Воспоминания И. К. Григоровича публикуются в
сокращении по кн.: Григорович И.К. Воспоминания
бывшего морского министра / Сост. И.Ф. Цветков. СПб.:
Дева, 1993.
Даты до 1 января 1918г. даны по старому стилю.)
"Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия,
иногда вспоминай о нем, кто так много думал о тебе..."
- такие слова выбиты на могиле последнего морского
министра Российской Империи адмирала И.К. Григоровича,
урна с прахом которого покоится в земле французского
города Ментона. Тот, кому Россия обязана возрождением
военно-морских сил после катастрофы в русско-японской
войне, о могуществе Родины думал много и плодотворно.
Биография Ивана Константиновича Григоровича, офицера
и адмирала, а потом морского министра, изучена хорошо,
поэтому прежде чем предоставить слово ему самому,
напомним лишь главные ее вехи. Родился И. К. Григорович
26 января 1853 года в Петербурге в семье потомственного
дворянина командира 5-го Флотского экипажа капитана
1 ранга (впоследствии контрадмирала) Константина Ивановича
Григоровича. В 18-летнем возрасте поступил в Морской
корпус, который окончил три года спустя. Получив звание
гардемарина, после годичной корабельной практики был
произведен в мичманы (1875 г.). Будучи уже лейтенантом,
впервые вступил в самостоятельное командование небольшим
пароходом (портовое судно "Колдунчик"; 1883 г.). В
последующем И.К. Григорович служил на многих кораблях,
но этот в его флотской судьбе занял особое место.
В чине капитана 2 ранга Иван Константинович состоял
морским агентом (военно-морским атташе; 1896-1898
гг.) в Великобритании, затем вынужден был отправиться
во Францию (1899 г.), но не на дипломатическую, а
вновь на корабельную службу. В Тулоне на верфи "Форж
э Шантье" строился для России эскадренный броненосец
"Цесаревич", командиром которого и назначили И.К.
Григоровича. На этом корабле, ставшем одним из лучших
в 1-й эскадре Тихого океана, будущий военный министр
(в то время он уже имел звание капитана 1 ранга) встретил
русско-японскую войну. В апреле 1904 года он становится
командиром Порт-Артурского порта и производится в
контр-адмиралы. После окончания русско-японской войны
Иван Константинович был начальником штаба командующего
Черноморским флотом, командиром порта императора Александра
III и Кронштадтского порта,
военным губернатором г. Кронштадта, товарищем (заместителем)
морского министра. 19 марта 1911 года император Николай
II издал указ о назначении
вице-адмирала И.К. Григоровича на пост морского министра.
Русский
флот на протяжении своего существования имел немало выдающихся
флотоводцев и мореплавателей, деятельных адмиралов. Можно
назвать достаточно много имен решительных и грамотных командиров
кораблей и соединений, проявивших себя в ту же
русско-японскую войну, при обороне Порт-Артура, в которой отличился
Григорович. Но среди них имелись и такие, кто, добравшись до
министерского кабинета под шпилем Адмиралтейства, воспринимали
свое назначение как заключительную ступень карьеры, когда и
желать более нечего, кроме почета и покоя. Велико было искушение
превратить должность министра в синекуру, устраивать на теплое
местечко родных и близких. Бывали случаи, когда кабинет морского
министра превращался для иных его хозяев в "черпак",
вылавливающий из потока казенных финансовых средств "личные
сбережения". Интересы дела, государства, обороны страны
становились для такого министра лишь способом отдыха от
утомительных балов, пиров, других развлечений. Григорович был
человеком в высшей степени воздержанным, что
способствовало его профессиональной деятельности. Менее чем за
десять лет Балтийский флот, от которого после русско-японской войны
остались только рожки да ножки, возродился заново. Появились
новые линкоры, крейсеры и эсминцы, подводные лодки, тральщики и
минные заградители, дальнобойные береговые батареи,
гидропланы. Были воспитаны деятельные адмиралы, инициативные офицеры,
обучены матросы-специалисты. В 1914 году война не застала врасплох
балтийцев, столица надежно была защищена с моря. Но об этом подробно
в воспоминаниях нашего героя, которые и представляются читателям
{1}. Добавим лишь некоторые детали из биографии И.К.
Григоровича. "Закончив свою служебную деятельность в 1917
г[оду] по случаю революции, - как отмечал он
впоследствии, - я решил написать о моей жизни и
службе во флоте" {2}. В это время (1917-1923 гг.),
уволившись в отставку, Иван Константинович работал то научным
сотрудником в Морской исторической комиссии, то старшим
архивариусом в Морском архиве, пока осенью 1924 года не уехал за
границу для срочной и сложной операции. Вдали от России, во
Франции, он и умер в нищете 3 марта 1930 года. [24]
Год
1914-й
1
января 1914 года я назначен членом
Государственного совета, что было мне очень приятно, так как
теперь смогу принимать участие в серьезных делах и в заседаниях
Совета.
С
весны этого года стали вступать в строй новые корабли
судостроительных программ 1911 года (Черноморской) и 1912
года (Балтийской).
Наибольшее
беспокойство вызывают механизмы подводных лодок, заказанные за
границею... и мне сдается, что механизмы сильно запоздают, а это
будет досадно, так как корпуса лодок идут хорошо.
Строительные
работы во всех портах двигаются очень быстро, в особенности в порте
Императора Петра Великого {3}. Оба дока (в Кронштадте и Севастополе)
будут закончены в течение этого года. Работы по крепости Императора
Петра Великого развертываются по всей программе строительства
благодаря энергичной деятельности назначенного туда комендантом
вице-адмирала A.M. Герасимова. Гарнизон
формируется из всех родов оружия. В Севастополе приступают к
постройке здания Морского корпуса, деньги на него ассигнованы, и моя
мечта исполняется. Кажущееся политическое затишье начинает
беспокоить.
И.К.Григорович Портрет работы
художника П.Н. БАЖАНОВА
У
нас флот не готов - я говорю о новых судах - да это
и невозможно было бы требовать, так как ассигнования были
даны лишь в 1912 году. Это знает и государь, которому я неоднократно
докладывал, когда можно будет рассчитывать на полную готовность
судов. Не готова и крепость Императора Петра Великого. Я уверен лишь
в одном, что бригада линейных кораблей будет сдана еще в этом году, а
также часть эскадренных миноносцев. Первыми будут миноносцы
Металлического завода, несмотря на то, что завод этот никогда никаких
судов прежде не строил. Хуже всего обстоят дела у Путиловского
завода, сильно запаздывают также подводные лодки, о чем я уже говорил
раньше.
Аварийный
док в Кронштадте готов и в присутствии государя императора открыт,
что очень важно для наших дредноутов, которые по прибытии из
Петербурга должны быть введены туда для осмотра подводных частей
и винтов. Командиры кораблей все молодые капитаны 1 ранга, но
жаль, что не все прошли школу последовательного командования
судами (по их величине), это очень важно, так как нельзя командовать
кораблем в 23 000 т после миноносца в 500 т.
В
Черном море линейный корабль "Императрица Мария"
сильно подвигается вперед, вторым будет дредноут "Екатерина
II". На этом заводе дело
несколько хуже, но делается все, что возможно. С миноносцами все
очень хорошо, в худшем положении те корабли, которые строятся
Невским и Путиловским заводами, и это происходит потому, что
механизмы для них (турбины) заказаны за границей, так как у нас до
сих пор не могут выделывать роторов, но я надеюсь, что и это
производство у нас будет развито.
Царицынский
завод подвигается, ожидаются станки, заказанные в Англии,
которые должны быть доставлены морским путем через Черное море,
таким же путем ожидаются механизмы для линейных кораблей
"Екатерина II" и "Александр
III". Хотя этот путь и дешевле, и
проще, так как по железной дороге трудно из-за габаритов на путях
везти крупные предметы, но более рискованный - легче
потерять все отправленное от случайной или злостной аварии, а на
последнее найдется много охотников, только бы задержать готовность
нашей возрождающейся морской силы. В особенности в проливах надо
быть осторожными, и во всяком случае отправление должно быть
секретным, о чем я уже говорил с директорами заводов.
С
орудиями для новых судов дело идет довольно хорошо, но со снарядами
для них туго и в первое время будет ощущаться их нехватка.
Заводы все еще дают большой процент брака. Какая тут причина
сказать трудно, но все они жалуются на чрезмерные требования,
а мне кажется, что здесь просто недостаточная приспособленность
производства, а отчасти расчет на уступки со стороны
Морского ведомства, к которым так привыкли наши заводчики.
Поднимается
вопрос о создании для Морского министерства нового
порохового завода, так как одного Шлиссельбургского недостаточно, а
на заводы Военного ведомства рассчитывать трудно - у них у
самих большие потребности в порохе.
Есть
еще и другая потребность - создание отдельного завода для
выделки самодвижущихся мин, но это пока не так остро, во всяком
случае хорошо иметь специальные заводы для выделки всего,
что нужно флоту, но заводы частные, создание которых легче и
скорее, чем казенных. Кроме того, строить их нужно подальше от
столицы и ближе к тем источникам, откуда получается сырой
материал, а не так, как теперь, когда материал везется за тысячи
верст расстояния, отчего происходят проволочка и увеличение
стоимости всех изделий. Как на разительный пример укажу на
уголь: здесь на севере выгоднее выписывать [25] заграничный уголь,
чем русский, который обходится дороже английского.
