Драматический
эпизод второй мировой войны, о котором пойдет рассказ, произошел в 1943
году в Средиземном море уже после выхода Италии из войны. В соответствии
с условиями перемирия, 9 сентября в три часа ночи основная часть итальянского
флота, включая линейные корабли «Рома», «Витторио Венето» и «Италия» (бывший
«Литторио»), шесть крейсеров и восемь эскадренных миноносцев, под командованием
адмирала К.Бергамини вышла из Специи и направилась на Мальту для интернирования.
Передвижение кораблей контролировалось самолетами-разведчиками союзной
авиации. В 15 ч 33 мин итальянская эскадра, находившаяся у берегов Сардинии,
была внезапно атакована с высоты 4-5 км при ясной солнечной погоде 11 немецкими
бомбардировщиками До-217, базировавшимися на аэродроме в Южной Франции.
 |
Линейный
корабль "Рома" |
Самолеты
несли новые управляемые бомбы FX-1400 (в ряде источников используется обозначение
Х-1), которые проходили массовые боевые испытания в германских ВВС, начиная
с февраля 1942 года, на Гибралтарском направлении и при бомбардировках
Мальты. Считая, что это самолеты союзников, а возможно и в соответствии
с полученными инструкциями, итальянские корабли практически не оказали
противодействия. В результате двух прямых попаданий управляемых бомб FX-1400
линейный корабль «Рома» был потоплен. Вместе с ним погибла большая часть
его экипажа, включая командующего флотом адмирала К. Бергамини. Линейный
корабль «Италия» получил незначительные пов-реждения рулевого устройства,
которые быстро устранили. Эскадра, за исключением крейсера «Аттилио Реголо»,
шедшего вслед за «Ромой», и нескольких эскадренных миноносцев, которые
спасали оставшихся в живых членов экипажа погибшего корабля, продолжала
идти вперед и на следующее утро достигла места назначения — порта Ла-Валлетта.
 |
Линейный
корабль "Рома" |
Линейный
корабль «Рома» вошел в строй в августе 1940 года и являлся в то время новейшей
боевой единицей, в которой нашли отражение взгляды итальянских кораблестроителей
на пути развития кораблей этого класса. Стандартное водоизмещение «Ромы»
составляло 41 000, полное — 45 000 т, длина 234, ширина 32, осадка 9,5
м. Скорость полного хода достигала 31,4 уз при мощности механизмов до 140000
л. с. В состав вооружения входили девять 380-мм с длиной ствола 50 калибров,
двенадцать 152-мм (55 калибров), четыре 120-мм (40 калибров), двенадцать
90-мм (50 калибров) орудий, пятьдесят 37-мм автоматов, три гидросамолета.
Бронированной цитаделью защищались погреба, элеваторы артиллерийского боезапаса
и машинно-котельные отделения в средней части корпуса. Главный бортовой
броневой пояс достигал 250 мм, толщина броневых палуб составляла 36—70
мм (полубак) и 100—162 мм (средняя палуба). Лобовая броня башен главного
калибра достигала 350 мм, крыша—150—200 мм. Броней защищались также боевые
посты в надстройке, рулевые машины, валопроводы, цистерна авиационного
топлива и погреб самолетного боезапаса в кормовой части корабля.
 |
Бронебойная
авиабомба FX-1400 |
Бронебойная авиабомба FX-1400—одна
из серии «X» разработанных в Германии фирмой «Руршталь» бомб, управляемых
по радио или проводам, которые немецкие ВВС использовали на заключительном
этапе войны. Управление ею осуществлялось по радио с самолета путем изменения
аэродинамического сопротивления стабилизаторов, расположенных попарно во
взаимно перпендикулярных плоскостях. С целью уменьшения воздействия искусственных
помех в более поздних системах управления применялся стальной провод длиной
около 10 км и диаметром 0,2 мм, который наматывался на катушки, установленные
либо в авиабомбе, либо на самолете-носителе. Для визуального наблюдения
и наведения бомбы на цель в ее хвостовой части имелся трассер.
При полной массе до 1600 кг полезная
нагрузка управляемого снаряда составляла 1365—1400 кг (масса заряда взрывчатого
вещества 270 кг), длина — 3,35, диаметр 0,56, размах стабилизатора 1,5
м. После сброса с высоты 3,6—7 км бомба достигала у цели при дальности
до 9,8 км скорости 244— 280 м/с (согласно некоторым источникам — даже сверхзвуковой
скорости). Авиабомба имела стальной закаленный корпус с толщиной стенок
в оживальной части до 150 мм. Взрыватель, предположительно, был ударного
действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время
проникания бомбы внутрь цели. Возможно, что он позволял устанавливать перед
подвеской бомбы к самолету необходимое время замедления, соответствующее
габаритам и прочности заданной к поражению цели. Судя по прочному стальному
корпусу (коэффициент наполнения авиабомбы около 0,2), значительному его
удлинению (около 6), управляемый снаряд FX-1400 мог с успехом применяться
не только по надводным кораблям, в том числе бронированным, но и по наземным
целям, в частности, защищенным высокопрочным типа «железобетонное укрытие».
Авиабомбу FX-1400, сброшенную с высоты 7 км, можно было надежно навести
в круг диаметром 1 км, причем атакующий самолет находился над бомбой.
 |
Бомбардировщик
До-217 |
В
этом случае вероятность прямого попадания в линейный корабль типа «Рома»
составляла бы около 0,13, а при бомбометании с высоты 4-5 км (с которой
самолеты атаковали итальянскую эскадру 9 сентября 1943 года) — 0,3-0,2
соответственно.
Таким образом, управляемая авиабомба
FX-1400 позволяла осуществлять прицельное бомбометание по одиночным морским
(наземным) целям с высот, делавших действия средств противовоздушной обороны
противника малоэффективными.
Применение обычных неуправляемых
авиабомб в тех же условиях потребовало бы бомбометания по площади (так
называемого коврового), значительно большим числом самолетов и соответственно
большего (по крайней мере на порядок) расхода боеприпасов.
Решение задачи о предельно пробиваемой
толщине брони дает для авиабомбы FX-1400 значение порядка 160 мм. Можно
говорить о том, что управляемая авиабомба проектировалась с расчетом на
поражение сильно бронированных надводных целей типа линейный корабль, причем
практически реализованная бронебойность бомбы оказалась выше расчетной.
Позднее авиабомбу снабдили твердотопливным ракетным ускорителем массой
919 кг.
 |
Поперечные
сечения ЛК "Рома" в районе первого и второго попаданий |
Результаты работы итальянской специальной
технической комиссии (1945—1946 годы), основанные на свидетельствах 190
оставшихся в живых членов команды линкора, дают возможность более подробно
оценить повреждения, нанесенные «Роме» в результате двух попаданий управляемых
авиабомб и объяснить его столь быструю гибель.
По заключению комиссии, в 15 ч 41
мин первая бомба попала в палубу под углом от нормали около 15° в одном
метре от среза правого борта между башнями № 9 и 11 артиллерийских установок
калибра 90 мм. Пробив броневые палубы толщиной 45 и 112 мм, ряд переборок
и конструктивную подводную защиту на днище, она взорвалась под кораблем
в районе котельных отделений № 7 и 8. Такой результат можно объяснить техническим
разбросом времени замедления взрывателя. 0т взрыва были повреждены и затоплены
котельные отделения № 5, 6, 7 и 8, кормовое машинное отделение и смежные
с ним помещения. Вышли из строя артиллерийские установки калибра 90 мм
№ 7, 9, 11 (правый борт) и № 2, 4, 6 (левый борт), а также система управления
стрельбой артиллерии среднего калибра. На некоторое время в кормовой части
корабля прекратилась подача электроэнергии, однако положение быстро исправили
переключением электрогенераторов. Появившийся крен уменьшили до 2° с помощью
креновой системы путем контрзатопления соответствующих помещений для спрямления
корабля. По команде с центрального поста управления затопили также погреб
кормовой башни главного калибра, в котором резко повысилась температура.
Последствия взрыва первой бомбы устранили, и линейный корабль сохранил
боеспособность с несколько уменьшившимися запасами плавучести
и остойчивости.
Катастрофа разразилась после второго
попадания. В 15 ч 51 мин управляемый снаряд поразил под углом, близким
к нормали, палубу полубака линкора между второй башней главного калибра
и носовой 152-мм башней левого борта. Бомба пробила броневые палубы толщиной
45 и 162 мм и взорвалась в нижней средней части носового машинного отделения,
разрушив броневую защиту погреба артиллерийского боезапаса калибра
152 мм, который сдетонировал. Этот взрыв вызвал, в свою очередь, детонацию
погребов боезапаса главного калибра № 2 и 1 (Всего около 700 т боезапасов).
 |
Взрыв
на
ЛК
"Рома"
|
Очевидцы
наблюдали подброшенную взрывом вверх и вращающуюся в воздухе башню главного
калибра (масса 1400 т). Корабль потерял ход, полностью прекратилась подача
электроэнергии, район носового машинного отделения и погребов был затоплен,
возник сильный пожар. Над носовой частью линкора поднялся султан черного
дыма на высоту нескольких сот метров. Корабль получил дифферент на нос
и стал медленно погружаться. Несмотря на усилия команды по борьбе за живучесть,
«Рома» переломился и затонул в 16 ч 18 мин.
Длящееся не одно столетие соревнование
между броней и снарядом закончилось на этот раз победой последнего и стоило
жизни 1253 итальянским морякам, погибшим при взрывах управляемых авиабомб
и артиллерийских погребов, задохнувшихся и сгоревших во внутренних помещениях
корабля, утонувших и умерших от ожогов и ран в госпитале уже после спасения.
С военно-технической точки зрения
описанные события являются одним из первых эпизодов появления и успешного
боевого применения по надводной цели качественно нового вида оружия — «управляемых
снарядов», получивших в дальнейшем самое широкое развитие и существенно
повлиявших на послевоенное кораблестроение.
Литература
1. Роскилл С. Флот и война. Т.
3. Пер с англ. М., 1974.
2. Бургесс Э. Управляемое реактивное
оружие. Пер. с англ. М., 1958.
3. Руге Ф. Война на море 1939—1945.
Пер. с нем. М., 1957.
4. Третьяков Г. М. Боеприпасы
артиллерии. М., 1940.
5. Torelle Marcello
Vacca. L'affondamento della «Roma». Rivista Marittima. 1963.
6. Jane's Fighting Ships 1950—
1951. London, s/a. 7. Bowman Norman J. The handbook of rockets
and guided missiles, sel, 1957.