[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Корабли ПВО для Императорского флота

Появление информации о начале постройки английских крейсеров типа «Дидо» побудило Японию форсировать создание собственного корабля ПВО специальной постройки. Этот вопрос и без того уже стоял на повестке дня как результат оценки боевой деятельности японской морской авиации в войне с Китаем и как реакция на начало строительства в США эсминцев с универсальной артиллерией.  

Исходя из анализа развития сил фло­та японские адмиралы обратили внима­ние на полное несоответствие высоких ударных возможностей авианосцев (то есть их исключительной ценности для ведения наступательных действий) примитивным средствам обороны. Созданная в 1928 году 1-я ДАВ («Акаги», «Хосё») с мая 1933-го действовала как отдельный структурный элемент флота и в соответствии с организацией мирного времени имела на каждый авианосец по одному старому эсминцу. Последние в мирное время в основном занимались спасением экипажей аварийных самолетов (за что получили прозвище «спасатели стрекоз»), а в случае войны им надлежало — ни много ни мало — обеспечить авианосцам ближнюю ПВО и ПЛО! Не говоря уже о ничтожных возможностях зенитного вооружения японских эсминцев середины 30-х годов, на повестке дня вставал новый вопрос — эскортного сопровождения. Если радиус действия «Акаги» составлял 8200 миль на скорости 16 узлов, то для вводимого в строй «Сёкаку» это значение достигало 9700 миль при 18 узлах. Таким образом, старые эсминцы, используемые в качестве эскортных кораблей, объективно не могли справиться ни с той, ни с другой задачей.  

Именно этот довод поставил крест на первоначальном варианте перевооружения в корабли ПВО двух легких крейсеров типа «Тенрю». Требовался принципиально новый корабль. Но какой? По мнению МГШ, такой, который мог действовать вместе с авианосцем, в том числе в штормовом море, то есть иметь большой радиус действия и обладать отличными мореходными качествами; быть способным спасать экипажи, а также самолеты в случае вынужденной посадки на воду; формировать мощный экран ПВО; обеспечивать ПЛО.  

Выбор эсминца в качестве базового класса для создания специализированного корабля ПВО был основан на целом ряде факторов. Во-первых, Япония к концу 30-х годов все еще не имела современных легких крейсеров, которые могли бы послужить прототипом для постройки корабля ПВО.  

Во-вторых, постройка современного корабля такого класса стандартным водоизмещением в 6000-7000 т должна была занять не менее двух лет. В остающееся до крупномасштабного конфликта на Тихом океане время Япония явно не успевала получить необходимое количество подобных кораблей ПВО. Зато стоимость и материалоемкость постройки 3000-тонного эсминца была в полтора - два раза ниже, чем легкого крейсера, при практи­чески равной эффективности — меньшая боевая устойчивость и вооруженность компенсировались его большей маневренностью и скоростью. Кроме того, защищая авианосцы до последней возможности, эскортные корабли были обречены на большие потери. Даже более богатые, чем Япония, морские державы не могли позволить себе рассматривать легкие крейсера в качестве «разменной монеты».  

Наконец, в-третьих, только что поступившая на вооружение 100-мм 65-калиберная артиллерийская система типа 98 вполне годилась для эсминца, но была недостаточно мощной для крейсера. Разработка же нового орудия для крейсера ПВО дополнительно затянула бы создание корабля.  

В итоге МГШ остановил свой выбор на эскадренном миноносце. Новый подкласс кораблей получил обозначение «эсминец 1-го класса типа В», или «флотский эскортный эсминец».  

Основным компромиссом между теоретиками и тактиками стал отказ МГШ от требования максимальной скорости в 35 узлов — расчеты показали, что иначе водоизмещение необходимо будет увеличить до 4000 т. Дальнейшие корректировки проекта, получившего обозначение F51, не носили принципиального характера. Интересно лишь отметить исчезновение в окончательном варианте совершенно немыслимого в боевых условиях специального оборудования для спасения самолетов.  

Изменения требований МГШ к проекту эсминца ПВО  

Дата 07.1938г. 09.1938г. 04.1939г.
Водоизмещение стандартное, т 2200 2350 2700
Скорость, узлов 35 33 33
Радиус действия, миль (на скорости, узлов) 10000(18) 8000(18) 8000(18)
Вооружение (боекомплект, выстрелов):      
10-см орудия (400) 4x2 4x2 4x2
25-мм орудия (6000) 2x2 2x2 2x2
61-см четырехгрубный ТА (8) 1 1
бомбомет дальнего поражения 4 4  
бомбомет ближнего поражения 2 2  
бомбомет тип 94 2
глубинные бомбы дальнего поражения 40 40  
глубинные бомбы ближнего поражения 36 36  
глубинные бомбы тип 95 54

