Александр Вельможко "Концепция линейных крейсеров и стратегическое планирование"
Александр Вельможко
Концепция линейных крейсеров и стратегическое планирование перед Первой мировой войной

Глава 3: Гонка морских вооружений.

Развитие английского флота после 1889 г. базировалось на принципе “стандарта двух держав”. Это означало, что английский флот должен быть сильнее двух самых мощных после английского флотов. Эта доктрина была вызвана относительным усилением в 80-е гг. XIX в. флотов Франции, России и Германии. После принятия двухдержавного” стандарта и до 1905 г. для английского флота было построено 46 броненосцев. И это не считая броненосцев, строившихся для других стран и купленных для английского флота, а также броненосцев 2-го класса.

С 1897 г. германский флот, благодаря усилиям А. фон Тирпица и кайзера Вильгельма II, стал расти как на дрожжах. К 1920 г. он должен был иметь 38-40 линейных кораблей. Одновременно резко увеличивался тоннаж торгового флота Германии, германские лайнеры завоевали “голубую ленту Атлантики”. Всё это было прямым посягательством на права Англии — ведущей морской державы.

В декабре 1897 г. рейхстаг принял шестилетнюю программу кораблестроения. Она предусматривала постройку не менее 69 новых боевых кораблей. Среди них были 19 линейных кораблей по 13000 тонн водоизмещением и 10 броненосных крейсеров по 9000—11000 тонн. Каждый год планировалось закладывать по три корабля, что тогда было пределом для немецкой судостроительной промышленности. Броненосцы береговой обороны типа “Зигфрид” были переклассифицированы в линейные корабли. Несколько самых старых броненосцев стали броненосными крейсерами. Делалось это для того, чтобы в последующем заменить их на современные полноценные линкоры и крейсера. Флот при этом, формально насчитывая прежнее количество кораблей, усиливался. Благодаря этому, старые броненосцы получили у моряков, не знавших истинной цели переклассификации, прозвище “плавучих гробов”. Эта программа приобрела статус закона, что исключало какую-либо возможность влияния на неё со стороны рейхстага.

“Новелла” (дополнение) к этому закону в январе 1900 года продолжала его действие до 1920 года. Темпы строительства оставались прежними — три линейных корабля ежегодно. Также предусматривались строительство новых доков, расширение баз, более масштабная подготовка кадров и прочие меры, направленные на повышение боеспособности флота.

Появлению на свет закона 1897 года предшествовала активная агитационная кампания в поддержку строительства флота, предпринятая только что назначенным статс-секретарём (министром) по морским делам адмиралом Тирпицем и поддержанная кайзером. Должность статс-секретаря создавалась специально для Тирпица, чтобы дать ему возможность претворить в жизнь свои идеи. Для этой кампании характерно то, что она целиком финансировалась на средства частных лиц

Самого Тирпица многие обвиняли в чрезмерной увлечённости линейными кораблями, считали его их апологетом. Всё это можно объяснить, рассмотрев его взгляды на использование флота. Германский флот Тирпиц видел в качестве силы, достаточно мощной, чтобы сделать войну с Германией весьма рискованным предприятием для потенциального противника — Великобритании. Победа над германским флотом могла привести Англию к потере статуса ведущей морской державы. Флот был, так сказать, сдерживающей силой мирного времени. А на данную роль лучше всего годились линейные корабли. Поэтому, как считал Тирпиц, их в германском флоте надо было иметь максимально возможное количество. И потом утвердить своё господство на море путём решительного сражения, если политика мирного сдерживания Англии всё же не удастся. Так родилась пресловутая “теория риска”. Она дополнялась утверждением, что Германии надо либо строить флот, либо отказываться от статуса великой державы.

