На минувшей неделе (12-18.05.2003
- Прим ВМК) СМИ многих стран мира сообщили в
принципе одно и то же - дизель-электрическая подводная лодка
проекта 035 (типа Ming) бортовой номер 391 ВМС НОАК потерпела
катастрофу в Бохайском заливе во время учений, причем погибли
все 70 человек, находившихся на борту, включая 57 человек
членов экипажа. В отношении принадлежности 13 сверхштатных
пассажиров на борту лодки китайские власти не сообщают ничего,
похоже, скрывая факт их пребывания по каким-то своим причинам.
Известно также, что субмарина в момент катастрофы находилась
в подводном положении, когда на ее борту произошел взрыв
и пожар, погубивший всех присутствовавших на борту.
Специалисты всего мира теряются в догадках
относительно того, что именно произошло на китайской субмарине,
почему и что именно могло взорваться на ней и, наконец,
когда это произошло. Правда, некоторые источники приводят,
например, такую подробность, как буксировку лодки в военно-морскую
базу. Следовательно, катастрофа произошла не на минувшей
неделе, а значительно раньше, приблизительно месяц тому
назад, когда в Бохайском заливе в территориальных водах
КНР проходили широкомасштабные военно-морские маневры. Также
известно, что лодка не затонула, а была обнаружена китайскими
спасательными судами в надводном положении с задраенными
люками и следами внутреннего взрыва и пожара.
Китайские власти, комментируя происшедшее,
говорят о техногенном характере катастрофы, умалчивая, однако,
о деталях.
Западные эксперты также утверждают, что
на лодке мог произойти пожар, вследствие чего экипаж задохнулся.
В Министерстве обороны Китая, сообщая о катастрофе, подчеркивалось,
что это одна из самых драматичных катастроф в истории страны.
 |
 |
 |
ПЛ проект 035 (типа "Минг")
ВМС Китая. |
Проект 035 дизель-электрической подводной
лодки представляет собой копию советского проекта
633 (известного на Западе под кодовым наименованием
“Romeo”) в свое время переданного КНР. Проект разработан
в конце 50-х годов, было построено 22 корабля, несколько
лодок этого проекта было передано Китаю, кроме того, там
по советской документации было организовано серийное строительство
этих достаточно удачных для своего времени боевых кораблей.
Кроме Китая, лодки этого проекта поставлялись Советским
Союзом многим другим странам - Египту, Болгарии, Алжиру
и Сирии. Последняя лодка проекта 633 в российском флоте
была списана на слом в 1994 году.
Подводная лодка пр.633 в конструктивном
отношении представляла двухкорпусную субмарину (76,6х6,7х5,5м),
разделенную по длине на 7 отсеков. Надводное водоизмещение
- 1300т, подводное-1730т, вооружение - 6 носовых и 2 кормовых
533-мм торпедных аппаратов, боекомплект – 14 торпед или
28 мин заграждения.
Китайская версия проекта, естественно,
несколько отличалась от советского прототипа 50-х годов.
Так, например, на китайских лодках были установлены другие
аккумуляторные батареи, системы навигации и связи, применены
другие конструционные материалы и сплавы. Кроме того, как
ранее сообщалось, в Китае с конца 80-х годов активно проводились
работы в направлении модернизации морально устаревших подводных
лодок проекта 035 с целью продления срока службы. Одним
из наиболее важных из них стала отработка создания системы
работы дизеля под водой по замкнутому циклу независимо от
атмосферного воздуха (т.н. воздухонезависимая работа дизеля
под водой). Подобные работы проводились и в других странах,
прежде всего, в бывшем СССР, Швеции, Франции, ФРГ и других.
Дело в том, что оснащенная такой установкой более дешевая
дизель-электрическая субмарина практически ничем не уступает
современным атомоходам, а по уровню скрытности даже превосходит
их, не нуждаясь в подзарядке аккумуляторных батарей и не
демаскируя себя всплытием в открытом море. Однако наличие
подобной установки таит в себе и ряд опасностей - в случае
отказа появлялась реальная угроза взрыва и пожара, что,
собственно говоря, и произошло на аварийной китайской подлодке.
Нельзя исключать, что на борту лодки в море могли как раз
находиться представители промышленности и НИИ, обеспечивавшие
работу указанной воздухонезависимой установки, что совершенно
логично поясняет превышение штатной численности людей на
борту.
Другими вероятными причинами взрыва, по
мнению специалистов, могли быть неполадки в работе системы
вентиляции аккумуляторных батарей, в результате чего произошел
взрыв выделившегося водорода, концентрация которого превзошла
допустимую норму. Подобные случаи в истории подводного плавания
известны - как правило, при этом разрушения прочного корпуса
не происходит и лодка сохраняет положительную плавучесть.
Наконец, нельзя исключать, что причиной катастрофы могла
стать ошибка личного состава и т.п. В конце концов, вопросы
безопасности зависят не только от качества проектирования
и постройки корабля, но и от подготовленности, квалификации
экипажа.
|