 |
|
Лёгкий
крейсер "Эмден" и его командир капитан 1-го ранга Карл фон Мюллер
|
Пока могучие дредноуты ждали своего
часа, на другом конце света иные корабли германского флота демонстрировали
чудеса храбрости. Проникнув осенью 1914 года в Индийский океан, легкий
крейсер «Эмден» нанес существенный урон судоходству союзников. Его атаки
отличались такой дерзостью, что даже британский офицер, весьма раздосадованный
безуспешностью попыток настичь и уничтожить его, был вынужден признать:
«Наше восхищение его подвигами ничуть не меньше, чем желание посчитаться
с ним».
Командовал крейсером капитан 1-го
ранга Карл фон Мюллер, один из самых блестящих офицеров германского флота.
По его приказу на «Эмдене» применялось крайне незатейливое, но весьма эффективное
средство маскировки, позволившее ему заставать свои жертвы врасплох. Большинство
германских легких крейсеров имели три трубы, тогда как на английских их
было четыре. Недостающую трубу смастерили из реек и парусины. На вооружении
«Эмдена» стояли десять скорострельных 4,1 -дюймовых орудий.
Крейсер развивал скорость до 25
узлов, что позволяло ему перехватывать грузовые суда и с легкостью уходить
от преследования.
Карьеру грабителя-одиночки
«Эмден» начал 10 сентября на оживленных морских дорогах между Индией и
Цейлоном, когда Мюллер захватил и потопил свою первую жертву — 3400-тонное
грузовое судно.
За неделю он потопил шесть английских
«купцов», а еще через месяц общий счет дошел до одиннадцати, а тоннаж —
до 50 000 тонн.
Как ни странно, но в этих первых
рейдах не пострадал ни один англичанин. Благородный Мюллер лично следил
за тем, чтобы экипаж захваченного судна был погружен на спасательные шлюпки
или переправлен на борт «Эмдена», и лишь тогда пускал его ко дну, за что
и получил от первых жертв своих дерзких набегов прозвище «пират-джентльмен».
Наглость «Эмдена» не знала границ.
Вечером 22 сентября — пока четырнадцать кораблей союзников прочесывали
Индийский океан в поисках рейдера — Мюллер привел свой корабль в Мадрас.
Прежде чем англичане успели поднять по тревоге команды береговых батарей,
крейсер открыл стрельбу по нефтехранилищу и поджег две цистерны. 28 октября
рейдер проник в гавань Пинанг (Малайя), контролируемую союзниками. Подойдя
на дальность прямой наводки, «Эмден» обстрелял и потопил русский крейсер
«Жемчуг», а затем поспешно ушел в открытое море, пустив на дно французский
эсминец, попавшийся под горячую руку.
Между рейдами команда «Эмдена» жила
в роскоши: как из рога изобилия сыпались на моряков кофе, сигары и сигареты,
перекочевывавшие на борт корабля из трюмов потопленных судов. «Временами
мне казалось, что я попал на огромную ярмарку,— вспоминал один офицер.—
Копченые окорока свисали с верхних переборок машинного отделения. Повсюду
горы шоколада, ящики коньяка с тремя звездами». Все, впрочем, знали цену
этой сладкой жизни: в любой момент их могут встретить корабли союзников,
горящие жаждой мести.
 |
Десант
с "Эмдена" дожидается на берегу своего крейсера, который вышел в море навстречу
австралийскому крейсеру "Сидней". На заднем плане стоит шхуна "Айеша",
в дальнейшем захваченная немцами. |
9 ноября Мюллер отдал якорь на рейде
островов Килинг (Кокосовые острова к западу от Австралии) и высадил на
берег отряд в 50 человек, поставив перед ним задачу разгромить британскую
радиотелеграфную станцию. Это стало роковой ошибкой. Как только рейдер
появился на горизонте, его опознали и тут же послали сигнал «SOS»: «Здесь
«Эмден».
 |
|
Гибель
"Эмдена"
|
 |
|
Два матроса
выносят обломок кормы "Эмдена" с названием корабля.
|
Станцию разгромили. Но когда десант
собрался было вернуться на корабль, глазам моряков предстало настораживающее
зрелище: «Эмден» полным ходим направлялся в открытое море, а горизонт застилал
дым из труб неприятельского корабля.
Получив сигнал «SOS», австралийский
тяжелый крейсер «Сидней» не мешкая вышел к островам Килинг. Имея превосходство
в вооружении (6-дюймовые пушки), он атаковал «Эмден» с ходу, открыв огонь
с дистанции, превышающей дальность стрельбы орудий рейдера. Снаряд летел
за снарядом. Через девяносто минут неравной схватки немецкий крейсер, отправивший
в могилу 23 судна союзников, представлял собой
груду обгоревших обломков, застрявших
на мели. Из 325 человек команды погиб 141; остальные, в том числе и командир
рейдера Карл Мюллер, были взяты в плен, где и пробыли до конца войны.
Спастись удалось лишь десантникам,
которые реквизировали старую шхуну и вышли в море. За восемь месяцев они
покрыли 4300 миль и достигли берегов Аравии. А оттуда, где пешком, где
на поезде, добрались до Константинополя, столицы союзной Турции. Здесь
в июне 1915 года парад отважной команды принял
германский адмирал. Ее командир
бодро отдал рапорт: «Десантный отряд крейсера «Эмден» в составе пяти офицеров,
семи старшин и сорока матросов построен».
<<<
Назад Далее >>>