В первой части статьи были рассмотрены
вопросы стратегического и оперативного развертывания американских
ВМС по плану операции "Дезерт шилд"("Щит
пустыни"), участие командования морских перевозок в
перебросках оружия, военной техники и средств МТО частей
и соединений сухопутных войск и ВВС США в зону Персидского
залива. Ниже показано боевое использование группировки ВМС
Соединенных Штатов в операции "Дезерт сторм"("Буря
в пустыне"), которая являлась, по существу, первой
попыткой реализации американской оперативно-тактической
концепции "воздушно-наземная операция (сражение)"
в условиях Ближневосточного ТВД.
Группировка ВМС в составе объединенного
центрального командования (ОЦК) вооруженных сил США к 17
января 1991 года включала более 140 тыс. человек (в том
числе морская пехота свыше 70 тыс.) личного состава, более
90 боевых кораблей, включая шесть авианосцев, а также два
линкора ,16 надводных кораблей и две атомные многоцелевые
подводные лодки (ПЛА)2 - носители крылатых ракет (324 пусковые
установки, боезапас 332 ЕР), около 680 боевых самолетов
авиации флота и морской пехоты, две экспедиционные дивизии
(на берегу), две экспедиционные бригады и один экспедиционный
батальон морской пехоты (на кораблях ам-фибийно-десантного
соединения). При этом с учетом изменения типового боекомплекта
на некоторых кораблях для решения поставленных задач в зоне
конфликта количество КР <Томагавк> на кораблях-носителях
могло составлять более 500 единиц..
Основная часть группировки
ВМС США была сосредоточена в Персидском и Оманском заливах,
в том числе две авианосные ударные группы (АУГ), две ракетные
ударные группы (РУГ), амфибийно-десантное соединение (АДС).
Наземная группировка морской пехоты была дислоцирована в
северо-восточной части Саудовской Аравии, южнее Кувейта,
АУГ во главе с атомным многоцелевым авианосцем (АВМА) CVN
71 <Теодор Рузвельт> находилась в западной части Аравийского
моря на переходе в Персидский залив. Остальные силы, в том
числе три АУГ, маневрировали в северной части Красного моря
и в восточной части Средиземного.
Общее руководство силами
осуществлялось с основного командного пункта ОДЕ в Эр-Рияд
(Саудовская Аравия), а непосредственное - с флагманского
командного пункта (ФКП) ВМС США в составе ОЦК (командующего
7-м оперативным флотом) на борту штабного корабля LCC19
<Блю Ридж>, а такай через ФКП оперативных соединений.
В соответствии с оперативным
планом операции <Дезерт сторм> на ВМС в составе ОЦК
были возложены следующие задачи:
- осуществление морской
блокады Ирака и контроль основных коммуникаций из США и
Европы в зону конфликта;
- участие в первых операциях
начального периода военных действий, в том числе силами
палубной авиации и кораблей - носителей крылатых ракет <Томагавк>
в воздушной наступательной операции совместно с ВВС США
и других стран антииракской коалиции;
- привлечение к систематическим
боевым действиям сил авиации флота и морской пехоты;
- поддержание господства
в Персидском заливе путем поиска и уничтожения надводных
сил ВМС Ирака;
- подготовка к проведению
морской десантной операции (МДО), а также ведение боевых
действий местного значения отдельными подразделениями морской
пехоты на границе с Кувейтом;
- борьба с минной опасностью
в Персидском заливе;
- оказание огневой поддержки
сухопутным войскам на приморских направлениях силами корабельной
артиллерии.
В начальный период военных
действий в ходе решения поставленных боевых задач отмечались
следующие основные особенности действий сил флота и морской
пехоты ВМС США.
Блокада Ирака со стороны
моря осуществлялась боевыми кораблями в составе оперативного
соединения сил обеспечения блокадных действий. Эти действия
согласовывались с мероприятиями по контролю за линиями коммуникаций
в Ормузском проливе. Оманском и Персидском заливах, в Красном
море и восточной части Средиземного. Данная задача решалась
постоянно ввиду непрерывного подхода транспортов с оружием,
военной техникой и средствами МТО для группировки ОЦК вооруженных
сил Соединенных Штатов и их союзников в зоне конфликта.
С началом боевых действий
ВМС США приняли непосредственное участие в проведении воздушной
наступательной операции силами кораблей - носителей КР <Томагавк>
и авиации ВМС (авианосной и морской пехоты).
С кораблей - носителей КР
<Томагавк> в первые часы боевых действий 17 января
1991 года были произведены два залпа ракетами (по 50 единиц)
по важным военным и правительственным объектам на территории
Ирака, и в первую очередь в интересах последующих действий
авиации по активным средствам ПВО. Выли поражены, в частности,
президентский дворец, министерство обороны, пункты управления,
а также склады боеприпасов в пригородах Багдада - Таджи
и Рамади. В последующие 2 сут было выполнено еще до 80 и
более 50 пусков крылатых ракет по объектам в районах городов
Багдад и Басра соответственно. Всего в ходе военных действий
в Персидском заливе было осуществлено 297 пусков КР <Томагавк>
с кораблей-носителей ВМС США.
Авиация морской пехоты и палубные
самолеты с авианосцев из состава 151, 154 и 155-го оперативных
ударных соединений соответственно в Персидском заливе, Аравийском
и Красном морях совместно с ВВС участвовали в нанесении
массированных, согласованных по месту и времени ракетно-бомбовых
ударов по авиационным я ракетным базам,
пунктам управления и узлам связи, важным военно-промышленным
и правительственным объектам, а также группировкам войск.
Оперативное построение сил
флота в зоне конфликта предусматривало возможность боевого
воздействия по Ираку с трех направлений - из Персидского
залива, северной части Красного моря и восточной части Средиземного.
В Персидском заливе действовала
основная ударная часть группировки ВМС США в составе более
30 боевых кораблей, в том числе АВМ CV41 <Мидуэй>,
CV61 <Рэнджер>, АВМА CVN 71 <Теодор Рузвельт>
(с 19 января 1991 года), ЛК ВВ63, <Миссури>, ВВ64
<Висконсин>, штабной корабль LCC <Блю Ридж>
и 11 десантных кораблей.
В Оманском заливе и северной
части Аравийского моря сосредоточилось до* 30 боевых кораблей,
из них большая часть десантных кораблей во главе с десантными
вертолетоносцами (ABB) LPH2 <Иводзима>, LPH11 <Новый
Орлеан> и LPH9 <Гуам>, универсальные десантные
корабли (УДК) LHA4 <Нассау>, LHA1 <Тарава>,
а также три атомные многоцелевые подводные лодки.
В северной части Красного
моря находилось более 20 боевых кораблей, среди которых
АВМ CV67 <Джон Ф. Кеннеди>, CV60 <Саратога>,
CV66 <Америка> и две ПДА.
В восточной части Средиземного
моря маневрировало до восьми боевых кораб.? лей, в том числе
ПЛА.
Всего в операции <Дезерт
шилд> приняли участие восемь ПЛА, которые вели разведку
в интересах командиров оперативных соединений и решали задачи
противолодочной обороны АУГ на маршрутах их переходов в
зону военных действий. В дальнейшем, к началу операции <Дезерт
стори>, группировка атомных многоцелевых подводных лодок
была усилена еще пятью единицами, две из которых впервые
произвели боевые пускк КР <Томагавк> из подводного
положения на дальность около 1100ки из восточной части Средиземного
моря и северной части Красного. :"
Оперативное построение сил
на главном направлении (Персидский залив) включало:
- Авианосное ударное соединение
(АУС) в составе трех АУГ с задачами нанесения ракетво-бомбовых
ударов по наземным и морским объектам Ирака, а также обес-^
печения воздушного прикрытия корабельной группировки в Заливе.
Район боевого маневрирования авианосцев располагался в центральной
части Залива. Отдельные корабли охранения АУС, выдвинутые
в направлении Ирака на дистанцию 100-120 миль от авианосцев,
решали задачи ПВО соединения совместно с палуба ными истребителями
и самолетами ДРЛО и управления.
