛ "Санта Фе" (тип "Балао" постройки 1945 г.) с 12 боевыми пловцами на боргу, придавалась вышеназванным соединениям и группам {9}. Еще 28 марта "Бузо тактикос" с нее скрытно высадившись у Порт-Стенли (административный центр Фолкленд) провели разведку и утром 1 апреля вернулись на ДЭПЛ. И хотя перемещения аргентинских диверсантов англичане не заметили, 1 апреля они готовы были во всеоружии встретить аргентинский десант. Поздним вечером 1 апреля резко ухудшились погодные условия. Из-за этого высадку десанта можно было провести лишь у Порт-Стенли, а С. Буссеру стало известно о потере фактора внезапности. Но для операции всё было готово и ранним утром 2 апреля, аргентинцы стали действовать. С эсминцев 40-го ОС было высажено 90 разведчиков морской пехоты, которые быстро нейтрализовали британские патрули и аэродром. Лишь у губернаторского дворца и в порту, куда зашли корабли аргентинской транспортной группы, англичане оказали упорное сопротивление. Огнем пехотного оружия войсковой транспорт "Исла де лос Эстадос" был легко поврежден. Однако быстрое наращивание аргентинских сил, особенно переброска подкреплений по воздуху с континента на захваченный аэродром, вынудило англичан в 8.30 утра сдаться. Утром 3 апреля корабли 60-й оперативной группы подошли к Южной Георгии. В отличие от Мальвин, погода здесь благоприятствовала аргентинской операции. Поэтому десант высаживался с вертолетов. Но и здесь англичане во всеоружии встретили аргентинцев. Им удалось сбить 2 вертолета и повредить тремя противотанковыми ракетами фрегат "Гуеррико". Но трех залпов носового орудия фрегата оказалось достаточно, чтобы англичане сложили оружие. Расчёты аргентинских адмиралов на данном этапе конфликта оказались правильными. Потеряв 17 человек убитыми, 19 ранеными и 2 легко повреждённых корабля, ВМС Аргентины выполнили свою задачу - спорные территории были быстро захвачены {10}.
Оккупировав Мальвины, Южную Георгию, а 5 апреля 1982 г.
и Сандвичевы острова, аргентинское руководство не ожидало
резкой реакции со стороны Великобритании. А она не заставила
себя ждать. Срочно сформированное 317-е ОС под командованием
контр-адмирала Д. Вудворта спешило к Фолклендам. В его состав
вошли исключительно современные корабли. Их экипажи имели
высокую профессиональную подготовку, а командиры большой
опыт. Плавучий тыл из [133] мобилизованных гражданских судов,
позволил англичанам действовать длительное время автономно.
АЛЛ Королевского флота установили блокаду архипелага в 200-мильной
зоне войны войны. Её правительство Великобритании ввело
12 апреля. 7 мая зона войны была расширена до территориальных
вод Аргентины и до побережья о. Вознесения, то есть распространилась
практически на половину Атлантического океана. Подобный
шаг с одной стороны показал соблюдение Соединенным Королевством
международного права (но лишь в начале кампании), а с другой,
развязал руки 317-му ОС. В этих условиях перед командованием
аргентинского флота встала сложная залача - либо оставить
флот в базах, либо перейти к активным действиям. В первом
случае была бы сохранена материальная часть и личный состав,
но шансы на успех терялись. Во втором, путем решительного
противодействия ВМС Великобритании, исход конфликта мог
быть благоприятным для Аргентины, но при существенных потерях.
Аргентинское общество к ним было готово. Захват Мальвин
вызвал в стране всплеск патриотизма. Однако личный состав
ВМС Аргентины не был подготовлен к выполнению функции активного
противодействия 317-му ОС. Состояние материальной части
также оставляло желать лучшего. Большинство боевых единиц
ВМС Аргентины было изношено и нуждалось в ремонте. Так,
авианосец, 2 ДЭПЛ, крейсер и 6 эсминцев - корабли второй
мировой войны. Из 2 современных ДЭПЛ пр. 209/1200 лишь 1
("Сан Луис") могла активно противодействовать англичанам.
Последние же развернули в зоне конфликта до 8 АЛЛ и 2 ДЭПЛ.
