1944
ГОД
9
января
“Валериан
Куйбышев” и “Громкий” вышли из Ваенги в Белое море для усиления
конвоя БК-1. В районе Лумболовского залива эсминцы встретили
конвой в составе шести английских транспортов в охранении
трех английских и трех советских тральщиков. 11 января конвой
прибыл в Кольский залив.
12
января
Из
Лох-Ю (Шотландия) в СССР вышел конвой JW-56-A в составе
трех английских, 13 американских и голландского транспорта,
двух английских и норвежского танкера под эскортом девяти
английских эсминцев, двух корветов и шлюпа. Конвой прикрывал
английский крейсер “Kent” и два эсминца.
22
января
Из
Лох-Ю в СССР вышел конвой JW-56-B в составе трех английских
и тринадцати американских транспортов под эскортом девяти
английских эсминцев, двух корветов, тральщика и шлюпа. На
переходе конвой прикрывали три английских крейсера.
25
января
Для
эскортирования конвоя БК-3 в составе восьми транспортов
из Кольского залива вышли эскадренные миноносцы “Валериан
Куйбышев” и “Разумный”, два английских и два советских тральщика.
Конвой JW-56-A был атакован немецкими подводными лодками,
которые потопили транспорт и повредили акустическими торпедами
два эсминца. 26 января в районе 110 миль к востоку от острова
Медвежий конвой вновь атаковали подводные лодки, потопившие
два транспорта. Для усиления конвоя JW-56-A из Кольского
залива вышли эскадренные миноносцы “Гремящий”, “Громкий”
и “Разъяренный”, а также два английских и три советских
тральщика.
Рис.36
Эскадренный миноносец “Разумный”
26
января
Эсминцы
“Валериан Куйбышев” и “Разумный” в районе мыса Большой Городецкий
встретили конвой БК-3. В 15 ч 25 мин на подходах к мысу
Святой Нос конвой был атакован самолетами Ju-88. Корабли
открыли огонь, один самолет задымил и скрылся в облачности.
27 января конвой БК-3 без потерь прибыл в Кольский залив.
27
января
От
конвоя JW-56-A отделилась беломорская группа в составе семи
транспортов и двух танкеров, которая под эскортом эсминцев
“Гремящий”, “Громкий”, “Разъяренный”, английского и трех
советских тральщиков пошла в Белое море. В 20 часов пять
английских эсминцев из эскорта конвоя JW-56-A вошли в Кольский
залив.
28
января
Мурманская
группа конвоя JW-56-A в составе двух транспортов и танкера
под эскортом четырех английских эсминцев и двух корветов
вошла в Кольский залив. Из 17 транспортов в советские порты
прибыло девять, три судна были потоплены, а пять вернулось
в Исландию по различным причинам. Советские корабли довели
беломорскую группу конвоя до острова Сосковец и сдали под
проводку ледоколам. Для усиления эскорта конвоя JW-56-B
из Кольского залива вышли шесть английских эсминцев.
29
января
Эсминцы
“Гремящий”, “Громкий” и “Разъяренный” привели из Иоканьги
в Кольский залив английский танкер.
30
января
Немецкая
подводная лодка потопила акустической торпедой английский
эсминец “Hardi” из состава эскорта конвоя JW-56-B.
1
февраля
Эсминцы
“Разъяренный”, “Гремящий”, “Грозный” и “Валериан Куйбышев”,
два советских, один английский тральщик и два больших охотника
типа БО-2 вышли из Кольского залива навстречу конвою JW-56-B.
От него отделилась беломорская группа в составе шести транспортов,
которые под эскортом советских кораблей пошли в Белое море.
В 13 ч 29 мин мурманская группа конвоя JW-56-B в составе
десяти транспортов под эскортом девяти английских эсминцев,
тральщика, двух корветов и шлюпа вошла в Кольский залив.
Рис.37
Эскадренные миноносцы Северного флота в походе
2
февраля
Беломорская
группа конвоя JW-56-B прошла Поной, у острова Сосковец эсминцы
отделились и пошли в Кольский залив. На следующий день транспорты
под проводкой ледоколов “Ленин” и ледореза “Федор Литке”
прибыли на Северодвинский рейд.
3 февраля
Из
Кольского залива вышел конвой RA-56 в составе 36 транспортов,
трех танкеров под английским эскортом в составе 15 эсминцев,
четырех корветов, трех тральщиков и шлюпа. Конвой сопровождали
эсминцы “Гремящий”, “Громкий”, “Грозный”, “Разъяренный”,
тральщик Т-114 и четыре охотника типа БО-2. На следующий
день советские корабли вернулись в Кольский залив.
9
февраля
Эсминец
“Валериан Куйбышев” провел из Белого моря новый большой
охотник “Штурман” в Полярное.
20
февраля
Из
Лох-Ю в СССР вышел конвой JW-57 в составе семи английских,
30 американских транспортов, трех английских, одного американского
и голландского танкера, спасательного судна в сопровождении
18 английских эскадренных миноносцев, четырех корветов,
эскортного авианосца, крейсера ПВО. Конвой прикрывался английским
крейсерским отрядом из четырех кораблей. Вместе с конвоем
вышли закупленные в США три тральщика типа AM и три охотника
типа БО-2.
Эсминец
“Разъяренный” вышел из Кольского залива для эскортирования
конвоя БК-7 в составе пяти английских транспортов в сопровождении
двух советских и двух английских тральщиков и встретил его
в районе губы Восточная Лица. В 22 часа конвой прибыл в
Кольский залив.
24
февраля
С
Северо-Двинского рейда под проводкой ледокола “И.Сталин”
вышел конвой БК-8 в составе восьми союзных транспортов.
26
февраля
Эсминец
“Валериан Куйбышев” вышел из Полярного для эскортирования
конвоя БК-8. У кромки льда, у маяка Терско-Орловский, конвой
БК-8 поджидали два английских и два советских тральщика.
На
следующий день корабли вступили в охранение шести транспортов
и 28 февраля привели их в Кольский залив.
Рис.38
Эсминец Северного флота у причала №2 в Полярном
28
февраля
Из
Кольского залива навстречу конвою JW-57 вышли эскадренные
миноносцы “Разъяренный”, “Гремящий”, “Громкий”, “Разумный”,
четыре советских и английских тральщика, четыре больших
охотника типа БО-2. В бухту Могильное перешел эскадренный
миноносец “Грозный” для поддержки эскорта. В море вышли
сторожевой корабль “Ураган”, шесть охотников типа МО-4 и
два тральщика типа AM. В 14 ч 30 мин от конвоя отделилась
беломорская группа в составе семи транспортов и трех танкеров
и под эскортом подошедших советских и английских кораблей
направилась в Белое море. В 18 часов мурманская группа конвоя
в составе шести транспортов, крейсера ПВО, авианосца, 12
эскадренных миноносцев, корвета и двух тральщиков начала
втягиваться в Кольский залив. Конвой с воздуха прикрывали
самолеты ВВС Северного флота.
8
марта
Из
Кольского залива в Белое море вышел конвой КБ-2 в составе
семи союзных транспортов под эскортом эскадренных миноносцев
“Грозный”, “Громкий”, “Гремящий” и четырех тральщиков. В
12 ч 15 мин в восьми милях к северу от острова Кильдин “Громкий”
прибором “Дракон” обнаружил немецкую подводную лодку и сбросил
на нее 17 глубинных бомб ББ-1 и 22 – типа БМ-1. На поверхности
моря появилось большое соляровое пятно, воздушные пузыри,
всплыли различные предметы. Вышедшие наместо атаки подводной
лодки большие охотники БО-205 и БО-207 лодку не обнаружили.
На следующий день конвой подошел к кромке льда и транспорты
перешли под проводку ледоколов.
24
марта
Эсминцы
“Гремящий”, “Разумный”, “Валериан Куйбышев” и три тральщика
провели от кромки льда (в районе Острые Лудки) из Белого
моря в Кольский залив конвой БК-19 в составе шести союзных
транспортов и гидрографического судна “Метель”.
27
марта
Из
Лох-Ю в СССР вышел конвой JW-58 в составе шести английских,
40 американских транспортов, трех танкеров и спасательного
судна. В состав эскорта входили английские корабли: крейсер
ПВО “Diadem”, эскортные авианосцы “Tracker” и “Activity”,
20 эскадренных миноносцев, три корвета и пять шлюпов.
С
конвоем следовал американский крейсер “Milwaukee”, предназначавшийся
для передачи Северному флоту в счет репараций с Италии.
По курсу конвоя шли также английские авианосцы “Victorious”
и “Furious”.
На
переходе конвой атаковали подводные лодки и авиация противника,
была потоплена одна подводная лодка и сбито три самолета.
Рис.39
Отражение налета авиации противника
4
апреля
Эскадренные
миноносцы “Гремящий”, “Разумный”, “Валериан Куйбышев”, “Разъяренный”,
четыре тральщика и четыре больших охотника типа БО-2 вышли
из Кольского залива навстречу конвою JW-58. От него отделилась
беломорская группа в составе 10 транспортов и под эскортом
советских кораблей пошла в Белое море.
В
17 ч 40 мин мурманская группа конвоя в составе 38 транспортов,
двух танкеров, спасательного судна, крейсера “Milwaukee”
и кораблей английского эскорта вошли в Кольский залив.
На
следующий день беломорская группа подошла в район острова
Сосновец и транспорты перешли под проводку ледоколов. Советские
эсминцы возвратились в Кольский залив.
7
апреля
Эсминцы
“Разъяренный”, “Разумный”, “Валериан Куйбышев”, четыре тральщика
и три больших охотника типа БО-2 провели из Кольского залива
в Белое море конвой КБ-3 в составе шести союзных транспортов.
На переходе “Валериан Куйбышев” обнаружил немецкую подводную
лодку и атаковал ее глубинными бомбами. На поверхности наблюдались
воздушные пузыри, образовалось масляное пятно. Еще дважды
корабли бомбили обнаруженные гидроакустикой подводные лодки.
Предположительно, одна лодка получила повреждения. В районе
маяка Терско-Орловский транспорты были сданы под проводку
ледокола “И.Сталин” и ледореза “Федор Литке”. 10 апреля
эсминцы, тральщики и большие охотники возвратились в Полярное.
25
апреля
Эсминцы
“Гремящий”, “Громкий”, “Грозный”, “Разумный” и “Валериан
Куйбышев” вышли из Кольского залива для встречи конвоя БК-12
в районе мыса Городецкий. Ночью, в 2 ч 26 мин, в районе
маяка Терско-Орловский эсминцы встретили 17 транспортов
и повели их в Кольский залив, куда конвой прибыл на следующий
день.
28
апреля
В
14 ч 40 мин из Кольского залива в Англию вышел конвой RA-59
в составе 42 транспортов, двух танкеров, судна-крана, крейсера
ПВО, двух авианосцев, 16 эсминцев, корвета и четырех фрегатов.
Конвой сопровождали эсминцы “Гремящий”, “Разъяренный”, два
тральщика и два охотника типа БО-2. На 20 транспортах конвоя
находилось 2944 советских военных моряка ВМФ СССР, следующих
в Англию для приемки кораблей.
30
апреля
Суда
и корабли эскорта конвоя RA-59 подвергались атакам немецких
подводных лодок. В Кольский залив возвратились эсминцы “Гремящий”,
“Разъяренный”, два тральщика и два больших охотника типа
БО-2.
15
мая
Эсминцы
“Грозный” и “Валериан Куйбышев”, два больших охотника типа
БО-2 и четыре малых типа МО-4 провели из Кольского залива
в северную часть Белого моря конвой КБ-7 в составе танкера
“Лок-Батан” и плавбазы “Память Кирова”. Около 23 часов конвой
КБ-7 встретился в районе Поноя с конвоем БИ-2 в составе
двух союзных транспортов. Танкер и плавбаза в сопровождении
СКР-81 и ледокольного буксира № 8 пошли в Архангельск. Эсминцы
“Грозный”, “Валерий Куйбышев” и шесть катеров приняли под
проводку союзные транспорты и направились в Иоканьгу, куда
прибыли 17 мая. Эсминцы вернулись в Кольский залив
18
мая
Эсминец
“Разумный” отконвоировал в Иоканьгу пять торпедных катеров
и вернулся в Кольский залив.
22
мая
Эсминцы
“Грозный”, “Валериан Куйбышев”, “Разъяренный” и два охотника
типа БО-2 провели конвой КБ-8 в составе двух союзных транспортов
из Кольского залива в Архангельск. В 23 ч 20 мин “Валериан
Куйбышев” в трех миляхот мыса Гавриловский был атакован
подводной лодкой, торпеда прошла рядом с форштевнем корабля.
В этом же районе эсминцы обнаружили и расстреляли две плавающие
мины. Подводная лодка была атакована глубинными бомбами.
25 мая конвой КБ-8 пришел в Архангельск.
25
мая
Эсминец
“Разумный”, тральщик Т-905 и сторожевой корабль СКР-77 провели
конвой КБ-9 в составе транспорта “Пролетарий” из Кольского
залива в Белое море. 28 мая конвой пришел в Молотовск.
