Идея составления настоящего каталога, который я предлагаю
на суд почтенного сообщества маринистов, заключается в создании
своего рода производственного портрета судостроительных предприятий
СССР/России.
Стапельный (строительный, заводской) номер несет в себе сугубо
производственную функцию - его присвоение означает открытие
на заводе заказа на строительство конкретного корабля, судна
или иного плавучего объекта. Это еще не значит, что данное
сооружение будет построено. Известно немало случаев, когда
корабль намечался к строительству, но в строй не входил. Это
могло могло произойти как в результате прекращения постройки
по тем или иным причинам, после чего корабль сдавался на слом,
так и при изменении кораблестроительных программ, или же перегрузке
заводских мощностей. Корабль мог при этом даже не быть заложенным.
Таким образом, настоящий каталог становится не только объективным
показателем деятельности судостроительной промышленности государства
в т.с. экономической плоскости: его анализ весьма достоверно
позволяет установить также и намерения руководства
страны на любом отрезке эпохи. При этом не следует считать
вышесказанное относящимся исключительно к военному флоту.
Динамика строительства судов определенных классов, будь то
танкеры или лесовозы, также может немало поведать о тех мероприятиях,
которые действуют или планируются в торгово-экономическом
или геополитическом направлениях.
Как правило, присвоенный номер уже не переходил на новый
объект, вне зависимости от того, происходило ли списание на
данный номер каких-либо материалов или зарплаты. Определение
"как правило" я употребляю здесь потому, что есть
несколько случаев, когда один и тот же номер при- надлежал
разным кораблям. Скажем, №№374 и 375 на николаевском заводе
№198/444 в 1940 г при- надлежали ПЛ С-61 и С-62 XVI серии,
а после войны - КРЛ "Дзержинский" и "Адмирал
Нахимов" пр.№68-бис.
Также, №№6 и 9 на ССЗ №199 обычно показывают принадлежащим
ЭМ пр.№30-бис, хотя иногда можно встретить их "закрепление"
за СКР пр.№29-П.
Причина подобных накладок мне не ясна - ведь это означает,
что на архивной полке рядом должны встать 2 дела под одним
и тем же номером.
Но наряду с призводственной функцией, стапельный номер может
служить также и инструментом географической привязки. Например,
иногда в тексте книги или статьи его можно встретить рядом
с названием корабля, но при этом наименование завода-строителя
не указывается. Интересующийся, таким образом, получает возможность
привязать данный конкретный корабль к соответствующему заводу-строителю.
Кроме того, появляется возможность проследить этапы строительства
корабля и в том случае, если оно осуществлялось на нескольких
заводах. Например, 8 ПЛ XV-й серии были заложены на ССЗ №112,
затем 6 из них перевели на ССЗ №402, а в итоге 7 были достроены
на ССЗ №196. При этом на каждом заводе они получали свой номер.
Любопытен и такой факт. В довоенные годы порядок присвоения
стапельных номеров относительно соответствовал датам закладки.
С 40-х же годов почти повсеместно отмечается их использование
по принципу лото: номера кораблей более поздней постройки
нередко оказываются более низкими. К тому же немало случаев
использования номеров своеобразными группами, - см, например,
№№ ПЛ 613-го проекта на "Красном Сормове" или АПЛ
на СМП. Никаких логических объяснений, кроме как попытка запутать
"супостатов" мне до сих пор найти не удалось.
То же самое можно сказать и о нумерации судостроительных
заводов. Как известно, в предвоенные годы все предприятия,
работавшие "на войну", имели - вне зависимости от
отраслевой подчиненности - цифровой номер. В ходе объединений,
разъединений, переподчинений, эвакуаций и пр, эти номера "гуляли"
как известные домашние животные. Поэтому для некоторых ССЗ
указаны двойные №№ (например, николаевские заводы - 198/444
и 200/445). Кроме того, подчас встречается номер, отличающийся
от общепринятого только порядком цифр, например, феодосийский
ССЗ №831 может быть упомянутым как №183, а хабаровский №368
- как №638.
В подобных случаях, не будучи уверенным в достоверности того
или иного факта или варианта, равно как и обладая возможностью
надежно "вывести среднюю", я предпочитаю указывать
все, что на данный момент мне известно. Таким образом, наглядно
иллюстрируется принцип Геродота: Я обязан сообщать обо
всем, что слышал, но верить всему не обязан.
Всем тем, чьими архивами я в разное время пользовался при
сборе материалов, я приношу свою искреннюю благодарность.
Кроме того, хочу попросить каждого, кто пожелает высказать
свои предложения и замечания, равно как и исправить выявляемые
ошибки и неточности, сделать это администрации сайта или по
адресу:
korvet_99@hotmail.com
|