Ввиду все ухудшающегося политического положения Морской Генеральный штаб, а
также командующий Морскими силами Балтийского моря
принимают все необходимые предостережения и указывают
на принятие таковых же мер в Черном море.
Крепостной район Ревель - Порккалаудд ограничивается
линией запрета для летательных аппаратов, жители выселяются
из мест расположения проектируемых укреплений, приступают
к работе по сооружению пороховых складов вдали от
моря и под защитой береговой возвышенности, прокладываются
крепостные железнодорожные пути. Вместе с этим отчуждаются
участки земель, необходимые для крепостного плацдарма.
Крепостной совет при Морском Генеральном штабе успешно
заказывает все необходимое для крепости. Не забывается
и минная оборона, заказываются минные заграждения,
суда-заградители усиленно практикуются в постановке
мин и находятся вблизи возможных районов их боевой
работы согласно утвержденному плану военных действий,
который, как уже сказано, для Балтики разработан идеально
общим трудом Морского Генерального штаба и штаба командующего
Морскими силами Балтийского моря. Наконец, утверждено
и положение о штабе командующего Морскими силами,
выработанное опытом нескольких лет плавания.
Яхта морского министра "Нева"
(на втором плане; на первом - императорская яхта "Александрия")
Не
забывается и воздухоплавание, идет его тренировка. Служба
связи работает без отказа, и все благодаря кипучей деятельности
адмирала Н.О. фон Эссена {4} и его помощников.
Наши
союзники и согласители (Англия) шевелятся, ожидается прибытие
английской эскадры, а также и президента Французской республики.
В июне 1914 года в Кронштадт прибыла английская эскадра из четырех броненосных
крейсеров новейшего типа под командою адмирала Д.
Битти {5}. Цель посещения, по
моему мнению, это демонстрирование морской силы и
непримиримого отношения к Германии, а также ознакомление
с водами Балтики, где, может быть, скоро начнутся
военные действия. Кроме того, адмирал Битти, вероятно,
имел особую секретную миссию к английскому послу,
которую нельзя было доверить ни почте, ни даже лицам,
могущим привезти ее с корабля на берег, так как за
действиями английского правительства, нашей союзницы
Франции и нами зорко следили немцы, имея всюду своих
агентов и шпионов.
Морской министр И.К.Григорович
в учебном минном отряде
Пребывание
эскадры в Кронштадте сопровождалось рядом празднеств и приемов как
при дворе, так и городом, посольствами и пр[очими], и, я думаю, наши
гости были довольны оказанным им вниманием. Суда эскадры
были подробно осмотрены нашими инженерами, специально
командированными на них с разрешения адмирала Битти.
Вскоре
после отбытия английской эскадры в последующем июле месяце
прибыл президент Французской республики г-н Р. Пуанкаре
{6}. Встреча была торжественной, государь император вышел в
море на яхте "Александрия" у Петергофа. Его сопровождала
[26] свита, в числе [других] был и я, назначенный государем
приветствовать президента с прибытием. При подходе французского
крейсера под флагом президента я на катере е.и.в. отправился
исполнять поручение монарха и вместе с тем, чтобы привезти
президента на яхту "Александрия", которая встала на
малом рейде вблизи французской эскадры. По прибытии г-на
Пуанкаре и обмене приветствиями яхта "Александрия"
снялась с якоря и в сопровождении яхты "Нева" отбыла
в Петергоф под брейд-вымпелом государя императора.
В Петергофе президент был встречен почетным караулом
Гвардейского экипажа и в сопровождении государя отбыл
во дворец, где были приготовлены помещения для президента.
И.К. Григорович на достроечной
стенке Путиловского завода после спуска эскадренного
миноносца "Новик"
Прощание
и уход французской эскадры закончились при мирной, но весьма
напряженной обстановке, а через несколько дней началась
война, разгорелся мировой пожар, которого мало кто хотел, а
предотвратить оный не сумели, и он распространился в таких
размерах, о которых никто не думал, но тушить его было уже поздно.
Президент Французской республики еле-еле успел благополучно
проскочить на родину.
17
июля 1914 г[ода] была объявлена
мобилизация армии и флота, причем указ о ее проведении был составлен
Военным министерством, в котором о флоте вообще забыли, и не
будь за несколько дней до войны у е.и.в. в момент приема
некоторых министров, то мы опоздали бы выполнить план
подготовки к военным действиям.