Авиагруппа авианосца "25 мая" была не полной. К тому же
её перевооружение на штурмовики "Супер Этандер" завершить
не удалось. Из Франции поступило лишь 5, а не 14 заказанных
самолетов. Их летчики не успели к началу конфликта даже
облетать авианосец, не говоря об отработке возможности оперировать
с него. Поэтому воевать им пришлось с береговых авиабаз.
Положение аргентинского флота усугубилось еще и тем, что
США и западноевропейские страны ввели эмбарго на поставку
вооружений Буэнос-Айресу. В итоге часть кораблей ВМС Аргентины
оказалась на приколе. И все же командование ВМС Аргентины
решило рискнуть.
Для противодействия английскому флоту было сформировано 79-е ОС. Оно состояло из авианосной и двух корабельных групп. 14 апреля из Пуэрто-Бельграно вышли ОГ 79.1 и 79.2. Первая в составе авианосца и 2 ЭМ УРО пр.42, должна была действовать севернее Мапьвин. Вторая из эсминцев "Коммодоро Пи", "Сегуи" и 3 ФР УРО пр. А69 шла южнее первой. Все корабли группы были оснащены противокорабельными ракетами. Наконец 26 апреля в море вышла ОГ 79.3. Группа, состоящая из крейсера "Генерал Бельграно", эсминцев "Ипполито Боучард" и "Пэдро Буэна", двигалась южнее Мапьвин. В целом, при правильной организации атаки группы 79.1 и 79.2 могли задержать продвижение английских кораблей на юг. Группа 79.3 в состоянии была не допустить высадки английского десанта на архипелаг. Но штормовая погода спутала все планы аргентинских адмиралов. 18 апреля на авианосце вышли из строя турбины, и ОГ 79.1 вернулась в базу. Группа 79.2 также не выдержала свежей погоды и 21 апреля прибыла в Пуэрто-Бельграно. Лишь 79.3 продолжала до 1 мая патрулирование в районе о. Эстадос (южнее Мальвин), после чего начала вращение назад {11}.
В отличие от аргентинцев, для английских моряков шторм
не стал помехой. 25 апреля в Условиях плохой видимости и
сильного шквального ветра, вертолеты Королевских ВМС, в
заливе Камберленд (о. Южная Георгия) потопили ДЭПЛ "Санта
Фе". Более того, британские десантники захватили остров,
потеряв разбившимися в 3 транспортных вертолета {12}.
2 мая АЛЛ "Конкерор", по личному приказу М. Тетчер, двумя
торпедами потопила "Генерал Бельграно". 321 человек экипажа,
из которых лишь 3 офицера, погибли. Крейсер, к тому времени
служивший учебным кораблем и возвращающийся в базу, был
атакован английской АПЛ вне пределов зоны войны. Данный
акт, явившийся грубейшим нарушением права войны, [134] установленного
самим же британским правительством, имел целью психологически
подавить аргентинских моряков. Англичанам это удалось. После
гибели крейсера корабли аргентинских ВМС укрылись в базах.
Они ограничили свою деятельность патрулированием территориальных
вод. Но и здесь их успехи были мизерными. Так 5 мая противолодочная
авиация с авианосца "25 мая" обнаружила и безуспешно атаковала
у главной базы ВМС Аргентины британскую субмарину.{13}
Единственным кораблем аргентинского флота, действующим против
англичан, оставалась ДЭПЛ "Сан Луис". 11 апреля она вышла
из Мар-дель-Платы, имея на борту не опытного командира и
экипаж. Трижды (1, 8 и 11 мая) ДЭПЛ атаковала английские
корабли. В литературе эти атаки признаны безуспешными. Однако
на основании сопоставления различной информации можно с
определенной долей уверенности утверждать о повреждении
британской АПЛ и фрегата УРО. Весьма показательно с правовой
точки зрения то обстоятельство, что операции аргентинских
подводников проводились в объявленной правительством Великобритании
200-мильной зоне войны, тогда как британские подводники
осуществляли свои акции и в территориальных водах Аргентины,
нарушая тем самым международные договора о морских границах.
При этом, с развитием конфликта, англичане действовали все
более бесцеремонно. На аргентинское побережье с английских
ДЭПЛ, высаживались разведывательно-диверсионные группы.
По г. Кордова, британцы планировали нанести ядерный удар,
в случае неудачного для Великобритании исхода войны.
Впрочем, после 2 мая действия аргентинского флота ограничивались не то территориальными водами. Отказавшись от планов решительного противодействия 317-му ОС, аргентинские моряки продолжали вести разведку. Данные функции был возложены на вспомогательные единицы ВМС и мобилизованные суда. Необходимость таких мероприятий была очевидна. Ведь информацию о перемещении английских кораблей аргентинское руководство получало из двух источников. Первым был оперативный центр на Мальвинах, оснащенный радиолокатором AN/ TRS-43. Но зона его обзора была невелика. Тем не менее, в течение всей кампании англичане тщетно пытались уничтожить этот, размещённый на островах радар. Вторым источником разведывательной информации аргентинцев являлись немногочисленные полеты гражданских самолётов {14}. Рейды разведывательных кораблей и судов позволяли кроме всего прочего выявлять слабые стороны английской блокады. От этого в первую очередь зависела судьба гарнизона Мальвин. Зная это, английское командование старалось не допускать никаких её прорывов. Успех предстоящего десанта напрямую вытекал из эффективности блокадных действий.
Разведывательные и противоблокадные мероприятия аргентинского
флага начались 2 мая. Именно тогда с континента в направлении
Мальвин вышло 2 вооружённых буксира - "Альфарес Собрал"
и "Коммодоро Самевела". Столкнувшись с кораблями радиолокационного
дозора (1-я блокадная линия) они были атакованы вертолётами
"Линкс HAS.2" с эсминцев "Глазго" и "Ковентри". Выпустив
противокорабельные ракеты "Си Скьюа" англичане потопили
"Коммодоро Самевела". Второй буксир с тяжёлыми повреждениями
вернулся в базу. 9 мая английские истребители "Си Харриер"
двумя парами атаковали мобилизованный аргентинский траулер
"Нарвал". Высадив затем с 3 вертолетов абордажную партию,
aнгличане сняли экипаж судна. Среди пленных оказался офицер
аргентинской разведки. Несмотря на все принятые меры, блокада
англичан не была совершенной. Уже 10 мая аргентинский транспорт
"Исла де лос Эстадос" достиг Фолклендского пролива. Но там
он был потоплен в тот же день артиллерией фрегата "Алакрити".
12 мая "Си Харриеры" вблизи Мальвин сильно повредили патрульный
катер аргентинской береговой охраны "Илья Мальвинас". 16
мая, в бухте Фокс-Бей, те же самолеты атаковали и повредили
транспорт "Байя Буэн Суэсо". Практически одновременно южнее
Мальвин "Си Харриеры" повредили мобилизованный аргентинский
контенеровоз "Рио Каркарана". [135] В результате атаки судно
выбросилось на берег. 22 мая в бухте Батон-Бей "Си Харриеры"
атаковали, а вертолёты Королевских ВМС добили ещё один патрульный
катер аргентинцев - "Байя Игуасу". Наконец 23 мая вертолёт
"Линкс" с фрегата "Антилопа" добил транспорт "Байя Буэн
Суэсу", который все еще дрейфовал вблизи Мальвин. Сев на
корабль, перевооружившись и дозаправившись, вертолёт вновь
взлетел. В результате второй атаки английские пилоты повредили
танкер "Пуэнта Дельгада" который с серьезными повреждениями
сумел уйти на континент {15}.
Он стал последней жертвой аргентинского флота в Мальвинской
войне. В дальнейшем, корабли ВМС Аргентины более не покидали
своих баз, вплоть до конца конфликта. Туда же вскоре вернулись
и все разведывательные суда мобилизованные военным командованием.
Оставшись без снабжения и поддержки с моря, аргентинский
гарнизон Мальвин в ночь на 14 июня 1982 г. капитулировал.
