Первой войной после Гражданской, в которой приняли участие
корабли и соединения советских военно-морских сил, стал
так называемый "Конфликт на КВЖД", или, фактически, - советско-китайская
война 1929 года. Активное участие в боевых действиях осени
29-го в басейне Амура принимали и речные военные флотилии
обеих воюющих сторон - советская Дальневосточная (Амурская)
и китайская Сунгарийская.
Наиболее полное (хотя и не лишенное недостатков) описание
советско-китайской речной войны 1929 года интересующиеся
читатели могут найти в книгах В.Н.Багрова и Н.Ф.Сунгоркина
"Краснознаменная Амурская флотилия" (Москва, 1970 и 1976)
и "Боевая вахта амурцев" (Хабаровск, 1982).
Справочные данные по советским кораблям - участникам боев
на Сунгари нетрудно отыскать в открытой отечественной литературе,
Для этого, к примеру достаточно заглянуть в справочники
"Корабли и вспомогательные суда Советского Военно-морского
флота (1917-1927 годы)" (Москва, 1981) и "Корабли и суда
ВМФ СССР 1928-1945" (Москва, 1988). Иначе обстоит дело с
кораблями противника. Достаточно полные сведения о них получить
сложнее. Причиной этому - скудность и разбросанность по
различным источникам справочного материала по сунгарийским
военным кораблям и судам. К сожалению, и в вышедшем недавно
в свет первом отечественном издании, посвященном военному
флоту Китая - "Корабли китайского флота" А.С.Павлова (Якутск,
1996) - внимательный читатель сможет обнаружить данные лишь
о четырех из одиннадцати боевых единиц Сунгарийской флотилии.
Автор нынешней публикации уже обращался к теме советско-китайской
войны 1929 года и участию в ней обеих речных флотилий на
страницах своего справочника "Потери противников Советского
Военно-Морского флота 1918-1940" (Львов, 1995, стр. 12-13).
Ныне вниманию читателей предлагается собранный специально
по заказу сборника "Бриз" первый в своем роде на русском
языке открытый справочный материал по боевым единицам китайской
Сунгарийской флотилии по состоянию на 1929 год. Данный материал
составлен его автором на основе анализа, изучения и сопоставления
советских разведывательных и боевых документов, открытых
и внутриведомственных отечественных и зарубежных изданий.
По каждому кораблю флотилии приводится достаточно подробная
историческая справка и основные тактико-технические элементы.
Эти справки охватывают все одиннадцать кораблей и судов,
принимавших активное участие в боевых действиях на реке
Сунгари в октябре 1929 года.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА "ДЗЯН-ХЕН"
Заложена в 1905 году на судостроительной верфи фирмы "Кавасаки"
в Кобе (Япония) по заказу китайского правительства в серии
из четырех однотипных мореходных канонерских лодок. В разобранном
виде доставлена морем в Китай, собрана на верфи "Дзян-Нань
Док К" в Шанхае и в 1906 году вступила в строй. В конце
сентября 1921 года через Амур переведена на Сунгари и вошла
в состав Сунгарийской флотилии в качестве флагманского корабля.
31 октября 1929 года потоплена в Фугдине (Фуцзине) базирующимся
на плавучую базу "Амур" гидросамолетом "МР-1" из состава
63-и отдельной речной авиационной эскадрилий советской Дальневосточной
военной флотилии. В течение 1930-1931 годов поднята китайцами,
но к 1932 году выведена ими из строя. В таком состоянии
корабль был захвачен японцами и передан манчжурам. В 1935
году поставлена на восстановительный ремонт на судостроительной
верфи фирмы "Кавасаки" в Харбине (Манчжу-Ди-Го), но в дальнейшем
от ввода в строй отказались, и он там же был сдан на слом.
В различных советских публикациях мореходная канонерская
лодка "Цзян-Хен" ошибочно классифицируется как "вспомогательный
крейсер", "речной крейсер", "речной монитор" или "речной
сторожевой корабль".
Водоизмещение.................................550 т.
Длина................................................64
(54,9) м.
Ширина.............................................8,5 м.
Осадка..............................................2,1
м.
Паровая машина тройного расширения и 2 паровых котла; 2
дымовые трубы
Мощность механизмов.......................950 л.с.
2 гребных винта.
Запас топлива..................................113т.
Скорость максимальная....................13,5 уз.
экономическая...................................10,0 уз.
Вооружение:
1 120-мм. орудие;
1 88-мм. полевое орудие;
4 52-мм. автоматических орудия;
3 пулемета;
2 87-мм. бомбомета
Экипаж.............................................123 чел.
РЕЧНАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА "ЛИ-СУЙ"
Заложена
в 1903 году по заказу Кайзеровского военного флота на судостроительной
верфи фирмы "Schichau" в Эльбинге (Германия) как речная
канонерская лодка "В" ("Б") (строительный номер "711").
Спущена на воду 26 августа 1903 года, затем разобрана и
морем доставлена в Китай, там собрана и вновь спущена на
воду. 28 мая 1904 года вступила в строй под именем "Фатердлянд"
("Отчизна"). В дальнейшем корабль использовался в качестве
немецкого стационера на Янцзы в столице Китая Нанкине. 18
августа 1914 года оставлена там своим экипажем, фиктивно
продана военным флотом частному немецкому судовладельцу
и переименована им в "Ландесфатер". 20 марта 1917 года,
после объявления китайским правительством войны Германии
конфискована им, В том же году лодка прошла капитальный
ремонт, после которого вошла в состав китайского военного
флота как речная канонерская лодка "Ли Суй". В конце сентября
1921 года через Амур переведена на Сунгари и вошла в состав
Сунгарийской ркчной флотилии. 11 октября 1929 года в бою
с советским монитором "Свердлов" в Лахасусу (Тунцзяне) получила
тяжелые повреждения и через восемь дней затоплена своим
экипажем в качестве брандера на реке Сунгари в районе Фанцзятцня
(Анцзитуня), в 5 км. ниже Фугдина (Фуцзиня). В течение 1930-1931
годов поднята китайцами. Не восстанавливалась и в таком
состоянии захвачена японцами, которые передали лодку манчжурам.
В 1933 году прошла восстановительный ремонт на судостроительной
верфи фирмы "Kawasaki" в Харбине (Манчжу-Ди-Го). После ремонта
зачислена в состав Императорского военного флота Манчжу-Ди-Го
- вновь как канонерская лодка "Ли Суй" (одновременно носила
японское название "Рисуй". К 1941 году переклассифицирована
в учебное судно. 16 августа 1945 года оставлена своим экипажем
в Харбине и взята под охрану русским отрядом Штаба обороны
Харбина. В течение 22-26 августа передана силам советской
Краснознаменной Амурской военной флотилии. В дальнейшем
входила в ее состав как учебное судно "Пекин".
Водоизмещение:
стандартное..............................170 т.
нормальное.................................275т.
полное........................................350 т.
Длина..........................................54м.
Ширина.......................................8,1 м.
Осадка........................................0,8 м.
2 паровых 3-цилиндровые машины тройного расширения и 2 паровых
котла. 1 дымовая труба
Мощность механизмов................1300 л.с.
2 гребных винта
Запас топлива............................75 т.
Скорость максимальная..............13,0 уз.
Вооружение:
1 88-мм. полевое орудие;
2 76-мм. орудия;
2 47-мм. автоматических орудия;
2 пулемета;
2 87-мм. бомбомета;
30 речных мин
Экипаж.......................................45 чел.
РЕЧНАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА "ЛИ-ЦИ"
Заложена
в 1909 году по заказу Кайзеровского военного флота на судостроительной
верфи фирмы "Й.К.Текленборг А.Г." в Геестемюнде (Германия)
как речная канонерская лодка "С" ("Ц") (строительный номер
"232"). Спущена на воду 15 июля 1909 года, затем разобрана
и морем доставлена в Китай, там собрана и вновь спущена
на воду. 1 апреля 1910 года вступила в строй под именем
"Оттер" ("Гадюка"). В дальнейшем корабль использовался в
качестве немецкого стационера на Янцзы в столице Китая Нанкине.
18 августа 1914 года оставлена там своим экипажем, фиктивно
продана военным флотом частному немецкому судовладельцу
и переименована им в "Мюнхен". 20 марта 1917 года, после
объявления китайским правительством войны Германии конфискована
им. В том же году лодка прошла капитальный ремонт, после
которого вошла в состав китайского военного флота как речная
канонерская лодка "Ли Ци". В конце сентября 1921 года через
Амур переведена на Сунгари и вошла в состав Сунгарийской
военной флотилии. 11 октября 1929 года в бою с советским
монитором "Свердлов" в Лахасусу (Тунцзяне) получила тяжелые
повреждения и во избежание затопления выбросилась на береговую
отмель реки выше города по течению реки Сунгари. В течение
1930-1931 годов канонерка была снята с мели китайцами, но
к 1932 году выведена из состава флотилии.
Водоизмещение...............................266 / 314
т.
Длина..............................................54,0
м.
Ширина...........................................8,1 м.
Осадка............................................0,8/0,98
м.
2 паровых 3-цилиндровых машины тройного расширения и 2 паровых
котла
Мощность механизмов....................1300 л.с.
2 гребных винта
1 дымовая труба
Запас топлива................................95т.
Скорость максимальная..................15,0 уз.
Дальность плавания экономической скоростью 5 узлов 4350
миль
Вооружение:
2 88-мм. полевых орудия;
1 52-мм. автоматическое орудие;
3 пулемета;
3 87-мм. бомбомета;
20 речных мин
Экипаж...........................................45 чел.
Не восстанавливалась и в таком состоянии захвачена японцами,
которые передали лодку манчжурам. В 1935 году поставлена
на восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы
"Kawasaki" в Харбине (Манчжу-Ди-Го), но вскоре командование
флотилии от ремонта отказалось и в 1935-1936 годах судно
было сдано на слом.
РЕЧНАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА "ЧИАНЬ-ПИНЬ"
Бывший
русский речной колесный буксирный пароход "V" ("Пятый"),
построенный в 1897 году на судостроительной верфи фирмы
"Хауторп, Лесли энд К" в Ньюкасле (Великобритания) по заказу
правления Китайской Восточной железной дороги для своего
Сунгарийского речного пароходства в серии из одиннадцати
однотипных единиц, В 1918 году продан судовладельцем китайской
пароходной фирме. В сентябре 1926 года судно было конфисковано
китайским правительством и после переоборудования вошло
в состав Сунгарийской военной флотилии как речная канонерская
лодка "Чиань-Пинь". 11 октября 1929 года канонерская лодка
потоплена в Лахасусу (Тунцзян) советским речным монитором
"Красный Восток". В течение 1930-1931 годов поднята китайцами.
Не восстанавливалась и в таком состоянии захвачена японскими
войсками, после чего была передана ими манчжурам. В 1933
году лодка прошла восстановительный ремонт на судостроительной
верфи фирмы "Кавасаки" в Харбине (Манчжу-Ди-Го), после чего
зачислена в состав Императорского флота Манчжу-Ди-Го вновь
как канонерская лодка "Чиань-Пинь". Одновременно корабль
имел японское наименование "Кожей". В 1942-1943 годах по
ветхости лодка исключена из списков флота и сдана на слом.
Водоизмещение......................................247
/ 360 т.
Длина наибольшая..................................50,0 м.
Длина по ватерлинии.............................48,0 м.
Ширина корпуса.....................................9,5 м.
Ширина наибольшая...............................14,6 м.
Осадка...................................................0,8/1,1
м.
1 паровая машина тройного расширения
Мощность механизмов...........................450 л.с.
2 гребных колеса
Скорость максимальная.........................11,0 уз.
Вооружение:
4 76-мм. орудия;
2 47-мм. автоматических орудия;
2-4 пулемета;
2 87-мм. бомбомета;
Экипаж.................................................48
чел.
ВООРУЖЕННЫЙ РЕЧНОЙ ПАРОХОД "ЧИАНЬ-ТУН"
Бывший русский речной колесный буксирный пароход "Монгол",
построенный в 1903 году по типу "номерных" буксиров (см.
"Чиань-Пинь"). Строился по заказу правления Китайской Восточной
железной дороги для своего Сунгарийского речного пароходства.
В 1918 году продан судовладельцем китайской пароходной фирме.
В сентябре 1926 года судно было конфисковано китайским правительством
и после переоборудования и вооружения вошло в состав Сунгарийской
военной флотилии как вооруженный речной пароход "Чиань-Тун".
30 октября 1929 года пароход потоплен на Сунгари между Фугдином
(Фуцзинем) и Фанцзятунем (Анцзитунем) советским гидросамолетом
"МР-1", базирующимся на плавучую базу "Амур", из состава
63-й отдельной речной авиационной эскадрилий ДВВФ. В 1932
году поднят японцами и передан ими манчжурам. В 1933 году
пароход прошел восстановительный ремонт на судостроительной
верфи фирмы "Кавасаки" в Харбине (Манчжу-Ди-Го), после чего
зачислен в состав Императорского флота Манчжу-Ди-Го как
речная канонерская лодка "Чиань-Тунь". Одновременно корабль
носил японское название "Коцу". В 1942/1943 году лодка исключена
из списков флота и сдана на разборку.
Водоизмещение..........................................250
т.
Длина наибольшая......................................50,0
м.
Длина по ватерлинии.................................48,0
м.
Ширина корпуса..........................................9,5
м.
Ширина наибольшая...................................14,6
м.
Осадка.......................................................0,8/1,1
м.
1 паровая машина тройного расширения
Мощность механизмов................................400 л.с.
1 гребных колеса
Скорость максимальная..............................12,0
уз.
Вооружение:
1 52-мм. автоматическое орудие;
4 пулемета;
2 87-мм. бомбомета;
Экипаж.......................................................48
чел.
ВООРУЖЕННЫЕ РЕЧНЫЕ ПАРОХОДЫ "ЧИАНЬ-АНЬ", "ЧИАНЬ-НАНЬ",
"ЧИАНЬ-ПАЙ" И "ЧИАНЬ-ТАЙ"
Бывшие русские "номерные" речные колесные буксирные пароходы
(см."Чиань Пинь"). Прежние обозначения точно не установлены.
Все они построены в 1897 году на судостроительной верфи
фирмы "Хауторп, Лесли энд К" в Ньюкасле (Великобритания)
по заказу правления Китайской Восточной железной дороги
для своего Сунгарийского речного пароходства в серии из
одиннадцати однотипных единиц. В 1918 году проданы судовладельцем
китайской пароходной фирме. В сентябре 1926 года суда были
конфискованы китайским правительством и после переоборудования
зачислены в состав Сунгарийской военной флотилии как вооруженные
речные пароходы. "Чиань-Пай" и "Чиань-Тай" 11 октября 1929
года потоплены в Лахасусу (Тунцзян) советским речным монитором
"Сун-Ят-Сен". Пароход "Чиань-Нань" потоплен 30 октября на
Сунгари между Фугдином (Фуцзинем) и Фанцзятунем (Анцзитунем)
советским гидросамолетом "МР-1", базирующимся на плавучую
базу "Амур" из состава 63-й отдельной речной авиационной
эскадрилий ДВВФ. Пароход "Чиань-Ань" потоплен гидросамолетом
"МР-1" на следующий день в Фугдине вместе с канонерской
лодкой "Цзян-Хен". В 1932 году японцы подняли "Чиань-Ань"
и передали его манчжурам. В 1933 году судно прошло восстановительный
ремонт на судостроительной верфи фирмы "Кавасаки" в Харбине,
после чего зачислено в состав Императорского военного флота
Манчжу-Ди-Го как речная канонерская лодка "Чиань-Ань". Одновременно
корабль имел японское наименование "Кайма". К 1941 году
корабль был исключен из списков флота и сдан на слом.
Водоизмещение....................................247
т.
Длина наибольшая................................50,0 м.
Длина по ватерлинии...........................48,0 м.
Ширина корпуса....................................9,5 м.
Ширина наибольшая.............................14,6 м.
Осадка.................................................0,8/1,1
м.
1 паровая машина тройного расширения
Мощность механизмов.........................400 л.с.
2 гребных колеса
Скорость максимальная.......................8,0 уз.
Вооружение:
2 47-мм. автоматических орудия;
(на "Чинь-Ань" 1 52-мм. орудие)
2-3 пулемета;
2 87-мм. бомбомета;
Экипаж................................................48
чел.
ВООРУЖЕННЫЙ РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ "ЛИ-ЧУАНЬ"
Бывший русский "номерной" речной колесный буксирный пароход
(см. "Чиань-Пинь"). Прежнее обозначение точно не установлено.
Построен в 1897 году на судостроительной верфи фирмы "Хайтроп,
Лесли энд К" в Ньюкасле (Великобритания) по заказу правления
Китайской Восточной железной дороги для своего Сунгарийского
речного пароходства в серии из одиннадцати однотипных единиц.
В 1918 году продан судовладельцем китайской пароходной фирме.
В сентябре 1926 года судно было конфисковано китайским правительством
и после переоборудования и вооружения вошло в состав Сунгарийской
военной флотилии как вооруженный речной транспорт "Ли-Чуань".
30 октября 1929 года пароход потоплен в Фугдине (Фуцзине)
советским гидросамолетом "МР-1", базирующимся на плавучую
базу "Амур" из состава 63-й отдельной речной авиационной
эскадрилий ДВВФ. В 1932 году поднят японцами и передан ими
манчжурам. В 1933 году пароход прошел восстановительный
ремонт на судостроительной верфи фирмы "Кавасаки" в Харбине
(Манчжу-Ди-Го), после чего зачислен в состав Императорского
флота Манчжу-Ди-Го как речная канонерская лодка "Ли-Ци".
Одновременно корабль носил японское название "Рисей". К
1941 году лодка исключена из списков флота и сдана на разборку.
Водоизмещение..................................247 /
360 т.
Длина наибольшая..............................50,0 м.
Длина по ватерлинии.........................48,0 м.
Ширина корпуса..................................8,0 м.
Ширина наибольшая............................14,6 м.
Осадка...............................................0,9
м.
1 паровая машина тройного расширения
Мощность механизмов.......................1300 л.с.
2 гребных колеса
Скорость максимальная.....................7,5 уз.
Вооружение:
1 52-мм. автоматическое орудие;
2 пулемета;
ПЛАВУЧАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ БАТАРЕЯ "ДУН-И"
Бывшая стальная несамоходная сухогрузная баржа, построеннная
в 1927 году на судостроительной верфи фирмы "Кавасаки" в
Харбине (Китай) по заказу правления Южно-Манчжурийской железной
дороги для своего речного пароходства. После мобилизации
и вооружения вошла в состав Сунгарийской военной флотилии
как плавучая артиллерийская (несамоходная) батарея "Дун-И"
В некоторых источниках ошибочно классифицируется как "вооруженный
транспорт". 11 октября 1929 года в бою с советским речным
монитором "Сун-Ят-Сен" в Лахасусу (Тунцзяне) получила повреждения
и в таком состоянии в тот же день захвачена советскими войсками.
В качестве трофея уведена на Амур и в дальнейшем входила
в состав советской военной флотилии в своем первоначальном
качестве под обозначением "Х-42500". К 1945 году использовалась
в составе Краснознаменной Амурской военной флотилии в качестве
несамоходной плавучей базы "ПБ-2".
Водоизмещение..............................160 / 600
т.
Длина наибольшая..........................62,62 м.
Ширина корпуса.............................10,8 м.
Осадка..........................................0,35 / 1,28
м.
Вооружение:
2 120-мм. орудия;
2 76-мм. орудия;
1 40-мм. зенитный автомат;
Вооружение по советским данным:
2 52-мм. автоматических орудия;
2 47-мм. автоматических орудия;
1 40-мм. зенитный автомат;
2 пулемета;
3 87-мм. бомбомета.
ДОПОЛНЕНИЕ
В различных источниках имеются сведения о том, что в состав
китайской флотилии входил еще целый ряд кораблей и судов,
какие-либо дополнительные данные по которым, однако, отсутствуют.
В числе таких единиц источники называют речные канонерские
лодки "Фей-Пен" (водоизмещение 450 тонн) и "Хай-Чунь" вооруженные
пароходы "Хунь-Хо" (вспомогательная канонерская лодка -
?) и "Чиань-Чинь", а также до семнадцати невооруженных пароходов
и военных транспортов (в том числе "Ло-Хинь").
|