Германский флот в результате выполнения тирпицевских программ получил 20 броненосцев типов “Кайзер Фридрих III”, “Виттельсбах”, Брауншвейг” и “Дойчланд”. Правда, первые два броненосца серии “Кайзер Фридрих III” были заложены ещё до начала выполнения программ 1897 г. Вместе с четырьмя броненосцами более ранней постройки типа “Бранденбург” получалось 24 корабля. Этот этап гонки вооружений Германия безнадёжно проиграла.

Процесс развития германского флота породил серьёзное беспокойство в Англии. Началась пресловутая “морская паника”, спровоцированная, весьма вероятно, искусственным путём. Такое на Британских островах было явлением привычным. Пресса называла Германию “интриганкой в мировом масштабе”. Один из британских морских офицеров в своём рапорте указывал: “Немцы лезут вон из кожи, чтобы сделать свой флот мощной и боеспособной машиной.” Посол Германии сообщал в Берлин, что “Многие газеты усматривают во всём, что мы предпринимаем для укрепления нашего флота, враждебные по отношеню к Британии действия.” Средства, отпущенные бюджетом на флот, возросли с 21823000 фунтов в 1897 году до 43457000 фунтов в 1904 году. В течении этого периода было заложено 28 новых линейных кораблей. При этом совершенно не скрывалось, что всё это делается лишь для того, чтобы опередить Германию хотя бы количественно.

После русско-японской войны начался новый этап гонки вооружений. Броненосец как класс перестал удовлетворять адмиралов. В течение года после того, как стало известно, что строят англичане, в других странах не было заложено ни одного линейного корабля. Высшее политическое и военное руководство большинства государств было повергнуто в шок. Все недавно принятые кораблестроительные программы теряли смысл по причине моральной устарелости линкоров прежнего додредноутного типа. Переход на строительство дредноутов требовал значительного увеличения финансовых затрат — на кораблестроение, расширение производственных мощностей, увеличение размеров доков и т. д.

Реально продолжать во всё возрастающих масштабах гонку вооружений могли только три державы: Великобритания, Германия, США. Несколько позже к ним присоединилась Япония. Лишь они создали флоты, серьёзно претендующие на господство на море или защищающие его.

Америка в строительстве флота шла своим путём. Путём к достижению победы в войне считалось генеральное сражение флотов, что вытекало из идей Мэхэна. Основой боевой мощи флота считались линейные корабли, имеющие сильное вооружение, мощную броню. Скоростью американцы пожертвовали, считая, что их линкоры будут сражаться, а не удирать от противника. Это выглядело логично, однако навязать противнику бой американские линкоры не могли, скорее наоборот. Другие классы кораблей строились для совместных действий с линкорами, обороны побережья, демонстрации флага или “большой дубинки”. Вместе с удалённостью Америки от европейских берегов это породило несбалансированность флота, в котором к началу Первой мировой войны, например, совершенно отсутствовали современные лёгкие крейсера. Строительство линейных сил флота США носило характер вызова английскому морскому могуществу. Другим потенциальным врагом Соединённых Штатов начиная с 1905 г. стала Япония. Для войны с Англией Соединённым штатам даже не требовалось создавать флот, равный по численности английскому. Достаточным считалось соотношение примерно 2:3 в пользу Англии. В случае такой войны англичанам пришлось бы отправить за океан примерно две трети своего флота, что при затягивании войны грозило бы им утратой господства в европейских водах. Всё это очень похоже на “теорию риска” Тирпица. Для обоих стратегических концепций имелся общий фундамент — теория морской силы Мэхэна.

Первые американские линкоры нового поколения “Мичиган” и “Саут Кэролайн” были спроектированы ранее английского “Дредноута”. Постройка же началась соответственно в мае и декабре 1906 г., то есть пальму первенства американцы упустили. Ограниченное конгрессом до 16000 т. водоизмещение не позволило создать сбалансированный корабль. В корпус последнего броненосца “Коннектикут”, с сохранением машинной установки, бронирования, втиснули 8 305-мм орудий. Башни сразу были расположены наиболее рационально: во первых — все в диаметральной плоскости; во вторых — линейно-возвышенно. На линейно-возвышенное расположение башен повлиял элементарный недостаток места — при любом другом варианте размещения вооружения количество башен пришлось бы сокращать либо увеличивать размеры корабля. В итоге получился небольшой и тихоходный — 18,5 узлов — дредноут.

Линкоры “Делавэр” и “Норт Дакота” стали первыми полноценными дредноутами американского флота. Имея 10 305-мм, они по силе бортового залпа превосходили современные им европейские линкоры, на которых на один борт могло стрелять 8 орудий. Их броневая защита вполне соответствовала требованиям, предъявляемым на 1907 г. — толщина броневого пояса составляла 280 мм, башен 305 мм и барбетов 280 мм. Их развитием стали “Флорида” и “Юта”. Основным отличием стало применение паровых турбин. Однако скорость упала до 20,5 узлов.

Линейные корабли типа “Арканзас” получили 12 305-мм орудий новой модели длиной в 50 калибров. При их проектировании рассматривалась возможность вооружения 356-мм орудиями. Выбор 305-мм калибра обуславливался тем, что только в этом случае корабль мог поместиться в доках на Тихоокеанском побережье. Броневая защита и скорость осталась на уровне линкоров прежних типов.

Линкоры “Нью-Йорк” и “Техас” спроектированы на основе “Арканзаса”. Имели 10 356-мм орудий в пяти башнях. Возросла толщина брони: борт и барбеты до 305 мм, башни до 356 мм. Шагом назад стал возврат к паровым машинам из-за неэкономичности турбин.

Если линкоры до “Нью-Йорка” включительно имели ряд общих черт с европейскими линкорами, то новые “Невада” и “Оклахома” являлись кораблями, построенными по оригинальному американскому проекту. “Изюминкой” проекта была принципиально новая система бронирования, основанная на идее ведения боя на больших дистанциях. Американцы отказались от защиты максимальной площади борта относительно тонкой бронёй. Ведь она всё равно пробивалась крупнокалиберными снарядами. Предполагалось, что на большой дистанции линейный корабль не будет попадать под обстрел из артиллерии небольшого калибра. Защищались только жизненные части корабля, но зато самой толстой бронёй. Особое внимание уделялось защите главной броневой палубы, защищавшей от навесного огня. В результате получалась забронированная со всех сторон цитадель. Она создавала достаточный запас плавучести, чтобы корабль с полностью разрушенными небронированными оконечностями не затонул. Помимо неё защищались только башни и барбеты, а также боевая рубка. Такая система защиты получила названия “всё или ничего” или “плот”. Она была рассчитана на единичные попадания навесно падающих крупных снарядов. В итоге толщина броневого пояса составляла 343 мм, башен до 457 мм, барбетов 330 мм и палубы 76 мм. Из других достоинств у “Невады” и “Оклахомы” следует отметить полный перевод отопления котлов на нефть. Ограничение размеров (корпус был повторением “Нью-Йорка”) негативно сказалось на вооружении — 10 356-мм орудий размещались в двух двухорудийных и двух трёхорудийных башнях в линейно-возвышенном расположении. Применение разных типов башен существенно затрудняло управление огнём. На “Оклахоме” вообще стояли паровые машины.

Эти корабли стали первыми из американских “стандартных” линкоров, отличительными особенностями которых стали защита по принципу “всё или ничего”, остававшаяся без существенных изменений на всех кораблях, и линейно-возвышенное расположение артиллерии главного калибра. Незначительные изменения объяснялись ограничением стоимости постройки.

Линейные корабли “Пенсильвания” и “Аризона” имели 12 356-мм орудий в четырёх башнях. Впервые появилась специальная противоминная защита. Наконец то американцы окончательно отказались от применения на линкорах паровых машин.

Три линкора типа “Нью Мексико” продолжали линию развития “стандарта”. Отличались новой 50-калиберной моделью 356-мм пушек, клиперским форштевнем. Продолжался поиск оптимальной энергетической установки. “Нью Мексико” получил турбоэлектрическую установку, дававшую преимущества в живучести и в свободе компоновки.

Вернёмся к Германии. В 1906 году рейхстаг принял ещё одну новеллу к закону о флоте. Она предполагала постройку шести вычеркнутых из программы ещё в 1900 году тяжелых броненосных крейсеров. Все новые линейные корабли и броненосные крейсера в обязательном порядке должны были являться дредноутами. Также, в связи с переходом на строительство дредноутов и расширением Кильского канала, увеличивались ассигнования на флот. В это же время началась постройка первого немецкого дредноута “Нассау”, проект которого начал разрабатываться в 1904 году. Таким образом, немецкие кораблестроители считали, что пришли к идее дредноутов если не раньше англичан, то, по крайней мере, независимо от них.

Новелла 1908 года предусматривала так называемый “трёхтактный” темп — ежегодная закладка трёх линкоров или линейных крейсеров. Кроме того, срок службы кораблей уменьшался с 25 до 20 лет. Это предполагало быструю замену устаревших кораблей дредноутами и, как следствие, повышало боеспособность флота. Это повлекло за собой некоторые изменения темпов постройки кораблей, которые вылились в следующем: в период 1908-1912 гг. — ежегодная закладка четырёх кораблей; период 1912-1917 гг. — “двухтактный” темп; 1917-1920 гг. — вновь “трёхтактный” темп.

Первые германские дредноуты типа “Нассау” воплотили в себе все черты, характерные для всех линейных кораблей и линейных крейсеров Флота открытого моря, за исключением линкоров типа “Байерн”. Это относительно небольшой калибр главной артиллерии, невысокая скорость и толстая броня. 12 орудий калибра 280-мм располагались так, что на один борт могло стрелять только 8. Другим недостатком стало применение паровых машин.

Следующая серия из четырёх линкоров типа “Остфрисланд” стала логическим продолжением “Нассау”. Водоизмещение возросло на 4000 т — до 24700 т. За счёт этого до 305-мм увеличился калибр артиллерии, усилилась броневая защита. В качестве недостатков остались прежнее расположение орудий и паровые машины.

Пять линкоров типа “Кайзер” получили по 10 305-мм орудий. Размещение башен изменили: носовая, две бортовых в эшелонном и две кормовых в линейно-возвышенном расположении. “Кайзеры” стали первыми германскими линкорами, оснащёнными турбинами, благодаря чему удалось несколько увеличить скорость. Прирост водоизмещения до 27000 т был использован для усиления защиты, в том числе противоминной.

Линкоры типа “Кёниг” отличались от “Кайзеров” тем, что все башни с 12-дюймовыми пушками располагались в диаметральной плоскости. Увеличение водоизмещения в очередной раз использовалось для усиления бронирования.

В линкорах типа “Байерн” немцы отошли от своих традиций и применили 15-дюймовые орудия. Решение о постройке линкоров с таким вооружением совпало с английскими “Куин Элизабет”. Немцы не хотели рисковать, и начали строительство линкоров только после того, как новые орудия пошли испытания. Из-за этого “Байерн” и “Баден” вошли в строй уже после Ютландского сражения. “Вюртемберг” и “Заксен” не были достроены. Они, несомненно, объединили все последние достижения немецкой техники. Компоновка и тактико-технические данные удивительно напоминали соответствующие элементы самых сильных британских сверхдредноутов типа “Ройял Соверен”. Любопытно мнение о этих линкорах американского военн-морского теоретика Ф. Персиваля: “Байерны”, появись они в Ютландском бою “… просто стёрли бы эскадру Битти с лица земли”.

Англичан абсолютно не устраивало такое положение дел. Любой ценой они пытались достичь превосходства в силах.

Немедленно после ввода в строй “Дредноута” в Англии началось строительство целых серий кораблей этого типа. До 1909 года линейные корабли были прямыми потомками “Дредноута”. За ними в 1907-1909 гг. последовали девять линкоров типов “Беллерофон”, “Сент-Винсент”, “Нептун” и “Колоссус”. Все они вооружались 10-ю 305-мм орудиями, линейные крейсера несли по 8 пушек того же калибра. Дисбаланс между вооружением и защитой так и не был ликвидирован. На линкорах типа “Сент-Винсент” появилась новая модель 305-мм орудия длиной в 50 калибров.

Для увеличения ассигнований на флот в прессе появились сравнения английского и германского флотов, причём английский флот представлялся по состоянию на 1909 год, а германский флот — после завершения всех программ в 1920 году. Желаемое было достигнуто: пресловутая “морская паника” началась, парламент выделил необходимые средства. В результате в 1909 году была запланирована постройка не четырёх ранее запланированных линкоров, а восьми. Причем если первые два — “Колоссус” и “Геркулес” — были прямыми потомками “Дредноута”, то четыре новых линкора и два линейных крейсера должны были нести 13,5-дюймовые пушки и по боевой мощи оставлять далеко позади всех своих зарубежных собратьев. Англичане даже придумали для них свое наименование — superdreadnoughts (“сверхдредноуты”). Переход на новый калибр в значительной мере обесценил дредноуты прежних типов — произошла очередная, “сверхдредноутная”, революция.

Переход к новому калибру был вызван потребностью в более сильных линкорах, а также неудачным опытом с 50-калиберными 12-дюймовками кораблей типа “Сент-Винсент”. Относительная длина ствола орудий главного калибра сверхдредноутов вновь стала такой же, как и у первых линкоров — 45 калибров. Это уменьшило износ канала ствола, зато за счет большей массы снаряда (635 кг вместо 385 у 12-дюймовок) бронепробиваемость новых орудий возросла на 12%. Увеличение угла возвышения с 15 до 20 градусов позволило вести огонь на дальность до 22 км. Кроме того, повысилась точность стрельбы, поскольку меньшее отношение длины ствола к калибру практически свело на нет столь неприятное явление, как вибрация орудия во время выстрела.

На четырёх сверхдредноутах типа “Орион” все пять башен главного калибра располагались в диаметральной плоскости: разнесение двух средних башен по бортам на деле не давало никаких преимуществ. Броневая защита “Ориона” была усилена добавлением верхнего пояса. Бронирование палуб оставалось явно недостаточным, слабой была и противоминная защита.

Четыре следующих линкора программы 1910 года типа “Кинг Джордж V” представляли собой чуть-чуть видоизмененные “Орионы”. Они были немного длиннее, неудачно расположенную мачту (находившийся на ней пост управления артиллерией сильно страдал от дыма) перенесли ближе к носу, несколько усилили горизонтальную броню.

В 1911 году принимается решение построить еще 4 подобных линкора типа “Айрон Дьюк”. Во многом аналогичные своим предшественникам, они были крупнее и в качестве противоминной артиллерии несли 152-мм пушки. Бронирование “Айрон Дьюка” повторяло схему “Кинг Джорджа”, но толщина пояса была увеличена.

Линейные корабли следующего типа первоначально намечались как усиленный “Айрон Дьюк”. В ходе проектирования по инициативе Черчилля они получили находившееся ещё в стадии проектирования 15-дюймовое (381 мм) орудие. Впервые для дредноутов вводилось полностью нефтяное отопление котлов. Фактически линкоры строились из расчёта на удачу испытаний новых пушек. Этот расчёт оправдал себя: 5 новых линкоров типа “Куин Элизабет”, вооружённых 8-ю 381-мм орудиями, имеющих проектную скорость 25 узлов и 330 мм бортовой брони, вполне заслуженно считались лучшими линкорами Первой мировой войны. “Куин Элизабет” мог развить проектные 25 узлов только при самых благоприятных условиях. Относительно быстроходный линкор ставил под сомнение дальнейшее развитие класса линейных крейсеров. Правда, за скорость и вооружение пришлось заплатить, как всегда, бронёй. Хотя защита в целом повторяла схему “Айрон Дюка”, а толщина главного пояса даже была увеличена на один дюйм (из-за чего в других местах ее пришлось уменьшить), диссонанс между наступательной мощью и защитой в очередной раз стал очевиден.

