Александр Вельможко
Концепция линейных крейсеров и стратегическое планирование перед Первой мировой войной

Заключение

Рассматривая стратегические планы Шлиффена и Фишера, видно, что план Шлиффена при правильном исполнении приводил блок Центральных держав к победе в сухопутной войне.

Так как основными противниками были Англия и Германия, то война на море занимала ведущее место в войне в целом. В таком случае сухопутная часть плана Шлиффена носила характер обеспечивающих действий по отношению к морской войне. Разгром Франции носил характер асимметричной операции на окружение правым крылом германской армии.

В процессе борьбы за союзников наибольшее значение для Германии имела позиция Италии. Правда, в случае скоротечной войны нейтралитет Италии либо участие её в войне на той или иной стороне не имели значения.

Рассматривая конкретные планы войны на море обеих сторон, можно прийти к выводу, что инициатива отдавалась германскому флоту как выбирающему время и место боя. Английский флот оставался в качестве блокирующего.

“Дредноутную” гонку до конца войны с большим преимуществом выигрывала Англия. В ходе гонки морских вооружений она сделала основную ставку на численное превосходство и наступательные качества кораблей. Немалую роль сыграло то, что Англия могла тратить на сухопутную армию гораздо меньше, чем Германия.

В целом, Германия, несмотря на относительно незначительные финансовые средства, отпускаемые на флот, сумела к началу войны довести его до уровня второго в мире по численности. В значительной мере это можно объяснить занимаемыми кайзером Вильгельмом II и Тирпицем позициями. В области стратегии Тирпицем была создана довольно стройная и логичная “теория риска”. Ход войны подтвердил правильность предположений Тирпица: хотя германский флот и потерпел стратегическое поражение, после войны Англия была вынуждена отказаться от статуса первой морской державы.

Наименование “Флот открытого моря” следует уточнить как “Флот открытого Северного моря” из-за того, что оборонительные качества немецких кораблей превышали наступательные. Скорость, мореходность и автономность были явно недостаточными для действий в открытом океане. Серьёзнейшими ошибками в области кораблестроительной политики были: постройка “Блюхера” по морально устаревшему проекту и недостаточная скорость линейных крейсеров, сравнительно с английскими. Командование флота в мирное время было вполне удовлетворительным. При правильном руководстве германский флот имел очень значительные шансы на победу над английским флотом.

Америка по численности линейного флота к началу Первой мировой войны выходила на второе-третье место в мире, хотя экономические возможности страны позволяли сравнительно легко захватить пальму первенства в гонке морских вооружений. Однако флот США не был сбалансированным, не имел достаточного количества подготовленных кадров, что снижало его боеспособность. Американские дредноуты строились, главным образом, в качестве орудия внешней политики и не имели перед собой конкретного противника. США в рассматриваемый период не строили линейных крейсеров.

До Первой мировой войны в военных флотах главенствующую роль занимали линейные корабли и линейные крейсера. Лёгким силам отводились вспомогательные функции, хотя в германском флоте они были несколько большими. Новым родам сил — подводным лодкам и авиации — не уделялось особого внимания, их значение недооценивалось, главным образом из-за непроверенности в боевых условиях. Генеральное сражение считалось основным способом завоевания господства на море, несколько меньшее значение придавалось блокаде, которая из ближней под влиянием русско-японской войны переросла из ближней в дальнюю.

В войне на море значительную роль сыграла концепция линейных крейсеров Фишера и её германский вариант в исполнении Тирпица.

Английские линейные крейсера являлись орудием вытеснения противника с морского театра, втягивания его в бой.

Германские линейные крейсера являлись быстроходной частью линейного флота, оборонительная функция которых превалировала над наступательной.

“Моментом истины” в эволюции класса линейных крейсеров стало Ютландское сражение 31 мая 1916 года, в ходе которого три английских линейных крейсера — “Индефатигебл”, “Куин Мэри” и “Инвинсибл” — взорвались от попадания германских снарядов, подтвердив, тем самым, самое слабое место концепции линейных крейсеров. Англичане начали поспешно “добронировать” все находящиеся в постройке линейные крейсера.

Идея линейного крейсера — быстроходного и слабо защищённого корабля с вооружением линкора потерпела крах. От разделения главных сил флота на классы линейных кораблей и линейных крейсеров постепенно отказались, введя класс универсального быстроходного линкора, который окончательно оформился в 30-40-е гг. ХХ века.

Англичане и японцы приближались к нему, увеличивая скорость линкоров.

Немцы и русские строили сильно защищённые линейные крейсера, которые плавно превратились в быстроходный линкор. Поздние германские линейные крейсера уже на стадии проектирования фактически были универсальными быстроходными линкорами, хотя и назывались линейными крейсерами.

Русские линейные крейсера только именовались линейными крейсерами в силу политических причин.

Странами-“законодательницами мод” в строительстве класса линейных крейсеров были Англия и Германия. Рассматривая историю создания, тактико-технические данные английских и германских линейных крейсеров, их тактическое и стратегическое предназначение, можно прийти к выводу о существовании двух концепций, объединённых одним термином “линейный крейсер”.

[на главную страницу] [в раздел "сражения"] [в раздел "библиотека]

счетчик посещений
Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz