1943 ГОД
1 января
В Кольский
залив вошел английский эскадренный миноносец “Onslow”,
поврежденный накануне в бою с немецкими кораблями. 23 раненых
моряка с него помещены в госпиталь.
Рис.29
Эскадренные миноносцы Северного флота. На переднем плане
– “Гремящий”
2 января
“Разъяренный”,
“Валериан Куйбышев” английские тральщики встретили в море
союзный конвой JW-51-B,
приняли под свой эскорт 5 транспортов и повели их к кромке
льда в Белом море. На подходе к мысу Святой Нос конвой атаковала
группа немецких самолетов. Нападение отбили огнем зенитной
артиллерии.
Рис.30
На мостике эскадренного миноносца “Разъяренный”
4 января
Советские
эсминцы вернулись в Кольский залив. На переходе, в 10 милях
к N от мыса Териберский, “Валериан Куйбышев” обнаружил немецкую
подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами. Результатов
атаки не наблюдал.
11 января
Конвой RA-51
прибыл в Лох-Ю без потерь.
17 января
Из Англии вышел
конвой JW-52
в составе 14 транспортов под эскортом шести эскадренных
миноносцев, двух корветов и трех тральщиков. На переходе
конвой прикрывали три английских крейсера “Kent”,
“Glasgow” и “Bermuda”.
26 января
Крейсеры “Kent”,
“Glasgow” и “Bermuda”
пришли в Кольский залив.
27 января
В 16 ч в залив
вошел конвой JW-52
в составе 12 транспортов.
29 января
В 14 ч из Кольского
залива в Англию убыл конвой RA-52
в составе 11 транспортов (один советский) в сопровождении
9 эсминцев, 2 тральщиков, 4 корветов, 4 траулеров и отряда
прикрытия из 3 легких крейсеров.
2 февраля
Лидер “Баку”
и эсминец “Разумный” вышли из Ваенги в Иоканьгу для встречи
4 транспортов, следующих из Белого моря.
“Громкий”
и “Валериан Куйбышев” провели конвой из 2 транспортов из
Белого моря в Кольский залив.
15 февраля
Из Лох-Ю вышел
конвой JW-53
в составе 27 транспортов под эскортом крейсера “Sheffield”,
эскортного авианосца “Dasher”,
корабля ПВО, 13 эсминцев, четырех корветов, тральщика, трех
траулеров и авианосной группы в составе авианосца и двух
эсминцев. На переходе конвой прикрывался отрядом из трех
крейсеров. Конвой пережил жесточайший шторм. С повреждениями
в базу вернулись “Dasher”
и “Sheffield”.
Эсминцы “Громкий”
и “Валериан Куйбышев” вышли из Кольского залива для проводки
транспортов из Белого моря.
Рис.31
Английский эскортный авианосец “Chaser” в охранении северного
конвоя
18 февраля
Эскадренные
миноносцы, приняв от ледоколов 4 транспорта, тральщики ТЩ-30
и ТЩ-31, английские тральщик и корвет, направились в Кольский
залив и на следующий день прибыли в Мурманск.
26 февраля
В Кольский
залив пришел крейсерский отряд прикрытия конвоя JW-53.
27 февраля
“Валериан
Куйбышев”, “Громкий” и “Урицкий” вышли в море для встречи
этого конвоя. В море выходили также сторожевые корабли “Гроза”
и “Ураган” и 3 английских тральщика. Наши эсминцы, сторожевые
корабли и 3 английских тральщика вступили в охранение беломорской
группы конвоя из 7 транспортов.
В 10 ч в Кольский
залив прибыла мурманская группа конвоя JW-53
(15 транспортов, 10 эскадренных миноносцев, корабль ПВО,
четыре траулера, три корвета и тральщик). Переход прошел
без потерь, доставлено 65282 т грузов.
28 февраля
Сдав беломорскую
группу конвоя JW-53
в северной части Белого моря под проводку ледоколов, “Валериан
Куйбышев”, “Урицкий” и “Громкий” перешли в Кольский залив.
1 марта
Из Кольского
залива в Англию вышел конвой RA-53
(30 транспортов) под эскортом 13 эсминцев, корабля ПВО,
четырех корветов двух траулеров.
На следующий
день в море вышел крейсерский отряд прикрытия в составе
трех крейсеров.
5 марта
В 150 милях
на SW
от острова Медвежий конвой атаковали немецкие подводные
лодки; погибли транспорт и танкер.
Позднее на
конвой совершили налет двенадцать германских самолетов Ju-88,
огнем зенитной артиллерии судов конвоя и кораблей охранения
было сбито два самолета.
14 марта
Конвой RA-53
прибыл в Англию, потеряв три судна.
22 марта
Эсминцы “Грозный”
и “Урицкий” провели из Белого моря в Кольский залив 3 транспорта
и 2 тральщика.
11 апреля
“Валериан
Куйбышев”, английские тральщик и корвет провели из Кольского
залива в Белое море 2 союзных транспорта и сдали под проводку
ледокола. На следующий день они приняли от ледоколов транспорт
<Софья Перовская” и пошли в Кольский залив.
26 апреля
В 16 ч из
Кольского залива вышел конвой КБ-4 в составе 4 союзных и
3 советских транспортов под эскортом “Валериана Куйбышева”,
“Урицкого”, 2 английских тральщиков и 2 корветов.
27 апреля
В 18 ч конвой
сдали под проводку ледоколов. Корабли вернулись в Кольский
залив.
8 мая
“Гремящий”,
“Валериан Куйбышев”, “Урицкий”, 2 английских тральщика и
2 корвета приняли под охранение конвой КБ-5 в составе 9
транспортов и пошли в Белое море.
10 мая
Конвой
КБ-5
прибыл
в
Двинский
залив.
15 мая
Лидер “Баку”,
эсминец “Грозный”, минный заградитель “Мурман”, 2 тральщика
и 2 катера типа МО-4 перевели из Кольского залива в Архангельск
3 союзных транспорта.
17 мая
“Гремящий”,
“Грозный”, “Громкий”, английских 2 корвета и 2 тральщика
провели из Кольского залива в Белое море 5 союзных транспортов.
Однако в связи с обнаружением минных полей, выставленных
немецкими кораблями, английский эскорт и транспорты возвратились
в Кольский залив.
Рис.32
Артиллерийские учения на эскадренном миноносце “Гремящий”
23 мая
Из Молотовска
в Кольский залив вышел английский танкер “Beacon-Hill”
в сопровождении “Урицкого”, “Валериана Куйбышева”, английских
2 тральщиков и корвета. В Кольский залив вернулись лидер
“Баку” и эсминец “Грозный”.
27-31 мая
Танкер “Beacon-Hill”,
плавбаза “Память Кирова”, буксир № 19 под эскортом “Гремящего”,
“Грозного” и 2 английских тральщиков совершили переход из
Кольского залива в Молотовск.
31 мая
В 22 ч конвой
из 3 транспортов под эскортом “Грозного”, “Гремящего” и
СКР-30 вышел из Двинского залива в Мурманск.
8-10 июня
“Грозный”,
“Гремящий”, “Валериан Куйбышев” и “Урицкий” провели 2 союзных
транспорта из Кольского залива в Архангельск.
18 июня
Ледокольный
отряд в составе ледоколов “Микоян”, “Красин”, “Федор Литке”
под эскортом “Урицкого”, “Валериана Куйбышева”, СКР-28,
СКР-30, минного заградителя “Юшар” и английского тральщика
вышли из Двинского залива в Арктику. Из Иоканьги для усиления
эскорта этого конвоя (БА-4) вышли “Баку”, “Гремящий” и “Грозный”.
Эсминцы шли с поставленными параванами, с воздуха конвой
прикрывали и вели поиск немецких подводных лодок самолеты
МБР-2 и Пе-3. В 2 ч 15 мин МБР-2 обнаружил немецкую подводную
лодку, одновременно ее обнаружил гидроакустическим прибором
“Асдик” “Грозный”. Вместе с “Гремящим” они атаковали лодку
глубинными бомбами, самолет сбросил 2 бомбы ПЛАБ-100. Конвой
сделал отворот на 90°. В районе к N от Канина Носа корабли
обнаружили и расстреляли 6 плавающих мин. В 10 ч 29 мин
лидер и эсминцы пошли в Иоканьгу. Ледоколы в сопровождении
СКР-28 и СКР-30 вошли в Карские ворота.
23 июня
Из Архангельска
в Кольский залив вышел транспорт “Тбилиси” в охранении “Урицкого”
и “Валериана Куйбышева”.
25 июня
Транспорт
“Тбилиси” и эсминцы прибыли в Мурманск. На следующий день
эсминцы ушли в Молотовск.
29 июня
Ледокол “Каганович”
и ледокольный пароход “Montcalm”
под эскортом “Баку”, СКР-28, СКР-30 и английского тральщика
начали движение из Молотовска в Арктику. Из Иоканьги для
усиления эскорта вышли “Гремящий” и “Грозный”. Конвой шел
в густом тумане, соприкосновения с противником не имел.
1 июля
Эскадренный
миноносец “Гремящий” провел два транспорта из Иоканьги в
Карские ворота.
Из Кольского
залива в Белое море вышел транспорт “Тбилиси” в сопровождении
“Разумного”, двух катеров типа МО-4 и английского тральщика.
3 июля
Конвой пришел
в Архангельск. “Грозный” и “Урицкий” перешли из Иоканьги
в Молотовск.
5 июля
Из Молотовска
вышел танкер в сопровождении “Грозного”, “Разумного” и “Урицкого”.
У Терско-Орловского мыса к эскорту присоединился “Гремящий”.
Эскадренный
миноносец “Грозный” в
районе Лумболовского залива обнаружил подводную лодку противника
и атаковал глубинными бомбами, после взрыва на поверхность
моря всплыло соляровое пятно.
6 июля
Танкер и
эсминцы прибыли в Кольский залив.
13 июля
Конвой КБ-16
в составе танкера “Beacon-Hill”,
“Баку”, “Грозного”, “Разумного”,
“Урицкого” и двух катеров
типа МО4 вышел
из Кольского залива в Архангельск
14 июля
“Грозный”
обнаружил прибором “Асдик” подводную лодку противника в
районе Поноя, сбросил 33 глубинные бомбы, наблюдал образование
большого масляного пятна
22 июля
Из Архангельска
в Полярное вышел конвой БК-13 в составе 3 союзных транспортов
груженных лесоматериалами для Северного флота; в охранении
шли “Баку”, “Грозный”, “Разумный” и 2 английских тральщика.
23 июля
Из Архангельска
на Диксон вышел конвой БА-10 в составе 2 транспортов и буксирного
парохода в сопровождении “Урицкого”.
24 июля
С 16 ч 30 мин
до 17 ч к N от острова Кильдин совершили налет на конвой
БА-10 27 немецких самолетов (7 Ju-87,
5 Bf-109 и 15 Fw-190).
Корабли открыли заградительный огонь. К транспортам прорвались
3 самолета Fw-190
и добились попадания двумя бомбами в один из транспортов,
на котором возник пожар. Из Ваенги прилетели 8 истребителей
и вступили в бой с немецкими самолетами. К аварийному транспорту
подошли спасательное судно “Память Руслана” и СКР-28. Пожар
был потушен, транспорт привели в Могильное. Остальные транспорты
и корабли вошли в Кольский залив.
31 июля
Из Кольского
залива в Архангельск вышел конвой КБ-17 в составе 3 транспортов
и танкера под эскортом “Баку”, “Грозного”, “Гремящего” и
“Разумного”.
1 августа
Конвой БА-13
–
3 транспорта в сопровождении 3 сторожевых кораблей и минного
заградителя “Мурман”
– вышел из Архангельска
в Арктику. У Терско-Орловского мыса к конвою подошли “Грозный”,
“Громкий” и “Разумный”. Конвой вошел в Карские ворота, эсминцы
вернулись в Иоканьгу.
8 августа
Конвой ИБ-30
–
3 транспорта под эскортом “Разумного”, “Грозного” и “Гремящего”
вышли из Иоканьги в Двинский залив. Воздушное охранение
с 5 до 16 ч
выполняли 2 самолета МБР-2 и 4 –
Пе-3. В 6 ч 30 мин “Разумный” в районе острова Лумбовский
гидроакустическим прибором обнаружил подлодку противника
и атаковал ее глубинными бомбами. Результатов атаки не наблюдал.
В 7 ч 20 мин над конвоем появился самолет Ju-88,
который был встречен огнем зенитной артиллерии и отогнан.
В 12 ч 10 мин “Разумный” к N от мыса Б.Городецкий обнаружил
немецкую подводную лодку и сбросил на нее 2 серии больших
глубинных бомб. Результата бомбометания не наблюдал. В 20
ч в районе Поноя “Разумный” обнаружил третью лодку и
сбросил на нее серию
больших глубинных бомб. На месте взрыва бомб наблюдалось
выделение пузырей воздуха. Гидрофоном прослушивалась работа
механизмов лодки. Корабль сбросил еще одну серию больших
глубинных бомб.
9 августа
Конвой ИБ-30
прибыл в Архангельск без потерь.
15 августа
Из Архангельска
в Кольский залив вышел конвой БК-14 в составе 2 транспортов
и танкера под эскортом “Баку”, “Разумного”, “Гремящего”
и катера БО-2. В Белом море к конвою присоединились 2 английских
тральщика.
1 сентября
Конвой БК-15
в составе танкера “Beacon-Hill”,
в охранении “Гремящего” и “Грозного”, вышел из Молотовска
в Кольский залив и на следующий день прибыл в Мурманск.
7 сентября
“Гремящий”
и “Грозный” в условиях жесточайшего шторма провели из Кольского
залива в Архангельск танкеры “Юкагир” и “Beacon-Hill”.
Конвой прикрывала авиация.
11 сентября
Из Архангельска
в Кольский залив вышел конвой БК-16 –
3 английских транспорта с грузом леса для нужд Северного
флота под эскортом “Разумного”, “Разъяренного” и английского
тральщика. В районе Поноя к конвою присоединились “Грозный”,
катера МО-252 и МО-111.
С воздуха прикрытие осуществляла авиация флота. В 8 ч 31
мин “Грозный” был обстрелян немецким самолетом Ju-88,
корабли эскорта заградительным огнем отогнали самолет. Находившийся
в дозоре над конвоем самолет МБР-2 был сбит в 12 ч 40 мин
немецким самолетом Fw-190.
Летающая лодка
упала в районе конвоя, к ней подошел катер МО-111
и обнаружил, что летчики были мертвы. Fw-190
был сбит зенитным огнем эскадренных миноносцев.
Самолет “Hurricane”,
из числа истребителей прикрытия, сбитый по ошибке английским
транспортом, упал в море и затонул. Летчик (советский офицер)
был поднят из воды на эсминец “Разумный”. В 14 ч конвой
вошел в Кольский залив.
14 сентября
Из Кольского
залива в Архангельск ушли “Разумный” и “Разъяренный”.
15 сентября
Из Архангельска
в Хабарове вышел конвой БА-22 — танкер “Юкагир” в сопровождении
“Урицкого”.
16 сентября
Из Архангельска
в Кольский залив под эскортом “Гремящего”, “Грозного” и
“Разъяренного” вышел конвой БК-17 в составе 2 транспортов
в балласте. На переходе “Разъяренный” обнаружил прибором
“Асдик” немецкую подводную лодку и атаковал ее глубинными
бомбами. Результатов не наблюдал. С воздуха корабли прикрывали
истребители Р-38 “Airacobra”,
противолодочную оборону осуществляли самолеты МБР-2.
20 сентября
“Урицкий”
с танкером “Юкагир” прибыли на Диксон.
21 сентября
Из Кольского
залива в Архангельск вышел конвой КБ-23 в составе 2 английских
транспортов и танкера, в охранении “Баку”, “Разумного”,
“Разъяренного”, “Грозы” и английского тральщика.
Рис.33
Эскадренный миноносец “Разумный” в Кольском заливе в районе
мыса Мишукова
29 сентября
Из Кольского
залива в Архангельск вышел конвой КБ-21: 2 транспорта, танкер
“Юкагир” в сопровождении “Громкого”, “Гремящего” и английского
тральщика.
1 октября
Конвой КБ-21
пришел в Архангельск.
3 октября
В 8 ч 20
мин из Молотовска вышел конвои БК-18 в составе английского
танкера, под эскортом лидера “Баку”, эсминцев “Разумный”
и “Разъяренный”.
8 октября
Из Архангельска
в Хабарове отправился конвой БА-29: танкер “Юкагир”, эсминцы
“Урицкий” и “Валериан Куйбышев”. Последний в районе острова
Колгуев обнаружил подводную лодку противника и атаковал
ее глубинными бомбами. Результатов атаки не наблюдал.
9 октября
Из Молотовска
на Новую Землю вышел конвой БА-27 в составе транспорта “Марина
Раскова” под эскортом “Гремящего” и “Громкого”. Командир
конвоя капитан I
ранга А.И.Гурин (командир 1-го дивизиона эсминцев) шел на
“Гремящем”. В Баренцевом море несколько суток бушевал штору
гигантские волны перекатывались через верхнюю палубу эсминцев,
крен достигал 50°. Когда до бухты Белушья оставалось 15
миль, на транспорте штормовой волной сорвало руль, и судно
лишилось управления.
Гвардейский эсминец “Гремящий” в течение 8 ч заводил буксиры
на аварийное судне тросы периодически рвались и все надо
было начинать сначала. Тогда по приказу командира конвоя
достали трос большого диаметра из трюма транспорта, для
чего команд, вручную с помощью пассажиров сумел, переместить
стоящий на люке трактор. Трос удлиненный якорной цепью транспорта
подали на “Гремящий” и продолжили буксировку. При дальнейшем
следовании кон воя была обнаружена подводная лодка противника,
которую атаковали глубинным бомбами и вынудили покинуть
район буксировки. С транспорта вновь подали буксирный трос
на эсминец. Спустя несколько часов по курсу конвоя обнаружили
плавающую мину; пришлось вновь отдать буксир расстрелять
ее. На пятые сутки “Марину Раскову” привели в бухту Белушья.
На транспорте было около 200 пассажиров и много ценного
имущества, продовольствия, вооружения, топлива для Новоземельской
военно-морской базы. “Громкий” на переходе выполнял функции
корабля ПЛО. На подходе к Белушьей корабли встретили сторожевой
катер № 505, тральщики № 33, 35 и 38.
11 октября
Из Кольского
залива в Архангельск вышел конвой КБ-25: танкер “Beacon-Hill”,
который эскортировали “Баку”, “Разумный” и английский тральщик.
19 октября
Из Молотовска
в Кольский залив направился конвой БК-19: английский танкер,
“Баку” и “Разумный”.
24 октября
Эти же корабли
повели из Кольского залива в Архангельск танкер (конвой
КБ-26).
25 октября
Из
Хабарово в Архангельск
направился конвой АБ-8: танкер “Юкагир” под эскортом “Валериана
Куйбышева”, “Урицкого”, СКР-28 и тральщика Т-110. На переходе
“Урицкий” оставил конвой и пошел в Иоканьгу.
Эскадренный
миноносец “Валериан Куйбышев” прибором “Асдик” обнаружил
подводную лодку противника и атаковал ее глубинными бомбами,
результатов атаки не наблюдал.
26 октября
“Урицкий” на
переходе, в 16 милях к NW
от мыса Канин Нос, обнаружил немецкую подводную лодку, обстрелял
ее ныряющими снарядами и сбросил затем 6 глубинных бомб.
Результатов не наблюдал.
“Валериан
Куйбышев”, сопровождавший конвой АБ-8, в районе мыса Канин
Нос обнаружил подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами,
результатов не наблюдал.
27 октября
“Разъяренный”
вышел в море, в районе острова Харлов встретил наши корабли,
пришедшие из Исландии.
Закупленные
в США тральщики Т-111,
Т-112, Т-113, Т-114 и Т-115 и большие охотники БО-201, БО-202,
БО-203, БО-204, БО-206 и БО-210 совершили плавание через
Атлантический океан.
28 октября
Конвой АБ-8
прибыл в Архангельск.
30 октября
Отряд в составе
эскадренного миноносца “Разъяренный”, пяти тральщиков и
шести больших охотников прибыл в Кольский залив.
1 ноября
Из Архангельска
в Англию ушел конвой RA-54-A
в составе 13 транспортов под эскортом “Громкого” и “Валериана
Куйбышева”, английского эсминца, 4 тральщиков и корвета.
2 ноября
В 17 ч 40
мин из Ваенги на соединение с этим конвоем вышли 8 английских
эсминцев.
3 ноября
Советские
эсминцы передали эскорт английским кораблям и вернулись
в Архангельск.
8 ноября
Из Архангельска
в Кольский залив вышел конвой БК-21: плавбаза “Память Кирова”,
“Гремящий” и “Урицкий”.
10 ноября
Речная баржа
мурманского флота № 179 направлена из Териберки в Иоканьгу
на буксире РТ-25.
11 ноября
На рассвете,
когда баржа находилась в районе Семи Островов, море заштормило,
лопнул буксирный трос. Траулер не сумел взять баржу на буксир
и продолжал дрейфовать с нею в северо-восточном направлении.
Ночью, никого не предупредив, РТ-25 ушел в неизвестном направлении.
Баржу продолжало уносить в открытое море. На борту находились
два взвода солдат (54 человека) с тремя офицерами, шкипер,
женщина и двое детей. Баржа не была приспособлена ни
для плавания в открытом
море, ни для перевозки людей; спасательных средств, аварийных
и сигнальных устройств и принадлежностей не имелось.
14 ноября
Из Иоканьги
в море вышел “Урицкий” на поиск брошенной рыболовным траулером
баржи с людьми и обнаружил ее в 120 милях на NO
от мыса Святой Нос. Командир эсминца капитан 3 ранга Г.П.Васильев
несколько раз пытался взять баржу на буксир, но всякий раз
при даче самого малого хода буксир лопался. Ввиду усиления
шторма, командир принял решение снять людей, что и удалось
выполнить. Вскоре баржа затонула. Через 7 ч эскадренный
миноносец вернулся в Иоканьгу.
Из Иоканьги
в условиях жесточайшего шторма навстречу конвою АБ-55 вышли
“Баку”, “Грозный”, “Громкий”, “Разумный”, “Разъяренный”
и “Валериан Куйбышев”. При подходе к месту встречи с конвоем
“Разумный” гидроакустическим прибором обнаружил немецкую
подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами. В атаке
участвовал и “Валериан Куйбышев”, результатов атаки не наблюдали.
Затем “Валериан Куйбышев” обнаружил вторую лодку и атаковал
ее глубинными бомбами, на поверхности моря появилось масляное
пятно.
15 ноября
В 12 ч 30
мин у Карских ворот корабли вступили в круговое охранение
конвоя в составе ледоколов “И.Сталин” и “Федор Литке”.
Из Лох-Ю в
СССР вышел конвои JW-54-A
в составе 19 транспортов. Эскорт включал в себя 11 эсминцев,
корвет и тральщики. Прикрытие –
крейсерский отряд из трех английских легких крейсеров До
острова Медвежий конвой прикрывали также английский линкор
“Anson”
и американский крейсер “Tuscaloosa”.
16 ноября
В 6 ч 54 мин
эсминец “Валериан Куйбышев обнаружил к северу от острова
Колгуев немецкую подводную лодку и сбросил
10 больших и 6 малых
глубинных бомб. В атаку на лодку вышел также эсминец “Разумный”.
На море образовалось большое масляное пятно. В 10 ч 20 мин
с “Разумного” был обнаружен немецкий самолет Do-17.
“Разумный” обстрелял его, самолет скрылся в облаках. В 10
ч 38 мин тральщик Т-114 обнаружил подводную лодку и произвел
залп из 24-ствольного реактивного бомбомета. С тральщика
наблюдали контур лодки, на
место ее погружения было
сброшено 12 больших глубинных бомб. При проходе тральщика
через масляное пятно произошло гтолкновение Т-114 с корпусом
лодки, в этот момент всплыла доска аварийного материала
с немецкой маркой “S”.
Одновременно лодку бомбил “Громкий”. В 10 ч 40 мин 7-112
обнаружил прибором “Асдик” подводную лодку и сбросил на
нее 10 больших глубинных бомб. На месте бомбометания всплыло
масляное пятно. Конвой повернул на 45°. Спустя 45 мин “Разумный”
обнаружил немецкую подводную лодку и сбросил на нее серию
больших глубинных бомб. Через 10 мин контакт с лодкой возобновился,
и эсминец повторил атаку. Были слышны подводные взрывы большой
мощности. В 14
ч 02 мин “Грозный” обнаружил перископ подводной лодки внутри
конвоя и атаковал ее глубинными бомбами. Отмечен один взрыв
большой силы. В 14 ч 41 мин “Разумный” обнаружил немецкую
лодку и сбросил на нее 11 больших глубинных бомб. На месте
бомбометания образовалось большое масляное пятно и выделялись
воздушные пузыри. В 15 ч Т-114 гидроакустическим прибором
опять обнаружил лодку противника и дал залп из реактивного
бомбомета, отмечено 7
последовательных взрывов.
По показаниям приборов, лодка прекратила движение. Тральщик
сбросил на лодку 3 большие глубинные бомбы. Затем в атаку
вышел эсминец “Разумный”. Спустившиеся сумерки не дали возможности
наблюдать результат бомбометания.
17 ноября
В 4 ч 15
мин на подходе к северной части Белого моря “Разъяренный”
обнаружил немецкую подводную лодку и сбросил на нее 6 больших
глубинных бомб.
18 ноября
Конвой JW-54-A
благополучно пришел в Двинский залив. Пройдено 2600 миль,
из них 1600 –
во льдах. Отражено 16 атак подводных лодок противника, 4
подводные лодки, вероятно, повреждены.
14-18 ноября
Командование
Беломорской военной флотилии проводило особо ответственную
операцию по проводке из Арктики в Архангельск ледоколов.
22 ноября
Из Лох-Ю вышел
следующий конвой JW-54-B:
14 транспортов, спасательное судно в сопровождении 9 эсминцев,
3 корветов и тральщика.
23 ноября
Из Иоканьги
для встречи конвоя JW-54-A
вышли “Разумный” и “Разъяренный”. В Иоканьге остались “Громкий”,
“Грозный” и три тральщика типа AM.
В 15 ч “Разумным” и “Разъяренным” были обнаружены крейсеры
прикрытия. Под проводкой советских кораблей 11 транспортов
конвоя, два эсминца и корвет отправились на Белое море.
24 ноября
Из Иоканьги
навстречу беломорской группе вышли “Громкий”, “Грозный”,
3 тральщика типа AM
и английский тральщик. В 11 ч 20 мин конвой принял походный
ордер. В 12 ч 04 мин “Грозный” обнаружил в 55 милях к NW
от мыса Канин Нос немецкую подводную лодку и трижды бомбил
ее. После первой атаки появилось масляное пятно диаметром
около 1 кб и предмет, похожий на спасательный круг. В 13ч
15 мин Т-112 прибором “Асдик” обнаружил немецкую подводную
лодку, сбросил на нее глубинные бомбы и сигнальный патрон.
На месте бомбометания появилось масляное пятно, после повторного
бомбометания пятно увеличилось. По этому же месту тральщик
произвел залп из 24-ствольного реактивного бомбомета. Отмечено
2 взрыва. По месту выделения соляра были сброшены 3 большие
глубинные бомбы, установленные на глубину 70 м и при следующем
проходе еще 2 большие глубинные бомбы. На месте взрыва бомб
появились большие воздушные пузыри и усилилось выделение
соляра. Считая лодку потопленной, Т-112 пошел на соединение
с конвоем.
В 17 ч в Кольский
залив вошла мурманская группа конвоя JW-54-A
в составе 6 транспортов, танкера, спасательного судна и
семи эсминцев. Вместе с конвоем пришли тральщики Т-116 и
Т-117, большие охотники БО-205, БО-207 и БО-212, полученные
в США и совершившие с нашими экипажами самостоятельный переход
через Атлантический океан. В Кольский залив вошли английские
крейсеры “Kent”, “Jamaica”
и “Bermuda”
под флагом командира 1-й крейсерской эскадры.
