| Не
секрет, что в период смены исторических приоритетов забываются
вчерашние подвиги. Приятно видеть как появление серьезных
работ, посвященных «белой борьбе под Андреевским флагом»»,
так и борьбе с большевизмом в целом. Но при этом из поля
зрения выпадает трагический эпизод в истории нашего флота
– его «украинизация» в период конца 1917 до конца 1918 гг.,
закончившийся расколом и самоубийством части кораблей в
бухте Новороссийска. Среди причин, приведших к этой трагедии,
позиция "самостийной Украины", объявившей о своем
суверенитете над Крымом, Севастополем и флотом была не последней.
Если раньше официальная историография по «новороссийскому
эпизоду» исчислялась десятками монографий (типа «Ленин и
флот», «Исполняя приказ Ленина» и тд), статей, спектаклей
и фильмов («Гибель эскадры»), то сейчас маятник качнулся
в другую сторону. А в середине 90-х годов в противостояние
красной и белой правд вклинилась третья – жовто-блакитная.
«Самостийна» Украина в стремлении национализировать Черноморский
флот пыталась обосновать свое право на это ссылками на историю.
И если ранее во многом эти изыски в большинстве своем носили
откровенно бредовый характер (см. приложение),
то сейчас это довольно серьезные исследования с привлечением
значительного исторического материала, публикуемые в журналах
«Морська Держава» и «Воєнна історія». Не хотелось бы получить
обвинение в «национализме», но остается фактом, что с декабря
1917 г. по ноябрь 1918 г. большая часть Черноморского флота
и практически весь торговый подняли жовто-блакитный прапор.
И игнорировать его крайне неразумно, особенно в современных
условиях.
В этой связи интересны любые документальные свидетельства,
которые могут прояснить обстановку в крайне запутанный период
нашей истории, особенно если это мемуары первых лиц государства.
Ниже приводятся выдержки из воспоминаний руководителя (фактически
диктатора) « самостийной» Украины в форме Гетманата Павла
Петровича Скоропадского (16.05.1873-26.04.1945).
 |
| "Його Світлість Ясновельможний
Пан Гетьман всієї України, Верховний Воєвода Української
Армії і Фльоти" П.П. Скоропадский |
Этот генерал русской армии (командующий 34-м корпусом)
руководил Украиной с 29.04. по 14.12.1918 г. (период Гетманата).
Хотя режим Гетмана опирался на мощь германской оккупационной
армии, он пытался проводить самостоятельную политику, направленную
на федерацию с Великороссией (после победы над большевизмом).
Пророссийская направленность, в конечном счете, привела
к замене Гетманата радикально-националистической Директорией
С. Петлюры. Личность П. Скоропадского трактуется однозначно
негативно (вспомните «Дни Турбиных» и «Белую Гвардию» М.
Булгакова). Ему не простили ни антибольшевизм, ни союз с
Германией. Но и современные «самостийники» историки не очень
жалуют его из-за его Грамоты от 14 ноября 1918 г. В ней
Гетман заявил о политической цели своего правления – воссоздание
единой России, в которую Украина вошла бы составной частью.
Позволю себе цитату из этой Грамоты: «На принципах федеративных
должны быть восстановлены древнее могущество и сила Всероссийского
Государства». В этой федерации Украине должно занять одно
из первых мест, ибо от нее пошли порядок и законность в
стране и в ее границах первый раз свободно прожили униженные
и угнетенные большевистским деспотизмом граждане…». В этом
плане гетман не больший самостийник, чем атаман П. Краснов,
объявивший о создании независимой Доно-Кавказской федерации,
тоже признанной немцами. И именно ориентация на Германию
и Австро-Венгрию, затруднившая переговоры с Белым движением,
в конечном счете, способствовало падению Гетманата. Основу
его вооруженных сил составляли отряды «великорусских добровольцев»,
национальные украинские части (т.н. сердюцкие дивизии) показали
крайне низкую боевую устойчивость в боях вследствие массового
дезертирства. После ухода немцев с Украины, а русских добровольцев
– к Деникину, Гетманат пал. После падения Гетманата П. Скоропадский
эмигрировал в Германию, где жил до свой смерти от ран, полученных
во время бомбардировки станции Платлинг (около Мюнхена).
"Його Світлість Ясновельможний Пан Гетьман всієї
України, Верховний Воєвода Української Армії і Фльоти"
понимал роль флота в существовавшей системе обороны. Он
видел свою задачу в его сохранении флота и его имущества
от разграбления. С этой целью, например, 23 мая 1918 г.