- Две РУГ (ВВ63 <Миссури>
и ВВ64 <Висконсин>), находившиеся на удалении 50-90
миль к северо-западу от авианосцев, решали задачи нанесения
ракетных ударов по объектам на территории Ирака, а также
ПВО АУС. В дальнейшем линкор <Висконсин> сместился
в восточную часть Залива, предположительно, после израсхо-дования
им боезапаса КР <Томагавк>.
- Объединенную корабельную
минно-тральную группу в составе четырех тральщиков ВМС США
и трех - Великобритании с задачей траления мин у побережья
Кувейта. Прикрытие группы с моря и воздуха осуществляли
корабли АУС и палубные истребители.
В Красном море корабли второй
АУС располагались между параллелями 24 и 26° с. ш. в сосредоточенном
боевом порядке. С этого направления авианосная авиация наносила
удары по военным и промышленным объектам в западной части
Ирака.
В восточной части Средиземного
моря корабли ВМС США маневрировали в рассредоточенных ордерах
и обеспечивали все виды обороны кораблей - носителей КР
<Томагавк>, наносивших удары по объектам в северной
части территории Ирака. Маршруты крылатых ракет морского
базирования проходили над территорией Турции.
Участие ВМС США в боевых действиях
выражалось в регулярном использовании авианосной авиации
совместно с самолетами ВВС для решения следующих основных
задач: нанесение бомбоштурмовых ударов по военным объектам
на территориях Ирака и Кувейта; сопровождение истребителями
F-14 <Томкэт> стратегических бомбардировщиков В-52
при боевых вылетах для нанесения ударов по группировкам
сухопутных войск Ирака (в частности, 7 ак в районе г. Басра);
обеспечение ПВО корабельных соединений ВМС в Персидском
заливе, в отдельных случаях - нанесение ударов по надводным
целям ВМС Ирака в Персидском заливе (минно-тральным кораблям,
патрульным и ракетным катерам); ведение воздушной разведки
самолетами ДРЛО и управления Е-2С <Хокай>; непосредственная
авиационная аоддержка/подразделений морской пехоты и сухопутных
войск в эпизодических боевых столкнове-' ниях на границе
с Кувейтом.
В ходе военных действий
отмечались следующие особенности использования авианосных
сил:
- Боевые действия начались
при незавершенном развертывании авианосных 'групп в районы
боевого предназначения. Так, АВМА CVN 71 <Теодор Рузвельт>
ва-ходился в это время на переходе в Персидский залив, и
применение авиации с него началось только с 20 января 1991
года. Показательно, что переразвертывание из Красного моря
авианосец совершил со скоростью хода 32 уз.
- Палубная авиация приняла
участие в боевых действиях, начиная с первого массированного
авиационного удара. В период с 0.52 до 6.00 17 января был
произведен подъем трех групп авиации (15-22 самолета в каждой)
с авианосцев CV41 “Мидуэй” и CV61 <Рэнджер>. Соотношение
ударных и обеспечивающих самолетов в группах составляло
1:2.
- Палубная авиация решала
в основном задачи нанесения ударов по наземньто и морским
целям, патрулирования для решения задач ПВО группировок
ВМС, прикрытия в воздухе стратегической авиации и разведки.
Ежесуточно выполнялось от 80 до 300 самолето-вылетов.
- Средняя продолжительность
полета самолетов истребительной авиации составляла 3 ч,
максимальная - до 5 ч, а самолетов ДРЛО и управления Е-2С
<Хокай> - 7 ч. К дозаправке топливом в воздухе наряду
с палубными самолетами KA-6D <Интрудер> привлекались
заправщики ВВС США КС-135.
- Для обеспечения действий
стратегических бомбардировщиков в воздух поднималось 10-15
самолетов палубной авиации. Так, в 15.50 19 января с АВМ
CV61 <Рэнджер> с этой целью было поднято 13 самолетов,
в том числе шесть F-14 <Томкэт>, четыре F/A-18 <Хорнет>,
два S-3A <Викинг> и Е-2С <Хокай>.
- В Красном море действия
авиации с авианосцев CV60 <Саратога> и CV67 <Джон
Ф. Кеннеди> в значительной мере зависели от самолетов-заправщиков
ВВС США. В ходе полетов палубных самолетов, которые продолжались
около 5 ч (обычно около 2 ч), дозаправки производились дважды
- на маршруте к объектам ударов и при возвращении. В таких
условиях для нанесения штурмовых ударов с авианосцев группы
самолетов от 20 до 30 единиц могли подниматься в воздух
только 2 раза в сутки.
- Наибольшей гибкости использования
авианосной авиации удалось достичь в последние две недели
военных действий, когда в северной части Персидского залива
были сосредоточены четыре АУГ (АВМА CVN 71 <Теодор Рузвельт>,
АВМ CV41 <Мидуэй>, CV66 <Америка> и CV61 <Рэнджер>).
При этом в большинстве случаев в ходе нанесения штурмовых
ударов авианосной авиацией при сокращении расстояния до
целей отпала необходимость в дозаправке самолетов топливом
в воздухе и штурмовая авиация смогла осуществлять так называемые
<цикличные операции>. В указанный период ежедневно
каждый час в течение 18 ч с авианосцев поднимались в воздух
ударные группы в среднем по 20 самолетов.
- В интересах ведения боевых
действий в течение длительного времени палубная авиация
использовалась с оптимальным боевым напряжением сил. При
этом осуществлялось восполнение потерь (переброска из США
трех штурмовиков А-6 <Интрудер>) и был установлен
определенный порядок использования авианосцев: пять дней
активных боевых действий, два - с пониженной интенсивностью.
- В целом потери авиации
ВМС США в результате военных действий в зоне Персидского
залива составили 0,4 самолета на 1 тыс. вылетов, соответствующий
показатель для авиации ВВС США - 0,22, авиации многонациональных
сил (МНС) - 0,4, в том числе для авиации морсквй пехоты-0,81.
Высокий уровень потерь авиации морской пехоты, как отмечают
американские военные специалисты, объясняется тем, что она
в основном решала задачу непосредственной авиационной поддержки.
Оперативное построение авиационной
ударной группы палубной авиации (15- 20 самолетов) включало
группу истребителей сопровождения (F-14 <Томкэт>),
группу самолетов РЭБ (ЕА-6В <Проулер>), ударный эшелон
штурмовиков (А-6Е <Интрудер>) и истребителей-штурмовиков
(F/A-18 <Хорнет>). Управление авиацией в полете и
в районе цели осуществлялось с самолетов ДРЛО (Е-2С <Хокай>).
Высокую эффективность при
выполнении ударов показало применение управляемых авиабомб,
эпизодически новых УР SLAM со штурмовиков, заградительных
и штурмовых помех большой мощности с самолетов РЭБ. Точность
выхода на цель в ночных условиях достигалась использованием
спутниковой навигационной системы НАВСТАР, а в отдельных
случаях - и СНС <Флитсатком> (при обеспечении бомбардировщиков
В-52).
Всего в ходе военных действий
авиация ВМС США выполнила 23 проц. всех боевых вылетов авиации
МНС. По состоянию на 6 марта 1991 года она осуществила 28
929 боевых вылетов, из которых 36 проц. были направлены
на решение штурмовых задач, а 30 проц. - на ПВО корабельных
соединений и боевое патрулирование, За это время авиация
флота и морской пехоты израсходовала 4,5 тыс. боеприпасов.
Потери авиации флота составила семь самолетов, а морской
пехоты - восемь.
Эпизодически в зоне боевых
действий осуществлялось 10-30 пусков ЕР <Томагавк>
по наземным целям, в том числе с американских ПЛА типа <Лос-Анджелес>
из северной части Красного моря и восточной части Средиземного.
Задача поддержания господства
в Персидском заливе решалась действиями надводных сил и
авиации ВМС по поиску и уничтожению отдельных кораблей,
судов и катеров Ирака (всего в начальный период боевых действий
было уничтожено до 25 боевых катеров, тральщик и два судна
- постановщика мин), организацией всех видов обороны корабельных
соединений, контролем минной обстановки в Заливе, обеспечением
беспрепятственного судоходства кораблей и судов МНС в Персидском
заливе и прилегающей акватории.
ПВО корабельной группировки
строилось по зонально-объектовому принципу и позволяло создать
эшелонированную защиту главных сил от ударов с воздуха.
Воздушные цели обнаруживались со всех направлений с двух-
или трехкратным перекрытием на глубину до 1000 км от центра
построения сил с использованием собственных средств соединения
и самолетов ДРЛО и управления Е-3 системы АВАКС. Контроль
за воздушным пространством обеспечивался постоянным нахождением
в воздухе двух-трех самолетов Е-3 и до пяти палубных самолетов
Е-2С <Хокай>. Корабли радиолокационного дозора (РЛД)
как один из компонентов системы наблюдения за воздушной
обстановкой еще до начала боевых действий были выдвинуты
в направлении Ирака. В целом созданная система обнаружения
распространялась на прибрежную зону Ирака, территорию Кувейта
и гарантировала обнаружение самолетов противника за 300-400
км до выхода их на рубежи применения оружия по передовым
кораблям соединения.
Уничтожение воздушных целей
обеспечивалось средствами корабельных барьеров ПВО и палубными
истребителями. Созданные к 17 января 1991 года два барьера
включали по четыре-пять кораблей с ЗРК среднего и ближнего
радиуса действия, которые были выдвинуты на угрожаемых направлениях
на 90-130 км. В наиболее выраженном виде эти барьеры существовали
в первые сутки боевых действий, когда степень угрозы с воздуха
еще не была определена.
Палубные истребители с началом
конфликта использовались в двух режимах - <дежурство
в воздухе> и <дежурство на палубе>. В первые дни
в воздухе одновременно находилось до десяти самолетов. В
дальнейшем это количество было уменьшено в 2-3 раза.
Борьба с минной опасностью
в северо-западной части Персидского залива возлагалась с
началом конфликта на соединение минно-тральных сил МНС,
в состав которого были включены минно-тральные корабли <Эвенджер>,
<Эдройт>, <Импервиос> и <Лидер>, а также
шесть вертолетов-тральщиков МН-53 ВМС США.
Наиболее интенсивные противоминные
действия осуществлялись в период подготовки морской десантной
операции у побережья Кувейта, когда проводилось траление
внешних и внутренних районов стоянки и маневрирования десантных
кораблей, фарватеров и подходов к участкам высадки десанта.
До начала февраля 1991 года
у побережья Кувейта было обнаружено и обезврежено около
80 мин с акустическими, магнитными, гидродинамическими и
комбинированными взрывателями. Всего ВМС США обезвредили
более 1250 мин.
Огневая поддержка сухопутных
войск и морской пехоты корабельной артиллерией начала осуществляться
непосредственно с началом боевых действий: обстрелом иракских
войск в прибрежной полосе Кувейта и позиций противодесантной
обороны на м. Эль-Заур в районе Эль-Ахмади.
3 февраля 1991 года линейные
корабли <Миссури> и <Висконсин> перешли в северную
часть Персидского залива. При оказании артиллерийской поддержки
из 406-мм орудий главного калибра ЛК ВВ63 <Миссури>
были обстреляны позиции иракских войск на глубину до 25
км в районе саудовско-кувейтской границы. 4 февраля линкор
обстрелял объекты противодесантной обороны на побережье
Кувейта.
В дальнейшем линкоры с кораблями
охранения периодически выдвигались в северную часть Персидского
залива для обстрела иракских войск и объектов противодесантной
обороны в прибрежной полосе Кувейта и на о-вах Файлака и
Бубиян. Другие боевые надводные корабли обеспечивали безопасность
судоходства в акватории Залива и осуществляли эскортирование
транспортных судов, следовавших в порты разгрузки. Действия
сил морской пехоты были направлены в основном на подготовку
морской десантной операции.
20 января 1991 года гидрографические
подразделения приступили к уточнению районоь возможной высадки
десанта к югу от г. Эль-Кувейт; передовые авианаводчики
из подразделений 1 эдмп отрабатывали вопросы организации
управления авиацией при выполнении зада', непосредственной
авиационной поддержки десантных сил.
21 января части 1 и 2 эдмп
начали выдвижение в районы оперативного предназначения,
прилегающие к саудовско-кувейтской границе.
23 января силы в составе
амфибийно-десантного соединения (АДС) провели тре-вировки
по высадке десанта в районе о. Масира.
24 января на борту LCC19
<Блю Ридж> командования сухопутных войск, ВМС к ВВС
многонациональных сил согласовывали планы совместных действий
в ходе наземной наступательаой операции.
25 января подразделения
4 и 5 эбрмп провели тренировку по высадке десанта на необорудованное
побережье с использованием морских десантно-высадочных средств
и траяспортно-десантных вертолетов.
26 января в районе Даммам
(Саудовская Аравия) была репетиция высадки морского десанта
в составе штурмового эшелона батальонной десантной группы
5 эбрмп. С десантного транспорта-дока LSD36 <Энкоридж>
на 46 десантных катерах с интервалом до 10 мин восемью волнами
было высажено до 500 человек.
27 января проводились тренировки
по преодолению заминированных участков района высадки десанта,
уточнялись планы десантной операции в связи с распространением
к югу от г. Эль-Кувейт нефтяного пятна, возможный состав
сил и средств обеспечения.
В период с 31 января по
1 февраля подразделения морской пехоты 4 и 5 эбрмд завершили
погрузку на десантные корабли в районе о. Масира.
3 февраля АДС в составе
до 25 десантных кораблей, включая ABB LPH9 <Гуам>,
LPH2 <Иводзима> и LPH11 <Новый Орлеан>, УДК
LHA4 <Нассау> и LHA1 сТарава>, с 4 и 5 эбрмп на
борту (около 20 тыс. человек) начало выдвижение из района
о. Масира в Персидский залив.
В начале февраля 1991 года
исследовательской службой конгресса США был разработан доклад
о возможном варианте проведения морской десантной операция
(МДО) в ходе боевых действий по освобождению Кувейта.
При подготовке к этой операции
проводились следующие основные мероприятия:' разведка береговой
линии обороны вооруженных сил Ирака в предполагаемом районе
высадкг десанта, активная воздушная и космическая разведка
группировки противника, генеральная репетиция МДО на территории
Омана (конец января 1991 года).
В качестве предполагаемого
района проведения операции был утвержден г. Эль-Кувейт и
назначен возможный срок ее проведения. При этом отмечалось,
что для достижения внезапности МДО будет проведена в ночное
время.
Замыслом предусматривалась
высадка подразделений морской пехоты с десантных кораблей
с одновременным вертолетным десантом в глубину обороны противника.
В дальнейшем планировались наращивание сил и средств на
захваченном плацдарме, переброска на него бронетанковой
техники и артиллерии. По оценкам специалистов, время на
приведение сил и средств высаженной группировки в готовность
к отражению контрудара войск противника могло составить
до 1,5 ч.
Основными этапами операции
являлись:
- нанесение ударов самолетами
морской пехоты и палубной авиации ВМС США совместно со стратегическими
бомбардировщиками В-52 и самолетами F-117A по позициям иракских
войск на передовом рубеже обороны;
- ведение заградительного
огня орудиями главного калибра линкоров по внешнему периметру
предполагаемого района высадки десанта;
- высадка морского десанта
(более 1500 морских пехотинцев, рис. 3) с использованием
десантных катеров на воздушной подушке и плавающих бронетранспортеров,
спуск которых на воду с десантных кораблей планировался
на удалении до 1,8 км от береговой черты. Высадку вертолетного
десанта намечалось осуществить в составе батальона морской
пехоты на удаление до 10 км от переднего края обороны противника;
- наращивание сил и средств
передового эшелона десанта предусматривалось провести путем
переброски с кораблей на берег подразделений второго эшелона
катерами на воздушной подушке, а артиллерии - транспортно-десантными
вертолетами.
Для непосредственной авиационной
поддержки предполагалось привлечь штурмовую авиацию морской
пехоты, а в качестве мобильных огневых средств для подавления
огневых точек и для борьбы с танками противника - вертолеты
огневой поддержки AH-1W <Супер Кобра> ,
В целях подготовки к проведению
МДО по освобождению Кувейта командование морской пехоты
США в Саудовской Аравии в начале февраля 1991 года разработало
план тылового обеспечения передовых подразделений, которые
должны были принять участие в этой операции. В частности,
8 февраля был рассмотрен вопрос об организации перебросок
средств МТО по воздуху в интересах, обеспечения 26 ебмп
США;
Подготовка к проведению
морской десантной операции сочеталась с эпизодическим участием
морской пехоты в боевых действиях. Так, 19 января подразделения
морской пехоты участвовали в захвате девяти нефтяных платформ
при поддержке самолетов и вертолетов авиации флота и морской
пехоты (взято в плен 12 военнослужащих Ирака, уничтожены
посты ПВО); 25 января при поддержке авиации морской пехоты
был занят остров в 35 км восточное побережья, к югу от Эль-Кувейта;
в период с 31 января по 1 февраля подразделения морской
пехоты при поддержке авиации и корабельной артиллерии заняли
о. Умм-Эль-Марадим в 25 км восточное побережья Кувейта (уничтожены
иракские средства ПВО и артиллерийские позиции); с 30 января
по 2 февраля морские пехотинцы' приняли участие в отражении
прорыва двух бригад сухопутных войск Ирака в направлении
на населенный пункт Рас-Эль-Хафджи. В ходе этих боев была
отмечена относительно низкая координация действий тактической
авиации и морской пехоты ВМС США, что, в частности, привело
к уничтожению боевой машины пехоты с семью морскими пехотинцами
ракетой <Мейверик> со штурмовика А-10А авиации ВВС
США.
По оценке генерала Н. Шварцкопфа
(Эр-Рияд, 27 февраля), ситуация, сложившаяся к 24 февраля,
требовала нанесения первых ударов в центральном и восточном
секторах границы Кувейта с Саудовской Аравией и осуществления
именно тех действий, которых ожидали иракцы. Одновременно
с этим проводились высадка морских десантов на флангах и
обстрел побережья корабельной артиллерией с тем, чтобы противник
продолжал считать, что наступление будет осуществляться
вдоль побережья.
В этот период в целях подготовки
к МДО активизировались минно-тральные действия в северной
части Персидского залива, к которым привлекались четыре
тральщика ВМС США, шесть вертолетов-тральщиков МН-53, отдельные
боевые корабли и вертолеты из состава МНС. Руководство минно-тральными
действиями осуществлялось с борта штабного корабля <Ла
Салль>. В ходе этих действий 18 февраля на минах подорвались
два боевых корабля ВМС США. Десантный вертолетоносец LPH10
<Триполи> получил незначительные повреждения, а крейсер
УРО CG59 <Приветен>, получив повреждения гребного
вала и винта, потерял ход. На нем были ранены три члена
экипажа, вышли из строя кормовые 127-мм артиллерийская башня
и установка вертикального пуска для стрельбы КР <Томахок>
и ЗУР <Стандарт-2>. В дальнейшем он был отбуксирован
из зоны боевых действий и поставлен на две недели на ремонт
в док в Дубай (ОАЭ). Возможности ВМС США по тралению мин
в водах Персидского залива, по мнению генерала Н. Шварцкопфа
(выступление в сенате США 12 июня 1991 года), не соответствовали
предъявляемым требованиям и условиям обстановки.
В 1.00 24 февраля 1991 года
за 3 ч до начала наземной части операции <Дезерт сторм>
линкоры ВВ64 <Висконсин> и ВВ63 <Миссури>, находившиеся
у побережья Кувейта, начали массированный обстрел прибрежной
полосы из 406-мм орудий главного калибра, с тем чтобы заставить
иракское командование поверить в неизбежность высадки крупного
морского десанта.
В дальнейшем, утром 24 февраля,
на нескольких участках побережья в восточных пригородах
и южнее г. Эль-Кувейт с кораблей амфибийного соединения
была осуществлена высадка морского и воздушного десантов
общей численностью до батальонной десантной группы. Эти
действия носили главным образом демонстративный характер.
