В то время как у больших боевых кораблей
и у крейсеров основными тактическими элементами являются
артиллерийское вооружение и бронирование, а торпедное вооружение
является второстепенным элементом, у миноносцев оно является
главным оружием. Значение этого оружия в дневное время выявилось
с особой ясностью в Ютландском сражении, когда германские
миноносцы своими атаками заставляли повернуть главные силы
английского флота. Чтобы иметь возможность произвести торпедную
атаку с возможно меньшей дистанции, миноносцы должны обладать
не только мореходностью на больших ходях, но и небольшими
размерами. Несмотря на это, на всех флотах размеры миноносцев
возросли, так как только при этом условии можно было удовлетворить
требованиям повышения скорости хода и района плавания.
Стремление создать превосходство в бою
приводило к непрерывному усилению артиллерийского вооружения.
Кроме того, рост водоизмещения вызывался и другими требованиями
- ставить мины заграждения, вести борьбу с подводными
лодками, с самолетами и пр.
Ввиду самых разнообразных задач, которые
во время войны возлагались на германские миноносцы, они
приобрели большое значение. Пришлось строить все новые и
новые миноносцы, что сильно загружало заводы. Поэтому в
дальнейшем необходимо более подробно остановиться на общем
развитии строительства миноносцев.
Самые старые миноносцы, несшие во время
войны службу по охране портов и побережья, имели водоизмещение
200 т, за исключением миноносцев типа D, которые считались
лидерами мелких миноносцев. Самый старый из них, D-1 (230т),
был построен в 1887 году, последний, D-10 заказанный в Англии
для опытов и сравнения с кораблями, построенными в Германии
- в 1898 году.*
Миноносец “Таку”, находившийся вначале
войны в Циндао, был построен в1898 году на заводе "Шихау"
для Китая. Но во время китайских событий в 1900 году он
был взят у Китая и включен в состав германского флота.
За время от 1887 до 1898 годов германский
флот строил миноносцы большого типа. Первый из них -
S-90 (впоследствии был переименован в Т-90**) — в 1900 г.
прибыл в Циндао. После потопления им японского крейсера
“Тахачихо” (3700 т) 17 октября 1914 года он выбросился на
берег и был подорван командой. S-90 имел водоизмещение в
400 т, 3 50-мм орудия и 345-см торпедных аппарата.
* D-2 назывался
“Алис Рузвельт”, но в сентябре 1915 года командование Флотом
Открытого Моря вернуло ему старое наименование - D-2.
** Когда в постройке
миноносцев дошли до номера 197, счет начался опять с номера
1; перед номером ставилась начальная буква завода строителя.
Все же старые миноносцы вплоть до номера 197, получили индекс
- Т.


Миноносец S-67
Развитие миноносцев шло по линии увеличения
водоизмещения до 1910 - 1911 годов. К этому времени
водоизмещение миноносцев дошло до 650 т; главное их вооружение
состояло из 2 88-мм орудий и 4 50-см торпедных аппаратов.
Затем тактические воззрения изменились.
Это обстоятельство и стремление сократить число кочегаров
привели к тому, что миноносцы постройки 1911 - 1913
гг. (V-1 - V-6, G-7 - G-12 и S-13 - S-24)
при том же вооружении имели водоизмещение только 524 т.
Вследствие уменьшения водоизмещения миноносцы стали более
короткими, следовательно, более поворотливыми, но зато они
имели очень тесные помещения и были менее мореходными. Теснота
привела к настолько неудобному размещению запаса топлива,
что в плохую погоду, особенно при сокращенном составе команды,
было невозможно израсходовать весь уголь, так как часть
его приходилось подавать в кочегарки из кормовых угольных
ям.
В 1913 году опять началось увеличение
водоизмещения. Во время войны оно сначала продолжало расти,
но затем начало сильно колебаться, так как за годы войны
строились и очень большие и очень маленькие миноносцы, так
называемые типа А. Размер последних обусловливался стремлением
к более быстрым темпам постройки, а при постройке первой
серии - и возможностью перевозки по железной дороге.
Миноносцы типа А заменили наиболее старые, уже небоеспособные,
малые миноносцы. Таким образом, тип малого миноносца не
умер, но развивался на базе новой техники. Как мы видим,
во время войны Германия, как и некоторые другие страны,
снова перешла к двум типам миноносцев. К миноносцам типа
А мы еще вернемся.
Миноносцы от V-1 до S-24 имели смешанное
отопление, но с 1915 года, за исключением некоторой части
миноносцев типа А, все новые миноносцы получили чисто нефтяное
отопление. Первая серия нефтяных миноносцев, от V-25 до
V-30, имела водоизмещение в 800 т и была вооружена 3 88-мм
орудиями и 6 50-мм торпедными аппаратами. Во время войны
только эти миноносцы рассматривались как полноценные боевые
единицы.
На миноносцах, начатых постройкой еще
в мирное время, водоизмещение, начиная с V-48, возросло
до 960 т. Вооружение осталось прежним. В начале войны было
заказано еще 48 миноносцев этого последнего довоенного типа:
от S-49 до S-66, от V-67 до V-84 и от G-85 до G-96. С этих
заказов в германском флоте, как и в других, началась усиленная
постройка миноносцев. Вскоре оказалось, что именно этот
класс военных кораблей очень пригоден для выполнения самых
разнообразных задач. Этим и объясняется возникновение во
время войны миноносцев разных типов, данные которых приведены
в таблице на стр.4 48 миноносцев, заказанных в 1914 году
во время мобилизации, должны были быть построены по чертежам
своих предшественников и получить чисто нефтяное отопление.
Из них 18 (S-49 - S-66) были заказаны у фирмы "Шихау",
18 (V-67 - V-84) у "Вулкана" и 12 (G-85 - G-96)
на верфи "Германия".
Вскоре возникли сомнения в том, удастся
ли обеспечить эти корабли необходимым количеством нефти.
Поэтому уже после того, как фирмы заказали все необходимые
им материалы, было решено оборудовать эти миноносцы под
угольное отопление. Но это потребовало бы изменения конструкции
кораблей и замены уже заказанных материалов другими и удлинило
бы срок готовности этих миноносцев на 4 - 5 месяцев. Хотя
потребность в нефти значительно возросла в связи с вступлением
в строй больших кораблей и включением в состав флота других
миноносцев с чисто нефтяным отоплением, такое удлинение
сроков готовности для всех миноносцев являлось неприемлемым.
Поэтому решили, что первые шесть миноносцев каждого завода
будут оборудованы одним чисто нефтяным и тремя чисто угольными
котлами. Все остальные миноносцы должны были строиться под
чисто нефтяное отопление. Это позволяло избежать увеличения
срока готовности на 4 - 5 месяцев для всех миноносцев, и
по крайней мере часть миноносцев (чисто нефтяные) сохраняла
намеченный район плавания в 2000 миль при 17 уз. У миноносцев
со смешанным отоплением район плавания при 17 уз достигал
лишь 1800 миль. Однако, более точные расчеты возможностей
снабжения военных кораблей нефтью показали, что наличных
запасов жидкого топлива и добычи его внутри страны (на ввоз
из заграницы нельзя было рассчитывать) не только хватит
до 1 марта 1915 года, но при запасе в 100000 т и благодаря
производству внутри страны потребность в жидком топливе
будет покрыта до января 1916 года. На основании этого и
по представлению командования Флота Открытого Моря был восстановлен
первоначальный вариант постройки этих миноносцев - с чисто
нефтяным отоплением. Восстановлением первоначального варианта
постройки, к сожалению, не удалось ликвидировать задержку
в сроке готовности этих миноносцев, так как только 9 ноября
1914 года фирма "Вулкан" и 20 ноября - "Шихау" получили
окончательное задание о переделке уже заказанных шести миноносцев
со смешанным отоплением на чисто нефтяное. В начале войны
удалось увеличить число миноносцев путем конфискации или
покупки целых кораблей и частей их, строившихся на частных
заводах для иностранных государств. Сюда относятся миноносцы,
приведенные в графах 3 и 4 таблицы (стр. 4). 4 миноносца,
G-101 - G-104, строились на верфи "Германия" для Аргентины.
Они были реквизированы 15 августа 1914 года и приобретены
для германского флота. Далее "Шихау" предложил достроить
9 русских эскадренных миноносцев, для которых была уже почти
готова значительная часть машин, котлов, штевней и т.п.*
Но это предложение было отклонено статс-секретарем по морским
делам, так как срок достройки - 18 месяцев - казался слишком
длительным; кроме того, считалось, что скорость этих кораблей
в 35 уз против 34 и 32 уз у миноносцев S-49 - G-96, заказанных
по мобилизации, не окупает значительного увеличения водоизмещения
(1500 т); к тому же их считали недостаточно поворотливыми
и не соответствующими требованиям немецкой тактики.
* Все русские эскадренные миноносцы
программы 1912 года строились в России, завод "Шихау"
изготовлял для некоторых из них котлы и механизмы - прим.
переводчика.
В то время еще не предвидели, что во время
войны будут строиться миноносцы еще значительно большего
водоизмещения. Заводы "Блом унд Фосс" и "Вулкан" также предложили
достроить по 2 больших миноносца (около 1300 т), заказанных
у них для русского флота, использовав уже готовые механизмы.
Ввиду краткости срока сдачи - февраль - апрель 1915 года
- германское морское ведомство выдало заказ на эти миноносцы,
В-97, В-98, V-99 и V-100. Кроме того, в середине октября
фирма "Блом и Фосс" по своему предложению получила
заказ еще на 2 таких же миноносца, механизмы для которых
были первоначально заказаны русским морским ведомством.
Эти миноносцы получили обозначения В-109 и В-110 и должны
были быть закончены постройкой через 8-9 месяцев. В январе
1915 года эта же фирма по своему предложению получила заказ
еще на два миноносца В-111 и В-112; в начале 1915 года она
предложила постройку еще четырех таких миноносцев с русскими
механизмами со сроками готовности с ноября 1915 года по
февраль 1916 года. Эти последние миноносцы должны были быть
оборудованы турбинами с зубчатой передачей для крейсерского
хода. Это дало бы экономию топлива в 20% и увеличило бы
район плавания ходом 20-уз с 2000 до 2500 миль. Такие миноносцы,
которые иначе не могли бы быть готовы до 1917 года, обеспечили
бы не только замену кораблей, потерянных во время войны,
но и быстрое усиление флота боеспособными миноносцами. Своевременное
изготовление для них торпедного и артиллерийского вооружения
в то время еще не представляло затруднений.
Таблица
1: Развитие типа большого миноносца в германском флоте
во время войны
Таблица
2: Миноносцы, находившиеся в постройке к началу 1915
года.

Но фирма связывала свое предложение условием:
она могла бы взяться за постройку этих четырех миноносцев,
если бы не получила намечавшегося в то время заказа на постройку
крейсера с чрезвычайно коротким сроком сдачи. Это условие
явилось причиной отклонения предложения. Кроме того, статс-секретарь
по морским делам считал, что не удастся укомплектовать эти
корабли личным составом, тем более что из-за отсутствия
офицеров пришлось уже вывести из строя 2-ю флотилию миноносцев
(Т-138 - Т-149, за исключением Т-148). Но эти миноносцы
были выведены из состава* Флота Открытого Моря, чтобы быть
использованными для охраны балтийского побережья. Таким
образом, в смысле экономии личного состава почти ничего
не было выиграно.
На верфи "Вулкан" строились для
Голландии еще 4 малых миноносца (серия 3 таблицы № 1) водоизмещением
350 т, со скоростью хода в 27 уз, со смешанным отоплением.
Эти миноносцы были конфискованы германским морским ведомством,
а взамен их фирма Nederlandsche Fabrik van Werktuigen en
Spoorwegmaterieel в Амстердаме начала для Голландии постройку
четырех миноносцев по чертежами указаниям фирмы "Вулкан".
Голландской фирме были сообщены результаты ходовых испытаний
первого миноносца германского флота в январе 1915 года.
Кроме того, фирма "Шихау" до начала войны строила
для германского флота два миноносца ? S-35 и S-36, которые
в июне 1914 года разрешили продать Греции. Взамен их фирма
"Шихау" обязалась построить два новых миноносца.
К началу войны они еще не были спущены на воду, поэтому
морское ведомство еще не имело права собственности на них.
Проданные миноносцы к началу войны были почти
готовы, но еще не сданы Греции. Поэтому 10 августа 1914
года их реквизировали, а заказ на постройку миноносцев,
стоявших на стапеле, аннулировали. Но фирме по ее предложению
было разрешено продолжать достройку этих миноносцев за свой
счет, причем германское морское ведомство не брало на себя
никаких обязательств по приобретению их после окончания
постройки.
В таблице .№ 2 приведены данные о миноносцах,
строившихся в начале 1915 года. Сюда не включены отдельные
миноносцы программы мирного времени, которые тогда заканчивались
вооружением.
В первые же месяцы войны стали поступать отзывы от действующего
флота о новых миноносцах, построенных еще в мирное время.
Довоенные выводы командования флотом о недостаточности дальности
плавания этих миноносцев подтвердились уже во время операций
части флота против английского побережья 15/16декабря 1914
года и 27/28 января 1915 года. В походе в декабре 1914 года
миноносцы находились в море около 48 часов и большую часть
этого времени шли с незначительной скоростью. Несмотря на
это, в ночь с 16 на 17 декабря они не смогли использовать
представившегося случая атаки, так как уже не имели достаточного
количества топлива. Если принять во внимание, что невозможно
дать миноносцам дальность плавания, достаточную для всех
случаев, и что дальность плавания германских миноносцев
была не меньше, чем у английских, то жалобы на недостаточность
дальности плавания нужно считать мало обоснованными, тем
более что командованию флотом были отлично известны все
эти данные.
Но морское ведомство немедленно приняло меры
к увеличению района плавания миноносцев. Миноносцы с угольным
или со смешанным отоплением для этого уже не годились, поэтому
решили произвести переделки как на плавающих, так и на строящихся
миноносцах с нефтяным отоплением.
Запас топлива на миноносцах, уже находившихся в строю, рассчитывался
так, чтобы при контрактном расходе топлива район плавания
17-узловым ходом достигал 2300 миль. Но в действительности
миноносцы не имели этого района плавания. Обычно действительный
расход топлива значительно превышал проектный уже на ходовых
испытаниях. В боевой же обстановке - на переменных ходях,
на малых ходах под всеми котлами, при неблагоприятных условиях
погоды, при недостаточно опытном личном составе - район
плавания оказывался еще меньшим, чем при пробных испытаниях.
Во время войны командование флотом на основании опыта сочло
нужным довести так называемую крейсерскую скорость с 17
уз до 20-21 уз. Поэтому следовало принять радикальные меры
для увеличения района плавания.
На последнем миноносце серии V - V-30, не
участвовавшем в операции 15/16декабря 1914 года, удалось,
еще до вступления его в строй, осуществить улучшение работы
нефтяных форсунок и гребных винтов. Благодаря этому и вследствие
установки специального клапана экономического хода, удалось
несколько уменьшить расход нефти. Эти мероприятия затем
осуществили и на других миноносцах. Кроме того, на плававших
и заканчивавшихся постройкой миноносцах увеличили запас
топлива путем приспособления под нефть пустующих бортовых
отсеков, примыкающих к поперечным нефтяным цистернам. В
связи с этим требовалось обеспечить нефтенепроницаемость
этих отсеков. На миноносцах, находившихся в более ранних
стадиях постройки, увеличение района плавания достигалось,
помимо увеличения запаса нефти, установкой более экономичных
механизмов для крейсерского хода - специальных турбин крейсерского
хода, либо удлинением главных турбин для лучшего использования
пара. "Вулкан" разработал очень удачный проект
второго варианта. Но в обоих случаях пришлось пойти на удлинение
миноносца на 3,5 м. Это удлинение дало возможность увеличить
вместимость нефтяных цистерн и установить 3 105-мм орудия
вместо прежних 3 88-мм орудий.
На основании военного опыта взгляды на тактическое применение
миноносцев подверглись изменениям. Миноносцы должны были
не только производить торпедные атаки на большие боевые
корабли, но и успешно вести артиллерийский бой с миноносцами
противника.
Миноносцы Н-145-146 (1918)

Миноносцы V-99-100 (1915)

Миноносцы G-101-104 (1918)

Снаряд английских 102-мм орудий весил 11,4
кг, а начальная скорость равнялась 860 метров в секунду
по сравнению с 9,5 кг и 850 метров в секунду германских
88-мм орудий. Благодаря вооружению 105-мм орудиями, германские
миноносцы могли получить значительное артиллерийское превосходство
над английскими, так как при одинаковой начальной скорости
снаряд германского 105-мм орудия весил 17,4 кг. После обсуждения
в инспекции торпедно-минного дела статс-секретарь по морским
делам распорядился вооружить тремя 105-мм орудиями все миноносцы,
которые должны были быть готовы с осени 1915 года.*
Удлинение миноносцев, по всей вероятности,
настолько благоприятно отразилось на их обводах, что, несмотря
на увеличение водоизмещения, скорость при той же мощности
механизмов снизилась только на 1 уз, а диаметр циркуляции
увеличился незначительно (с 350 до 370 м). Поэтому, принимая
во внимание значительное улучшение боевых качеств миноносцев
(увеличение района плавания и усиление артиллерии), с незначительным
уменьшением скорости решили примириться. Однако эти переделки
вызвали удлинение сроков готовности большей части миноносцев
на 2 месяца.
В марте 1915 года было решено удлинить
на 3,5 м миноносцы G-41, G-42, V-47, V-48, S-53 -
S-66, V-67 - V-84, G-85 - G-96. Устройством
новых нефтяных цистерн и путем
* Морской генеральный штаб поддержал
просьбу командующего морскими силами Балтийского моря вооружить
старые большие миноносцы более сильной артиллерией, необходимой
для борьбы с подводными лодками и для сторожевой службы в
Балтийском море, поскольку это допускали конструкция и остойчивость
кораблей. Старые миноносцы Т-120 - Т-131 должны были
вместо 3 50-мм орудий получить от 2 до 3 88-мм орудий; следующие
за ними миноносцы Т-132 - Т-149 имели уже кроме 3 50-мм
орудий по одному 88-мм орудию, а последующие по 2 88-мм орудия.
использования пустых бортовых отсеков,
удалось увеличить запас жидкого топлива на G-41 -
42 и G-85 - 96 с 236 до 325 куб. м, на V-47 -
48 с 231 до 385 куб.м, на V-67 - 84 с 203 до 317 куб.
м и на S-53 - 66 с 205 до 305 куб.м. Неудлиненные
миноносцы получили только по одной новой поперечной цистерне,
впереди носовой нефтяной цистерны, за счет уменьшения командных
помещений; путем использования, кроме того, еще и бортовых
отсеков удалось довести запас жидкого топлива на G-37 -
40 с 236 до 298 куб. м, на V-43 - 46 с 231 до 280
куб.м. и на S-49 - 52 с225 до 251 куб.м. Кроме того,
все новые миноносцы оборудовались для постановки мин заграждения..
С конца 1915 года большая часть старых миноносцев снабжалась
также тральными средствами, а впоследствии и параванами.
Задачи миноносцев становились все более разносторонними,
в связи с этим прибавлялись грузы, утяжелявшие корабли,
уменьшавшие скорость и район плавания и чрезмерно увеличивавшие
нагрузку личного состава и материальной части. На старых
миноносцах, например, на типе G, было изменено якорное устройство.
До того времени якорь у них не полностью убирался в клюз.
Затем пришлось на 1,5 м поднять мостик, расположенный слишком
далеко на носу, так как иначе при встречной волне, даже
при состоянии моря в 3 балла, водяные брызги и пена мешали
управлению кораблем. Такие дополнительные переделки и изменения
производились во время очередного ремонта миноносцев, но
они очень загружали верфи, тем более что работы следовало
производить так, чтобы корабли не выходили из строя на продолжительный
срок.
Миноносцы В, приведенные (серия 4 табл.
1), оборудовались успокоительными цистернами Фрама.
При заказе этих внеплановых миноносцев указывалось на нежелательность
применения таких устройств, но ввиду краткости сроков сдачи
не оставалось времени для переделки чертежей. Кроме того,
ввиду большой метацентрической высоты фирма считала необходимым
сохранить эти устройства для успокоения качки, хотя и не
давала никаких гарантий в достаточных результатах их действий.
Тип миноносца большого водоизмещения В, а также и приведенные
в таблице миноносцы G-101 - 104 полностью оправдали
себя во время войны и настолько отвечали требованиям военной
обстановки, что вскоре, весной 1916 года, были без всякого
колебания заказаны миноносцы еще большего водоизмещения
(более 2000 т), о которых сказано ниже.
После этой серии миноносцев увеличенного
водоизмещения в июле 1916 года на верфи "Шихау" заказали
три миноносца S-131-133, в июне 1916 года -
на верфи "Вулкан" шесть миноносцев V-125 - 130 нормального
водоизмещения.
Таблица 3
Обозначение |
Водоизмещение,т* |
Мощность на валу, л.с. |
Нагревательная поверхность котлов, кв.м. |
Скорость,уз |
Район плавания при скорости 20 уз**, мили
|
S-131-139 |
898 |
24000 |
2326 |
32 |
1830 |
V-140-144 |
907 |
24000 |
2386 |
32.5 |
1880 |
Н-145-147 |
1034 |
27000 |
2700 |
32.5 |
1840 |
* При половинном запасе топлива.
** В боевых условиях район плавания оказался
на 20-25 % ниже.
Это незначительное число заказанных миноносцев не удовлетворяло
морской генеральный штаб; он требовал ускоренной постройки
28 миноносцев, так как, по его мнению, заказанных до сих
пор кораблей не хватало для ведения длительной войны даже
при использовании действующим флотом не вполне боеспособных
старых миноносцев; кроме того, следовало учитывать необходимость
пополнения потерь. Но, несмотря на требование морского штаба,
учитывая перегруженность верфей, кроме указанных 9 миноносцев,
удалось заказать еще не 19, а 14, а именно: в октябре 1916
года у "Шихау" - 6 миноносцев (S-134 - 139),
у "Вулкана" - 5 (V-140 - 144) и в ноябре 1916
года у "Ховальдта" - 3 (Н-145 - 147). Последний
завод строил миноносцы по чертежам верфи "Германия" (в мае
1916 года верфь "Германия" передала ему проекты разработанные
ею для Болгарии), так как до сих пор "Ховальдта" не занимался
постройкой миноносцев. Основные данные кораблей этого заказа
приведены в таблице 3.
В связи с загрузкой заводов предусмотренная
и на этих миноносцах специальная турбинная установка с зубчатой
передачей для экономического хода на большинстве кораблей
не была осуществлена. Поэтому в апреле 1917 года поступил
приказ на миноносцах Н-145 - 147 этих установок не
ставить, тем более что существующая военная обстановка заставила
командующих торпедными силами придавать меньшее значение
району плавания, чем возможно более быстрым срокам вступления
в строй. Поэтому установка этих механизмов не была осуществлена
на последующих удлиненных миноносцах, машинные отделения
которых при перестройке уже были приспособлены для зубчатых
передач. Из изложенного видно, что после крупного заказа
миноносцев в начале войны, в 1915 и 1916 годах, верфи получили
в дальнейшем лишь небольшое число заказов. Несмотря на это,
сроки постройки миноносцев удлинялись.
Затруднения вызывались, с одной стороны,
чрезмерным количеством дополнительных изменений, с другой
- все увеличивающимися транспортными затруднениями.
Временами происходили перерывы в доставке угля, сырья и
полуфабрикатов, что вызывало задержки и запоздания работ
на верфях. Позже к этим обстоятельствам присоединилось считавшееся
первоочередным строительство подводных лодок и мелких кораблей,
а также затруднения с материалами.
В январе 1917 года на заседании комиссии
по распределению сырья представитель верховного командования
подполковник Бауэр предложил установить следующую очередность
по отпуску материалов: 1) боеприпасы. 2) колючая проволока,
3) железнодорожное имущество, 4) подводные лодки.
Эта очередность попросту исключила материалы
для миноносцев. Хотя статс-секретарю по морским делам (так
назывался в Германии морской министр; с 1897 года по март
1916 года эту должность занимал адмирал Тирпиц) удалось
добиться у верховного командования и главного управления
военной промышленности распоряжения об отпуске материалов
для постройки и ремонта подводных лодок (включая вооружение)
в первую очередь, но ему не удалось добиться того же для
миноносцев.
Кроме всего прочего, все расширяющиеся
верфи были перегружены постройкой большого числа малых кораблей
и производством чрезвычайно большого количества ремонтных
работ. В связи с этим размещать заказы на постройку миноносцев
стало вообще затруднительно. С другой стороны, стало заметно
ощущаться, что заказанных ранее миноносцев не хватит для
ведения столь неожиданно затянувшейся войны. Только в июне
и в июле 1917 года вновь были выданы заказы на постройку
миноносцев, а именно: на верфи "Германия" - на миноносцы
G-148 - 150, на императорской верфи в Вильгельмсгафене
на WW-151, на верфи "Шихау" на S-152 - 157, на верфи
"Вулкан" на V-158 - 165 и на верфи "Ховальдт" -
Н-166-169 - всего на 22 миноносца несколько
больших, в целях улучшения мореходных качеств по сравнению
с предыдущими, размеров.
Схема миноносца В-97


Верфь в Вильгельмсгафене, подобно "Ховальдту",
строила свой миноносец по чертежам верфи "Германия". По
указанным выше причинам, статс-секретарь уже не имел возможности
удовлетворить гораздо более обширные требования новых построек,
без ущерба для других столь же важных работ. Ввиду тяжелого
положения верфей и промышленности, рабочего вопроса и трудности
заготовки материалов, морское министерство указало морскому
генеральному штабу, что сейчас уже невозможно отстаивать
точку зрения, до сих пор господствовавшую в морских кругах
и гласившую, что все, что требуется, должно быть осуществлено.
Положение было следующее: летом 1917 года находилось в постройке,
не считая больших кораблей, 89 миноносцев всех типов (в
том числе миноносцы типа А и самые большие миноносцы), 226
подводных лодок, 46 тральщиков М, 36 мелкосидящих тральщиков
FM, 68 рыболовных пароходов, 96 моторных катеров. Находились
в строю и нуждались в исправном содержании, спешном ремонте
и переделках: 311 миноносцев, 170 подводных лодок, 777 рыболовных
пароходов, тральщиков и моторных катеров, 724 плавучих средства
всякого рода для обслуживания верфей, а, кроме того, прерыватели
заграждений, транспорты, вспомогательные крейсера, разные
вспомогательные суда, грузовые пароходы, особенно для перевозки
руды в Балтийском море. Не следовало забывать и о сильно
пониженной производительности труда рабочих.
Летом 1917 года для лучшего обеспечения
постройки подводных лодок было произведено распределение
верфей для постройки надводных кораблей и постройки подводных
лодок. На верфях, строивших подводные лодки, сохранялось
строительство надводных кораблей лишь в степени, допускавшей
рациональное использование мастерских и оборудования. Верфи
"Ховальдт" в Киле и "Шихау" в Данциге строили только миноносцы;
их же строила и верфь "Вулкан" в Штетине; миноносцы, строившиеся
на верфи "Вулкан" в Гамбурге, перевели в Штетин. В дальнейшем
заказы на новые миноносцы выдавались лишь указанным трем
верфям. В январе 1918г. были заказаны миноносцы: V-170 -
177. S-178 - 185, Н-186 - 193, в июне 1918 года:
Н-194 - 202, V-203 - 210 и S-211 - 223.
Все они представляли собой улучшенный тип заказа 1917 года.
На заказанных в 1918 году миноносцах впервые применили в
качестве главных механизмов турбины с зубчатой передачей.
Вооружение их усилили с 3 до 4-105-мм орудий. Исходя
из тех соображений, что после введения на германских миноносцах
105-мм орудий англичане вскоре перейдут на своих эскадренных
миноносцах на 120-мм калибр, командование флотом высказало
пожелание об установке на миноносцах орудий калибра 125-130-мм.
Однако остался калибр 105-мм. Это произошло не только из-за
опасения удлинения сроков готовности миноносцев в связи
с переходом на новый калибр, но и из-за того, что на миноносцах
нормального водоизмещения нельзя было бы установить более
тяжелые 125-мм орудия. Вместо 4-105-мморудий можно
было бы установить 3-125-мм орудия с соответствующим
боезапасом лишь при условии уменьшения запаса топлива на
35 т, т.е. сокращения района плавания на 200 миль, иначе
пришлось бы увеличить размеры миноносцев, а следовательно,
увеличить и мощность механизмов примерно на 4000 л.с., что
в свою очередь потребовало бы увеличения запаса топлива
или уменьшения района плавания и скорости. Но к этому времени
(начало 1918 года) командующий торпедными силами придавал
больше значения скорости, чем району плавания. Наконец,
от новой конструкции отказались и потому, что это отозвалось
бы отрицательно на производстве орудий. Поэтому статс-секретарь
решил, что на заказанных миноносцах будут установлены 105-мм
орудия.
Из изложенного мы видим, что эволюция
миноносцев, происходившая в общем под знаком непрерывного
роста водоизмещения, дважды прерывалась: в начале и в середине
войны. Ввиду хороших качеств построенных в начале войны
внеплановых миноносцев большого водоизмещения, предназначавшихся
для России и Аргентины, в 1916 году заказали уже упомянутые
12 больших миноносцев водоизмещением свыше 2000 т, вооруженных
4 150-мм орудиями и 4 60-см торпедными аппаратами (S-113
- 115, V-116 - 118, G-119 - 121 и В-122
- 124). К сожалению, из них незадолго до заключения
перемирия вступили в строй только S-113 и V-116, так что
ни один из этих миноносцев не участвовал в военных действиях.
Эти корабли представили бы собой тип, который не только
значительно превзошел бы новейшие английские эскадренные
миноносцы и лидеры, вооруженные 5-120-мм орудиями,
но и восполнил бы ощутимую брешь, выразившуюся в отсутствии
мореходных кораблей, способных на ведение дальней разведки
без поддержки более сильных кораблей.
Правда, по мнению действующего флота,
проектная скорость этих кораблей не позволила бы им уходить
от быстроходных английских кораблей. Но оборудование этих
миноносцев всеми устройствами, которые действующий флот
считал необходимыми, вызвало такую нагрузку, что оказалось
невозможным обеспечить требуемую скорость хода. Это обстоятельство
повторялось почти на всех типах миноносцев. Поэтому в 1918
году инспекция минно-торпедного дела разработала новый проект
будущего большого миноносца с большой скоростью хода при
ограничении некоторых требований, предъявленных действующим
флотом. На одном заседании у командования Флотом Открытого
Моря в августе 1918 года было установлено, что артиллерийское
вооружение будущих миноносцев большого типа должно состоять
не из четырех, а из трех 150-мм орудий длиной в 45 калибров.
Кроме того, обсуждался вопрос о значительном
сокращении всех устройств, инвентаря и материалов. Но так
как к постройке этих миноносцев не приступали, то излишне
было бы касаться этих подробностей.
В сентябре 1914 года на верфи "Вулкан"
были заказаны малые миноносцы типа А, предназначенные для
действий из баз на бельгийском побережье. Их в разобранном
виде перевезли по железной дороге в Антверпен и там собрали
на конфискованной верфи "Хобокен". Было заказано 25 миноносцев,
А-1 - А-25 (тип А -1), водоизмещением около 110т.
Они могли использоваться также для постановки мин и в качестве
тральщиков. Основные данные этих миноносцев следующие: водоизмещение:
110 т; торпедное вооружение: 2 45-см аппарата; артиллерийское
вооружение: 1 50-мм орудие и 2пулемета; минное вооружение:
4 мины и трал; механизмы: 1 поршневая машина; котлы: 2 котла
с угольным отоплением; скорость хода: 19 уз; район плавания:
900 миль при скорости 12,5 уз и 440 миль при скорости 19
уз; экипаж: 28 человек.
Из этих 25 миноносцев 16 прибыли на побережье
Фландрии, где успешно работали как заградители, тральщики
и уборщики противолодочных сетей.
Остальные 9 использовались при школе подводного
плавания, во вспомогательной флотилии тральщиков Балтийского
моря и при портовой флотилии в Киле.
Потребность в малых кораблях для борьбы
с подводными лодками, для тральной службы и других специальных
целей возросла чрезмерно, но для этого не имело смысла продолжать
строить миноносцы типа AI, так как ввиду незначительной
мореходности и недостаточной скорости хода они оказались
непригодными для выполнения разнообразнейших задач, возлагавшихся
на них. Поэтому пришлось отказаться от слишком большого
разнообразия задач при использовании малых миноносцев, в
результате чего сняли торпедное вооружение с миноносца типа
А, а также со старых миноносцев Т, применявшихся только
в качестве тральщиков и посыльных кораблей, тем более что
торпедные аппараты могли быть с большей пользой использованы
на других кораблях.
Малые миноносцы типа Т водоизмещением
в 100-200 т, построенные в 1883-1898 годах,
были, вследствие ветхости, еще менее годились для действия,
чем миноносцы типа AI. И тем не менее командование в Северном
море противилось смене портовой флотилии на Гельголанде,
состоявшей из миноносцев Т-82 - 84 и Т-86, которые
предполагалось перевести в Балтийское море в качестве тральщиков,
миноносцами типа AI, так как последние считались недостаточно
мореходными для плавания в районе Гельголанда и выполнения
задач. Но так как потребность в малых миноносцах все росла,
а миноносцы типа AI не удовлетворяли требованиям, то в конце
1915 года и позже, в середине 1916 года, было заказано 30
миноносцев типа AII с лучшими мореходными качествами, сильнее
вооруженных, с большей скоростью и с большим районом плавания.
В декабре 1915 года верфи "Шихау" заказали А-26 -
А-49, а в июле 1916 года А-50 - А-55.
Основные данные миноносцев типа АII следующие:
водоизмещение: 220 т; торпедное вооружение: 1 45-см аппарат;
артиллерийское вооружение: 2 88-мм орудия и 1 пулемет; минное
вооружение: мины и трал; механизмы: 1 турбина мощностью
3500 л.с.; котлы: 1 с нефтяным отоплением; скорость хода:
24 узла; район плавания: 640 миль при 20 узлах; экипаж:
32 человека.
12 из этих миноносцев - частью по
железной дороге, частью морем - прибыли во Фландрию
взамен миноносцев AI. Остальные использовались в составе
кадровых и вспомогательных флотилий траления. А-51 перевезли
из Эльбинга в Полу. Там он был собран в июле 1917 года и
вошел в строй в качестве посыльного корабля для перевозки
почты, личного состава и грузов между Пола и Каттаро.
Острая потребность в малых миноносцах,
в особенности для охраны торговли в Балтийском море, вызвала
необходимость нового заказа миноносцев типа А еще в 1916
году. Повышенные тактические требования привели к разработке
еще более усовершенствованного типа AIII. В июле 1916 года
верфи "Вулкан" в Штетине заказали миноносцы этого типа А-56
- А-67; в июле 1916 года верфи "Шихау" - А-68 - А-73; ей
же в августе 1916года -А-74 - А-79. После этого были даны
заказы на вторую серию этих миноносцев: верфи "Вулкан" в
Штетине - А-80 - А-82 и верфи "Ховальдт" - А-83 - А-85 в
марте 1917 года, верфи "Вулкан" - А-86 - А-91 в июле 1917
года и верфи "Шихау" - А-92 - А-95 также в июле 1917 года.
Основные данные миноносцев типа AIII следующие: водоизмещение:
350 т; торпедное вооружение: 1 45-см аппарат; артиллерийское
вооружение: 2 88-мм орудия и 2 пулемета; минное вооружение:
мины и трал; механизмы: 2 турбины общей мощностью 6000 л.с.;
котлы: 2 с нефтяным отоплением; скорость хода: 25узлов;
район 25 узлов; район плавания: 800 миль при 20 узлах; экипаж:
46 человек.
Миноносцы А-1-25 (1915)

Миноносцы А-26-55 (1917)

Миноносцы А-56-67 (1918)

Миноносцы V-105-108 (1915)

Большая часть этих миноносцев вошла в состав
флотилии по охране торговли в Балтийском море. Остальные
были использованы Флотом Открытого Моря в соединениях траления.
А-82 был отправлен в Полу.
В июне 1918 года снова было заказано 18
миноносцев типа AIII (А-96 - А-113) на верфи "Вулкан" в
Штетине. Но их постройку закончить не удалось. Морской генеральный
штаб, который не удовлетворился числом заказанных миноносцев,
потребовал в августе 1918 года заказа еще более значительного
количества этих кораблей, но ввиду затруднений по постройке
уже заказанных он отказался от своего требования, в связи
с прекращением всех работ, мешавших осуществлению программы
строительства подводных лодок.
В таблице 4 приведены основные размеры
и средние данные ходовых испытаний больших и малых миноносцев,
законченных постройкой во время войны. Следующие миноносцы
не закончили постройкой, и после окончания войны разобрали
или переделали в суда мирного назначения: большие - S-114
и S-115, V-117 и V-118, G-119 - G-121, В-122 - В-124, V-140
- V-144, Н-147 (впоследствии передан Франции). G-148 - G-150,
WW-151, S-152- S-157, V-158 - V-165, H-166 - H-169, V-170
- V-177, S-178 - S-185, H-186 - H-202, V-203 - V-210, S-211
- S-223 - всего 92, и малые - А-67, А-83 - А-85, А-96 -
А-113 - всего 22.
Таблица
4: Данные о миноносцах, построенных во время войны.
Таблица
5: Количество заказанных во время войны миноносцев.
Таблица
6: Общее число миноносцев, заказанных и переданных флоту
во время войны.
Распределение
миноносцев германского флота к началу сентября 1918 г.
|