"Зееланд", 1976
г.
Сразу по окончании Второй мировой войны и возрождения
независимости Нидерландов, перед страной возникла
необходимость обеспечения своей обороноспособности,
что и вызвало к жизни новые военно-морские программы.
Уже в ноябре 1945 г. Адмиралтейство выработало план,
который был предложен военно-морскому министру. План
предполагал создание трех оперативных соединений в
составе 1 легкого авианосца, 2 легких крейсеров и
8 эсминцев. Финансовые трудности помешали выполнению
этой амбициозной программы. Таким образом, была создана
более выполнимая программа, сокращенная до необходимых
потребностей. Созданное в 1946 г., и подчиненное Адмиралтейству,
проектное бюро вскоре предоставило программу строительства
флота, предполагавшую строительство 6 эсминцев до
1952 г. и 6 последующих с 1953 по 1955 гг. Заказаны
корабли должны были быть, соответственно, в 1948 и
1950 гг. Выдерживание указанных сроков было невозможным,
в основном из-за военных разрушений, парализовавших
голландскую промышленность. В 1950 г. программа развития
флота получила окончательный вид. Предусматривалась
закупка или строительство авианосца ("Карел Доорман"),
2 легких крейсеров ("Де Рюйтер" и "Де Зевен Провинсиен"),
12 эсминцев (4 типа "Холланд" и 8 типа "Фрисланд"),
12 эскортных миноносцев (американских или английских),
6 фрегатов (типа "Вольф"), 8 корветов (австралийских),
6 подводных лодок (голландской постройки и английских),
68 тральщиков (типов "Онверсагд", "Доккум", "Вильдерванк",
"Беемстер" и "Ван Стрелен"), 5 морских охотников (типа
"Бальдер"), а также вспомогательных судов и самолетов.
В 1950 г. выполнение программы стало возможным благодаря американской программе военной взаимопомощи. Проектными работами руководил тогдашний военно-морской министр вице-адмирал Моорман. Не затрачивая времени, он взялся за дело, и 21 апреля 1950 г. в Роттердаме на верфи RDM (Rotterdamse Droogdok Maatdchaappij) был заложен первый эсминец - "Холланд".
Характеристика проекта
"Холланд"
Специально спроектированных для океанской противолодочной
службы, эсминцы типа "Холланд" были первыми представителями
своего класса во флотах европейских государств, не
имевшими торпедного вооружения против надводных кораблей.
Тактико-техническое задание проекта было следующим:
"Фрисланд"
- Осуществлять противолодочную оборону корабельных
соединений и конвоев.
- "Охотиться" на подводные лодки в одиночку, а также
совместно с вертолетами и самолетами в составе противолодочных
поисково-ударных групп.
- Содействовать оборонительным завесам оперативных
соединений и конвоев.
- Защищать оперативные соединения и конвои от атак
надводных кораблей противника.
Корабли типа "Холланд" были оснащены главными механизмами,
спроектированными для гораздо меньших по размерам
эсминцев, что стало причиной некоторого ограничения
водоизмещения максимальной скорости, сравнительно
с их развитием - эсминцами типа "Фрисланд". Два комплекта
турбин были изготовлены еще до войны для кораблей
типа "Герард Калленбург", еще два заказаны в Германии.
Несмотря на это, на испытаниях была достигнута скорость
40,3 узла, хотя часть вооружения не была установлена.
Основная разница между типами "Холланд" и "Фрисланд"
состояла в увеличенных габаритах и мощности механизмов
последних, которая была аналогична с мощностью американских
эсминцев типа "Гиринг". Скорость "Фрисландов" на испытаниях
составила 42,8 узла.
Обводы корпуса обоих типов напоминали современные
им британские эсминцы. Исключительным для кораблей
таких размеров было использование бортового и палубного
бронирования, чтобы избежать повреждений от близких
разрывов авиабомб. Много внимания было уделено разделению
корпуса и обеспечению водонепроницаемости. В конструкции
и наборе корпуса была применена сталь высокого сопротивления
марки А52, которая подтвердила свое качество в довоенных
проектах. Для того, чтобы уменьшить вес надстроек,
там, где была возможность, были использованы алюминиевые
сплавы. Что касается применения электросварки, то
это был первый пример ее использования на голландских
верфях.
Испытания носовой дымовой трубы, встроенной в решетчатую четырехногую мачту, в аэродинамической трубе, привели к созданию единого для эсминцев, крейсеров и авианосца ("Карел Доорман") проекта трубы. К моменту окончания постройки "Холланда" радары воздушного обнаружения были еще на стадии доработки, так что вначале все четыре корабля были оборудованы одинарными мачтами, которые в 1955 г. были заменены решетчатыми структурами, антенны радаров типов DA-01 и LW-02 окончательно были смонтированы в 1957-58 гг. Увеличенный таким образом вес и осадка корпуса были причиной сокращения легкой зенитной артиллерии до одноствольного 40-мм автомата, установленного перед второй дымовой трубой.
"Лимбург", 1975
г.
Большие длина корпуса и водоизмещение типа "Фрисланд"
позволили установить более сильную легкую зенитную
артиллерию из четырех 40-мм автоматов вокруг кормовой
надстройки с решетчатой мачтой, а два таких же аввтомата
разместить перед мостиком.
Вооружение
Чтобы справиться с поставленным заданием обороны от подлодок надводных кораблей противника, эсминцы должны были иметь мощное артиллерийское и противолодочное вооружение. Избранные для этого спаренные 120-мм орудийные установки "Бофорс" были полностью автоматическими, с радиолокационным наведением, сос корострельностью 45 выстрелов в минуту (на каждый ствол) и углами вертикального наведения от -10° до +85°. В конце пятидесятых годов было предложено заменить артиллерию на пусковые установки управляемых ракет, но пропозиция не дождалась реализации. Дополнительно усиливать силу обороны должны были 40-мм пушки, представлявшие собой модификацию стандартных автоматов, повсеместно применявшихся союзниками во время Второй мировой войны. Их скорострельность составляла 120 выстрелов в минуту, а углы возвышения стволов от -5° до +90°. Основной задачей эсминцев была борьба с подводными лодками. Сонар большого радиуса действия и электронное оборудование делало их в этой борьбе грозными противниками. Четырехствольный реактивный бомбомет калибра 375 мм "Бофорс" был задуман специально для типов "Холланд" и "Фрисланд". Бомбомет весил 7, 3 т и имел в погребе стандартный боезапас из 8 выстрелов, которые могли быть заряжены за 3 секунды (все 4 трубы установки). Бомбы выстреливались с секундными интервалами. Корабли обоих типов имели также 2 бомбосбрасывателя для глубинных бомб. Для обеспечения освещения поля боя были установлены 103-мм установки для пуска осветительных ракет. В 1960 г. "Утрехт" получил два четырехтрубных торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами калибра 533 мм, размещенных побортно на верхней палубе. Ввиду быстрого развития противолодочного оружия, это решение было признано неудачным, и вскоре торпедные аппараты были демонтированы.
Электронное оборудование
Корабли обоих типов получили всеобъемлющее радиоэлектронное оборудование, в основном национальной конструкции и изготовления. LW-02 был радаром обнаружения воздушных целей первого поколения. Антенна размерами 7,8*4,25 м весила 4700 кг. РЛС позволяла обнаруживать самолеты на расстоянии 100 миль. Радар DA-01 предназначался для распознавания воздушных целей и был установлен на типах "Холланд" и "Фрисланд" в 1957-58 гг. Весил он около 980 кг и позволял опознать самолет с размерами истребителя (площадью поверхности 2 м2) с расстояния 50 миль. Голландские радары обнаружения надводных целей имели похождий вид, не отличаясь от LW-02 и DA-01. Первый из них, ZW-01, был принят на вооружение в 1954 г. и был широко использован голландским и западногерманским военными флотами. Тип М-45 был системой второго поколения, состоящей из обзорного интегрального радара и тарелкообразного рефлектора для наведения артиллерии среднего и малого калибров и механической системы управления огнем. Сонар типа 162 облучал дно импульсами с целью обнаружения подводных лодок, которые отображались на интегральном мониторе РЛС. Он использовался с 1948 г. Сонар типа 170В был принят на вооружение в 1957 г. Он давал целеуказание для акустических торпед и позволял использование радиолокационной и визуальной информации для обнаружения перископов только что погрузившихся подводных лодок.
Механизмы
Эсминцы типа "Холланд" были оснащены двумя турбоагрегатами "Веркспоор" с встроенным редуктором (ТЗА), пар к которым производили 4 котла Бабкока. Мощность составляла 45000 л.с. Винты на 2 валах вращались со скоростью до 370 оборотов в минуту. Дальность плавания достигала 4000 миль при скорости 18 узлов. Тип "Фрисланд" имел похожую механическую установку, разница состояла в мощности, которая составляла 60000 л.с. Оба корабля имели 2 руля.
Ход службы
Эсминцы обоих типов были среди первых единиц голландского флота, принявших участие в операциях после завершения корейской войны, особенно, если речь идет о кампании в Голландской Новой Гвинее. После получения Индонезией независимости в 1949 г. голландская часть Новой Гвинеи и далее оставалась колонией. В конце 1960 г. индонезийские силы пытались высадиться на остров. Голландские вооруженные силы были отправлены в этот регион, чтобы предотвратить подобные претензии и навести порядок. Голландский флот выслал авианосец "Карел Доорман" и некоторое количество вспомогательных единиц, в том числе эсминцы. Из описываемых типов в 1961-62 гг. были отправлены: "Гронинген", "Лимбург", "Утрехт", "Фрисланд" и "Оверэйссел". Голландская Новая Гвинея была передана Индонезии 1 ноября 1962 г. В течении некоторого времени все эсминцы типа "Фрисланд" совершили плавания в районе Голландских Карибских островов. "Оверэйссел" и "Роттердам" совершили по пять таких походов. Первым был выведен в резерв "Гельдерланд" в 1973 г., служа до 1988 г. в качестве базового учебного корабля в Амстердаме. Продан на слом в 1994 г. "Норд Брабант" был серьезно поврежден во время аварии 9.01.1974. Повреждения были слишком велики, чтобы их имело смысл устранять; корабль был исключен из списков флота и двумя месяцами спустя продан на слом. "Дренте" пострадал во время сильного пожара носового котельного отделения 12 ноября 1980 г. Погибло два члена экипажа. Повреждения были так велики, что было решено исключить корабль из состава флота.
Оценка проекта
Проекта рассмотренных в статье эсминцев необходимо признать очень удачным. Они были величавыми кораблями со стройными обводами, однако получившими также всеобщую известность из-за сильной бортовой и килевой качки. Их ласково называли "рабочими лошадками" флота. Их средний срок службы составлял 20-25 лет. Многие члены экипажей до сих пор вспоминают службы на этих кораблях. Не без причины акцентируется внимание на том, что есть что-то романтичной в службе на эсминцах.
По исключении из состава голландского флота большинство
кораблей продано в Перу. Часть из них служит там до
сегодняшнего дня.
|