26
мая
Эсминцы
“Грозный”, “Валериан Куйбышев” и “Разъяренный” в Молотовске
приняли под проводку конвой БК-13 в составе танкера “Лок-Батан”
и привели его в Кольский залив спустя два дня.
29
мая
Эсминцы
“Грозный” и “Валериан Куйбышев” вывели из Кольского залива
конвой КБ-11 в составе транспорта “Киров” и через два дня
пришли в Архангельск.
1
июня
Эсминец
“Валериан Куйбышев” принял под проводку в Архангельске конвой
БИ-6 в составе союзного транспорта и прибыл в Иоканьгу 3
июня, после чего вернулся в Кольский залив.
4
июня
Отряд
кораблей, возглавляемый командующим Северным флотом адмиралом
А.Г.Головко (флаг на крейсере “Мурманск”), под эскортом
лидера “Баку” и эсминцев “Гремящий”, “Громкий”, “Грозный”
и “Разумный” перешел из Кольского залива в Молотовск.
Рис.40
Лидер “Баку” в камуфляжной окраске
11
июня
Эсминцы
“Гремящий” и “Грозный” вывели из Архангельска конвой БК-14
в составе союзного транспорта и прибыли в Кольский залив
13 июня в 22 часа.
14
июня
Эсминцы
“Громкий” и “Разумный” приняли под проводку конвой БК-15
в составе одного танкера из Архангельска и пришли в Кольский
залив 16 июня.
21
июня
Лидер
“Баку” и два тральщика вывели из Архангельска конвой БК-16
в составе двух союзных транспортов. В Иоканьге к эскорту
присоединились эсминец “Урицкий” и сторожевой корабль СКР-13.
23
июня
Эсминцы
“Громкий” и “Гремящий”, четыре тральщика и большой охотник
БО-210 вывели из Кольского залива конвой КБ-15 в составе
союзного транспорта и танкера. На следующий день БО-210
прибором “Скорпион” обнаружил подводную лодку и сбросил
на нее глубинные бомбы. Подлодку обнаружил и атаковал также
эсминец “Гремящий”, контакт в дальнейшем был утрачен, результатов
бомбежки не наблюдали. 25 июня конвой прибыл в Молотовск.
29
июня
Лидер
“Баку”, эсминец “Урицкий”, два тральщика, два охотника типа
БО-2 и сторожевой корабль СКР-13 вывели конвой КБ-16 в составе
трех союзных транспортов из Кольского залива в Архангельск.
“Урицкий” и “Баку” 2 июля перешли в Молотовск.
3
июля
Из
Архангельска вышел конвой БК-19 в составе союзного транспорта
под эскортом эсминцев “Громкий” и “Гремящий”, сторожевого
корабля СКР-29, минного заградителя № 90. “Гремящий” зашел
в Иоканьгу, а конвой направился в Кольский залив.
5
июля
Лидер
“Баку” (под флагом командующего Беломорской флотилией контр-адмирала
С.Г.Кучерова), эсминцы “Громкий”, “Грозный”, “Урицкий” и
пять тральщиков приняли под проводку конвой БД-1 в составе
ледоколов “И.Сталин” и транспортов “Диксон” и “Архангельск”
из Молотовска в Арктику. К конвою в районе маяка Терско-Орловский
подошел эсминец “Гремящий”. По курсу конвоя противолодочную
оборону осуществляли самолеты типа “Catalina” и МБР-2 8
июля, когда конвой прошел Карские ворота, от него отделились
лидер “Баку”, эсминцы “Урицкий” и “Гремящий” и направились
в Архангельск с заходом, для пополнения топлива, в Иоканьгу.
Приняв мазут, “Гремящий” пошел в Кольский залив, в районе
мыса Териберский он обнаружил плавающую мину и расстрелял
ее. Лидер “Баку” направился в Архангельск, туда же ушел
эсминец “Урицкий” 10 июля.
Рис.41
Церемония передачи английских эскадренных миноносцев ВМФ
СССР. Первый слева – командир эсминца “Доблестный” капитан
3 ранга Г.Ф.Годлевский, второй – командир отряда вице-адмирал
Г.И.Левченко, четвертый – командир базы Ньюкасл контр-адмирал
Максвелл, пятый – глава военной мисси СССР в Англии вице-адмирал
Н.М.Харламов. Ньюкасл, июль 1944 года.
18
июля
Из
Молотовска на Диксон вышел конвой БД-2 в составе транспорта
“Тбилиси” под эскортом эсминца “Урицкий”, минного заградителя
№ 90 и двух тральщиков.
21
июля
Из
Архангельска в губу Белушья отправился конвой БН-2 в составе
двух транспортов под эскортом двух тральщиков. Из Кольского
залива для усиления эскорта вышел эсминец “Разъяренный”,
который на переходе обнаружил и расстрелял плавающую мину.
Конвой прибыл в губу Белушью 23 июля в 23 ч 45 мин.
23
июля
Из
Иоканьги в Кольский залив вышел конвой БК-22 в составе двух
транспортов в охранении эсминца “Разъяренный”, трех тральщиков
и малого охотника МО-210. Конвой прикрывали самолеты типа
“Catalina”.
25
июля
Из
Архангельска на Диксон отправился конвой БД-3 в составе
транспорта “Киров”, ледореза “Федор Литке” под эскортом
сторожевого корабля и двух тральщиков. В районе острова
Вешняк в охранение вступил эсминец “Громкий”. 27 июля конвой
подошел к Карским воротам, “Громкий” вернулся в Иоканьгу.
Из Архангельска в Кольский залив вышел конвой БК-21 в составе
танкера “Юкагир” под эскортом эсминца “Разъяренный” и двух
больших охотников типа БО-2. 27 июля в 16 ч 34 мин конвой
прибыл в Кольский залив.
26
июля
Из
Кольского залива в Мезень отправился конвой КБ-22 в составе
транспорта “Онега” в сопровождении лидера “Баку” и двух
тральщиков. Из Хабарова вышел конвой ДБ-1 в составе транспортов
“Моссовет”, “Игарка” и “Андреев” в охранении эсминца “Урицкий”,
трех тральщиков и двух охотников типа БО-2. 31 июля в 11
ч 30 мин конвой прибыл в Архангельск.
30
июля
Из
Иоканьги отправился конвой ИБ-17 в составе союзного транспорта
под эскортом эсминца “Громкий”, тральщика и охотника типа
БО-2. 1 августа конвой достиг Архангельска.
3
августа
Из
Архангельска на остров Диксон вышел конвой БД-4 в составе
танкера “Юкагир” в сопровождении эсминца “Урицкий” и большого
охотника БО-210. Прибыл конвой спустя неделю.
7
августа
Из
Архангельска отправился конвой БИ-16 в составе транспорта
“Селенга” в охранении эсминца “Громкий” и спустя два дня
прибыл в Иоканьгу.
Рис.42
Корабли английского флота, предназначенные для передачи
СССР во временное пользование
9
августа
Из
Иоканьги в Кольский залив вышел конвой БК-26 в составе транспорта
“Енисей” под эскортом эсминца “Громкий” и тральщика Т-104.
На следующий день конвой БК-26 прибыл на место назначения.
С острова Диксон на восток (к месту стоянки ледокола “И.Сталин”)
отправился конвой ДВ-1 в составе ледореза “Федор Литке”,
ледокольного парохода “Монткальм”, транспорта “Беломорканал”,
минного заградителя № 90 в сопровождении эсминца “Урицкий”
и тральщиков Т-910 и Т-115. В 11 ч 24 мин эсминец “Урицкий”
обнаружил подводную лодку, вышел на нее в атаку и сбросил
две серии глубинных бомб. При выходе в третью атаку контакт
с лодкой был потерян. В 22 часа корабли и транспорты вошли
в мелкий битый лед. 12 августа “Урицкий”, закончив проводку
конвоя, отправился на Диксон.
15
августа
Из
Лох-Ю в СССР вышел конвой JW-59 составе 28 транспортов,
четырех танкеров, спасательного судна, судна-крана под эскортом
крейсера “Jamaica”, эскортных авианосцев “Vindex” и “Striken),
семи эсминцев, пяти корветов, четырех шлюпов и фрегата.
Конвой прикрывал отряд в составе линкора “Duke of York”,
трех авианосцев, трех крейсеров и 18 эсминцев. Совместно
с конвоем шли принятые в Англии советскими экипажами линкор
“Архангельск”, восемь эскадренных миноносцев, а также 11
больших охотников, приобретенных в США.
Рис.43
Эскадренный миноносец “Достойный”. На втором плане – английский
линейный корабль “Duke of York”
16
августа
Из
Архангельска в Кольский залив отправился конвой БК-28 в
составе двух транспортов под охраной лидера “Баку”, эсминца
“Разъяренный” и катера БО-114. На переходе “Баку” расстрелял
плавающую мину.
20
августа
В
14 ч 20 мин по курсу конвоя JW-59 был обнаружен перископ
подводной лодки. Его обстреляли ныряющими снарядами с линкора
“Архангельск”. В 17ч 15 мин эсминец “Жаркий” обнаружил прибором
“Асдик” и атаковал глубинными бомбами подводную лодку противника.
Для усиления эскорта конвоя БК-29 (следующего из Белого
моря) из Кольского залива вышел эсминец “Разъяренный”, в
13 ч 37 мин он в районе маяка Терско-Орловский встретил
конвой и вступил в охранение. В 17 ч 40 мин тральщик Т-111
прибором “Скорпион” обнаружил в районе мыса Большой Городецкий
подлодку противника и атаковал ее из 24-ствольного реактивного
бомбомета, результатов атаки не наблюдал. Спустя два дня
конвой прибыл в Кольский залив.
Из
Ошмарино в Архангельск отправился конвой ДБ-5 в составе
трех транспортов под эскортом эсминца “Урицкий”, четырех
траль щиков и двух охотников типа БО-2. 25 августа конвой
пришел в Югорский Шар. По пути следования от Диксона конвой
имел семь контактов с немецкими подлодками, корабли сопровождения
сбросили на них 92 большие и 34 малые глубинные бомбы. 27
августа к конвою присоединился танкер “Юкагир”, транспорт
и два буксирных парохода.
Рис.44
Носовое орудие эскадренного миноносца “Жаркий”. Корабли
этого типа, переданные союзниками СССР, пополнили Северный
флот в 1944 г.
22
августа
В
районе движения конвоя JW-59 были обнаружены немецкие подводные
лодки, две из них (U-354 и U-394) потопили самолеты, поднятые
с английского авианосца. Эсминцы “Деятельный”, “Жесткий”
и “Живучий” обнаружили и атаковали глубинными бомбами подводные
лодки. В 10 ч 35 мин эсминец “Дерзкий” потопил подводную
лодку U-344. Во время совместного перехода с конвоем JW-59
советские корабли 31 раз обнаруживали вражеские лодки. 23
августа в 2 часа ночи корабли самостоятельно пошли в Кольский
залив.
Рис.45
Эскадренный миноносец “Живучий”. На переднем плане – орудийные
стволы артиллерии главного калибра линейного корабля “Архангельск”
24
августа
Утром
в Кольский залив вошел отряд кораблей ВМФ СССР в составе
линкора “Архангельск” и восьми эсминцев. Конвой JW-59 подошел
в точку “МИ” (35 миль к северу от мыса Териберский). Для
встречи с конвоем из Кольского залива вышли лидер “Баку”,
эскадренные миноносцы “Гремящий”, “Громкий”, “Разумный”,
“Разъяренный”, два сторожевых корабля, четыре больших охотника
типа БО-2, три тральщика и три малых охотника типа МО-4.
В 21 час конвой разделился, группа из 19 судов, которую
приняли под охрану советские корабли, направилась в Белое
море.
25
августа
В
Кольский залив начала входить мурманская группа конвоя JW-59.
В 15 часов пришел отставший миноносец и шлюп. Оказалось,
что неизвестна судьба судна-крана и спасателя. Как выяснилось
позже, они по ошибке попали в состав беломорской группы.
Командующий флотом приказал, как только миноносцы примут
топливо, перевести судно-кран и спасатель в Мурманск.
28
августа
Лидер
“Баку”, эсминцы “Гремящий”, “Громкий”, “Разумный”, “Разъяренный”
и СКР-16 провели из Молотовска конвой БК-30 в составе судна-крана
и спасателя. В районе мыса Святой Нос к ним присоединился
транспорт “Енисей”.
29
августа
Эсминцы
“Жаркий”, “Жесткий”, “Дерзкий” и “Достойный” вышли из Кольского
залива в Архангельск в подчинение командующего Беломорской
флотилией. На следующий день корабли прибыли в Архангельск.
31
августа
На
Северо-Двинском рейде эсминцы “Достойный” и “Жесткий”, три
тральщика типа AM приняли под проводку конвой БД-6 в составе
четырех транспортов, направлявшийся на Диксон. К эскорту
присоединились четыре сторожевых корабля.
1
сентября
Тральщик
Т-117 из эскорта конвоя БД-6 обнаружил прибором “Скорпион”
подводную лодку и сбросил на нее две большие глубинные бомбы,
результатов не наблюдал. 3 сентября эсминец “Достойный”
обнаружил подлодку и атаковал ее глубинными бомбами, вскоре
им была обнаружена минная банка. 5 сентября в 13 ч 40 мин
эсминец “Достойный” атаковал подводную лодку, спустя час
Т-111 атаковал другую лодку. Для усиления конвоя с Диксона
вышел большой охотник БО-210. 6 сентября конвой пришел на
Диксон.
3
сентября
Эсминец
“Урицкий” из Иоканьги провел конвой ИБ-24 в составе двух
транспортов в Архангельск. В состав эскорта входили два
сторожевых корабля, тральщик и два больших охотника типа
БО-2.
5
сентября
Эсминцы
“Жгучий” и “Деятельный” обеспечили проводку конвоя ИБ-25
в составе транспорта “Софья Перовская” из Иоканьги в Мезень.
8
сентября
Эсминец
“Разумный” провел конвой КБ-26 в составе транспорта “Енисей”
из Кольского залива в Архангельск. В состав эскорта входили
охотники БО-216 и БО-220. Для усиления охранения конвоя
из Иоканьги вышел сторожевой корабль.
11
сентября
Эсминец
“Разумный” провел из Поноя в Кольский залив три тральщика.
На их борту находился личный состав 10-го отдельного зенитного
дивизиона с материальной частью. На следующий день корабли
прибыли в Мурманск. Эсминец “Дерзкий” и тральщик Т-113 обеспечили
проводку конвоя ББ-31 в составе двух иностранных транспортов
из Молото века в Онегу. Окончив проводку судов, “Дерзкий”
на следующий день вернулся в Архангельск.
12
сентября
Эсминцы
“Громкий” и “Разъяренный” провели конвой КБ-27 в составе
двух иностранных транспортов из Кольского залива в Молотовск.
В состав его эскорта входили большие охотники БО-222 и БО-224,
которые следовали до Иоканьги. Эсминцы проводили транспорты
до острова Сосновец и вернулись в Кольский залив. “Громкий”
на переходе уничтожил плавающую мину.
13
сентября
Из
Молотовска на Диксон вышел конвой БД-7 в составе двух транспортов
в сопровождении эсминцев “Жаркий” и “Дерзкий”, сторожевого
корабля, трех тральщиков. Спустя два дня в районе острова
Сосновец эсминец “Дерзкий” имел контакт с подводной лодкой
противника, вышел на нее в атаку и сбросил большую серию
глубинных бомб. В 19 часов “Дерзкий” получил второй контакт
с лодкой и атаковал ее, результатов не наблюдал. 16 сентября
“Дерзкий” в 7 ч 18 мин обнаружил прибором “Асдик” подлодку
и атаковал ее глубинными бомбами. Конвой без потерь пришел
в Хабарове. 19 сентября “Жаркий” и “Дерзкий” из Хабарово
ушли в Кольский залив.
15
сентября
Из
Лох-Ю отправился конвой JW-60 в составе 23 американских
и трех английских транспортов, трех танкеров и спасательного
судна. В охранении находились линкор “Rodney”, крейсер ПВО,
два эскортных авианосца, 15 эсминцев, два корвета и шлюп.
В составе конвоя шел принятый советской командой эсминец
“Lincoln” и охотник БО-217. 20 сентября
Из
Архангельска на Диксон ушел конвой БД-8 в составе транспорта
“Енисей” под эскортом эсминца “Деятельный”, тральщика Т-108
и большого охотника БО-203.
23
сентября
В
10 часов из Кольского залива вышли лидер “Баку”, эсминцы
“Гремящий”, “Громкий”, “Разумный”, “Разъяренный”, “Жаркий”,
“Жгучий”, “Дерзкий”, “Урицкий” и 10 больших охотников типа
БО-2 для встречи конвоя JW-60 и сопровождения беломорской
группы конвоя в Архангельск. В 15 часов конвой был встречен,
от него отделилась беломорская группа в составе пяти транспортов
и танкера, в охранение группы вступили советские корабли.
В 22 ч 50 мин мурманская группа конвоя вошла в Кольский
залив. Вместе с ней прибыли эсминец “Lincoln” и охотник
БО-217. В районе острова Большой Олений охотник БО-218 (из
состава эскорта беломорской группы конвоя JW-60) обнаружил
прибором “Скорпион” подводную лодку противника и атаковал
ее глубинными бомбами, результатов не наблюдал. На следующий
день беломорская группа прошла маяк Терско-Орловский, эсминцы
увеличили ход и пошли на заправку топливом в Архангельск
и Молотовск, в эскорте конвоя остались 10 больших охотников
типа БО-2.
23
сентября
Навстречу
и для помощи конвою ВД-1 срочно вышли с Диксона эсминцы
“Достойный” и “Жесткий”. В этот день в Карском море у острова
Кравкова находился конвой в составе четырех транспортов,
шедших из США с экспортными грузами (“Революционер”, “Буденный”,
“Кингисепп”, “Комсомольск”). Эскорт конвоя состоял из двух
сторожевых кораблей, пяти тральщиков и охотника БО-210.
Транспорты шли двумя колоннами, эскортные корабли заняли
места по периметру в виде вытянутого восьмигранника. Головным
шел СКР-29. В 1 ч 13 мин корабль был торпедирован германской
подводной лодкой U-957 и затонул через две минуты со всем
личным составом. В район гибели сторожевика для поиска и
уничтожения подлодки был направлен тральщик Т-120 с неисправной
гидроакустической станцией. В 7 ч 38 мин тральщик Т-910
безуспешно атаковал вблизи конвоя другую подводную лодку.
В 10 ч 30 мин рядом с конвоем в разрыве снежного заряда
была обнаружена в позиционном положении подводная лодка
противника, которая при попытке ее преследования скрылась
в снежном заряде. Над конвоем появился советский противолодочный
самолет типа “Catalina”. В 14 ч 20 мин к конвою подошли
эсминцы “Достойный” и “Жесткий” и активными действиями с
помощью радиолокации и гидроакустики отогнали лодки от конвоя.
Рис.46
Гидросамолет типа “Catalina” Северного флота
24
сентября
Посланный
на розыски тральщика Т-120 тральщик Т-111 ничего не обнаружил
и вернулся на Диксон. Как выяснилось позже, Т-120 после
получения приказания командира Карской ВМБ срочно следовать
на Диксон был торпедирован подводной лодкой и затонул с
потерей части личного состава. Транспорты без потерь были
приведены на Диксон.
В
9 ч 50 мин в 10 милях к северу от острова Матвеева эсминец
“Деятельный” (из состава конвоя БД-8) был атакован подводной
лодкой, торпеда прошла вдоль борта. После этого эсминец
атаковал лодку глубинными бомбами.
26
сентября
С
Севере-Двинского рейда вышла беломорская группа конвоя RA-60
в составе 16 транспортов, двух танкеров, спасательного судна.
Суда до точки “МИ” (соединения с мурманской группой конвоя
RA-60) шли под эскортом лидера “Баку”, эсминцев “Гремящий”,
“Громкий”, “Разумный”, “Разъяренный”, “Жаркий”, “Жгучий”,
“Дерзкий” и “Урицкий” и 10 охотников типа БО-2.
28
сентября
Из
Кольского залива вышла мурманская группа конвоя RA-60 в
составе 11 транспортов, танкера, спасательного судна. Вместе
с судами в море вышли эскортные корабли: линейный корабль
“Rodney”, крейсер ПВО “Diadem”, эскортные авианосцы “Striker”,
“Campania”, 15 эскадренных миноносцев, два корвета и шлюп.
В 9 ч 50 мин мурманская и беломорская группы конвоя соединились
и взяли курс на Англию. Советские корабли до 20 часов шли
в эскорте, после чего прекратили сопровождение и взяли курс
в Кольский залив, куда прибыли в 4 ч 29 сентября.
30
сентября
В
районе острова Диксон эсминец “Деятельный” прибором “Асдик”
обнаружил подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами,
результат атаки не наблюдал. В этом же районе тральщик Т-113
обнаружил и атаковал германскую подводную лодку.
Из
Кольского залива в Архангельск вышел конвой КБ-27 в составе
восьми союзных транспортов под эскортом эсминцев “Разумный”,
“Разъяренный”, “Жаркий”, “Дерзкий”, “Гремящий” и “Громкий”.
Конвой прибыл в Архангельск 2 октября в 13 ч 05 мин, при
этом “Гремящий” и “Громкий” от Поноя пошли в Иоканьгу.
|