Конвойные операции
— особый
вид боевых действий, предпринимаемых для сопровождения и
охраны транспортных судов во время войны. Настоящей статьей
редакция начинает публикацию материалов, подготовленных
ветераном эскадры Северного флота подполковником медицинской
службы в отставке В. В. Щедролосевым, о боевой деятельности
эсминцев в годы Великой Отечественной войны.
К июню 1941
года Северный флот располагал бригадой эскадренных миноносцев
двухдивизионного состава, в состав которой входили семь
кораблей (пять –
проекта 7 и два эсминца типа “Новик”); один корабль находился
в капитальном ремонте. Командиром бригады был капитан 2
ранга М. Н. Попов, командиром первого дивизиона –
капитан 2 ранга В. А.
Фокин, кораблями командовали: капитан 2 ранга А. Д. Виноградов
(“Стремительный”, капитан 3 ранга А. И. Турин (“Гремящий”),
капитан-лейтенанты Д. Г. Нагорный (“Грозный”), С. В. Шевердюков
(“Громт кий”), М. А. Курилех (“Сокрушительный”).
Второй дивизион
возглавлял капитан 3 ранга Е. М. Симонов, кораблями командовали:
капитан-лейтенанты С. Н. Максимов (“Валериан Куйбышев”)
и В. В. Кручинин (“Урицкий”). “Стремительный”, “Гремящий”,
“Громкий”, “Валериан Куйбышев” и “Урицкий” находились в
Кольском заливе. В Молотовске (ныне –
Северодвинск) базировались “Сокрушительный” и “Грозный”.
На первом выполнялись работы по подкреплению
корпуса, второй проходил
гарантийный ремонт. Эскадренный миноносец “Карл Либкнехт”
находился в капитальном ремонте в Архангельске.
Рис.1
“Гремящий” в боевом походе
В первые
дни войны в Заполярье, когда немецкое командование еще надеялось
на успех стратегии “блицкрига” и предполагало уничтожить
корабли Северного флота с помощью авиации, надводный флот
противника не проявлял особой активности.
10 июля 1941
года в Киркенес прибыла б-я флотилия эскадренных миноносцев:
Z-4
“Рихард Байцен”, Z-7
“Херманн Шоэманн”, Z-10
“Ханс Лоди”, Z-16
“Фридрих Экольдт” и Z-20
“Карл Гальстер”. Корабли
флотилии предприняли три набеговые операции к мурманскому
побережью Кольского полуострова.
В первой,
12-13
июля, эсминцы в районе острова Харлов атаковали конвой в
составе траулеров РТ-67 и РТ-32, охраняемых сторожевым кораблем
“Пассат”. В неравном бою сторожевик погиб. Во второй набеговой
операции (22-24
июля) у Териберки немцы потопили гидрографическое судно
“Меридиан”. В третьем походе, 10 августа, три эсминца атаковали
находившийся в
дозоре на кильдинском плесе сторожевой корабль “Туман”,
который в результате обстрела погиб. После налета авиации
Северного флота Z-4
получил серьезные повреждения, и корабли вернулись в свою
базу. Боевая деятельность 6-й флотилии на этом закончилась,
и ее корабли направили на ремонт в Германию.
В конце 1941
года на Север с Балтики перешла 8-я флотилия в составе эсминцев
Z-23, Z-24, Z-25, Z-27.
Ее корабли предприняли набеговую операцию против транспортов
и кораблей конвоя PQ-6,
но боевого успеха не имели. При нападении на конвой PQ-13
немцам удалось повредить английский легкий крейсер “Тринидад”,
но сами они потеряли эсминец Z-26.
Стремясь уничтожить поврежденный крейсер “Эдинбург”, германские
эсминцы 2 мая 1942 года добились попадания в него торпеды,
но при этом был потерян “Херманн Шоэманн”.
Боевые действия
сухопутных частей германской армии поддерживали 5-й воздушный
флот и финские ВВС, которые насчитывали в общей сложности
до 900 самолетов. Около 200 боевых машин действовали против
кораблей, транспортных судов и баз Северного флота. Основную
опасность для советских кораблей в 1941-1943
годах представляла германская авиация. Так, к примеру, 19
июля 1942 года в Ура-Губе девять самолетов атаковали сторожевой
корабль “Штиль”, который от полученных повреждений затонул.
На следующий день у входа в Екатерининскую гавань (где находилась
главная база флота Полярное) 11 самолетов потопили эскадренный
миноносец “Стремительный”, погибло более 100 человек команды.
По транспортам и кораблям охранения конвоя PQ-18
в течение 18-21
сентября 1942 года германская авиация совершила более 125
самолето-вылетов.
Рис.2
“Стремительный” на рейде
На театре нарастала
минная опасность. В заградительных операциях участвовали
крейсер, минные заградители, эскадренные миноносцы, самолеты
и подводные лодки противника. Мины обнаруживали на подходах
к Кольскому заливу, у горла Белого моря, в Печорской губе,
у Новоземельских проливов, в Карском море и даже в устьях
Оби и Енисея. Основу немногочисленных противоминных сил
Северного флота составляли тральщики,
переоборудованные из
бывших рыболовных траулеров, мотоботов, буксиров. Союзники
лишь в 1942 году передали семь тральщиков типа “ТАМ” и пять
–
типа “ММС”, а в следующем году –
десять кораблей типа “AM”.
В помощь североморцам четыре-шесть
тральщиков английских союзников очищали от мин фарватеры.
Рис.3
Германские пикирующие бомбардировщики Ju-87
С 1942 года
стала нарастать активность германских подводных лодок, число,
которых на театре доходило до 26.
Для организации
перевозок военных и народнохозяйственных грузов на Севере
в составе трех пароходств и рыболовецкой флотилии насчитывалось
632 различных судна, в том числе 93 грузопассажирских парохода
и пять ледокольных, три линейных ледокола, 86 рыболовных
траулеров и 332 мотобота. Северный флот к началу войны имел
в своем составе, кроме уже названных эскадренных миноносцев,
семь сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, два тральщика,
14 малых охотников, что далеко не отвечало потребностям.
С началом боевых
действий мобилизовали и вооружили суда Севгосрыбтреста и
местных пароходств. В июне-августе
1941 года в состав Северного флота зачислили 29 сторожевых
кораблей (СКР) и 35 тральщиков, переоборудованных из рыболовных
траулеров, четыре минных заградителя и два СКР –
бывшие ледокольные пароходы, 26 сторожевых катеров и 30
катерных тральщиков, переоборудованных соответственно из
дрифтер-ботов и мотоботов.
На практике
сложились следующие маршруты движения внутренних конвоев:
Кольский залив – порты
и пункты выгрузки в Мотовском заливе, Кольский залив
– Териберка
– Иоканьга
– Архангельск протяженностью
400 миль, Архангельск
– порты Западной Арктики
(1600 миль) и маршруты между портами Белого моря.
Таблица
1
Внутренние
конвойные операции на Северном театре в годы Великой Отечественной
войн
Годы
|
1941
|
1942
|
1943
|
1944
|
1945
|
Всего
|
Число конвоев
|
135
|
427
|
432
|
407
|
70
|
1471
|
Количество транспортов
в них
|
260
|
650
|
7%
|
707
|
156
|
2569
|
Объем перевозок,
тыс. т
|
194,1
|
393,5
|
521,0
|
386,8
|
60,7
|
1556,1
|
Перевезено людей
(военных и гражданских лиц), тыс. чел.
|
179,8
|
272,8
|
267,0
|
349,1
|
103,4
|
1172,1
|
Число погибших транспортов
|
-
|
2
|
3
|
4
|
1
|
10
|
Количество выходов
эсминцев для конвоирования
|
109
|
22
|
116
|
284
|
117
|
648
|
Боевые потери эсминцев
в конвойных операциях
|
|
1*
|
|
|
2**
|
3
|
* “Сокрушительный”
(погиб в шторм).
|
** “Деятельный” (погиб)
и “Разъяренный” (серьезно поврежден).
|
Ввиду недостаточного
количества транспортных судов и их небольшого тоннажа, перевозку
все возрастающего объема грузов и увеличивающегося числа
пассажиров приходилось многократно повторять по одним и
тем же маршрутам. Это дало возможность противнику изучить
эти коммуникации и сосредоточить крупные силы для ударов
по судоходству.
