1941 год
23—27 июня
Эсминцы “Громкий”,
“Гремящий”, “Урицкий”, три катера типа “МО-4” поочередно
провели в Мотовский залив из Мурманска пять конвоев в составе
транспортов “Шексна”, “Обь”, “Моссовет”, “Циолковский”,
“Енисей” и траулера РТ-59.
Рис.7
Корабли Северного флота в боевом походе
Транспорты
перевезли 7000 мобилизованных воинов, вооружение, боезапас,
продовольствие и обмундирование. Из этих бойцов совместно
с подразделениями пограничной охраны и полками 14-й стрелковой
дивизии 14 Армии Карельского фронта был создан Северный
оборонительный район, который защищал полуострова Средний
и Рыбачий.
24 июня
Три самолета
противника пытались атаковать транспорты “Шексна” и “Обь”,
шедшие в охранении эсминца “Громкий” из Мурманска в губу
Озерко. Эсминец огнем зенитной артиллерии не подпустил бомбардировщики
к транспортам и сбил один Ju-88.
Транспорты благополучно достигли пункта назначения.
25 июня
Эсминцы “Гремящий”,
“Стремительный” и “Валериан Куйбышев” конвоировали транспорты
из Мурманска в Мотовский залив.
Германская
авиация над Кольским заливом пыталась бомбить транспорты
и корабли. “Гремящий” сбил бомбардировщик Ju-88.
Рис.8
Расчет 37-мм зенитного автомата
28 июня
Эсминец “Валериан
Куйбышев”, сопровождая транспорт “Моссовет” с солдатами
стрелкового полка, не подпустил немецкие самолеты к судам,
и они сбросили бомбы в море.
10 июля
В целях перевозки
народнохозяйственных грузов по Северному морскому пути и
развертывания опорных пунктов для обороны Арктики принято
решение вывести в Карское море под эскортом боевых кораблей
транспорты, гидрографические суда и ледоколы.
Из Архангельска
в Арктику вышел первый конвой из семи транспортов в сопровождении
сторожевого корабля СКР-22.
С 10 июля по
15 августа в пяти конвоях из Архангельска в сопровождении
эсминца “Сокрушительный” и кораблей Беломорской военно-морской
базы (ВМБ) выведено в Арктику 27 транспортов.
13 июля
В 3 ч 25
мин начальник штаба Северного флота приказал командиру Отдельного
дивизиона эскадренных миноносцев подготовить эсминцы “Громкий”,
“Гремящий”, “Стремительный”, “Валериан Куйбышев” и “Урицкий”
к выходу в море в связи с нападением германских эсминцев
на СКР “Пассат” и два тральщика.
В 4 ч 50
мин эсминцы вышли в море, с Кильдинского плеса они начали
поиск вражеских кораблей на N от о.Кильдин. Корабли прошли
85 миль, не обнаружив противника.
Высланные на
разведку самолеты увидели германские эсминцы на подходе
к Киркенесу. По приказанию штаба Северного флота советские
эскадренные миноносцы вернулись в базу.
31 июля
Эсминец “Сокрушительный”
под брейд-вымпелом командира 1-го дивизиона капитана 1 ранга
В.А.Фокина вышел в море и в районе м.Б.Городецкий встретил
английский минный заградитель “Адвенчер” с грузом глубинных
бомб и магнитных мин и сопроводил его в Архангельск.
4 августа
Эсминец “Сокрушительный”
вышел из Архангельска для сопровождения английского минзага
“Адвенчер”, уходящего в Англию. “Сокрушительный” сопровождал
минзаг до м.Канин Нос.
Эсминец “Грозный”
вел поиск германских подводных лодок в северной части Белого
моря.
10 августа
Эскадренный
миноносец “Урицкий” встретил в море и препроводил в Полярное
английскую подводную лодку “Трайдент”, а эсминец “Валериан
Куйбышев” – “Тайгрис”. Обе подводные лодки прибыли из Великобритании
для совместных действий с советским Северным флотом.
10—18 августа
Корабли Беломорской
ВМБ обеспечили переброску в Кемь из Архангельска, Мезени,
Онеги и с Кольского полуострова частей 88-й стрелковой дивизии.
Перевозка осуществлялась 10 транспортами, буксиром и баржей.
Всего было перевезено 7818 человек с оружием, боеприпасами,
продовольствием, лошадьми, автомашинами, тракторами и артиллерией.
В конвоировании участвовали эсминцы “Сокрушительный” и “Грозный”,
минный заградитель “Канин” и тральщики Т-908 и Т-910. В
Белом море были выставлены дополнительные дозоры, проведено
траление фарватеров, самолеты вели разведку и поиск неприятельских
подводных лодок. Операция прошла без потерь.
16 августа
Эсминцы “Валериан
Куйбышев” и “Урицкий” провели из Мурманска в Карское море
конвой в составе ледоколов “И.Сталин”, “Ленин” и транспорта
“Бурея”.
25 августа
Эскадренные
миноносцы “Грозный” и “Сокрушительный” встретили в море
и провели на рейд английский конвой в составе лайнера “Импресс
оф Канада” в охранении легкого крейсера “Нигерия” и трех
эсминцев. На борту лайнера прибыло 2000 советских горняков
с семьями, эвакуированных со Шпицбергена. Местными пароходами
пассажиров перевезли с рейда в Архангельск, одновременно
на лайнер было доставлено 200 французских военнослужащих.
На следующий день лайнер ушел в Англию, до м. Канин Нос
его сопровождал эсминец “Сокрушительный”.
26 августа
Дозорный
корабль в районе м.Сеть-Наволок обнаружил подводную лодку
противника. В район обнаружения были высланы три катера
типа “МО-4”, которые, обследовав район, подлодку не нашли.
В 6 ч 02
мин в 27 милях к норду от м.Териберский была торпедирована
плавбаза ВВС СФ “Мария Ульянова”, шедшая из Кольского залива
в Белое море под эскортом эсминцев “Валериан Куйбышев” и
“Урицкий”. Взрывом оторвало кормовую часть, которая затонула.
Плавбаза осталась на плаву, часть экипажа и пассажиров взрывом
была выброшена в море. Эсминец “Валериан Куйбышев” принял
на борт 14 человек. На помощь в район аварии вышли эсминцы
“Гремящий” и “Громкий”. Уже на подходе корабли подверглись
атаке немецких самолетов, которую огнем зенитной артиллерии
удалось отбить.
С 20 часов
германская авиация в течение 16 часов пыталась бомбить торпедированный
и лишенный хода транспорт. Самолеты сбросили около 200 авиабомб.
Эсминцы маневрировали и, ведя огонь из артиллерии всех видов,
не дали возможности самолетам противника произвести прицельное
бомбометание.
Рис.9
Германские бомбардировщики типа Ju-88
От осколков
авиабомб эсминцы получили много пробоин в бортах и в надстройках.
Корабли зенитным огнем сбили два самолета. Транспорт прибуксировали
в Териберку 27 августа.
31 августа
Эскадренные
миноносцы “Сокрушительный”, “Грозный”, “Валериан Куйбышев”,
“Урицкий” и корабли Охраны водного района Беломорской флотилии
встретили первый союзный конвой из Англии “Дервиш” в составе
шести транспортов в охранении эскадренных миноносцев “Электра”
и “Эктив”, тральщиков “Харриер”, “Хэлсион” и “Саламандер”,
корветов “Офелия”, “Гамлет”, “Цецилия” и “Макбет”. Конвой
был встречен в районе к западу от м.Канин Нос и проведен
в Архангельск, куда он прибыл в 16 ч 40 мин. Транспорты
имели на борту 10 тыс. т каучука, 16 истребителей, 534 военнослужащих
(летчики и технический персонал английских ВВС), прибывших
для совместных боевых действий.
6 сентября
Эскадренные
миноносцы “Грозный”, “Сокрушительный” и “Валериан Куйбышев”
провели четыре транспорта из Архангельска в Арктику.
Рис.10
“Гремящий” ставит дымовую завесу
9 сентября
Эскадренный
миноносец “Урицкий” при возвращении из Белого моря в Кольский
залив в районе м.Канин Нос обнаружил и атаковал глубинными
бомбами германскую подводную лодку, результатов атаки не
наблюдал.
Через шесть
дней, в том же районе, обнаружил и атаковал подводную лодку
противника СКР-25 (“Бриз”).
Как было установлено
впоследствии, это была U-578.
В первой половине сентября она вернулась в Тронхейм сильно
поврежденной.
27 сентября
Эсминец “Сокрушительный”
встретил у м.Б.Городецкий английский крейсер “Лондон” с
делегациями Великобритании и США, направлявшимися на Московскую
конференцию трех союзных держав, и провел его в Архангельск.
Через семь
дней эсминец “Сокрушительный” проводил крейсер “Лондон”
в обратный путь до м.Канин Нос.
29 сентября
Из Архангельска
в Англию ушел первый (обратный) конвой QP-1
в составе шести английских и семи советских транспортов,
охранение которых составили два английских эскадренных миноносца
и четыре тральщика.
Рис.11
Атака на транспорт
10 октября
Эсминцы “Урицкий”
и “Валериан Куйбышев” вышли из Кольского залива для проводки
транспортов в Арктике.
11 октября
В Архангельск
прибыл из Англии конвой PQ-1
в составе 10 транспортов (в том числе один советский) под
эскортом английского крейсера “Саффолк”, двух эскадренных
миноносцев и трех тральщиков. Конвой встречали корабли Беломорской
флотилии.
18 октября
— 27 декабря
Эсминцы “Урицкий”
и “Валериан Куйбышев” участвовали в выводе из Арктики ледоколов
и транспортов. Всего выведено в Белое море 34 транспорта,
пять ледоколов и другие суда1.
28 октября
В Архангельск
прибыл конвой PQ-2
в составе шести транспортов под эскортом английского крейсера
“Норфолк”, двух эсминцев и трех тральщиков.
3 ноября
Из Архангельска
ушел конвой QP-2
в составе 12 транспортов (в том числе три советских) под
эскортом английского крейсера “Норфолк”, двух эсминцев и
трех тральщиков. До м. Канин Нос конвой сопровождали корабли
Беломорской флотилии.
21 ноября
Эскадренные
миноносцы “Грозный”, “Гремящий” и “Сокрушительный” перешли
из главной базы в Иоканьгу, а затем вышли в море навстречу
конвою PQ-3
в составе шести транспортов и танкера в сопровождении английского
эскорта из двух эскадренных миноносцев и пяти сторожевых
кораблей. Конвой был проведен в Белое море до кромки льда,
где его передали под проводку ледоколов. Английские эсминцы
и сторожевые корабли перешли в Кольский залив.
Рис.12
Эскадренный миноносец “Сокрушительный” отражает воздушный
налет противника
В ночь с 24
на 5
ноября английские крейсер “Кения”, эскадренные миноносцы
“Бедуин” и “Интрепид” и советские эскадренные миноносцы
“Гремящий” и “Громкий” провели поиск немецких транспортов
и кораблей в районе норвежского побережья от Вардё до Нордкапа,
но противника не обнаружили.
На обратном
пути соединение, под командованием английского контр-адмирала
Барра, произвело огневой налет на портовые сооружения Вардё.
“Гремящий” израсходовал восемьдесят девять 130-мм снарядов,
“Громкий” – 112. В порту наблюдались взрывы и пожары.
27 ноября
Из Архангельска
ушел в Англию конвой QP-3
в составе 10 транспортных судов (в том числе четыре советских).
Конвой сопровождали в советской оперативной зоне эскадренные
миноносцы “Сокрушительный” и “Грозный”.
В море транспорты
были переданы под охрану английскому эскорту в составе крейсера,
двух эскадренных миноносцев и двух тральщиков.
К входу в горло
Белого моря подошел конвой PQ-4
в составе танкера, двух английских и пяти советских транспортов
в сопровождении английского эскорта, состоявшего из крейсера,
двух эскадренных миноносцев, трех СКР и двух тральщиков.
Крейсер и эскадренные миноносцы после передачи транспортов
под проводку советскому эскорту ушли в Кольский залив.
28 ноября
Крейсер “Кения”
ушел из Кольского залива вдогонку конвою QP-3.
5 декабря
Конвой PQ-5
в составе семи транспортов (в том числе два советских) в
сопровождении английского крейсера и трех тральщиков подошел
к кромке льда в Белом море. Суда были приняты под проводку
ледоколами, крейсер и тральщики ушли в Кольский залив. Конвой
прибыл в Архангельск 13 декабря.
10 декабря
В донесении
Военного Совета Северного флота Наркому ВМФ указывалось,
что англичане поставили вопрос о конвоировании транспортов
союзных конвоев советскими эсминцами. Они просили встречать
конвои миль за пятьдесят от меридиана Мурманска, а затем
вести их в Белое море или в Мурманск. Между тем положение
с эсминцами было такое: в строю находилось три корабля,
а один – постоянно в ремонте; два старых эсминца находились
в Белом море, один из них периодически проходил ремонт.
Эсминцы Северного флота представляли собой основное средство
для отражения внезапного нападения кораблей противника и
для артиллерийского содействия флангу сухопутных войск.
Конвоирование судов советскими эсминцами лишило бы Северный
флот этих средств. Поэтому, констатировал Военный Совет,
нежелательно соглашаться на предложения англичан.
Рис.13
Артиллерийские расчеты кормовых 102-мм орудий эсминца “Валериан
Куйбышев”
Между СССР
и Великобританией после переговоров было достигнуто соглашение,
согласно которому “за организацию союзных конвоев и их непосредственное
охранение” на всем переходе от английских портов до портов
СССР и обратно отвечало британское командование, а Северный
флот в своей зоне (к востоку от меридиана 20° в.д.) усиливал
корабельный эскорт, обеспечивая прикрытие авиацией на подходах
к базам, проводил разведку на театре и траление фарватеров2.
17 декабря
Английские
тральщики “Хазард” и “Спиди” выполнили траление фарватера
и поиск германских подводных лодок на подходах к горлу Белого
моря. В 18 ч 45 мин в 30 милях к N от м. Городецкий они
были внезапно атакованы артиллерийским огнем двух немецких
эсминцев. “Спиди” с первого залпа получил повреждение кормового
орудия, два человека были ранены. Тральщики обрубили тралы,
поставили дымзавесу и укрылись в ней. О нападении британские
корабли донесли командованию.
В 22 ч английский
крейсер “Кент” и советские эсминцы “Грозный” и “Сокрушительный”
вышли из Кольского залива на перехват кораблей противника
в район Городецкий – Поной. Не обнаружив неприятеля, корабли
вернулись в Кольский залив.
19 декабря
К м.Терско-Орловский
подошел конвой PQ-6
в составе семи транспортов (в том числе один советский)
в охранении кораблей королевского флота: крейсера “Эдинбург”,
двух эскадренных миноносцев и трех сторожевых кораблей.
У м.Терско-Орловский от конвоя отделились танкер “Мирло”
и транспорт “Декабрист”, которые в сопровождении крейсера
и двух эскадренных миноносцев направились в Кольский залив.
На переходе эта группа конвоя PQ-6
была атакована двумя германскими бомбардировщиками Ju-88.
На подходах
к о.Кильдин самолеты атаковали транспорты. В результате
в транспорт “Декабрист”, груженный боеприпасами и взрывчаткой,
попали две бомбы. Одна из них, пробив палубу, через борт
вышла наружу, но не взорвалась и утонула. Вторая попала
в спардек, прошла в трюм и также не взорвалась.
20 декабря
Беломорская
группа конвоя PQ-6
в составе четырех транспортов и танкера подошла к кромке
льда в районе м.Инцы, где перешла под проводку ледоколов.
До кромки льда транспорты сопровождались двумя английскими
тральщиками.
Ледокол “И.Сталин”
вывел за кромку льдов два тральщика (ТЩ-62 и ТЩ-65) и принял
под проводку транспорты конвоя PQ-6,
которые прибыли в Архангельск 23 декабря.
27 декабря
Из Архангельска
вышел конвой QP-4
в составе 12 транспортов (в том числе один советский) под
проводкой ледокола “И.Сталин”.
От кромки
льда до м.Терско-Орловский конвой сопровождали английские
тральщики и сторожевые корабли Беломорской флотилии. У м.Терско-Орловский
в охранение конвоя вступили английские крейсер, два эсминца,
три сторожевых корабля и два тральщика.
Закончилась
операция по выводу из Арктики судов, в которой участвовали
эсминцы “Валериан Куйбышев” и “Урицкий”. Всего было выведено
24 транспорта, пять ледоколов и ледокольных пароходов, пять
ботов.
Рис.14
Эсминцы Северного флота выходят на встречу с союзным конвоем
В 1941 году
Северный флот обеспечил проводку 135 конвоев, в составе
которых находилось 260 транспортов, в том числе:
— 14 конвоев
(16 судов) из Кольского залива в Белое море;
— 8 конвоев
(9 судов) из Кольского залива в Мотовский залив;
— 43 конвоя
(113 судов) из Белого моря в Арктику;
— 54 конвоя
(74 судна) между портами Белого моря;
— 10 конвоев
(31 судно) из Кольского залива в юго-восточную часть Баренцева
моря;
— 1 конвой
(3 судна) выведен из Кольского залива в Арктику;
— 5 конвоев
(13 судов) из Кольского залива в Иоканьгу – Териберку.
За шесть
месяцев 1941 года на кандалакшское направление, в помощь
14 Армии Карельского фронта и на полуострова Средний и Рыбачий
на судах Министерства морского флота в сопровождении боевых
кораблей Северного флота было перевезено 178827 бойцов,
68 танков, 318 тракторов, 3037 автомашин, 10435 т боезапаса,
17086 лошадей, 180 тыс. т военных грузов.
Для обеспечения
проводки внутренних конвоев эсминцы Северного флота совершили
в 1941 году 109 выходов в море.
Потери при
проводке местных конвоев составили два судна, погибших в
Мотовском заливе от авиации противника при следовании в
охранении катеров типа “МО-4”. Всего же на Северном театре
в 1941 году погибло 26 судов (в том числе 2 транспорта –
“Поморье” и “Аргунь”, ледокольный пароход “Садко”, буксир,
2 паровые шаланды, 5 рыболовных траулеров, 4 дрифтер-бота,
11 мотоботов).
В 1941 году
Северный флот потерял эскадренный миноносец “Стремительный”,
два СКР (переоборудованных из рыболовных траулеров) и несколько
вспомогательных судов. Противник потерял 14 военных кораблей
и 45 транспортных судов.
По донесению
командира ПВО Северного флота, за период с 22 июня по 25
декабря 1941 года флотом было сбито 192 самолета противника,
в том числе 21 самолет сбила корабельная зенитная артиллерия.
Всего в 1941
году из Англии в порты Белого моря и в Мурманск прибыло
семь конвоев в составе 51 транспортного судна (в том числе
девять советских). Из Архангельска вышло в Англию четыре
конвоя в составе 47 транспортов (в том числе 15 советских).
Внешними
конвоями в Советский Союз было доставлено 160413 т военных
и народнохозяйственных грузов. Из Советского Союза за этот
же период вывезено 145758 т экспортных грузов. Для сопровождения
внешних конвоев боевые корабли Северного флота совершили
92 выхода в море, в том числе эсминцы – 13.
За шесть
месяцев 1941 года эсминцы Северного флота совершили 44 выхода
в море для огневой поддержки приморских частей 14 Армии
Карельского фронта и Северного оборонительного района. По
противнику было произведено около 7000 выстрелов из орудий
главного калибра.
|