он подписывает приказ о начале формирования бригады морской
пехоты в составе трех куреней (полков). Им был введен и
флаг, принятый в настоящее время в военно-морских силах
Украины. Однако революция однозначно развела личный состав
Черноморского флота по враждующим лагерям и в «национальной
борьбе» роль моряков была ничтожной.
«Спогади» ("Воспоминания"), написанные собственноручно
в 1919 году на русском языке на основе дневников, долгое
время не были опубликованы в полном объеме. В них уделено
внимание положению в Морском Министерстве Украины в описываемый
период (стр. 259-264, которые прилагаются). Редакционные
справки переведены с украинского языка, их нумерация изменена.
„На Украине при Центральной Раде было и Морское министерство,
что там происходило в то время, я знаю только случайно,
и поэтому особенно распространяться о деятельности этого
учреждения до моего появления я не буду
.
Когда установилось Гетманство, возник, конечно, также и
вопрос о флоте. Положение было совершенно невыясненное.
 |
 |
| Южная бухта Севастополя.
Лето 1918. |
Немцы в этом вопросе вели вполне двусмысленную политику.
С одной стороны, они весь флот, за исключением двух броненосцев,
ушедших в море, захватили, но говорили, что это лишь временно,
хотя распоряжались им, как если бы вопрос о том, что он
принадлежит им, был бы предрешен. Распоряжения эти далеко
не шли к тому, чтобы флот сохранился хотя бы в приблизительной
целости. В портах тоже они являлись полными хозяевами, особенно
в Севастополе. С другой стороны, по доходящим до меня сведениям,
и турки, и болгары очень зарились на это ценное имущество
и старались выторговать себе что-нибудь. Офицерство было
в полной неизвестности о том, что будет дальнейшем. В первые
же дни у нас было решено, что необходимо, чтобы весь флот
был украинским. Не говоря уже о политическом значении этого
дела, Украина являлась единственной частью бывшей России,
которая могла фактически выдержать те расходы, которые флот
предъявлял для приведения его хотя бы в мало-мальски сносный
вид. Я был поставлен лично в чрезвычайно трудное положение,
так как стоя далеко от нашего флота, имея очень мало даже
знакомых в флоте и еще меньше специальных знаний в этом
сложном деле, я не знал, как, с одной стороны, решить вопрос
управления этим флотом, другой - затруднялся остановиться
на программе, которой следовал бы в дальнейших действиях
держаться. С немцами дело было ясно, и в письмах и на словах
я настаивал на передаче флота нам, но как быть внутренним
управлением - я не знал. В первые же дни явился ко мне моряк
Максимов, исполнявший при Раде, кажется, должность начальника
Морского штаба. Он был в курсе дел и производил впечатление
работящего и знающего свое дело человека. Я приказал ему
вызвать из Одессы наиболее опытных и пользующихся во флоте
хорошей репутацией адмиралов. Через несколько дней адмиралы
явились, я в вкратце рассказал о положении дела, указал
им на свою неосведомленность и просил мне выработать штат
морского управления. Я теперь не помню всех фамилий адмиралов,
но припоминаю, что там был адмирал Покровский
,
назначенный мной в скором времени после этого главным начальником
портов, затем был адмирал Ненюков
, остальных не помню. Я обратился также с просьбой,
на кого они могли бы указать мне как на кандидата для замещения
должности товарищ морского министра. У нас предполагалось
тогда не создавать отдельного морского министерства, а соединить
военное и морское министерство в один орган, ограничиваясь
для морского дела одним лишь товарищем министра, подчиненным
военному министру. Адмиралы мне рекомендовали одного адмирала,
живущего, кажется, в Таврической губернии, я его вызвал,
он был у меня, но не согласился па принятие должности, указывая
па свое расстроенное здоровье, но я думаю, что причиной
тут была скорее неопределенная для него политическая ориентация.
Лично я не настаивал. Я ужасно боюсь генералов и адмиралов.