Первая конвойная
операция с участием эскадренных миноносцев Северного флота
состоялась 23-27
июня 1941
года, когда “Громкий”, “Гремящий” и “Урицкий”, а также три
катера “МО”, сменяя друг друга, провели из Мурманска в порты
Мотовского залива шесть транспортов с семью тысячами мобилизованных
воинов, оружием и снабжением. С 10 июля по 5 августа в пяти
конвоях под эскортом “Сокрушительного” и
восьми кораблей Беломорской
военно-морской базы из Архангельска в Арктику вывели 26
транспортных судов. 16 августа 1941 года эскадренные миноносцы
“Валериан Куйбышев” и “Урицкий” провели из Мурманска в Карское
море линейные ледоколы “И. Сталин”, “Ленин”
и транспорт “Бурея”.
Рис.4
Эскадренный миноносец “Громкий”
Всего за годы
войны Северный флот обеспечил
проводку на внутренних коммуникациях 1471 конвоя, в которых
насчитывалось 2569 транспортных судов.
Из табл. 1
следует, что потери транспортов при проводке внутренних
конвоев являлись незначительными, они составили 0,39 процента
от общего числа судов в них (для сравнения: потери союзников
в Атлантике составили 0,7 процента, а в арктических конвоях
–
даже 7,8 процента).
Эскадренные
миноносцы выходили для сопровождения особо важных внутренних
конвоев, перевозящих войска, и для проводки линейных ледоколов.
За время войны соединение потеряло четыре корабля, но непосредственно
при обеспечении проводки конвоев погибли два эсминца и один
получил тяжелые повреждения.
22 ноября
1942 года в штормовых условиях, после отрыва кормовой оконечности,
погиб “Сокрушительный”.
“Деятельный”
торпедировала подводная лодка U-997
в 21 час 16 января 1945 года. Следуя в эскорте конвоя КБ-1
(шесть транспортов и два танкера в охранении лидера “Баку”
и семи эскадренных миноносцев) из Кольского залива в Белое
море, “Деятельный” обнаружил подводную лодку, пытающуюся
атаковать конвой. Корабль устремился на нее с целью нанести
таранный удар, но лодка успела погрузиться. Эсминец сбросил
большую серию глубинных бомб и, циркулируя, приготовился
к повторному бомбометанию. Вскоре “Деятельный” поразила
акустическая торпеда: взрывом оторвало кормовую оконечность
и повредило кормовую водонепроницаемую переборку второго
машинного отделения. Несмотря на принятые экипажем энергичные
меры борьбы за живучесть, предотвратить поступление большого
количества воды не удалось. Корабль затонул, погибло 117
моряков, в том числе командир эсминца капитан-лейтенант
К. А. Кравченко.
“Разъяренный”
атаковала подводная лодка в 12 ч 55 мин 20 января 1945 года.
Находясь в арьергарде конвоя Кольский залив
– Линахамари вместе с
эсминцем “Разумный”, “Разъяренный” (командир капитан 3 ранга
Г. П. Васильев) с помощью гидроакустики обнаружил подводную
лодку и атаковал ее глубинными бомбами. Далее события в
точности соответствовали эпизоду с “Деятельным”: эсминец
получил попадание акустической торпеды. Взрывом оторвало
кормовую оконечность, на корабле возник пожар, который удалось
потушить. Погибло 39 моряков. Кормовую водонепроницаемую
переборку подкрепили, откачали воду из затопленных отсеков.
С помощью тральщика Т-117 эсминец отбуксировали в Линахамари.
Корабль решили не восстанавливать, и впоследствии его разобрали
на металл.
При проводке
внутренних конвоев погибло 10
транспортных судов. Всего же на внутренних и внешних коммуникациях
в Заполярье торговый флот СССР потерял от воздействия противника
33 судна. Из них девять погибли, когда эскорт составляли
сторожевые корабли, переоборудованные из рыболовных траулеров,
катера типа “МО” и тральщики. Лишь один транспорт (“Онега”)
погиб 24 апреля 1945 года в составе конвоя, охраняемого
тремя эскадренными миноносцами.
Наибольший
урон судоходству нанесли подводные лодки, уничтожившие торпедами
19 судов, шесть транспортов подорвались на минах, поставленных
лодками. На этих судах погибли 1454 моряка и пассажира.
В ходе войны
организация конвойной службы непрерывно совершенствовалась,
увеличивалось и число эскортных кораблей. Если в 1941 году
на каждый сопровождаемый транспорт в среднем приходилось
лишь 0,7 корабля охранения, то в дальнейшем это соотношение
стало изменяться в пользу эскортных сил –
1:1 (1942 год), 1 :
1,1 (1943 год), 1 : 2 (1944 год). В конце войны на каждый
конвоируемый транспорт выделялось даже три корабля охранения.
Рост численности сил эскорта, особенно эсминцев, позволил
при проводке конвоев перейти к круговому охранению транспортов;
появилась возможность создания поисково-ударных групп для
борьбы с подводными лодками. Крупное пополнение Северный
флот получил в 1944 году, когда в счет доли СССР в разделе
итальянского флота союзники временно передали девять эсминцев.
Это были старые корабли, построенные в США в 1918—1920 годах.
Они имели средства радиолокации, гидроакустическую станцию
(“Асдик”), 24-ствольный противолодочный реактивный бомбомет
“Хеджехог”, бомбосбрасыватели и бомбометы обычных глубинных
бомб, а также трехтрубный торпедный аппарат. Однако корабли
имели слабое артиллерийское вооружение –
всего по одному 102-мм и 76-мм орудию, четыре 20-мм автомата
и два 12,7-мм пулемета. Самым большим недостатком этих кораблей
являлись ветхие водонепроницаемые переборки, что и привело
к гибели “Деятельного”.
Особую страницу
в боевой деятельности Северного флота и соединения эскадренных
миноносцев составляют встреча и сопровождение союзных конвоев
в советской операционной зоне. С получением сведений о выходе
конвоя из Англии или Исландии штаб флота приступал к развертыванию
сил и средств обеспечения его проводки. Активизировалась
разведка в море, в районах
аэродромов противника, которые подвергались бомбардировке,
и местах базирования его кораблей. Выходили на позиции подводные
лодки с целью перехвата германской эскадры надводных кораблей.
С приближением конвоя к советской операционной зоне в воздух
поднималась авиация, навстречу каравану выходили эскадренные
миноносцы. На подходах к Кольскому заливу и к горлу Белого
моря усиливались корабельные дозоры, проводился поиск подводных
лодок. В миноопасных районах выполнялось контрольное траление
и уничтожение плавающих мин. Отрабатывалось навигационное
обеспечение конвоирования транспортов, в зимнее время суда
проводились за ледоколами.
Всего в Советский
Союз и в обратном направлении (в Англию, Исландию и в США)
было проведено 77 конвоев, в составе которых проследовали
1523 транспорта (табл. 2).
Таблица
2
Северные конвои в период
Великой Отечественной войны
Годы
|
Число
конвоев
|
Общее
количество транспортов
|
В
том числе
советских
|
Потеряно
|
союзных
транспортов
|
советских
транспортов
|
союзных
кораблей охранения
|
В
Советский Союз
|
1941
|
7
|
53
|
8
|
-
|
-
|
-
|
1942
|
13
|
235
|
27
|
52
|
2
|
2
|
1943
|
7
|
121
|
2
|
1
|
-
|
2
|
1944
|
9
|
251
|
-
|
3
|
-
|
3
|
1945
|
5
|
137
|
-
|
1
|
-
|
2
|
Всего:
|
41
|
797
|
37
|
57
|
2
|
9
|
Из
Советского Союза
|
1941
|
4
|
47
|
15
|
-
|
-
|
-
|
1942
|
12
|
187
|
37
|
10
|
5
|
3
|
1943
|
6
|
94
|
2
|
3
|
-
|
-
|
1944
|
9
|
258
|
-
|
3
|
-
|
-
|
1945
|
5
|
140
|
-
|
3
|
-
|
3
|
Всего:
|
36
|
726
|
54
|
19
|
5
|
6
|
Итого:
|
77
|
1523
|
91
|
76
|
7
|
15
|
Для встречи
и сопровождения союзных конвоев эскадренные миноносцы выходили
в море 147 раз. В советской операционной зоне, когда эскорт
усиливался эсминцами и сторожевыми кораблями Северного флота,
потери транспортов были
минимальными, за всю
войну они составили четыре судна.
Взаимодействие
кораблей Северного флота с союзниками началось 31 июля 1941
года, когда эскадренный миноносец “Сокрушительный” под брейд-вымпелом
командира первого дивизиона капитана 1 ранга В. А. Фокина
встретил в море и провел в Архангельск английский минный
заградитель “Адвенчер” с грузом глубинных бомб и магнитных
мин. 25 августа “Грозный” и “Сокрушительный” вступили в
охранение английского лайнера “Эмпресс оф Канада” с двумя
тысячами советских горняков и членов их семей на борту,
эвакуированных со Шпицбергена. От берегов Великобритании
трансатлантик конвоировался легким крейсером “Нигерия” и
тремя эсминцами. Маленький конвой советские эсминцы провели
по сложному фарватеру через горло Белого моря в Архангельск.
Через шесть
дней “Сокрушительный”, “Грозный”, “Валериан Куйбышев” и
“Урицкий” в сопровождении кораблей Беломорской флотилии
встретили к северо-западу от мыса Канин Нос первый союзный
конвой в составе шести транспортов и девяти кораблей охранения.
27 сентября “Сокрушительный” вступил в охранение крейсера
“Лондон” с делегацией на борту, направлявшейся на Московскую
конференцию трех союзных держав.
Рис.5
Английский крейсер “Лондон”
Германское
командование пыталось противодействовать движению союзных
конвоев. 8-я флотилия эскадренных миноносцев с 7 по 13 декабря
1941 года вела поиск судов каравана PQ-6.
На перехват транспортов конвоя PQ-12,
подвергавшегося налетам авиации и атакам подводных лодок,
выходили линкор “Тирпиц” и три эсминца, 7 марта 1942 года
они потопили отставший советский транспорт “Ижора”. Вступив
в охранение конвоя PQ-13,
29 марта “Сокрушительный” артогнем повредил эсминец Z-26.
На следующий день “Гремящему” удалось потопить подводную
лодку U-585.
Конвой QP-10
11 апреля был атакован тремя волнами самолетов, при отражении
которых “Гремящий” сбил бомбардировщик Ю-87. Через два дня
вблизи острова Медвежий суда вновь подверглись нападению
авиации и подводной лодки, которая потопила два транспорта,
в том числе советский
пароход “Киев”.
В атаках на
конвой PQ-16
участвовали 108 самолетов. “Гремящий” и “Сокрушительный”,
отражая их атаки, 29-30
мая 1942 года сбили по две машины, “Валериан Куйбышев” —
один самолет. Против печально известного конвоя PQ-17
(27 июня-29
июля) действовали 12 подводных лодок и эскадра надводных
кораблей, авиация сделала 202 самолето-вылета. Союзники
понесли самые тяжелые потери за все время войны на Севере:
погибли 23 транспорта из 34. PQ-18
атаковали 12 подводных лодок и 125 самолетов. Конвой потерял
13 транспортов, но и противник понес существенные потери:
корабли охранения потопили три подводные лодки и сбили 42
самолета. “Гремящий” и “Сокрушительный”, пришедшие 18 сентября
1942 года на помощь английскому эскорту, сбили по две вражеские
машины, “Валериан Куйбышев”, “Урицкий” и СКР-22 –
по одному самолету. Этот бой стал последней крупной операцией
германской авиации против конвоев. С этого времени противник
стал наращивать численность подводных сил в Заполярье, которые
атаковали конвои и минировали подходы к Кольскому заливу,
горлу Белого моря и Новоземельским проливам.
Эскадренные
миноносцы Северного флота выполняли активный поиск, преследование
и уничтожение подводных лодок. “Дерзкий”, следуя в эскорте
конвоя JW-59,
22 августа 1944 года потопил U-344.
“Живучий”, ведя поиск накануне подхода конвоя союзников,
уничтожил 9 декабря того же года подводную лодку U-387,
а “Карл Либкнехт” при проводке конвоя ПК-9 22 апреля 1945
года потопил U-286.
Рис.6
Эскадренный миноносец “Громкий”
Подводные
лодки действовали группами по четыре и более, на них имелись
“шнорхели”, дающие возможность заряжать аккумуляторы в подводном
положении, приборы обнаружения работающих радиолокаторов,
а также усовершенствованные шумопеленгаторы. Противник стал
применять электроторпеды с акустической головкой самонаведения.
Однако все это не смогло изменить ход второй мировой войны
и неминуемый разгром Германии.
За время
войны в борьбе с союзными конвоями немцы потеряли линейный
корабль, три эскадренных миноносца и 27 подводных лодок.
Боевые успехи
эсминцев свидетельствуют о высокой квалификации командиров
кораблей и офицеров, хорошей подготовке старшин и матросов.
Они отражают также высокие волевые качества личного состава,
свидетельствуют об отваге и мужестве североморцев.
|