|
Линейный
корабль "Архангельск"
|
В течение 1943—1944 годов в сравнении
со всевозрастающей мощью английских сил охранения конвоев боевой потенциал
соединений немецких подводных лодок и авиации в Северной Норвегии понизился
настолько, что практически прекратились все сообщения о каких-либо успехах
в действиях немцев против союзных конвоев в Арктике. После уничтожения
линкора «Тирпиц» и ухода в Германию других крупных надводных кораблей немцы
фактически лишились каких-либо средств эффективного нападения на союзные
конвои, следовавшие в Россию.
Исходя из создавшейся обстановки,
в конце 1944 года немцы начали разработку принципиально новой тактики,
которая бы позволила наносить удары по транспортам и охранению конвоев,
несмотря на столь значительное уменьшение сил. По новому плану нападение
на союзные корабли и транспорты следовало производить после их прибытия
на мурманский рейд, где они стояли в ожидании разгрузки, используя при
этом в качестве основного боевого средства сверхмалые подводные лодки типа
«Бибер».
Для этой цели в начале ноября 1944
года 265-ю флотилию сверхмалых подводных лодок, весьма удачно показавшую
свои возможности под Фикампом, перебросили через тыловую базу в Любеке
в Северную Норвегию. В качестве места базирования выбрали стоянку около
береговой батареи Торнденс в районе Харстада. Согласно плану три океанские
подводные лодки-носители
|
 |
Сверхмалые
подводные лодки типа «Бибер»
|
VII серии с шестью сверхмалыми лодками,
закрепленными на их палубах, должны были за три дня до начала операции
выйти из Киль-ботна (Харстад) и, следуя на север в надводном положении,
войти до восхода луны в Линген-фьорд, где и лечь на дно. На следующий день
соединение должно было продолжить путь, держась вдали от побережья, с тем,
чтобы выйти в исходную точку северозападнее острова Кильдин в сорока милях
от места нанесения удара. За 12 часов до начала атаки сверхмалые лодки
должны были самостоятельно и независимо друг от друга идти в бухту Ваенга
и до 3 часов ночи атаковать торпедами выбранные цели. Чтобы отвлечь внимание
русских, между двумя и тремя часами ночи на бухту должны были совершить
налет самолеты люфтваффе. Предполагалось, что в бухте Ваенга и на подходах
к ней подводные лодки встретятся с большими трудностями, поскольку отсутствовали
точные данные о поставленных там минных заграждениях, из которых было известно
только одно — и то предположительно — у мыса Наволок. Кроме того, имелись
сведения о боевом заграждении у о. Сальный. Помимо всего этого следовало
учитывать, что наиболее ценные корабли — вроде советского линкора «Архангельск»
— могут стоять за несколькими линиями сетевых заграждений,
охраняемых катерами — охотниками за подводными лодками. Надежда
была только на то, что в три часа ночи русские посты наблюдения окажутся
не особенно бдительными.
Для предстоящей операции с особой
тщательностью отбирались экипажи «биберов». Из-за своего малого радиуса
действия сверхмалые лодки не имели возможности самостоятельно вернуться
на какую-либо немецкую базу западнее Пованге-фьорда. Поэтому проработали
несколько вариантов спасения экипажей сверхмалых лодок после атаки.
По первому варианту через четыре
часа после начала атаки «биберы» выходили в первую точку рандеву вблизи
мыса Сеть-Наволок. Водители «биберов» должны были ударами молотков по днищу
привлечь внимание находящихся в подводном положении океанских лодок, которые,
всплыв, приняли бы людей на борт, а сами «биберы» — затопили. В случае,
если «биберы» не смогли бы в указанное время выйти в первую точку рандеву,
то на следующий день их ожидали бы во второй точке восточнее полуострова
Рыбачий, где предусматривалась та же процедура спасения экипажей. Водителям
«биберов», которые в силу обстоятельств не смогли бы прибыть во вторую
точку рандеву с океанскими лодками, предписывалось пройти из Варангер-фьорда
в Перс-фьорд, где затопить свои лодки, и, высадившись на безлюдное (после
эвакуации Финмарка * ) побережье, ожидать, когда
в обусловленное время их заберет подводная лодка.
|
Общее
расположение подводной лодки типа "Бибер"
|
Наконец, в качестве последнего варианта
выбрали путь по суше от Перс-фьорда на запад. При этом у водителей «биберов»
должен был находиться такой запас продовольствия, который позволил бы добраться
до немецких позиций или до территории Швеции...
Успешное проведение операции во
многом зависело от подготовки водителей, которая проводилась с чрезвычайной
тщательностью и интенсивностью. Из 30 «биберов» 265-й флотилии восемь перебросили
в Харстад, куда была заблаговременно переведена плавбаза подводных лодок
«Блэк Уотч». Туда же прибыли восемь наиболее подготовленных с физической
и психологической точек зрения водителей «биберов». В ходе подготовки «биберы»
постоянно посылались в трудные учебные походы, проникая по счислению в
незнакомые фьорды, преодолевая сетевые заграждения и выходя в атаку на
свою плавбаз/ в разных условиях погоды и противодействия. В ходе учебных
атак на «Блэк Уотч» большинству «биберов» удалось незаметно приблизиться
к плавбазе менее чем на сто метров, несмотря на то что судно стояло за
сетевым заграждением и охранялось моторными катерами.
Затем в ходе подготовки были использованы
три океанские лодки, на палубах которых разместили по два «бибера». На
учениях отрабатывались способы крепления «биберов» к палубам, их спуск
на воду и подъем на лодки плавающих в воде людей. Выяснилось, что океанские
лодки, несмотря на наличие у них мощных гидроакустических станций, очень
плохо принимают сигнал от ударов молотком по корпусу «биберов» даже на
очень малой дистанции. Кроме того, оказалось, что поиск в полной темноте
находящихся в воде водителей «биберов» весьма длителен и неэффективен.
Во время учений произошли две аварии,
послужившие позднее главной причиной провала операции. Из-за сильной нагрузки
на двигатели ослабли крепления бензопроводов, и пары бензина, хотя и в
умеренном количестве, проникли в помещение водителей. Главная опасность
заключалась в том, что при погружении и переходе с бензинового двигателя
на электромотор возникала искра, способная воспламенить бензиновые пары.
Так и произошло, в результате чего один из моряков при тушении вспыхнувшего
пожара получил тяжелые ожоги, а второй успел покинуть лодку по страховочному
концу, но сам «бибер» при этом затонул.
Систематически проводилась также
и теоретическая подготовка водителей. Были изготовлены фотоснимки всего
побережья в районе предполагаемого места атаки, вычерчены силуэты береговой
полосы на разных дистанциях, видимые с высоты 80 см над уровнем моря. Ежедневно
повторялись и заучивались наизусть курсы и расстояния, названия и характерные
черты береговых ориентиров, гидрологические условия, астрономические факторы,
время восхода луны и ее положения на небе в различные часы, варианты возвращения
после атаки. По данным разведки и аэрофотосъемки водители постоянно совершенствовали
свои знания о районе предстоящей операции.
Физическая подготовка водителей
обеспечивалась специальными тренировками, особым высококалорийным питанием
и продолжительным временем, выделяемым для сна. В итоге, после четырехнедельной
подготовки, из числа водителей окончательно отобрали шесть исполнителей
будущей операции.
Пока шла подготовка к ней, одна
из океанских лодок совершила разведывательный поход к северной оконечности
острова Кильдин, и выяснилось, что оптимальным местом спуска «биберов»
на воду является точка в 10—15 милях от побережья и что эта процедура должна
занять не более 10—15 минут. Удалось также установить, что мурманский рейд
защищен от подводных лодок двумя рядами боновых и сетевых заграждений,
тянущихся от острова Сальный. За поверхностью воды в ночное время следят
многочисленные прожекторные установки. Однако о расположении минных заграждений
ничего не было известно, как и об охране боновых и сетевых заграждений
и о необходимых резких изменениях курса для обхода этих преград. Выяснили
только, что между Кильдином и мысом Сеть-Наволок патрулирует значительное
количество русских сторожевых кораблей и катеров.
|
«Биберы»
на палубе подводной лодки VII серии следуют к месту операции
|
1 января 1945 года гросс-адмирал
Дениц информировал Гитлера о предполагаемом нападении на русский линкор
«Архангельск». Другими целями, которые немцы предполагали атаковать, были
находящийся, по их сведениям, в заливе конвойный авианосец, а также эсминцы
и груженые транспорты. Шесть «биберов» могли выпустить по ним 12 торпед.
Вечером 5 января три океанские подводные
лодки, неся на палубах шесть «биберов», покинули базу в Кильботне и под
охраной флотилии катерных тральщиков вышли в открытое море. В районе севернее
Тромсё охранение повернуло на обратный курс, и отряд из трех подводных
лодок продолжал путь самостоятельно. С восходом луны, как и предусматривалось
планом операции, подводные лодки легли на дно Линген-фьорда. На следующий
день после полудня поход продолжили. Вскоре водители двух «биберов» почувствовали
запах паров бензина и обнаружили течь бензопроводов, что предположительно
произошло от вибрации корпусов лодок-носителей во время перехода. Однако
эти неисправности было решено устранить имеющимися на борту средствами.
Оставив за кормой гряду норвежских
островов, лодки вышли в открытое море, следуя параллельными курсами в свободном
строю. Встречный ветер силой 3—4 балла позволял идти только умеренным ходом,
чтобы избежать дополнительных нагрузок на «биберы» и их новых аварий. Два
раза объявлялась воздушная тревога, заставлявшая лодки на время погружаться.
На меридиане Нордкапа снова обнаружились неисправности двух «биберов»,
в них ощущался запах бензина. Тем не менее было решено провести налет четырьмя
«биберами» вместо шести. Однако вскоре вышел из строя третий «бибер», а
затем — и четвертый. В итоге это заставило прервать операцию, и отряд вернулся
в Харстад.
Бензопроводы «биберов» явно не соответствовали
нагрузкам, которым эти лодки подвергались, а уж тем более — тем нагрузкам,
которые они могли испытать в ходе
предстоящей операции. У более поздних
типов немецких сверхмалых подводных лодок этот дефект был устранен, но
организовать и провести новую диверсию против русских портов уже не удалось.
После этой операции по немецкому
флоту поползли упорные и удивительные слухи, говорившие, например, что
были сделаны две попытки прорыва на мурманский рейд, но оба раза лодки-носители
подвергались атакам русских глубинных бомб и были повреждены. Рассказывали
также, что «биберам» не удалось прорвать сетевые заграждения вокруг «Архангельска»,
после чего плохо подготовленные водители отказались от атаки и повернули
на обратный курс.
В действительности, операция была
очень хорошо подготовлена и провалилась исключительно из-за технических
дефектов сверхмалых подводных лодок. Это была единственная операция немецких
сверхмалых подводных лодок против хорошо охраняемой гавани противника.
Позднее планировалось нападение немецких одноместных человекоторпед типа
«Мардер» и «Негер» ( ** ) против транспортов противника
в Киркенесе. По случайности, ничего не знавший об этих планах командир
подводной лодки U-995 обер-лейтенант Гесс решил сам атаковать этот порт
и торпедировал два транспорта противника, стоявших у пирса в Киркенесе.
В результате его действий внезапность была утеряна, пришлось отказаться
от планируемого нападения человекоторпедами, поскольку оборона базы была
уже начеку.
Следует отметить, что даже в случае
успеха нападение сверхмалыми подводными лодками на Мурманск не могло оказать
какого-либо особого влияния на исход войны. Правда, русские рисковали потерять
линкор «Архангельск», который после его передачи англичанами все равно
стоял в порту в бездействии и без всякой пользы.
Перевод с немецкого
Т. И. Бунич
* Финмарк
— северо-восточная провинция Норвегии, граничащая с СССР. — Примеч.
ред.
** «Негер»
(«Негр») — германская челове-которпеда, сконструированная в 1944 году инженером
Мором. Являлась комбинацией двух электрических торпед типа G7E калибра
533 мм; в верхней вместо боевого зарядного отделения помещался водитель,
наводивший на цель и выпускавший нижнюю — боевую — торпеду. Скорость 3,2
уз, дальность плавания 30 миль. Всего было изготовлено около 200 человекоторпед
типа «Негер», широко использовавшихся в боевых операциях.
«Мардер» («Куница») — модернизированный
вариант «Негера», появившийся в конце 1944 года. Отличался от прототипа
возможностью полного погружения в воду. В общей сложности немцы изготовили
около 300 человекоторпед типа «Мардер», но до конца войны они не нашли
боевого применения. — Примеч. ред.