В последующие два дня к
активным действиям приступили подразделения сил специальных
операций ВМС США, которые, используя малые быстроходные
плавсред-ства, начали расчистку минных заграждений побережья,
создавая также угрозу и заставляя тем самым иракцев по-прежнему
считать, что группировка морской пехоты США готовится к
проведению крупной МДО.
По оценке командования ВМС,
в начале февраля 1991 года в результате успешных действий
вооруженных сил и их союзников были созданы условия для
проведения морской десантной операции в рамках наступательной
операции сухопутных войск на территории Кувейта.
В целом боевое использование
ВМС США и их союзников в ходе военных действий в зоне Персидского
залива характеризуется следующими особенностями.
1. Впервые после воины во
Вьетнаме в районе конфликта была развернута и приняла участие
в боевых действиях крупнейшая группировка военно-морских
сил Соединенных Штатов - до 90 боевых кораблей, в том числе
шесть многоцелевых авианосцев (50 проц. всех боеготовых),
два линейных корабля (из трех в боевом составе), семь авианесущих
десантных кораблей (два УДК и пять ABB, более 50 проц. из
находящихся в боевом составе) и около 18 надводных и подводных
кораблей - носителей КР <Томагавк>.
2. Действия основных ударных
группировок ВМС США осуществлялись из районов боевого применения
в Красном море и Персидском заливе практически без противодействия
со стороны вооруженных сил Ирака.
3. В начальный период войны
усилия военно-морских сил США были направлены на участие
в воздушной наступательной операции палубной авиации и КР
<Томагавк>.
4. Первый ракетный удар
продолжался около 3 ч и проводился массированно в ночное
время. При этом он был скоординирован с действиями стратегической,
тактической и палубной авиации.
5. В начальный период военных
действий наиболее полно и успешно были решены задачи завоевания
и удержания господства в Персидском заливе и превосходства
в воздухе.
6. В значительной степени
не оправдал надежд некоторых специалистов Пентагона легкий
штурмовик AV-8B <Харриер-2>. Главным недостатком самолета,
по их оценкам, помимо небольших радиуса действия и продолжительности
нахождения в районе решения боевой задачи, что не позволяло
ему осуществлять поиск и нанесение ударов по тактическим
целям, явилась его низкая, по сравнению с другими типами
штурмовиков, живучесть. В результате эти самолеты понесли
наибольшие потери (было сбито шесть из 60 принимавших участие
в боевых действиях).
7. В ходе военных действий
в зоне Персидского залива ВМС США впервые:
- практически оценили эффективность
боевого применения новых высокоточных систем и видов оружия-
<Томагавк> и УР SLAM;
- со времен войны в Корее
осуществили боевое применение линейных кораблей; .
- использовали в военных
действиях с линкоров беспилотные летательные аппараты типа
<Пионер>;
- легкие штурмовики AV-8B
<Харриер-2> проводили боевые вылеты с УДК LHA4 <Нассау>;
- в боевых действиях приняли
участие корабли новых типов, в том числе крейсера УРО типа
<Тикондерога>, минно-тральные корабли-<Эвенджер>,
катера на воздушной подушке - LCAC;
- было осуществлено боевое
применение трех эскадр судов - складов с оружием, военной
техникой и средствами МТО, предназначенных для трех экспедиционных
бригад морской пехоты.
По оценке начальника штаба
ВМС США адмирала Ф. Келсо, конфликт в районе Персидского
залива является ярким примером возможностей ВМС реагировать
на кризисную ситуацию. С самого начала операции <Дезерт
шилд> группировка военно-морских сил в зоне Персидского
залива была главным инструментом оказания давления на Ирак.
В дальнейшем, с убытием
24 апреля 1991 года штабного корабля 7-го флота LCC19 <Блю
Ридж> из Персидского залива в передовой пункт базирования
Иокосука (Япония), ВМС США в зоне конфликта перешли на оперативную
организацию мирного времени. Командование сил флота в регионе
возглавил командующий ВМС США на Среднем Востоке контр-адмирал
Тейлор, штаб которого размещен на борту штабного корабля
<Ла Салль>.
|