Если с генералами я еще сам, зная дело, могу справиться,
несмотря на их важность, то с адмиральским апломбом я чувствую
себя совсем неловко. Я продолжал искать морского товарища
министра. Максимов же фактически пока исправлял эту должность,
наконец, он так долго оставался при исполнении этой должности,
что я решил его утвердить. Несмотря на его недостатки, я
не жалею, что его назначил. Этот человек был искрение преданный
своему делу и выбивался из сил, чтобы как-нибудь собрать
остатки того колоссального имущества, которое еще так недавно
представлял наш Черноморский флот. Наша главная деятельность
заключалась в том, чтобы добиться передачи флота нам, что
и было достигнуто, к сожалению, лишь осенью и то на очень
короткий срок. Пока же приходилось заботиться о возможном
сохранении офицерских кадров и того имущества, которое так
или иначе не перешло в другие руки. Я боюсь, не имея под
рукой материала, впасть в какую-нибудь крупную ошибку, и
поэтому я не буду подробно говорить о том, что министерством
было сделано в общем мало, что является не его виной, а
общим положением дела, так как мы не знали, перейдет ли
флот к нам или нет, все действия носили характер предварительной
работы. Немцы же вели в отношении флота политику захвата
и, скажу, захвата самого решительного. С кораблей все вывозилось,
некоторые суда уводились в Босфор, в портах все ценное ими
утилизировалось. Наконец, дело дошло до того, что в Николаеве
были захвачены все наши кораблестроительные верфи с строящимися
там судами, между прочим, там было несколько судов небольшого
типа, называемого "эльпидифор", немцы особенно
хотели им завладеть. Я решительно протестовал, и верфи
эти нам вернули. Вообще, все время приходилось шаг за шагом
отвоевывать морское добро. На флоте у нас положение было
ужасное, так как не было матросов, за малым исключением,
все прежние сделались большевиками. Решено было произвести
и для флота осенью набор новобранцев. Хотя у нас флота фактически
не было, но расходы именно в предвидении, что этот флот
вернется, были очень велики. Наши министры не особенно любили
ассигнования на это дело и, скрепя сердце, соглашались обыкновенно
только после разговора со мной. Неопределенное положение
с флотом еще усугублялось неизвестностью о том, что будет
с Крымом и Севастополем, т.е. отойдут ли они к Украине
или, по крайней мере, в среду ее влияния. Без разрешения
этого вопроса нельзя было разрешить и окончательный вопрос
о роде нужного нам флота. Что касается Крыма, как я уже
говорил, в Брест-Литовском договоре о нем не упоминается.
Положение Крыма было самое неопределенное, хозяйничали там
немцы, чего они хотели достигнуть, нам было неизвестно,
турки же вели пропаганду среди татар...”
П. Скоропадський Спогади (квітень 1917 – грудень
1918). Киев-Филадельфия, 1995. С.259-261.
Приложение:
Прим. ВМК:
Предлагаемые Вашему вниманию в приложении статьи представляет
собой очень распространённый сегодня "новоукраинсикй"
взгляд на историю. К большому сожалению в независимой Украине
после развала Союза началась срочная лепка "Украины
- родины слонов". Ниже приведены два примера такого
рода - добротной "национальной" дезы (или как
на объективном фактаже, этого не отнять можно делать бредовые
выводы):
А. Пидлуцкий Гибель эскадры // Зеркало недели. 2001. № 13
(337)
В. Кравцевич-Рожнецкий Морской славе Украины – 510 лет? //
Зеркало недели. 2002. № 15 (390).
Иллюстрации:
1.
"Його Світлість
Ясновельможний Пан Гетьман всієї України, Верховний Воєвода
Української Армії і Фльоти" П.П. Скоропадский
2.
Южная бухта Севастополя.
Лето 1918.
3.
Южная бухта Севастополя.
Лето 1918. (из журнала «Морська Держава. № 6. 2003).
[1]
Делами флота во времена Центральной Рады занималось
Генеральная Украинская Морская Рада (Совет), а с декабря
1917 - Генеральное Секретарство Морских Дел (Морское Министерство).
С 10(23) декабря по 14 марта 1918 г. министром морских
дел был Д. Антонович, в дальнейшем обязанности морского
и военного министров совмещались. Обязанности управляющего
министерством исполнял М. Максимов. Основные события описываемого
периода - утверждение 14 января 1918 г. "Временного
закона про флот УНР" и поднятие кораблями Черноморского
флота 29 апреля 1918 г. украинских флагов
[2]
Покровский А.Г. - вице-адмирал Российского
флота. Адмирал Украинской Державы. С 27 марта 1918 г.
- начальник охраны юго-западной части Черного моря (Одесский
повит), с 3 мая 1918 - Главный начальник портов Черного
и Азовского морей и командующий флотом. С 12 ноября -
Морской Министр.
[3]
Ненюков Дмитрий Всеволодович - вице-адмирал
Российского флота. Представитель Морского Министерства
Украинской Державы в делах демобилизации торгового флота.
В 1920 - командующий белым Черноморским флотом. Эмигрировал.
|