|
Заключение
Рассматривая стратегические планы Шлиффена и Фишера,
видно, что план Шлиффена при правильном исполнении приводил блок Центральных
держав к победе в сухопутной войне.
Так как основными противниками были Англия и Германия,
то война на море занимала ведущее место в войне в целом. В таком случае
сухопутная часть плана Шлиффена носила характер обеспечивающих действий
по отношению к морской войне. Разгром Франции носил характер асимметричной
операции на окружение правым крылом германской армии.
В процессе борьбы за союзников наибольшее значение
для Германии имела позиция Италии. Правда, в случае скоротечной войны
нейтралитет Италии либо участие её в войне на той или иной стороне не
имели значения.
Рассматривая конкретные планы войны на море обеих сторон,
можно прийти к выводу, что инициатива отдавалась германскому флоту как
выбирающему время и место боя. Английский флот оставался в качестве
блокирующего.
“Дредноутную” гонку до конца войны с большим преимуществом
выигрывала Англия. В ходе гонки морских вооружений она сделала основную
ставку на численное превосходство и наступательные качества кораблей.
Немалую роль сыграло то, что Англия могла тратить на сухопутную армию
гораздо меньше, чем Германия.
В целом, Германия, несмотря на относительно незначительные
финансовые средства, отпускаемые на флот, сумела к началу войны довести
его до уровня второго в мире по численности. В значительной мере это
можно объяснить занимаемыми кайзером Вильгельмом II и Тирпицем позициями.
В области стратегии Тирпицем была создана довольно стройная и логичная
“теория риска”. Ход войны подтвердил правильность предположений Тирпица:
хотя германский флот и потерпел стратегическое поражение, после войны
Англия была вынуждена отказаться от статуса первой морской державы.
Наименование “Флот открытого моря” следует уточнить
как “Флот открытого Северного моря” из-за того, что оборонительные качества
немецких кораблей превышали наступательные. Скорость, мореходность и
автономность были явно недостаточными для действий в открытом океане.
Серьёзнейшими ошибками в области кораблестроительной политики были:
постройка “Блюхера” по морально устаревшему проекту и недостаточная
скорость линейных крейсеров, сравнительно с английскими. Командование
флота в мирное время было вполне удовлетворительным. При правильном
руководстве германский флот имел очень значительные шансы на победу
над английским флотом.
Америка по численности линейного флота к началу Первой
мировой войны выходила на второе-третье место в мире, хотя экономические
возможности страны позволяли сравнительно легко захватить пальму первенства
в гонке морских вооружений. Однако флот США не был сбалансированным,
не имел достаточного количества подготовленных кадров, что снижало его
боеспособность. Американские дредноуты строились, главным образом, в
качестве орудия внешней политики и не имели перед собой конкретного
противника. США в рассматриваемый период не строили линейных крейсеров.
До Первой мировой войны в военных флотах главенствующую
роль занимали линейные корабли и линейные крейсера. Лёгким силам отводились
вспомогательные функции, хотя в германском флоте они были несколько
большими. Новым родам сил — подводным лодкам и авиации — не уделялось
особого внимания, их значение недооценивалось, главным образом из-за
непроверенности в боевых условиях. Генеральное сражение считалось основным
способом завоевания господства на море, несколько меньшее значение придавалось
блокаде, которая из ближней под влиянием русско-японской войны переросла
из ближней в дальнюю.
В войне на море значительную роль сыграла концепция
линейных крейсеров Фишера и её германский вариант в исполнении Тирпица.
Английские линейные крейсера являлись орудием вытеснения
противника с морского театра, втягивания его в бой.
Германские линейные крейсера являлись быстроходной
частью линейного флота, оборонительная функция которых превалировала
над наступательной.
“Моментом истины” в эволюции класса линейных крейсеров
стало Ютландское сражение 31 мая 1916 года, в ходе которого три английских
линейных крейсера — “Индефатигебл”, “Куин Мэри” и “Инвинсибл” — взорвались
от попадания германских снарядов, подтвердив, тем самым, самое слабое
место концепции линейных крейсеров. Англичане начали поспешно “добронировать”
все находящиеся в постройке линейные крейсера.
Идея линейного крейсера — быстроходного и слабо защищённого
корабля с вооружением линкора потерпела крах. От разделения главных
сил флота на классы линейных кораблей и линейных крейсеров постепенно
отказались, введя класс универсального быстроходного линкора, который
окончательно оформился в 30-40-е гг. ХХ века.
Англичане и японцы приближались к нему, увеличивая
скорость линкоров.
Немцы и русские строили сильно защищённые линейные
крейсера, которые плавно превратились в быстроходный линкор. Поздние
германские линейные крейсера уже на стадии проектирования фактически
были универсальными быстроходными линкорами, хотя и назывались линейными
крейсерами.
Русские линейные крейсера только именовались линейными
крейсерами в силу политических причин.
Странами-“законодательницами мод” в строительстве класса
линейных крейсеров были Англия и Германия. Рассматривая историю создания,
тактико-технические данные английских и германских линейных крейсеров,
их тактическое и стратегическое предназначение, можно прийти к выводу
о существовании двух концепций, объединённых одним термином “линейный
крейсер”.
|