26 ноября
С Молотовского
рейда Белого моря вышел в Исландию конвой RA-54-B
в составе 8 транспортов, в сопровождении 3 советских тральщиков
типа AM
и 3 английских тральщиков. Из Иоканьги на встречу с этим
конвоем вышли “Громкий” и “Грозный” и вступили в его охранение.
В 15 ч из Кольского залива вышел английский эскорт конвоя
RA-54-B,
советские корабли передали транспорты англичанам, а сами
взяли курс на Кольский залив. “Урицкий” и два английских
тральщика осуществили проводку ледоколов “Ленин” и “Микоян”
от новоземельских проливов в Белое море.
1 декабря
Из Кольского
залива в Иоканьгу перешли эскадренные миноносцы “Разумный”
и “Валериан Куйбышев”.
2 декабря
Эсминцы вместе
с 3 тральщиками встретили в море конвой JW-54-B.
От конвоя отделилось 8 транспортов, которые под эскортом
наших кораблей, двух английских эсминцев и трех корветов
взяли курс на Белое море. В 12 ч 42 мин эсминец “Разумный”
обнаружил немецкую подводную лодку и атаковал ее глубинными
бомбами. Через 10 мин контакт с лодкой установил английский
эсминец и сбросил на нее 2 большие глубинные бомбы.
“Разумный”
и “Валериан Куйбышев” довел; транспорты до острова Сосковец,
где передали их под проводку ледоколов. Эскортные корабли
беломорской группы приняли здесь от ледоколов 6 союзных
транспортов, идущих из Архангельска, и повели их в Кольский
залив. Мурманская группа конвоя
JW-54-B в составе 5 транспортов,
танкера спасательного судна, 7 английских эсминцев подошла
к Кольскому заливу в сплошноу тумане. В залив конвой вводился
с помощью тральщика Т-891 (№ 17), двух больших охотников
и двух гидрографических судов.
10 декабря
Из Лох-Ю в
северные порты СССР вышел конвой JW-55-A
(16 транспортов, 2 танкере плавкран, 9 эсминцев, корвет
и тральщик).
Конвой прикрывали линкор “Duke
of York” и крейсер “Jamaica”.
С конвоем шли закупленные в США тральщики Т-121 и Т-122.
Рис.34
Английский линейный корабль “Duke of York” ведет огонь главным
калибром
13 декабря
“Разумный”
и “Разъяренный” после разгрузки в Архангельске начали проводку
и Белого моря в Кольский залив конвоя БК-25 в составе 4
союзных транспортов.
Прибыли в Мурманск на следующий день.
16 декабря
“Валериан Куйбышев”
вышел в море встречать отряд прикрытия конвоя JW-55-A.
В 12 ч
английские корабли под проводкой советского эсминца вошли
в Кольский залив и стали на якорь на рейде Ваенги. В 14
ч командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко нанес
визит командующему отрядом прикрытия адмиралу Б.Фрэзеру.
18 декабря
Английский
отряд: линкор “Duke of
York”, крейсер “Jamaica”
и 4 эсминца –
срочно снялся с якоря и вышел в море.
19 декабря
В Кольский
залив прибыли 3 английских крейсера из отряда ближнего прикрытия
конвоя JW-55-A
и приступили к приемке топлива и воды.
20 декабря
Из Лох-Ю отправился
конвой JW-55-B
в составе 17 транспортов, 2 танкеров, 10 эсминцев, 2 корветов
и 2 тральщиков.
Из Кольского
залива в море навстречу конвою JW-55-A
вышли “Грозный”, “Громкий” и “Валериан Куйбышев”. Советские
корабли встретили конвой и повели в Белое море 7 транспортов.
Мурманская группа конвоя
(9 транспортов, 8 эсминцев, корвет и тральщик) в сложных
метеорологических условиях под проводкой гидрографических
судов вошла в Кольский залив. С конвоем пришли 2 деревянных
тральщика, закупленных в США. Один транспорт отстал и шел
в Кольский залив в сопровождении английского эсминца.
22 декабря
Беломорская
группа в 5 ч 30 мин пришла в Двинский залив.
26 декабря
На перехват
конвоя JW-55-B
вышел немецкий линейный корабль “Scharnhorst”.
В районе 70 миль на SW
от острова Медвежий на дистанции 40-50
миль он был обнаружен английским крейсером “Belfast”.
Крейсер вступил в бой с немецким кораблем с дистанции 110
кб и до дистанции 65 кб вел его с помощью радиолокационных
станции. “Scharnhorst”
отвернул и 28-узловым ходом направился к норвежским берегам.
Английский отряд в составе линкора, крейсера и эсминцев,
получив данные о его местонахождении, 26-узловым ходом пошел
на перехват. В 19 ч английский линкор открыл огонь. Получив
несколько попаданий, “Scharnhorst”
резко повернул на запад, 4 английских эсминца атаковали
его торпедами, по два корабля с каждого борта. В результате
попадания снарядов и торпед немецкий линкор загорелся и
остановился. “Jamaica”
атаковал его торпедами. В 21 ч 45 мин немецкий корабль затонул
в 80 милях к N от мыса Нордкин. Английские корабли имели
повреждения, 27 человек были убиты, 26 –
ранены. После боя с “Scharnhorst”
английские корабли вернулись в Кольский залив и стояли под
парами в готовности № 1 к выходу в море.
28 декабря
“Разумный”,
“Разъяренный” и “Валериан Куйбышев”, 4 тральщика Северного
флота и 3 английских вышли в море навстречу JW-55-B,
затем приняли под проводку беломорскую группу этого конвоя
(8 транспортов).
В 17 ч 56
мин в Кольский залив вошли линкор “Duke
of York”, крейсер “Jamaica”
и 7 английских эсминцев.
Рис.35
Адмирал Б.Фрэзерна борту линейного корабля “Duke of York”
принимаетпоздравления командующего Северным флотом вице-адмирала
А.Г.Головко по случаю потопления германского линкора “Scharnhorst”
29 декабря
Мурманская
группа конвоя JW-55-B
(9 транспортов, танкер, 7 эсминцев, 2 корвета и тральщик)
вошла в Кольский залив. В 10 ч 48 мин “Валериан Куйбышев”
обнаружил немецкую подводную лодку и атаковал ее глубинными
бомбами. После бомбометания наблюдалось появление солярового
пятна. Советские эсминцы сопровождали транспорты JW-55-B
до острова Сосковец, где передали их под проводку ледоколов,
а сами вернулись в Кольский залив.
31 декабря
В 21 ч мурманская
группа конвоя RA-55-B
в составе 5 транспортов, танкера под эскортом 9 эсминцев
и 3 корветов вышла из Кольского залива. Беломорская группа
этого конвоя (транспорт и танкер в сопровождении 3 английских
тральщиков) в ночь на 31 декабря подошла к Острым Лудкам,
где соединилась с мурманской группой. Построившись в ордер,
конвой пошел в Англию.
В 1943 году
из Англии в СССР пришло 7 конвоев в составе 121 судна, ушло
из СССР в Англию 6 конвоев –
94 судна. Советские эсминцы для встречи и проводки союзных
транспортов выходили в море 19 раз. Потерь транспортного
флота при проводке конвоев советскими кораблями не было.
В Арктике было проведено 110 конвоев в составе 170 транспортных
судов, потеряно 4 судна. Всего на внутренних коммуникациях
Северного флота проведено 432 конвоя, в составе которых
проследовало 796 транспортных судов. Эскадренные миноносцы
выходили в море для проводки внутренних конвоев 26 раз.
Эти конвои
проведены в основном в следующих направлениях:
- 73
конвоя (140 судов, из них 83 иностранных) из Кольского
залива в порты Белого моря;
- 126
конвоев (340 судов) из Кольского
залива в Мотовский
залив;
- 66
конвоев (90 судов) из портов Белого
моря в Арктику;
- 99
конвоев (120 судов) в акватории Белого моря;
- 27
конвоев (55 судов) в акватории
Карского моря;
- 15
конвоев (23 судна) в юго-восточной
части Баренцева моря;
- 24
конвоя (26 судов) из Кольского залива в Териберку и
Иоканьгу.
Всего в 1943
году на Северном театре потеряно 26 судов. Из 8 погибших
транспортных судов 6 потоплено в результате атак немецких
лодок, в том числе 3 –
в одиночном плавании (“Красный партизан”, “Уфа” и “Академик
Шокальский”), 3 –
в составе местных конвоев (“Диксон”, “Архангельск” и “Сергей
Киров”). 2 судна –
“Шквал” и “Тбилиси” –
подорвались на донных минах, выставленных подводными лодками.
Из числа потерянных
18 малых судов (дрифтерботов, мотоботов, парусников, лихтеров
и барж) погибли от артиллерийского огня противника 3 мотобота;
от авиации противника –
5 судов; в шторм – 10.
Боевые потери
Северного флота за этот год составили 17 надводных кораблей.
Немецкая авиация потопила два сторожевых корабля, три малых
охотника, два торпедных и два сторожевых катера и плавбазу.
Два тральщика потоплены подводными лодками, один погиб,
подорвавшись на мине. Один торпедный катер погиб в бою в
Варангер-фьорде. Два сторожевых катера и один катерный тральщик
погибли в шторм, разбившись о камни. Из боевых походов не
вернулось 10 подводных лодок.
Противник
потерял в 1943 году 56 боевых кораблей различного класса
и 128 транспортных судов.
|