Первые два эсминца ПВО типа «Акицуки» были заложены по бюджету 1939 года вместе с пятью «классическими» эсминцами типа «Югумо». На 1940-й выделялись средства на 6 «югумо» и 4 «акицуки». Далее, вплоть до 1946 года планировалось ежегодно заказывать по 10 «классических» и по 5 эсминцев ПВО. Но поскольку военная угроза становилась все очевиднее, по последней предвоенной программе 1941 года заказали 17 «югумо» и 10 единиц типа «Акицуки». Начавшаяся война скорректировала амбициозные планы японских адмиралов. В строй удалось ввести только 12 кораблей. Постройка заложенного в январе 1945 года эсминца «Митицуки» уже в марте была остановлена (16% готовности). Корабль разобрали и большую часть материалов направили на производство взрывающихся катеров и человекоуправляемых торпед. Три последних из заказанных кораблей («Киёцуки», «Оцуки» и «Хацуки») не закладывались. Запланированные к постройке эсминцы типа «Арасикару», которые должны были стать развитием типа «Акицуки», получившие заводские номера 777—785 и аналогичные типа «Ямацуки» (№№ 5061—5083) так и остались на бумаге.  

Программа (год)

Число кораблей

Заводские номера

Водоизмещение стандарт.(т)

Стоимость (тысяч йен)

Примечание
одного корабля общая  
Maru Yon Keikaku (1939 г.) 6 104-109 2600 12090 72540 Построены все
Маru Куй Keikaku (1941 г.) 10 360-369 2700 17820,4 178204 Построено 6 кораблей
Маru Go Keikaku (04.1942г.) 16 770-785 2980 18387 294192 Заказ отменен
Kai Maru Go Keikaku (06.1939) 23 5061-5083 2701 19194 441462 Заказ отменен

Заказы на постройку эсминцев ПВО распределялись между государственными и частными кораблестроительными предприятиями примерно поровну. Строительство кораблей шло в нарастающем темпе. Если стапельный период первых «акицуки» занимал около года, а достройка и испытания до передачи флоту от 9 до 11 месяцев, то для последних эсминцев эти сроки составляли в среднем 9 и 4 месяца соответственно. В основном это достигалось за счет упрощения конструкции корпуса. Двенадцать переданных флоту кораблей принадлежали трем подтипам, а именно «Акицуки» (7), «Фуюцуки» (4) и «Ханацуки» (1), но только первые два имели различные номера проектов - F51 и F53.  

Эсминец Заводской номер Верфь* Заложен Спущен на воду Вступил в строй Судьба** Искл. из списков
«Акицуки» 104 MKK 30.07.1940 2.07.41 11.06.42 25.10.44+ 10.12.44
«Теруцуки» 105 MZ  13.11.1940 21.11.41 31.08.42 12.12.42+ 20.01.43
«Сузуцуки» 106 MZ  15.03.1941 4.03.42 29.12.42 (1) 20.11.45
«Хацуцуки» 107 MKK 25.07.1941 3.04.42 29.12.42 25.10.44+ 10.12.44
«Ниицуки» 108 MZ  8.12.1941 29.06.42 31.03.43 05.07.43+ 10.09.43
«Вакацуки» 109 MZ  9.03.1942 24.11.42 31.05.43 11.11.44+ 10.01.45
«Симоцуки» 360 MZ  6.07.1942 7.04.43 31.03.44 24.11.44+ 10.01.45
«Фуюцукю» 361 MKK 8.05.1943 20.01.44 25.05.44 (1) 20.11.45
«Харацуки» 362 SKK  23.12.1943 3.08.44 28.12.44 Передан СССР 5.10.45
«Еицуки» 363 UD  25.08.1943 25.09.44 31.01.45 Передан США 5.10.45
«Нацуцуки» 364 SKK  1.05.1944 2.12.44 8.04.45 Передан Китаю 5.10.45
«Митицуки» 365   3.01.1945 17.04.45 (2)
«Ханацуки» 366 MKK 10.02.1944 10.10.44 26.12.44 Передан Британии 5.10.45
«Оцуки» 367   Не закладывался, заказ аннулирован
«Хацуки» 368 MKK Не закладывался, заказ аннулирован
«Киёцуки» 369 MKK Не закладывался, заказ аннулирован

* МКК — Maizuru Kaigun Kosho, Майдзуру; MZ— Mitsubishi Zosensho, Нагасаки; UD — Uraga Dock, Токио; SKK — Sasebo Kaigun Kosho, Сасебо.

** + — Погиб; (1) На момент капитуляции — не боеспособен; (2) Разобран на стапеле.

 

[на главную страницу][в раздел "библиотека"]


Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz