1945
год
2
января
Эскадренные
миноносцы “Грозный”, “Дерзкий”, “Достойный”, “Деятельный”
и “Урицкий” вышли из Иоканьги в Белое море навстречу конвою
БК-41, следующему из Архангельска под проводкой ледоколов.
3
января
Лидер
“Баку”, эскадренные миноносцы “Живучий” и “Жесткий” перешли
из Кольского залива в Иоканьгу. Эсминцы “Грозный”. “Урицкий”,
“Достойный”, “Деятельный”
и “Дерзкий” в 16 ч приняли от ледоколов
конкой БК-41 в составе 14 иностранных судов и транспорта
“Киров” и взяли курс на Кольский залив.
В
23 ч 30 мин на усиление конвоя БК-41 из Иоканьги вышел эскадренный
миноносец “Разъяренный”, тральщик Т-113, охотники БО-151
и БО-222.
Рис.53
Эскадренные миноносцы Северного флота у борта крейсера “Мурманск”
4
января
В
районе Поноя к конвою для усиления эскорта БК-41 подошли
лидер “Баку”, эсминцы “Разумный”, “Разъяренный”, “Живучий”
и “Доблестный”, тральщик Т-113, охотники БО-225, 228, 218
и 220. Два эсминца по курсу конвоя обнаружили и безуспешно
атаковали подводную лодку.
5
января
В
12 ч 30 мин конвой БК-41 без потерь пришел в Кольский залив.
7
января
Лидер
“Баку” (под флагом начальника штаба Северного флота контр-адмирала
В.И.Платонова и командующего эскадрой Северного флота контр-адмирала
Ф.А.Фокина), эсминцы “Грозный”, “Разумный”, “Разъяренный”,
“Живучий”, “Дерзкий”, “Доблестный”, “Достойный” и шесть
охотников тина БО-2 в районе к N от Териберки в 14 ч встретили
конвой JW-63 и приняли под проводку беломорскую группу конвоя
из шести транспортов и двух танкеров.
Мурманская
группа конвоя JW-63 стала входить в Кольский залив. Погода
не благоприятствовала проводке: сильный ветер, волнение
6 баллов, видимость 0-8 кб. Ввод мурманской группы конвоя
обеспечивали гидрографические суда.
Эсминцы
“Жесткий” и “Деятельный” в Ваенге приняли на борг продовольствие
для Печенгской ВМП и вышли из Кольского залива в Линахамари.
8
января
В
районе Поноя от эскорта беломорской группы конвоя JW-63
отделились лидер “Баку”, эсминцы “Грозный”. “Разумный”,
“Разъяренный” и ушли в Кольский залив. В охранении транспортов
остались эсминцы “Дерзкий”, “Достойный”, “Доблестный” и
“Живучий”.
9
января
Беломорская
группа прибыла на молотовский рейд.
Лидер
“Баку”, эсминцы “Грозный”, “Разумный” и “Разъяренный” пришли
в Кольский залив. Эсминцы “Жесткий” и “Деятельный” после
разгрузки в Линахамари возвратились в Кольский залив. На
переходе, в 5 милях к N от полуострова Рыбачий, этими эсминцами
была обнаружена немецкая подводная лодка. В 9 ч 30 мин корабли
атаковали ее глубинными бомбами, результатов атаки не наблюдали.
В
16 ч из Архангельска в Иоканьгу вышел конвой БИ-1 в составе
транспортов “Уна”, “Герцен” и буксирного парохода В-17 под
эскортом эсминцев “Живучий”, “Доблестный” и “Достойный”,
СКР № 80 и ТЩ-53.
Рис.54
Зенитная артиллерия эскадренного миноносца “Разумный” готова
к отражению воздушных атак противника
11
января
Из
Кольского залива вышел конвой RA-63 в составе 25 транспортов,
пяти танкеров под эскортом английского авианосца, крейсера,
14 эсминцев, трех шлюпов и двух корветов. Конвой ИК-1 в
составе транспорта “Уна” под эскортом эсминцев “Достойный”,
“Доблестный”. “Дерзкий” и “Живучий” и шести охотников типа
БО-2 вышел из Иоканьги в Кольский залив. В 23 ч 40 мин в
16 милях к N от острова Нокуева эсминец “Достойный” обнаружил
немецкую подводную лодку в надводном положении и обстрелял
ее из артиллерии. Лодка погрузилась.
12
января
Эскадренные
миноносцы “Грозный” и “Жесткий” в 19 ч 36 мин вышли из Кольского
залива на поиск подводных лодок в районе мыс Цып-Наволок
– мыс Корабельная Пахта.
16
января
В
13 ч 30 мин из Кольского залива вышел конвой КБ-1 в составе
шести транспортов и двух танкеров иод эскортом лидера “Баку”
(под флагом начальника штаба зскадры капитана 1 ранга А.М.Румянцева)
и эсминцев “Грозный”, “Разумный”, “Живучий”, “Жесткий”,
“Дерзкий”, “Доблестный”, “Достойный” и “Деятельный” курсом
на Белое море в порт Молотовск. В 20 ч 30 мин в районе губы
Рында радиолокатор эсминца “Деятельный” обнаружил лодку,
которая в надводном положении шла на перехват конвоя. Эскадренный
миноносец атаковал лодку, после ее погружения, глубинными
бомбами, но на развороте для повторного бомбометания сам
был контратакован акустической торпедой. Кормовая часть
корабля по заднюю переборку 2-го машинного отделения была
оторвана. Переборка в машинное отделение оказалась разрушенной,
машину стало затапливать водой и мазутом из треснувшей цистерны.
Экипаж героически боролся за живучесть, пытаясь заделать
разрыв переборки и откачать воду, но усилия оказались безуспешными:
вода затопила 2-ю машину и стала проникать в 1-е машинное
отделение.
На миноносце погас свет, корабль
стал погружаться в воду. В 21 ч 01 мин командир корабля
капитан-лейтенантК.А.Кравченко сообщил командиру конвоя
по радио: “Я торпедирован, обе машины затоплены, медленно
погружаюсь. Имею крен на правый борт. Стараюсь исправить
крен, принимаю меры спасения корабля”. В результате взрыва
спасательные шлюпки на корабле были разрушены, спасательный
катер получил большую пробоину. Командир корабля приказал
подготовить устройства для буксировки корабля на мелкое
место и спасательные средства (резиновую лодку и пробковый
плотик).
Для
оказания помощи “Деятельному” по приказанию командира конвоя
из ордера вышли эсминцы “Дерзкий” и “Живучий”. При подходе
к поврежденному кораблю “Дерзкий” установил гидроакустический
контакт с подводной лодкой и вышел на нее в атаку глубинными
бомбами. В то время, когда “Дерзкий” преследовал лодку,
а “Живучий” был еще на подходе к месту аварии, “Деятельный”
быстро погрузился в воду. В 21 ч 30 мин командир корабля
приказал экипажу покинуть корабль, и через несколько минут
эсминец “Деятельный” встал вертикально на корму и затонул.
Большая часть экипажа погибла, на воде держались: около
10 человек – на разбитом катере, около 30 человек – на резиновой
лодке и 7 человек – на пробковом плотике.
Эсминец
“Дерзкий”, подойдя к месту гибели корабля, обнаружил переполненную
людьми резиновую шлюпку. На шлюпку подали бросательный конец,
но при его подтягивании шлюпка перевернулась на крутой волне,
люди оказались в ледяной воде и быстро утонули. Катер затонул
еще до подхода эсминца “Дерзкий”, на который удалось поднять
из воды с пробкового плотика 6 матросов и старшего лейтенанта
Мачинского – помощника командира эсминца “Деятельны ii”.
Дальнейший
поиск успеха не имел, по приказанию командира конвоя эсминцы
“Дерзкий” и “Живучий” возвратились к конвою и заняли место
в ордере.
17
января
В
17 ч 30 мин эсминец “Жесткий” был отпущен из конвоя КБ-1
в Мурманск на докование. У острова Сосковец от конвоя отошли
лидер “Баку”, эсминцы “Грозный” и “Разумный” и взяли курс
на Кольский залив. Конвой продолжил переход под эскортом
эсминцев “Живучий”, “Дерзкий”, “Доблестный” и “Достойный”.
18
января
В
3 ч эсминец “Урицкий” (под флагом командующего эскадрой
Северного флота контрадмирала В.А.Фокина) вышел из Кольского
залива в район островов Большой Олений – Харлов для обследования
места гибели эсминца “Деятельный”. Ничего не обнаружив
на месте гибели корабля, эсминец
“Урицкий” в 21 ч вернулся в Полярное. Лидер “Баку”, эсминцы
“Разумный”, “Грозный” и “Жесткий” прибыли в Кольский залив.
Рис.55
Эскадренный миноносец “Разумный”
20
января
В
2 ч 05 мин эсминцы “Разумный” и “Разъяренный” вышли из Ваенги
для поиска немецких подводных лодок по курсу конвоя КП-1
в районе мыс Цып-Наволок – маяк Вайдагубский.
В
7 ч 15 мин конвой КП-1 в составе транспорта “Вятка” и норвежского
транспорта “Idefjord” под эскортом эсминца “Урицкий”, тральщиков
Т-117, Т-122, пяти малых охотников типа MO-II, четырех типа
MO-IV, четырех торпедных катеров, норвежского корвета и
трех норвежских тральщиков вышел из Кольского залива в Линахамари.
Эсминцы
“Разумным” и “Разъяренным” обследовали всю приморскую зону
в районе полуострова Рыбачий и, не обнаружив немецких подлодок,
вернулись на Кильдинский плес и вступили в состав эскорта
конвоя КП-1.
В
районе Вайдагубского маяка эсминец “Разъяренный” в 12 ч
55 мин был атакован акустической торпедой с подводной лодки.
Торпеда попала в корму, взрывом причинены большие разрушения
корпуса: корма оторвалась и затонула, верхняя палуба была
завернута вверх, на четвертое орудие, вместе с остатками
37-мм автомата. Четвертое орудие было сорвано и лежало рядом
с тумбой. 5-й и 1-й кубрики заполнены водой. На палубу вылилась
смесь жидкости С-4, от которой некоторые матросы получили
ожоги и отравление верхних дыхательных путей. Возникло несколько
очагов пожаров. Личный состав корабля проявил организованность,
стойкость и выдержку и без паники боролся и живучесть корабля.
Быстро ликвидировали очаги пожара, укрепили водонепроницаемые
переборки, откачали воду из затопленных отсеков и организовали
спасение пострадавших. Эсминец остался на плаву, его взял
па буксир тральщик Т-117 и повел в Линахамари. В охранении
эскадренного миноносца шли большие охотники БО-223, БО-226
и МО-432.
Тем
временем конвой КП-1 продолжал движение по маршруту и в
20 ч прибыл в Линахамари.
21
января
Эсминец
“Разъяренный” был приведен в Линахамари. В результате взрыва
торпеды погибло 33 человека. При обследовании последствий
взрыва установлено, что корма оторвана до 205 шпангоута,
до I73 шпангоута в кормовой части повреждены обшивка и набор
корпуса. Левый винт и вал целы, правый вал погнут, одна
лопасть винта оторвана. Все главные и вспомогательные механизмы
имеют неисправности. Целесообразность восстановления корабля
была весьма проблематична. Эсминец “Разъяренный” простоял
в Линахамари до 26 июля 1945 года, после чего переведен
на судоремонтный завод поселка Роста.
22
января
Эсминцы
“Живучий”, “Дерзкий”, “Доблестный” и “Достойный” вышли из
Иоканьги на поиск немецких подводных лодок и районе острова
Большой Оленин. В 2 ч 25 мин эсминец “Дерзкий” радиолокатором
обнаружил у мыса Белый Наволок немецкую подводную лодку
в надводном положении, лодка быстро погрузилась, “Дерзкий”
атаковал ее глубинными бомбами, результатов атаки не наблюдал.
В 8 ч 50 мин в 15 милях от мыса Черный эсминец “Дерзкий”
прибором “Асдик” обнаружил подводную лодку и совместно с
“Живучим” сбросил на нее 36 глубинных бомб и 57 реактивных
мин. После атаки на поверхности моря образовалось масляное
пятно и наблюдалось выделение пузырей воздуха. В 11 ч 25
мин и районе мыса Святой Нос эсминцы “Доблестный” и “Достойный”
прибором “Асдик” обнаружили третью подводную лодку и атаковали
ее глубинными бомбами. Результатов атаки установлено не
было. В 13 ч эсминцы прекратили поиск и возвратились в Иоканьгу.
23
января
Эсминцы
“Живучий”, “Дерзкий”, “Доблестный” и “Достойный” вышли из
Иоканьги в Кольский залив, по пути проведя поиск немецких
подводных лодок.
24
января
В
1 ч 40 мин в районе мыса Луцкий эсминцы “Живучий” и “Дерзкий”
визуально обнаружили подводную лодку в надводном положении,
и вышли на нее и атаку. Лодка срочно погрузилась. Эсминцы
в течение трех часов бомбили и преследовали ее. На поверхности
моря наблюдались большое пятно соляра, воздушные пузыри.
Командиры посчитали лодку потопленной и взяли курс па Кольский
залив, куда прибыли в 12 ч 50 мин.
26
января
Эсминец
“Урицкий”, два тральщика, шесть больших охотников, пять
малых и два сторожевых катера приняли под проводку конвой
ПК-1 из Линахамари в составе трех
транспортов (“Омега”, “Селенга” и “Вятка”) и пошли в Кольский
залив с заходом и губу Большая Волоковая, где на усиление
конвоя вступил сторожевой корабль “Гроза”. Конвой пришел
в Кольский залив без потерь.
2
февраля
В
7 ч 40 мин эсминцы “Урицкий” (командир конвоя контр-адмирал
В.П.Карпунин), “Живучий”, “Карл Либкнехт”, сторожевые корабли
“Смерч” и “Гроза”, тральщик Т-117, три больших и пять малых
охотников, четыре торпедных катера вышли из Кольскою залива
в составе конвоя KП-2 (транспорт “Киров”) в Линахамари.
В районе мыса Цып-Наволок к конвою присоединились два охотника
типа БО-2, вышедшие ранее по курсу конвоя для поиска немецких
подводных лодок. В районе маяка Вайдагубский к конвою присоединились
тральщик Т-116 и два малых охотника. В 15 ч конвой пришел
в Линахамари без потерь.
4
февраля
Эсминцы
“Урицкий”, “Живучий”, “Карл Либкнехт” и два тральщика перешли
из Линахамари в Кольский залив, но пути проведя поиск немецких
подводных лодок.
11
февраля
Эсминцы
“Урицкий” (под флагом командующего эскадрой контр-адмирала
В.А.Фокина), “Карл Либкнехт”, “Живучий”, “Жесткий”, сторожевой
корабль “Гроза”, два тральщика, шесть охотников типа БО-2
вышли из Кольского залива для встречи союзного конвоя JW-64
в 50 милях к N от мыса Териберский.
Рис.56
Эскадренный миноносец “Жгучий”. Вид с мостика
13
февраля
В
11 ч 45 мин эсминец “Карл Либкнехт” и сторожевой корабль
“Смерч” в 20 милях к NW от мыса Святой Нос обнаружили немецкую
подводную лодку и атаковали ее глубинными бомбами. Результатов
атаки не наблюдали.
15
февраля
Эсминец
“Живучий” и два тральщика тина ЛМ перешли в Иоканьгу. Из
Иоканьги в 15 ч 25 мин вышел конвой ИК-2 в составе транспорта
“Буденный” под эскортом эсминца “Живучий”, двух тральщиков,
двух сторожевых кораблей и двух охотников типа БО-2.
24
февраля
Эсминцы
“Дерзкий” и “Жесткий” провели поиск немецких подводных лодок
по маршруту Кольский залив – Линахамари.
25
февраля
Из
Кольского залива вышел конной КП-3 в составе норвежского
транспорта “Skinsfjord” (с продовольствием для норвежского
населения) и советских транспортов “Буденный”, “Енисей”,
“Селенга” под эскортом эсминцев “Урицкий”, “Живучий”, “Жесткий”,
“Дерзкий”, трех тральщиков типа AM, четырех норвежских тральщиков,
одиннадцати больших и четырех малых охотников, двух сторожевых
и четырех торпедных катеров.
26
февраля
Из
Линахамари в Кольский залив вышел конвой ПК-4 в составе
транспорта “Киров” под эскортом эсминцев “Дерзкий”, “Жесткий”,
“Живучий”, “Урицкий”, двух тральщиков типа AM, одиннадцати
охотников типа БО-2, четырех – типа MO-IV и двух сторожевых
катеров. На подходах к Кольскому заливу эсминцы “Дерзкий”
и “Живучий” прибором “Асдик” обнаружили две немецкие подводные
лодки и атаковали их глубинными бомбами. Результатов атаки
не наблюдали. В 20 ч 30 мин конвой прибыл в Кольский залив.
Днем над конвоем несли дозор ПЛО две пары самолетов типа
“Саtalina”.
27
февраля
В
8 ч 45 мин из Кольского залива в Линахамари перешли эсминцы
“Жесткий”, “Живучий” и “Урицкий”, два тральщика типа AM,
11 охотников типа БО-2, четыре охотника типа MO-IV и два
сторожевых катера, проведя по трассе поиск подводных лодок.
28
февраля
В
3 ч 45 мин конвой ПК-5 в составе двух транспортов под эскортом
эсминцев “Жесткий”, “Живучий” и “Урицкий”, двух тральщиков
и 19 катеров вышел из Линахамари курсом на Кольский залив.
В 11 ч 45 мин у Зубковских островов эсминец “Дерзкий” прибором
“Асдик” обнаружил немецкую подводную лодку и атаковал ее
глубинными бомбами. После взрыва бомб на поверхности моря
появилось масляное пятно, и выделялись воздушные пузыри.
В воде был слышен сильный подводный взрыв. В 14 ч 40 мин
эсминец “Урицкий” и БО-222 в 5 милях на S от мыса Цып-Наволок
обнаружили немецкую подводную лодку и сбросили на нее большую
серию глубинных бомб. Результатов атаки не наблюдали. В
17 ч 58 мин конвой пришел в Кольский
залив
4
марта
В
0 ч 20 мин эсминцы “Карл Либкнехт” и “Дерзкий” вышли на
поиск немецких подводных лодок на подходах к Кольскому заливу.
Противник обнаружен не был, корабли 5 марта вернулись в
Кольский залив.
Рис.57
Торпедный аппарат эскадренного миноносца “Грозный”
5
марта
На
эскадре опубликованы указы Президиума Верховного Совета
СССР о награждении орденом Красного Знамени лидера “Баку”,
эсминцев “Громкий” и “Грозный”.
Рис.58
Лидер “Баку” и эскадренный миноносец “Грозный”
12
марта
Эсминцы
“Карл Либкнехт”
и “Дерзкий” провели ночной поиск
немецких подводных лодок в районе от острова Торос до маяка
Вайдагубский. Корабли противника обнаружены не были, эсминцы
вернулись в Кольский залив.
13
марта
Эсминцы
“Живучий” и “Жесткий” провели ночной поиск немецких подводных
лодок по курсу Кольский залив – Линахамари. В 6 ч 50 мин
из Кольского залива вышел конвой КП-4 в составе транспорта
“Киров” под эскортом эсминцев “Карл Либкнехт”
(под флагом командира конвоя контр-адмирала
П.П.Михайлова), “Дерзкий”, восьми охотников типа БО-2, двух
тральщиков типа AM, двух малых охотников тина MO-IV и четырех
торпедных катеров. На Кильдинском плесе к конвою подошли
и заняли места в ордере эсминцы “Живучий” и “Жесткий”. Конвой
без потерь пришел в Линахамари в 13 ч 45 мин.
14
марта
Из
Линахамари в Кольский залив вышел конвой ПК-6 в составе
двух транспортов, гидрографического судна и двух рыболовных
траулеров под эскортом эсминцев “Карл Либкнехт” (под флагом
контр-адмирала П.П.Михайлова), “Живучий”, “Жесткий” и “Дерзкий”,
двух тральщиков типа AM, восьми большихохотников типа БО-2,
двух малых охотников типа МО-IV, четырех торпедных катеров
и норвежских кораблей – корвета и двух тральщиков.
В
11 ч 45 мин БО-222 в районе мыса Цып-Наволок обнаружил прибором
“Асдик” немецкую подводную лодку, атаковал ее реактивными
снарядами и сбросил глубинные бомбы. Результатов атаки не
наблюдали. В 17 ч конвой прибыл в Кольский залив.
20
марта
В
1 ч 40 мин эсминцы “Карл Либкнехт”
(под флагом начальника штаба эскадры
капитана 1 ранга Л.М.Румянцева), “Живучий”, “Жесткий”, “Дерзкий”,
сторожевой корабль “Смерч”, четыре охотника типа БО-2 вышли
из Кольского залива на встречу с конвоем JW-65. К группе
присоединилось еще пять охотников типа БО-2, вышедших ранее
для поиска немецких подводных лодок.
21
марта
Из
Кольского залива вышли эсминцы “Карл Либкнехт”,
“Живучий”, “Жесткий” и “Дерзкий”
для эскортирования беломорской группы конвоя RA-65 от кромки
льда в Белом море до места встречи с мурманской частью конвоя.
На переходе эсминцы провели поиск немецких подводных лодок
у Кольского полуострова. В Белое море из Иоканьги вышел
сторожевой корабль “Смерч” и эскадренный миноносец “Урицкий”.
23
марта
Беломорская
группа конвоя RA-65 подошла под проводкой ледоколов к кромке
льда в районе мыса Коровий Нос. В 2 ч 40 мин эсминцы “Живучий”,
“Дерзкий” и три охотника типа БО-2 подошли к конвою. Из
Иоканьги вышли эсминцы “Карл Либкнехт”, “Жесткий”, сторожевой
корабль “Гроза” и тральщик Т-112. В 10 ч корабли приняли
от ледоколов 12 транспортов и три танкера, и пошли к месту
встречи с основной группой конвоя RA-65 под эскортом английских
кораблей, вышедшей из Кольского залива.
1
апреля
Эсминцы
“Урицкий” и “Карл Либкнехт” вышли из Кольского залива в
Линахамари со срочным грузом для 14-й армии. В 22 ч они
ушли в обратный путь, по пути проведя поиск немецких подводных
лодок.
4
апреля
Из
Кольского залива в Линахамари вышел конвой KП-5 в составе
транспорта “Онега” и норвежского транспорта “Idefjord” под
эскортом эсминцев “Карл Либкнехт” (командир конвоя капитан
1 ранга А.И.Гурин), “Урицкий”, “Дружный”, двух тральщиков,
11 больших охотников типа БО-2, трех малых охотников типа
MO-IV, четырех торпедных и двух сторожевых катеров. В состав
эскорта входили четыре норвежских корабля – корвет и три
тральщика. Для усиления эскорта из Линахамари навстречу
конвою вышли два охотника типа БО-2.
5
апреля
Из
Линахамари в Кольский залив вышел конвой ПК-7 (командир
конвоя капитан 1 ранга А.И.Гурин) в составе транспорта “Киров”
под эскортом эсминцев “Карл Либкнехт”, “Урицкий”, “Дружный”,
двух тральщиков типа AM, десяти больших и четырех малых
охотников, двух сторожевых и четырех торпедных катеров.
На транспорте – 104-й артиллерийский полк (1066 человек
личного состава, все вооружение, техника, автотранспорт
и хозяйство полка). В 15 ч 58 мин конвой ПК-7 прибыл в Кольский
залив.
8
апреля
Из
Кольского залива в Линахамари вышел конвой КП-6 в составе
транспортов “Енисей” и “Вытегра” под эскортом эсминцев “Карл
Либкнехт” (командирконвоя капитан 1 ранга А.И.Гурин), “Валериан
Куйбышев”, “Дружный”,
восьми охотников тина БО-2, двух
охотников типа MO-IV, четырех торпедных и двух сторожевых
катеров, двух тральщиков. Конвой прикрыли два самолета типа
“Catalina” и восемь истребителей, сменявших друг друга.
Рис.59
Летающая лодка “Catalina”
11
апреля
Из
Линахамари в Кольский залив вышел кониой ПК-8 в составе
транспортов “Буденный” и “Селенга” под эскортом эсминцев
“Карл Либкнехт” (командир конвоя капитан 1 ранга А.И.Гурин),
“Валериан Куйбышев”, “Дружный”, двух тральщиков, восьми
охотников тина БО-2, двух охотников тина MO-IV. двух сторожевых
катеров. С воздуха противолодочный дозор несли два самолета
типа “Catalina”. Из Пуманок к конвою подошли четыре торпедных
катера. На переходе корабли эскорта трижды обнаруживали
и атаковали глубинными бомбами немецкие подводные лодки.
Результатов атаки не наблюдали. В 17 ч 41 мин конвой пришел
в Кольский залив.
13
апреля
В
12 ч 30 мин из Кольского залива в Териберку вышел конвой
КТ-1 и составе транспортов “Диксон” и “Ямал” под эскортом
эсминцев “Карл Либкнехт” (командир конвоя капитан 1 ранга
Е.М.Крашенинников), “Урицкий” и “Достойный”, четырех больших
и двух малых охотников, двух сторожевых и четырех торпедных
катеров. Транспорты проследовали в Териберку для разгрузки
поврежденного американского транспорта “Horace Bushnell”
из конвоя JW-65. С воздуха конвой прикрывали два самолета
типа “Catalina”. В 13 ч 23 мин эсминец “Урицкий” в 1 миле
к NW от мыса Зеленецкого имел акустический контакт с немецкой
подводной лодкой и сбросил на нее большую серию глубинных
бомб. Результатов атаки эсминец не наблюдал.
21
апреля
Из
Кольского залива в Линахамари вышел конвой КП-7 в составе
транспорта “Киров” под эскортом эсминцев “Карл Либкнехт”
(под флагом командира конвоя – начальника штаба эскадры
капитана 1 ранга A.M.Румянцева), “Дерзкий”, “Жесткий” и
“Достойный”, двух тральщиков типа AM, шести охотников типа
БО-2, двух – типа МО-IV и четырех торпедных катеров. В 12
ч 20 мин эсминец “Карл Либкнехт” в 11 милях к N от мыса
Сеть-Наволок обнаружил перископ немецкой подводной лодки
и атаковал ее глубинными бомбами. Результатов атаки не наблюдали.
На переходе корабли обнаружили и расстреляли четыре плавающие
мины. В 18 ч 30 мин конвой прибыл в Линахамари.
22
апреля
Из
Линахамари в Кольский залив вышел конвой ПК-9 в составе
транспорта “Онега” под эскортом эсминцев “Карл Либкнехт”
(под флагом командира конвоя – начальника штаба эскадры
капитана 1 ранга А.М.Румянцева), “Дерзкий”, “Жесткий”, “Достойный”,
двух тральщиков типа AM, шести охотников тина БО-2 и четырех
торпедных катеров. У Айновых островов к конвою подошел норвежский
транспорт “Idefjord” под эскортом норвежского корвета и
трех норвежских тральщиков.
23
апреля
В
б ч 18 мин эсминец “Карл Либкнехт” в 12,5 милях к NW от
мыса Цып-Наволок обнаружил и атаковал подводную лодку пятью
сериями глубинных бомб. По этой же лодке сбросили глубинные
бомбы эсминец “Дерзкий” и БО-131. Результатов атаки не наблюдали.
Позднее было установлено, что в этом районе находилась подводная
лодка U-481.
В
8 ч 23 мин эсминец “Карл Либкнехт” обнаружил подводную лодку
внутри эскорта конвоя и сбросил на нее две серии глубинных
бомб. Бомбы на миноносце были на исходе. К атаке подключился
БО-225. На месте бомбежки наблюдали воздушные пузыри, державшиеся
на поверхности воды 10-15 мин, что давало основание предполагать,
что лодка применяет маскирующее средство (по архивным данным
лодка U-481).
В
8 ч 41 мин транспорт “Idefjord” был торпедирован, торпеда
взорвалась в носовой части. Судно осталось на плаву, но
команда покинула корабль на спасательных шлюпках. В последующем
было установлено, что транспорт торпедировала лодка U-997.
В
8 ч 43 мни эсминец “Жесткий” обнаружил перископ подлодки
и атаковал ее глубинными бомбами. В 8 ч 47 мин командир
конвоя приказал тральщикам Т-115 и Т-116 подойти к транспорту
“Idefjord” и взять его на буксир.
В
8 ч 49 мин с эсминца “Карл Либкнехт” был замечен след торпеды
слева за кормой на дистанции 0,5 кб. Эсминец круто повернул
вправо и увеличил скорость. По следу торпеды был открыт
огонь из крупнокалиберного пулемета для показа ее хода другим
кораблям конвоя.
В
8 ч 50 мин транспорт “Онега” был торпедирован, торпеда взорвалась
в средней части судна, носовая часть затонула сразу. Команда
транспорта перешла в шлюпки. В последующем было установлено,
что транспорт торпедировала подлодка U-997.
В
это время “Дерзкий” обнаружил перископ подводной лодки и
атаковал ее глубинными бомбами. В 8 ч 57 мин “Онега” затонула.
Из 44 человек команды спасено 35.
В
9 ч 0б мин эсминец “Карл Либкнехт” обнаружил лодку и сбросил
на нее остаток глубинных бомб. В 9 ч 10 мин на курсовом
угле 45˚ правого борта в расстоянии 50 м от сорта эсминца
“Карл Либкнехт” была обнаружена подводная лодка, всплывающая
с дифферентом на нос, с разбитой рубкой и погнутыми перископами.
Эсминец открыл огонь по лодке, выпустив 16 102-мм, 17 37-мм
снарядов и 22 12,7-мм патронов. Наблюдалось прямое попадание
в корпус лодки 102-мм снаряда. В 9 ч 11 мин лодка затонула,
оставив на поверхности большое масляное пятно. По подтвержденным
данным, в этом районе погибла подлодка U-286.
Команде
транспорта “Idefjord” было приказано вернуться на судно.
В
9 ч 40 мин эсминец “Карл Либкнехт” подошел к транспорту
“Idefjord” и высадил десять краснофлотцев для приемки буксира.
У борта судна уже стояло два норвежских тральщика. Командир
конвоя по просьбе капитана транспорта приказал норвежским
тральщикам буксировать судно в Кольский залив. В 10 ч 30
мин норвежский тральщик взял судно на буксир и новел его
со скоростью 2 уз. Корабли эскорта построили ордер, и пошли
в Кольский залив.
С
11 ч 20 мин до 12 ч 12 мин эскорт четыре раза обнаруживал
немецкие подводные лодки и атаковал их глубинными бомбами.
Результатов атак не наблюдали.
В
13 ч 03 мин эсминец “Достойный” четыре раза атаковал по
надежному контакту немецкую подводную лодку. На месте взрыва
глубинных бомб всплыл аварийный лесоматериал, и образовалось
масляное пятно. “Достойный” по центру масляного пятна сбросил
две серии глубинных бомб и дал два залпа реактивным бомбометом.
Всего было израсходовано 60 глубинных бомб и 96 реактивных
снарядов.
В
14 м 23 мин эсминец “Жесткий” и охотник БО-228 получили
контакт с лодкой и сбросили на нее большие серии глубинных
бомб. Результатов атаки не наблюдали.
В 17 ч 48 мин конвой прибыл в Кольский
залив.
25
апреля
Для
встречи конвоя JW-66 и сопровождения беломорской группы
конвоя из Кольского залива вышли эсминцы “Урицкий” (под
флагом командующего эскадрой контр-адмирала В.А.Фокина),
“Карл Либкнехт”, “Валериан Куйбышев”, “Жаркий”, “Жесткий”,
“Дерзкий” и “Достойный”, пять охотников типа БО-2 и тральщик
Т-113. Совместно с советским соединением в море вышли три
норвежских тральщика и четыре наших охотника типа БО-2 для
сопровождения норвежской части конвоя JW-66. В 12 ч 20 мин
эсминец “Жесткий” обнаружил “Асдиком”
немецкую подводную лодку и атаковал
ее глубинными бомбами. На месте атаки наблюдалось появление
масляного пятна.
Из
Иоканьги вышел конвой ИК-3 в составе танкера “Фрунзе” под
эскортом эсминцев “Урицкий” (под флагом командующего эскадрой
контр-адмирала В.А.Фокина), “Карл Либкнехт”, “Валериан Куйбышев”,
“Жаркий”, “Жесткий”, “Дерзкий” и “Достойный”, пять охотников
типа БО-2 и тральщик Т-116. Конвой сопровождали два самолета
типа “Catalina”.
30
апреля
В
2 ч 30 мин для сопровождения конвоя RA-66 вышли эсминцы
“Жаркий”, “Жесткий”, “Дерзкий” и четыре охотника типа БО-2.
В
10 ч 50 мин эсминец “Жесткий” в десяти милях к N от острова
Кильдин обнаружил и атаковал подводную лодку. Результатов
атаки не наблюдали.
12
мая
Из
Клайда (Англия) вышел в северные порты СССР конной JW-67
в составе 29 транспортов, трех танкеров, спасательного судна,
авианосца, двух эсминцев и девяти фрегатов. 20 мая конвой
разделился на три части: мурманская – 20 транспортов, танкер,
спасательное судно и корабли английского эскорта – пошла
в Кольский залив; норвежская – в составе двух норвежских
транспортов, встреченных норвежским корветом, двумя норвежскими
тральщиками и двумя советскими охотниками типа БО-2 – направилась
в Киркинес; беломорская – семь транспортов и два танкера
под охраной шести советских эсминцев и восьми охотников
типа БО-2 -в Белое море.
Всего
в 1945 году на внутренних коммуникациях проведено 76 конвоев
в составе 129 транспортов, 20 вспомогательных судов и двух
военных кораблей. Для эскортирования судов корабли Северного
флота совершили 599 выходов в море, в том числе эсминцы
– 117.
При
проведении боевых операций Северный флот в 1945 году потерял
эсминец “Деятельный”, большой охотник БО-224 и торпедный
катер.
Противник
потерял от боевого воздействия Северного флота три подводные
лодки. За четыре месяца 1945 года военно-воздушные силы
Северного флота обнаружили и атаковали 24 подводные лодки
противника, многие из которых, по-видимому, получили повреждения.
Боевые
корабли Северного флота в 1945 году при преследовании подводных
лодок противника сбросили 6300 глубинных бомб.
Рис.60
13 мая 1945 г. Парад кораблей Северного флота по случаю
победоносного окончания войны
*
По материалам ЦВМА: ф. 2, 11, 47, 112; отделения ЦВМА:
д. 13721, 14063, 18886;
ЦГАНХ
СССР: ф. 8045; Архангельского архива СГМП: ф. ИК, т. 2 и
литературным источникам (приведены в конце статьи).
**
По материалам ЦВМА, Хроники Великой Отечественной войны
на Северном театре (выпуски 1-8. М.: Военмориздат, 1945-1949),
Боевой летописи Военно-Морского Флота. 1941—1942 (М.: Воениздат,
1983), воспоминаниям и письмам участников войны и личным
записям автора.
***
По материалам ЦВМА, Хроники Великой Отечественной войны
на Северном театре (вып. 2-3. М.: Военмориздат, I945),
Боевой летописи Военно-Морского Флота. 1941-1942 (М.:
Воениздат, 1983), воспоминаниям и письмам участников войны
и личным записям автора.
1
Для выполнения транспортных операций во льдахпароходства
Северного бассейна в своем составе имели три линейныхледокола
(“И.Сталин”, “Ленин” и “Красин”), ледорез “Литке”, портовые
ледоколы “№ 6” и “№ 8”, ледокольные пароходы “АлександрСибиряков”,
“Таймыр”, “Садко” и “Дежнев”.
В
период Великой Отечественной войны с Дальнего Востока прибыл
на Северный флот ледокол “Лазарь Каганович”, а по завершении
кругосветного плавания из Черного моря – ледокол “Анастас
Микоян”.
Союзники
передали СССР по ленд-лизу ледокол “Северный ветер” и ледокольный
пароход “Монткальм”. В помощь ледоколам работали портовые
буксиры “Соломбала”, “Северолес-18”, “Северолес-19”, “Норд”,
“Пурга и “Муссон”.
10
октября 1941 года совместным приказом Наркома ВМФ и начальника
Главсевморпути при СН К СССР было создано Управление беломорскими
ледовыми операциями во главе с М.П.Белоусовым (его заместителем
по военной части назначили капитана 1 ранга Н.П.Аннина).
Ледокольный
флотпредставлял наибольшую ценность на Северном театре,
поэтому при проводке ледоколов организовывались крупные
конвойные операции с привлечением сил и средств Северного
флота. Руководителем конвойныхопераций по проводке ледоколов,
как правило, назначался командующий Беломорской флотилией
СФ.
2 Адмирал
Н.М.Харламов в своей книге “Трудная миссия” рассказываето
беседе с английскими представителями Макфарланом и Майлсом
в июне 1941 года, в которой шла речь о положении нашего
Северного флота в Кольском заливе.
—
Согласитесь, что корабли находятся под угрозой, – сказал
Майлс, – мы могли бы помочь вам вывести их в безопасную
зону.
Адмиралу
было поручено выяснить, что конкретно имеют в виду англичане.
Что значитвывести корабли? Куда? При следующей встрече адмирал
пустил “пробный шар”:
—
Вотвы обещали обеспечить охрану судов, идущихв Архангельск.
Мы были бы благодарны за помощь...
Макфарлан
усмехнулся.
—
Причем здесь Архангельск? Речь идетоб Англии. Мы согласны
переправить ваши суда к нам, с тем чтобы вернуть ихпосле
того, как обстановка в этом районе изменится.
Итак,
представители английской миссии исходили из того, что СССР
не удержитпобережья Белого моря. Трудно представить, что
бы делало советское командование, не будь у него эскадренныхминоносцев.
3
В
мае I942 года нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов принял решение об
усилении Северного флота за счет перевода с Тихоокеанского
флота лидера “Баку” и эскадренных миноносцев “Разумный”,
“Разъяренный” и “Ревностный”. Экспедиция получила кодовое
наименование ЭОН-18. Во Владивостоке корабли были подготовлены
к плаванию во льдах, в частности, на них установили дополнительные
подкрепления корпусов, подводную часть усилили “шубой” из
брусьев с обшивкой стальными листами. Обычные гребные винты
заменили ледовыми. На кораблях выполнили ремонт механизмов,
усилили вооружение, в частности, установили 37-мм зенитные
автоматы. Командиром отряда назначили опытного моряка –
капитана I ранга В.Н.Обухова, для руководства проводкой
во льдах был привлечен один из опытнейших ледовых капитанов
– капитан 3 ранга В.И.Воронин.
15
июля отряд в составе лидера, трех эсминцев, танкера “Лок-Батан”,
транспортов “Волга” и “Кузнец Лесов” (с запасными частями
для кораблей) вышел из Владивостока и взял курс на север.
На третий день похода в Татарском проливе в сильном тумане
эсминец “Ревностный” столкнулся с транспортом “Терней” и
получил значительные повреждения носовой части, вследствие
чего его вернули во Владивосток. Там же, в Татарском проливе,
“Разъяренный” погнул винты о необозначенную на картах каменную
банку, и с “Разумного” ему передали запасные винты. Пройдя
Охотское море, экспедиция особого назначения направилась
к первому Курильскому проливу. После того как были замечены
корабли японского флота, на отряде сыграли “Боевую тревогу”
и в полной боевой готовности обогнули южную оконечность
Камчатки – мыс Лопатку. Вскоре сделали первую остановку
в Авачинской бухте. В Петропавловске-Камчатском к экспедиции
присоединились два танкера: советский “Донбасс” и английский
“Хопмаунд”. После непродолжительного текущего ремонта отряд
направился в бухту Провидения. Во время этого перехода в
Тихом океане бушевал шторм, и корабли испытали свои морские
качества. На подходе к Берингову проливу 16 июля отряд был
встречен ледоколом “А.Микоян”, к экспедиции присоединились
19 транспортов с импортными грузами из США. 1 августа корабли
прошли Берингов пролив, на помощь отряду подошли ледоколы
“И.Сталин” и “Л.Каганович”. С помощью ледоколов через тяжелые
льды были проведены лидер “Баку”, эсминец “Разъяренный”
и транспорты. Неожиданное изменение направления ветра и
начавшаяся подвижка льда отрезали эскадренный миноносец
“Разумный” от отряда. Экипаж предпринял героические усилия
для освобождения из ледового плена. Лед рвали аммоналом,
кололи пешнями, “резали острым паром”. Почти двое суток
продолжалась эта борьба, и ледовое поле медленно отступило.
8
сентября ледовая обстановка изменилась, произошла новая
подвижка льда. “Разумный” вырвался из ледового плена и догнал
корабли экспедиции. У острова Врангеля отряд ожидало новое
испытание: ледокол “А.Микоян” не смог преодолеть ледовую
перемычку, на помощь ему подошел “И.Сталин”.
В
районе бухты Тикси отряд был оповещен о появлении в Карском
море немецкого тяжелого крейсера “Адмирал Шеер” и подводных
лодок. Отряд перешел на повышенную боевую готовность.
3
октября корабли ЭОН-18 пришли на Диксон. На них провели
работы по ликвидации последствий плавания во льдах: заварили
трещины в обшивке, выправили погнутые детали корпуса и сменили
ледовые винты на штатные.
9
октября отряд вышел с Диксона и на следующий день достиг
Югорского Шара, где был встречен “Валерианом Куйбышевым”.
Вскоре к кораблям экспедиции подошел “Сокрушительный”, а
у Кольского залива посланцев Тихоокеанского флота встречал
командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко на “Гремящем”.
Корабли отряда за 762 ходовых часа преодолели 7360 миль,
из них более 1000 миль во льдах.
Литература
Боевая
летопись Военно-Морского Флота. 1941 – 1942. М.: Воениздат,
1983.
Вайнер
Б.А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной
войне. М.: Воениздат, 1989.
Козлов
И.А. Защита Северным флотом внутренних коммуникаций.
1941 – 1945 гг.//Военно-исторический журнал. 1972. №4.
Майстер
Ю. Война в восточно-европейских водах / Пер, с нем. Л.:
ЦВМБ, 1960.
Нога
Н.Ф. Северный флот в обеспечении внешних коммуникаций
// Военно-исторический журнал. 1971. № 11.
Поляков
Г.Г. В суровом Баренцевом. Мурманск: Мурманское книжное
издательство, 1978.
Пузырев
В.П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне.
М.: Воениздат, 1981.
Суда
Министерства морского флота, погибшие в период Великой
Отечественной войны 1941 – 1945гг.: Справочник. М.:
В/О “Мортехинформреклама”, 1989.
|