Флот
был хорошо подготовлен к началу военных действий. Боевые
суда Морского корпуса отделились от корпусного отряда еще до
мобилизации и вошли в состав действующего боевого флота,
сам отряд расформирован, а кадеты и гардемарины возвращены в
Петербург. Корабельные гардемарины и юнкера флота были
представлены к производству в мичманы для усиления
офицерского состава.
19
июля объявили о разрыве с Германией, и
военные действия начались (Манифест от 20 июля 1914 г.), а через
несколько дней такой же акт последовал и по отношению к
Австро-Венгрии.
И.К.Григорович за рабочим
столом в библиотеке Морского министерства
Как
Черноморский флот, так и Сибирская [военная] флотилия, а равно и
Амурская были тоже мобилизованы. О всех действиях на Балтике
сообщалось из Морского Генерального штаба, но ввиду
возможности избежать разрыва с Турцией, а также чтобы не
стеснять судоходство, приказа ставить минное заграждение в Черном
море не было, однако рекомендовано не прозевать вовремя его
поставить при возможном разрыве с Оттоманской империею.
Командующие
Морскими силами автоматически на основании Морского устава
сделались командующими флотами и из моего подчинения отошли
- Балтийский флот под начальство командующего Северным
фронтом, а Черноморский - к Верховному главнокомандующему,
которым был назначен великий князь Николай Николаевич {7}.
Сибирская же флотилия осталась под моим начальством.
Ввиду
вышедшего незадолго перед войной, хотя и не объявленного до
войны, закона о судовой повинности оба командующих забрали
некоторое количество пароходов для вспомогательной службы и
подвижных лазаретов. В Черном море были взяты для наблюдения
за действиями турок быстроходные пароходы Русского общества
пароходства и торговли, которые несколько [27] раз в неделю
ходили к Константинополю и должны были телеграммами сообщать все, ими
усмотренное и подозрительное по отношению к морскому театру
войны. На обоих морях усиливают число тралящих судов, пополняя
количество их взятыми на основании указанного закона о
судовой повинности.
Мною
отдан приказ, напоминающий личному составу Министерства и
его учреждениям об их обязанностях по отношению к действующим
флотам, а также указано и на слабость последних (приказ № 319/242 от
27 июля 1914 г.).
Постройку
судов в Петрограде и Николаеве, а равно в Ревеле начинаю
торопить, и самым беспокойным остается вопрос о подводных лодках
из-за неготовности механизмов у Нобеля и невозможности
теперь получить их из-за границы (Германии). Но Морской
Генеральный штаб вывел меня из этого затруднительного положения,
предложив для первых лодок снять моторы с амурских канонерок,
заказав для них новые на заводе в Харькове. Я с этим
согласился, и по получении распоряжения моторы были сняты и
отправлены с такой быстротой, что я вынужден был благодарить
личный состав флотилии за отличное исполнение данного ему
поручения (приказ № 376/275 от 19 августа 1914 г.).
Обуховский
завод, часто и долго бастовавший и задерживавший постройку новых
судов, после объявления войны столь дружно и продуктивно
приступил к работам, что за четыре месяца нагнал все упущенное
им и сдал заказы в установленные ранее сроки (приказ № 576/144
от 24 декабря 1914 г.).
Вследствие
начала войны издан ряд законов, связанных с военными действиями.
Окончательно одобрен закон о судовой повинности, утверждены указы о
применении правил морской войны и госпитальных судах, положения
о верховном начальнике санитарной и эвакуационной части, о
службе связи, о военнопленных, о вольноопределяющихся во
флоте, о временном усилении штата Морского Генерального штаба,
об управлении заводами морского ведомства и др.
Турция начинает чинить разные затруднения нашему
судоходству в Черном море и, задерживая пароходы,
производит их тщательный досмотр. Вследствие, вероятно,
инструкции из Берлина без всякой нужды задержан пароход,
на котором шли станки для нашего строящегося артиллерийского
завода в Царицыне, а это будет большой задержкой в
его готовности, если пароход не будет выпущен, так
как изготовление новых станков потребует времени не
менее года, а завод должен быть готовым в 1915 году.
Из-за этой задержки запоздает изготовление орудий
для строящихся крейсеров-дредноутов в Балтике.
Император Николай II (в центре)
и морской министр И.К. Григорович на открытии сухого
дока имени цесаревича Алексея в Кронштадте
В
Константинополь прорвались германские крейсера "Гебен"
и "Бреслау", чем сразу усилился турецкий флот, так
как выйти обратно им, конечно, не удастся, а действовать
теперь они будут под Оттоманским флагом, а может быть, и под
своим. Первый из них очень сильный по вооружению, ходу и
бронированию. В Черное море Морской Генеральный штаб все время,
до самого последнего момента, сообщал о необходимости принятия
различных мер предосторожности, когда 16 октября последовал
разрыв с Турцией без объявления войны в результате
бомбардировки Севастополя с "Гебена" и обстрела
других портов с крейсера "Бреслау", а также нападения
турецких кораблей на наши суда, стоявшие в Одессе.
К
сожалению, хотя нападение и было совершено без объявления войны,
как это случилось в Порт-Артуре {8}, штаб Черноморского
флота был недостаточно подготовлен, чтобы предотвратить такое
нападение. У Севастополя крепостное минное заграждение, по
которому шел "Гебен", не действовало, а в других портах
вообще не было поставлено, хотя в последние дни все признаки уже
указывали на предстоящий разрыв. Транспорт "Прут" с
минами на борту был послан не по своему специальному назначению
в Ялту и вызван в Севастополь лишь тогда, когда в море уже
действовали германские крейсера. Вследствие этого, не желая
попасть в руки неприятеля, транспорт был взорван командой. В Одессе
потоплена миной канонерская лодка "Донец", в море
захвачены наши коммерческие пароходы.
По
плану военных действий, составленному Генеральным штабом, флот должен
был задержать противника не дольше чем на две недели, пока
войска не будут отмобилизованы, а в последующем на него
вообще не рассчитывали. Между тем указанный срок [28] давно прошел, а
флот все более проявляет свою инициативу, усиливаясь и
осуществляя смелые набеги. Правда, этому способствует один из
наших союзников - Англия, которая панически действует на
германский флот, сдерживая его главные силы от активных
действий в Балтике, а суда резерва Германии уже не так страшны для
нашего смелого и лихого адмирала Н.О. фон Эссена.
Во
Владивостоке приняты также меры против случайных нападений каких-либо
германских судов. Приняты такие же меры и на Амурской флотилии
по отношению к Китаю, и те канонерские лодки, на которых были
сняты моторы для подводных лодок, теперь вооружены.
Лишаясь
возможности подвоза грузов из-за границы морем и по
железным дорогам и имея лишь один дальний путь для их доставки по
Сибирской железной дороге из Владивостока, пришлось обратить
внимание на Архангельск, в котором начались работы по сооружению
пристаней на левом берегу Северной Двины, и вооружению некоторых
пунктов прибрежия и самого города.
Морской
Генеральный штаб начал детально разрабатывать план указанной обороны.
Повеление о постройке пути на Мурман и о переделке
узкоколейного пути Вологда - Архангельск на
ширококолейный последовало слишком поздно. Как жаль, что то, о чем
так много писали, не было в свое время исполнено, и наш Север
был совершенно заброшен.
В
Черном море образуется транспортная флотилия для возможных десантных
операций, и начальником назначен контр-адмирал А.А. Хоменко,
место пребывания флотилии - Одесса. На Дунай командируются
некоторые морские чины для содействия сербам и охраны дунайских
устьев от действий австрийских канонерских лодок и минных судов.
Хочу
еще раз высказать, что наш Морской Генеральный штаб все
предусматривает и служит украшением ведомства, и я в нем имею
неоценимых помощников во всех направлениях - как в военных
действиях, так и в административной службе министерства. Все это
молодые образованные офицеры, любящие флот и преданные ему, далекие
от всяческих интриг.
Ввиду 200-летнего юбилея Гангутского сражения готовившийся для этого торжества
линейный корабль "Гангут" теперь поставлен в свою
очередь и первым пойдет без опоздания линейный корабль
"Севастополь". Работы на всех кораблях идут успешно,
также успешно идет постройка эллингов для броненосных
крейсеров. Я принял все меры, чтобы хотя бы два крейсера
были готовы к 1916 году, все четыре должны были быть
готовыми к осени 1916 года, но так как число мастеровых
уменьшилось из-за других надобностей, а вспомогательные
заводы заняты более срочными работами, как для нас,
так и для военного ведомства в особенности, то придется
мириться с некоторой задержкою. Но относительно миноносцев
и подводных лодок все меры приняты для их скорого
изготовления. В этом все заводы мне содействуют, за
исключением Путиловского, который все еще в стадии
подготовительных мероприятий и работает плохо.
Осмотр установки двигателей
на подводной лодке
В
Черном море спущены второй линейный корабль "Император
Александр II ряд миноносцев и подводных
лодок, моторы на последние начинают прибывать, они перебираются
и устанавливаются на место.
Государь после моих докладов посетил один из заканчивающихся
линейных кораблей для Балтийского моря и, подробно
осмотрев оный ("Петропавловск"), остался доволен.
Встреча французской делегации

Год
1915-й
Появление
германских крейсеров в Балтийском море, приближавшихся к
Финскому заливу и Моонзунду, а также к Рижскому заливу,
заставило командующего флотом принять самые решительные
меры к оборудованию обороны Моонзунда и подступов к нему со
стороны моря, как с юга, так и с севера. Там утверждается
Моонзундская минная позиция, которая кроме [29] минного заграждения
вооружается артиллериею, правда, на первое время
небольшого калибра из имеемых в запасе пушек, снятых с
разбившегося у Эренсгрунда германского крейсера.
Неудобство
стоянки минных судов в необорудованных гаванях заставило
подумать о сооружении минных баз, и таковые начинают
осуществляться с избранием береговой полосы у Рогекюля. Там
предположено построить защищенную гавань с пристанями и
соединить ее рельсовым путем с веткой Балтийской дороги от
станции Гапсаль. На берегу же планируется устроить все
необходимое для снабжения миноносцев. Представленный план
мною одобрен, к работе и к заготовлению материалов для базы
приступают. Одновременно назначается начальник позиции и
утверждается ее штат.
Постепенно
развивается оборонительная позиция Ревель- Порккалаудд,
спешным порядком вооружается и финляндский берег.
Обстоятельства заставляют вынести эту оборону еще дальше на
запад по финляндскому побережию и вооружить незащищенные Аландские
острова, которые, к нашему сожалению, по существовавшим
трактатам мы не имели права вооружать в мирное время, дабы
избежать осложнений со Швециею. Там так же, как и в Моонзунде,
устанавливается позиционный пункт во главе с начальником и
необходимым личным составом. Для вооружения готовятся
запасные судовые орудия малого калибра, а вместе с тем срочно
заказываются в Америке серия орудий среднего калибра и
необходимый запас снарядов.
Все
заказы за границей в союзных и нейтральных государствах
делаются через наших морских агентов, в помощь которым
командируются офицеры-специалисты.
Слабость
нашей Северной армии и ожидание натиска немцев, равно и десантов со
стороны Германии, заставляют военное начальство просить нашего
содействия и учредить две вооруженные позиции: одну на Западной
Двине и другую на Чудском озере, что сейчас делается
назначением туда личного состава и мелких судов, взятых на озере
по судовой повинности.
Вопрос об Архангельске с каждым днем становится настолько серьезным, что срочно
заставляет принимать меры, дабы обеспечить способность
этого порта принимать прибывающие к нам грузы: для
нас в основном уголь для будущих навигаций, но главным
образом грузы для военного ведомства, делающего громадные
заказы за границей, так как, хотя они и "были готовы
к войне", на самом деле оказались неготовыми по всем
частям. Морское министерство продолжает совместно
с Министерством торговли и промышленности оборудование
как самого порта Архангельск, так и всего Беломорского
района. Вместе с этим отсутствие у нас ледоколов заставляет
покупать таковые за границей, хотя это и не вполне
настоящие ледоколы, а способные разбивать лед пароходы,
укомплектовывая их личным составом.
И.К.Григорович вместе с французскими и английскими
офицерами на борту эскадренного миноносца "Цесаревич"
Тулон, Франция
Все
указанные здесь потребности в личном составе ложатся тяжелым
бременем на Морское министерство, и, хотя уже много офицеров
призвано из запаса, все-таки приходится выделять их из
числа личного состава наших действующих флотов, главным
образом, конечно, из Балтийского, а также из Амурской и
Сибирской флотилий.
В
Черном море часть офицеров выделяется на Дунай, где образуется
флотилия. В действующую армию командируются команды от
флота и Гвардейского экипажа для образования речных
флотилий, необходимых для постановки мин и охраны мостов. Одним
словом, морское ведомство помимо своего прямого назначения
снабжает военное ведомство всем, что только оно просит, и в
редких случаях отказывает. Оно дает офицеров, нижних чинов,
шлюпки, мины и малые орудия.
Для
усиления подводных сил на обоих морях пришлось взять из Владивостока
наиболее исправные лодки, первым делом в Черное море, а потом в
Балтийское с одновременным приказанием срочно продолжать
ремонт остальных лодок во Владивостоке. В Черном море
старые лодки все пришли в негодность, чего не случилось в Балтике,
где они, хотя и старше и больше плавали, но все-таки с началом
войны могли еще действовать. Хорошо, что новые лодки уже
начинают поступать.