Их развитием стали пять линкоров типа “Роял Соверен”. Они должны были быть дешевле в постройке, иметь умеренную скорость в 21,5 узла, обладать лучшей стабильностью и усовершенствованной подводной защитой. Первоначально планировалось вернуться к угольному отоплению котлов, но в ходе постройки все же установили нефтяные котлы, что позволило увеличить мощность на 9 тыс. л. с. и скорость на 1,5 узла. Во всём остальном “Роял Соверен” был практически полным повторением “Куин Элизабет”.

Практически с самого начала дредноутной гонки Англия предпринимала попытки достигнуть соглашения с Германией об установлении определённого соотношения между английским и немецким флотами. В начале переговоров Германия настаивала на соотношении 3:4 в пользу Англии. Затем оно стало равным 2:3 в пользу англичан. В результате окончательная цифра этого соотношения, достигнутая в 1912 году, стала равной 10:16 (то есть на каждые 10 немецких линкоров англичане строили 16). Несколько позже англичане заявили, что на каждый германский дредноут они будут строить два, в чём к концу войны почти преуспели.

С 1909 года в гонку дредноутов включились ещё две морские державы — Россия и Япония.

Россия в это время только начинала возрождать флот после Русско-японской войны. Несколько лет прошли бесплодно: флот медленно пополнялся устаревшими кораблями. Когда же в 1907 г. было принято решение о постройке дредноутов, целых два года потребовалось на создание окончательного проекта и выбивание из государственной думы денег на его воплощение в жизнь. Заложенные в 1909 г. корабли строились недопустимо долго для периода дредноутной гонки: они вошли в состав флота только осенью 1914 г.

В проектах русских дредноутов слишком буквально отразился опыт Русско-японской войны. Считая, что вероятный противник (Германия) будет применять, в основном, фугасные снаряды, русские создали дредноут с полностью забронированным бортом. Вот только максимальная толщина брони — 225 мм — оставляла желать лучшего. Равномерно-линейное расположение артиллерии главного калибра и неудовлетворительная мореходность не давали линкорам типа “Севастополь” никаких преимуществ.

Теми же недостатками страдали и остальные русские линейные корабли: три типа “Императрица Мария” и одиночный “Император Николай I”. Они, правда, отличались от “Севастополей” увеличенной толщиной брони, за что пришлось заплатить уменьшением скорости.

Япония до 1909 г. потратила колоссальные средства на постройку большого количества морально устаревших кораблей. Первые японские дредноуты “Кавачи” и “Сетцу” также оказались пустой тратой денег. Защита и скорость были вполне на уровне — соответственно максимальная толщина бортовой брони 305 мм и 21-21,5 узла. С артиллерией же дело обстояло хуже некуда. Двенадцать 305-мм орудий были расположены так же, как и на первых немецких линкорах, что не давало возможности давать бортовой залп из всех орудий. Более существенным недостатком стали сами орудия: в башнях на оконечностях находились 305-мм пушки длиной 50 калибров, в бортовых башнях — длиной в 45 калибров. Разные баллистические свойства орудий делали невозможным хоть какое-нибудь эффективное управление огнём. Из-за этого реальной боевой ценности японские линкоры не имели.

Следующие линкоры Японии — “Фусо” и “Ямасиро”. Они были спроектированы на основе линейных крейсеров типа “Конго”. Основными отличиями от прототипа были: увеличенная до 305 мм толщина брони, 12 356-мм орудий в шести башнях и уменьшенная до 23 узлов скорость. Практически идентичными “Фусо” были линкоры “Исё” и “Хьюга”, отличавшиеся расположением башен.