Действия аргентинского флота в период войны за Мальвины можно разделить на три этапа На первом (2-3 апреля 1982 г.) его силы выполнили задачу по захвату Мальвинского архипелага, о. Южная Георгия и Сандвичевых островов. Не смотря на неполную готовность ВМС Аргентины к подобной акции, её успех был предопределён - противника у аргентинского флота практически не было. Тем не менее, аргентинцы действовали шаблонно. Тактика ими применённая восходит к первой мировой войне (если не к парусной эпохе). Да и сопротивления англичан аргентинские флотоводцы никак не ожидали (десанту было приказано обезоружить, а не убивать английских морских пехотинцев {16}). Это и объясняет повреждения двух аргентинских кораблей от огня пехотного оружия англичан. Захваченные в плен британские военнослужащие сразу же были отправлены в Уругвай, откуда 5 апреля вылетели в Лондон. Аргентинская хунта немедленно предложила правительству Великобритании дипломатически урегулировать конфликт. Однако кабинет М. Тетчер ответил категорическим отказом, что привело к эскалации англо-аргентинского конфликта. На втором этапе (14 апреля - 2 мая 1982 г.), командование аргентинских ВМС предприняло попытку решительного противодействия экспедиционным силам англичан Штормовая погода, усталость материальной части сорвали планы аргентинских адмиралов на начальной стадии их реализации. По этим причинам не состоялся единственный гипотетически возможный бой авианосцев в истории локальных войн. И более реального ракетного столкновения на дальних дистанциях также не получилось. А ведь шансы на успех, особенно во втором случае, у аргентинцев имелись. Вина за пассивность ВМС Аргентины на этом этапе войны целиком и полностью лежит на её личном составе. Аргентинские моряки и их командиры действовали по старинке, абсолютно безынициативно, как в мирное время. В этой ситуации надо отдать должное экипажу аргентинской ДЭПЛ "Сан Луис". Его действия на фоне всего флота выглядят смелыми, хотя и не образцовыми. Субмарина трижды, в условиях полного господства противника на море и в воздухе выходила в атаки. И каждый раз уклонялась от преследования не получив ни одного боевого или навигационного повреждения. Однако хроническая нехватка средств, стремление действовать в рамках существующих международных правовых норм и здесь сыграла свою негативную роль. Аргентинские подводники каждый раз выпускали по противнику по одной торпеде. И атаковали исключительно боевые корабли. А ведь опыт всех войн с участием подводных сил, свидетельствовал в пользу залповой, веерной стрельбы и уничтожения, прежде всего транспортов врага.
На третьем этапе (2 - 23 мая 1982 г.) аргентинский флот
ограничил свою деятельность лишь разведкой и попытками прорыва
английской блокады. Последнее аргентинским морякам в принципе
удалось. Свидетельством тому служит статистика Королевских
ВМС. Большинство потопленных и повреждённых аргентинских
кораблей и судов приходится на акваторию архипелага Мальвин.
В том, что блокада островов была не полной - вина самих
англичан. Из-за отсутствия средств [136] дальнего радиолокационного
обнаружения, британцы были вынуждены тактику второй мировой
войны, которая себя не оправдала. Что же касается результатов
разведывательных мероприятий аргентинских судов, то они
на данном этапе войны уже не имели особого значения. Аргентинские
ВМС полностью свернули свою деятельность 2 мая. Вся тяжесть
борьбы с английскими кораблями легла на авиацию Аргентины,
которая повторила ошибки аргентинских подводников. Но, судя
по характеру её атак (1 мая - 14 июня 1982 г.) полученная
с судов разведывательная информация, до пилотов не доводилась.
В качестве примера можно привести события 2 мая. Аргентинские
буксиры, столкнувшись с английскими эсминцами "Ковентри"
и "Глазго", передали координаты их положения на базу. Однако
штурмовики "Супер Этандар" во второй половине дня атаковали
совершенно иной патруль - эсминец "Шеффилд" и фрегат "Плимут".
Последний получил тяжелое повреждение и затонул. 3 мая уцелевший
буксир "Альфарес Собрал" вернулся на базу. Однако "Глазго"
и "Ковентри" были атакованы лишь 25 мая. Причём пилоты вышли
на них почти случайно! {17}.
Результаты Мальвинской кампании для ВМС Аргентины отрицательны. Нерешительные действия и стремление аргентинского командования следовать не выработанным окончательно международным правовым нормам, привело аргентинский флот к поражению. Из-за нехватки средств, постепенно списаны были 1 ДЭПЛ, 1 авианосец и б эсминцев. 2 новейших ЭМ УРО поставлены на прикол. Правда, в 1980-е гг. флот пополнился 2 современными ДЭПЛ, 4 ЭМ УРО и 6 ФР УРО, но оплачены эти контракты с ФРГ были в 1979-1980-х гг., то есть до столкновения с Великобританией. При этом фрегаты также поставлены на прикол в ожидании продажи за рубеж. Модернизации ВМС Аргентины не произошло. Все программы собственного кораблестроения превратились в долгострой. Например, заложенные на аргентинских верфях в 1983 и 1985 гт. 2 ДЭПЛ пр. TR.1700 к настоящему времени даже не спущены на воду - мировой рекорд! В итоге ВМС Аргентины уступили пальму первенства военным флотам Бразилии, Чили и даже Перу. По всей видимости, подобное положение будет сохраняться ещё довольно долго. Экономический крах страны 2002 г - есть тому доказательство. ЛИТЕРАТУРА:
{1}Иностранные военные
флоты. Справочник. - М,, 1947. - С. 143-186; Справочник
по иностранным флотам. - М., 1971. - С. 74-82; Климов С.
Военно-морские силы стран Латинской Америки // Зарубежное
военное обозрение (ЗВО).- 1976.- №9.- С.69-75. назад
{2}Сергеев В. Военно-морские
силы стран Латинской Америки // ЗВО.- 1992.- № 7. - С. 48;
Лобанов А Военно-морские силы Чили // Зарубежное военное
обозрение.- 1997,- №7.- С.39. назад
{3} SIPRI Yearbook,
1979. - Р. 191-192; Боевые корабли мира 1991-1992. Справочник
/ под ред. Ю. Алалькова.- М.,1993.- С.16-28. назад
{4} The political economy
of Argentina 1946-1983 / Ed by Di Tella G., Dornbusch R.
Oxford, 1989. - P.289-314. назад
{5} Middlebrook M.
The Fight for the "Malvinas". The Argentines forces in the
Falclands war. - L.,1990.- P.1-3. c 20-22; назад
{6}Кузьмин И. Вооруженные
силы Аргентины // ЗВО. - 1982. - №6.- С.20-22.; Котлобовский
А. Война у ворот Антарктиды // Авиация и время. - 1999.-
№6.- С.27.; Мишелети Э. Элитные вооруженные силы.- М.,1998.-
С.149. назад
{7} Thatcher M. The
Downing street years.- L.-N.Y.,1993.- P. 176-177. [137]
назад
{8}Кожухаров А. Десанты
в ходе Южно-Атлантического кризиса // Морской сборник.-
1996 -№6.-С.70. назад
{9} Middlebrook M.
Op. cit.- Р.3-22. назад
{10} Ibid Lambrecht
R. Der Krieg in Sudatlantic.- Berlin,1986.- P.9-12. назад
{11} Middlebrook
M. Op. cit.- P.79-80.назад
{12}. Заболотный
А. Британские вертолеты в Фолклендской войне // Авиация
и время.- 1999.- №4.- С.37. назад
{13} Lambrecht R.
Op. cit.- P.89; Ostaszewski P. Wojna о Falclandy 1982 //
Zarus dziejow Afriki i Azii 1869-1996. Historia konflictov.
Praca zbiorowa pod red. A. Bartnickiegu.- Warszava,1998.-
P.369. назад
{14}Малишенко Ю.
Боевой дебют ветерана // Авиация и время.- 1999.- №6. -С.30-31.;
Котлобовский А., Уррибарес Р. ...и вся королевская рать
// Авиация и время. 2002.- №2.- С.ЗЗ. назад
{15}. Middlebrook
M. Op. cit.- P.116-117; Lambrecht R. Op. сit.- P.89-95;
Кожухаров А. указ. соч.- С.71-73; Котлобовский А. "Харриеры"
против морских целей // Авиация и время.- 2000. - №2. -
С.33. назад
{16}фолклендский
конфликт // ЗВО.- 2002.- № 6.- 2-я страница обложки. назад
{17}Котлобовский
А. Не числом, а уменьем (Super Etandart в Фолклендской войне)
// Авиация и время.- 2000.- №1.- С.25; Котлобовский А. Почти
"камикадзе" (шурмовики А4 "Скайхок" в Фолклендской войне)
// Авиация и время.- 2000.- №6.-С.34. 137 назад
|