В
Балтийском море все службы связи сведены под единое начальство и
назначен начальник службы связи Балтийского флота в чине
контрадмирала. В Белом море также организованы служба
связи и дивизион тралящих судов, так как на путях
пароходов были обнаружены мины, вероятно, поставленные с мелких
парусных судов, а может быть, и с подводных лодок. Там же
организуется транспортная флотилия, необходимая [30] для подвоза
материалов, провизии и боеприпасов.
Таким
образом, несмотря на ход военных действий, организация обороны
продолжается по указаниям опыта боевых действий и
потребностям флотов.
В
Черном море большое событие - первый наш дредноут
"Императрица Мария" благополучно и к радости всего
флота прибыл из Николаева в Севастополь. Корабль этот строился менее
четырех лет, при этом нужно принять во внимание, что до его
постройки в Николаеве не было даже эллинга, и все создано вместе
с кораблем. Следующий дредноут "Императрица Екатерина II",
я думаю, будет готов к осени этого года.
В
Балтийском море усиленно осуществляется авиационное дело с береговыми
специалистами, а также переделывается один из взятых
пароходов по судовой повинности под плавучую базу "Орлица".
Увеличивается
число тралящих судов, которые делятся на отряды и составляют
дивизионы тралящих судов под начальством одного флагмана.
Тралы и способы траления все время усовершенствуются. Но на Черном
море и эта отрасль боевой защиты налаживается не так
продуктивно, как на Балтике.
Сильно
беспокоит меня недовоз угля и нехватка металла для строительства
судов. Министерство торговли и промышленности не принимает
тех мер, которые следует немедленно сделать. Например, в
Петрограде продолжает строиться дом, на который идет колоссальное
количество стали (балки, перекрытия и пр.), а на заводах,
выделывающих боевые материалы, не хватает металла, станков и
другого оборудования. То же самое с углем - Петроград весь
горит от электрического света, и никто не думает уменьшить норму
отпуска электроэнергии, что в значительной степени сократило бы
расход угля.
Недостаток
вооружения армии и нехватка боевого материала для нас, а
также увеличение морского вооружения и новые требования войны
заставили меня сделать заказы за границей, главным
образом в Англии и Америке, а для исполнения этих заказов
на местах образованы особые комиссии из специалистов.
В
этом году уничтожен резерв флота, это было необходимо сделать,
так как выяснилась непригодность к боевой службе на судах многих
штаб- и обер-офицеров, которых, однако, необходимо еще удержать на
службе для разных поручений и береговой службы в портах.
Открыта
и стала функционировать школа плавания, устроенная на
Красном пруде в Ораниенбауме. Эта школа под руководством
начальника нашей строевой команды обучает инструкторов по
плаванию для флота, что крайне необходимо, так как на судах
много нижних чинов не умеют плавать и недостаток этот следует
побороть. Необходимо, чтобы все нижние чины умели плавать, что
очень важно в военное время. Жаль только, что не делали этого
раньше. В школе обучают плаванию в платье и с амунициею. То же
самое, но намного раньше мною было устроено в Морском
корпусе, в бассейне. Такой же бассейн, но с искусственной волной
будет сделан в здании строящегося Морского корпуса в
Севастополе.
Военные действия на море совершенно изменили учебное плавание гардемарин, и
оно теперь сведено к следующему: младшие классы отпускаются
в отпуск, а те, кто не может уехать, остаются в Петрограде
и помещаются в казармах Петергофской гавани, откуда
они выходят на катерах для катания на веслах и под
парусами, а в казармах идут разные занятия науками.
Средний класс отправляется в плавание в Тихий океан
на специально взятом и оборудованном для этого транспорте
Добровольного флота. Старший класс проходит артиллерийскую
и минную стрельбу в Транзунде и Бьерке на выделенном
специально крейсере первого резерва и с миноносцев.
После этого они производятся в корабельные гардемарины,
а затем в мичманы. Такай же порядок установлен и для
гардемарин Отдельных гардемаринских классов, но в
водах Тихого океана они плавают зимой. Для кадет Морского
корпуса взято еще несколько задержанных в результате
войны отличных шхун, на которых они курсируют во всякую
погоду по маршруту Бьерке - Кронштадт.
Надгробная плита на могиле И.К. Григоровича
Дабы
увеличить число подводных лодок, постройка которых идет
успешно, насколько позволяют средства, Англия выслала к нам четыре
лодки, из которых три благополучно прошли проливы, а четвертая
потерпела крушение и была расстреляна немцами. На лодки
назначены в помощь английским офицерам наши офицеры подводного
плавания. В Ревеле для жилья им отведено старое судно "Двина",
где у них теперь будет база.
Кроме
того, мною заказаны в Америке через Металлический завод пять
подводных лодок малого тоннажа, которые должны прибыть в разобранном
виде и будут собираться у нас на Балтийском заводе.
Текущий
ремонт судов исполняется без перерыва по очереди, указываемой
командующим флотом, в портах Кронштадта и Петрограда, а также на
частных заводах Ревеля и Гельсингфорса (то же в Черном море).
Крейсер
"Аскольд", плававший [31] в начале войны в Тихом и
Индийском океане, переведен в Средиземное море, где находится в
распоряжении флагмана в составе кораблей союзной эскадры у
Дарданелл и, как передают, приносит пользу. Я разрешил следовать ему
в Тулон для ремонта котлов и механизмов. К сожалению,
командир крейсера, который был отличным офицером в боевой
морской обстановке, оказался совершенно непригодным при береговой
службе, распустил офицеров и команду, вследствие чего на
крейсере имели место беспорядки...
Ставший
у Одессы на мель турецкий крейсер снят с нее усилиями завода Русского
общества пароходства и торговли (РОПиТ) и отдан в ремонт
этому же заводу, получив название "Прут" вместо
взорванного в море между Ялтой и Севастополем нашего минного
заградителя с таким же названием, не пожелавшего попасть в руки
неприятеля в первый день открытия военных действий с Турцией и
захваченного этим событием врасплох на переходе.
Тяжелой
утратой этого года была смерть, унесшая незабвенного
вдохновителя моряков и командующего Балтийским флотом
Николая Оттовича фон Эссена. Адмирал жил и думал лишь о флоте, ему
подчиненном, нисколько не берег себя, сильно простудился весной
и через несколько дней скончался.
Помимо
неизбежных потерь в судовом составе во время военных действий
("Паллада", "Енисей", несколько миноносцев
и тральщиков, взорвавшего себя транспорта "Прут")
бесславно погиб крейсер "Жемчуг", стоявший на рейде в
отсутствие командира, съехавшего с него на берег на ночь. Я
считаю, что это единственная темная точка на светлом фоне боевой
жизни флота и в его омелой службе в эту ужасную войну, смывшую пятна
последней кампании {9}.
В
общем могу сказать, что весь 1915 год для флота был экзаменом его
подготовленности к войне, жаль только, что ассигнования на
строительство флота вышли через шесть лет после окончания
японской войны, получив же деньги двумя или тремя годами раньше,
мы имели бы такую силу на море, что могли бы вести не только
оборонительную войну на Балтике. Может быть, я и ошибаюсь, но, во
всяком случае, надо быть благодарными личному составу флота за
его боевую честную службу и в этих условиях. Я лично приношу
всем мое сердечное спасибо, ибо лишь благодаря его храбрости и
мужеству я получил в этом году высочайший рескрипт за
плодотворную службу флоту.
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Работу над мемуарами И.К. Григорович завершил в 1922 г.
Рукопись представляла собой объемную стопу исписанных карандашом
листов и длительное время хранилась невостребованной в семейном
архиве наследников адмирала. В 1993 г. ее подготовил к
изданию отдельной книжкой флотский историк И.Ф. Цветков.
2
Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского
министра. С. 18.
3
Имеется в виду строительство военно-морской базы
Балтийского флота и морской крепости с сухопутной линией обороны
в Ревеле (Таллин).
4
Эссен Николай Оттович (1860- 1915) - адмирал
(1913). С 1909 г. начальник Морских сил Балтийского флота, с
1911 г. командующий Балтийским флотом.
5
Битги Дейвид (1871-1936) - адмирал британского
флота. Во время Первой мировой войны командовал эскадрой линейных
крейсеров. В 1919-1927 гг. - первый морской лорд
(начальник главного морского штаба) Великобритании.
6
Пуанкаре Раймон (1860-1934) - французский
политический и государственный деятель. В 1913-
1920 гг. - президент Франции.
7
Николай Николаевич Младший (1856-1929) -
великий князь, генерал от кавалерии (1901). В Первую мировую
войну Верховный главнокомандующий (1914-1915),
главнокомандующий войсками Кавказского фронта
(1915-1917).
8
Нападение японского флота в ночь на 27 января (9 февраля) на
русскую эскадру, что явилось началом войны 1904-1905 гг.
между Россией и Японией.
9 Имеется в виду поражение России от Японии в войне
1904-1905 гг.
Публикацию
подготовил А.В. СМИРНОВ
(г.
Кронштадт)
Иллюстрации из книги: Григорович И.К. Воспоминания
бывшего морского министра.
|