Гонка морских вооружений в 1905-1922 гг.

Англия

Германия

США

Россия

Япония

1905

“Дредноут”

   

1906

“Беллерофон”

“Инвинсибл”

“Инфлексибл”

“Индомитебл”

 

“Мичиган”

“Саут Кэролайн”

 

1907

“Сьюперб”

“Темерер”

“Сент-Винсент”

“Коллингвуд”

“Венгард”

“Нассау”

“Вестфален”

“Позен”

“Рейнланд”

“Делавэр”

“Норт Дакота”

   

1908

“Венгард”

“Остфрисланд”

“Гельголанд”

“Тюринген”

“Фон дер Танн”

     

1909

“Нептун”

“Геркулес”

“Колоссус”

“Орион”

“Индефатигебл”

“Лайон”

“Ольденбург”
“Кайзер”

“Гебен”

“Юта”

“Флорида”

“Полтава”

“Севастополь”

“Петропавловск”

“Гангут”

“Сетцу”

“Кавачи” 

1910

“Конкерор”

“Монарх”

“Тандерер”

“Принцесс Роял”
“Австралия”

“Нью Зиленд”

“Кайзерин”

“Кёниг Альберт”

“Фридрих дер Гроссе”

“Мольтке”

“Вайоминг”

“Арканзас”

   

1911

“Аякс”

“Кинг Джордж V”

“Одейшес”

“Сентурион”

“Куин Мери”

“Принц-регент Луитпольд”

“Кёниг”

“Гроссер Курфюрст”

“Маркграф”

“Зейдлиц”

“Нью Йорк”

“Техас”

“Императрица Мария”

“Императрица Екатерина II”

“Император Александр III”

“Конго”

“Хией”

1912

“Айрон Дьюк”

“Мальборо”

“Бенбоу”

“Эмперор оф Индия”

“Куин Элизабет”

“Уорспайт”

“Тайгер”

“Кронпринц”

“Лютцов”

“Дерфлингер”

“Невада”

“Оклахома”

“Измаил”

“Кинбурн”87

“Бородино”87

“Наварин”87

“Фусо”

“Харуна”

“Кирисима”

1913

“Бархэм”

“Вэлиант”

“Малайя”

“Ривендж”

“Ремиллес”

“Резолюшн”

“Баден”

“Гинденбург”

“Пенсильвания”

 

“Ямасиро”

1914

“Роял Соверен”

“Роял Оук”

“Байерн”

“Заксен”87

“Аризона”

“Император Николай I”87

“Исё”

“Хьюга”

1915

“Рипалс”

“Ринаун”

“Глориес”

“Корейджес”

“Фьюриес”

“Худ”

“Энсон”87

“Хоу”87

“Родней”87

“Вюртемберг”87

“Макензен”87

“Граф Шпее”87

“Принц Эйтель Фридрих”87

“Фюрст Бисмарк”87

“Айдахо”

“Нью Мексико”

“Миссисипи”

   

 

Из приведенной таблицы видно, что гонку вооружений за явным преимуществом выигрывала Англия. Второе место занимала Германия, буквально на пятки ей наступали США. Американский флот не был сбалансированным, не имел достаточного количества подготовленных кадров, не имел перед собой конкретного противника, что снижало его боеспособность. Экономическая мощь Соединённых Штатов давала возможность при желании выиграть гонку.

Такие морские державы как Россия и Япония вступили на путь дредноутной гонки позже лидеров, что обусловило их отставание по численности дредноутов. Для интересов России это отставание во многом стало решающим, так как стало возможным в ходе Первой мировой войны блокировать её. Япония для обеспечения своего влияния в западной части Тихого океана всё же получила вполне достаточные силы, подкреплённые, к тому же, англо-японским союзом.

[на главную страницу] [в раздел "сражения"] [в раздел "библиотека]

счетчик посещений
Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz