ИИстория пиратства
(от античности до наших дней) /
авт.-сост. С.Чумаков. - М,: "Техника Молодежи",
2001. с.143.
.
Для многих увлеченных морской историей пиратство - это
нереальная история, ассоциирующаяся с подростковым возрастом,
когда в захлеб были прочитаны не один роман об отважных
пиратах, их романтических приключениях, и влюбленных в них,
самых красивых дам мира. Осознание того, что пиратство -
неотъемлемая часть морской истории как-то затемняется. И
становятся каперы частью военно-морского флота той или иной
страны, а о рейдерах XX в. вообще как-то не поворачивается
язык назвать их пиратами. Однако, все они попадают под определение
пираты, как и викинги, лихие донские и днепровские казаки.
В этом свете, для понимания, кто же такие на самом деле
пираты, представляемая здесь книга, заслуживает внимание.
***
Эту
книгу "Техника молодежи" намечали выпустить еще
в середине 1990 гг. Я отчетливо помню, что еще, будучи школьником,
отправлял редакции журнала заявку на эту работу. Но книга
вышла уже тогда, когда давно прошли все ожидаемые сроки.
И я был, даже удивлен, увидев в этом году, этот труд на
прилавке магазина. Скорее всего, в столь затянувшемся издании
книги вина не только сложной экономики нашей страны, но
и тот громадный объем источников, который необходимо было
"перелопатить" автору составителю. Ведь как никак
история пиратства - это почти вся морская история.
"История пиратства" - это научно
- популярная работа. Простым языком, коротко рассказана
вся история пиратства. Стиль изложения особенный. Это не
учебник, где в цельной форме представлена эволюция морских
разбойников. Я бы назвал это скорее сборником газетных статей
(в хорошем смысле этого слова), расположенных в хронологическом
порядке. Очень часто рассказывается о каких - то героях
пиратах или "забавных" историях.
С одной стороны, такое изложение, учитывая
популярную направленность работы и громаднейший объем источникового
материала, вполне оправдано. Но с другой стороны, все становится
очень упрощенным. Пиратство становится оторванным от земных
дел, в прямом и переносном смысле этого слова.
Получается, что пираты появились сами собой.
Да сказал бог - быть пиратам, и они появились. В книге,
не разу не заявлено о каких либо причинах распространения
такого явления! В таком ракурсе, описываемые пираты, мало
чем отличаются от пиратов из романтических книг. По большей
степени все они становятся отважными героями, которым можно
позавидовать. Только правда жизни заставляет авторов показывать
этих людей жестокими и алчными.
Слов нет, многие из пиратов привлекают
воображения читателя. Как бы там ни было, но многие из нас
пожелали бы побывать в шкуре Васко Дагамы, хотя бы ради
того, чтоб почувствовать, что ощущал этот человек, заворачивая
за мыс Доброй Надежды. Тем более это можно сказать о викингах
или тех отважных финикийцах, что прошли экватор.
Однако, все имеет свою причинную обусловленность.
Во всем лежат социально - экономические причины.
Приморские этносы Средиземноморья в эпоху
античности занимались пиратством потому, что часто для них,
это был единственный способ проживания. Не редко, люди бросались
в пиратство потому, что прибрежные воды оскудевали рыбными
запасами, и им приходилось таким способом искать средства
на проживание.
Если мы обратимся к викингам, то и здесь
не все так просто. В Скандинавии было мало земли, а с увеличением
населения все больше людей оказывалось безземельными. Среди
них - дети из знатных семей. Морской грабеж для викингов
явился сначала средством зарабатывания необходимых средств
на покупку земли. На следующем этапе они предпочли переселиться
на другие земли.
В книге, ганзейская гильдия выступает,
чуть ли не единственной в своем роде, что, конечно же, не
верно. Шел этап объединения купцов. Это не только способ
защиты от морских пиратов и наземных разбойников (последние
порой чаще угрожали торговле, чем их коллеги на море), но
и способ большего зарабатывания денег. При условии вступления
в гильдию, пункт о защите караванов был единственным, основное
же внимание уделялось делам чисто купеческим, или, как мы
бы сейчас сказали, экономическим. Само собой гильдий оказалось
великое множество, и на сколько знаю, самые известные из
них существовали на Средиземноморье в Италии.
С ростом накопления первичного капитала
и вступления стран в капиталистические взаимоотношения пиратство
приобретает многосложный характер. Пираты становятся, что
ли универсальными людьми. Они первооткрыватели новых земель,
они передовые отряды воюющей стороны, они же бандиты. Очень
хорошо этот сложный характер пиратства позднего средневековья
показан в книге при описании деятельности Барбаросса I и
Барбаросса II. Короли были заинтересованы в пиратстве. И
хотя в момент перемирий каперы оказывались иногда неугодными,
но новые войны начинались отнюдь не из-за неугомонных морских
разбойников. В крайнем случае, каперы оказывались поводом
для новой войны. Замете, как только раздел колоний оканчивается,
и уходят с лидирующих позиций первичные богачи: Португалия,
Испания и Османская Империя, размах пиратства значительно
сокращается. То есть, ни о какой неугомонной массе людей,
неподвластной никому, и желающей только разбойничать, говорить
не приходится.
Заслуживает внимание и другой вопрос -
почему пиратство, периодически имеющее широкий размах, не
всегда желали подавить власти? Кажется несуразным - пираты
наносят вред торговле, купцам, а короли, императоры, шахи
не обращают на это внимание.
Все оказывается достаточно просто (если
вообще допустимо это определение к историческим процессам).
Пиратство тогда начинает наказываться властями, когда оно
угрожает именно торговле и торговым интересам.
Наиболее хорошо этот тезис просматривается,
на примере Римской истории. Как следует из книги, к пиратам
попадал даже Юлий Цезарь. В его времена все Средиземное
море оказалось охвачено пиратством. Но кроме личной мести
молодого Цезаря, никто не пытался пресечь пиратство.
Если мы присмотримся, то окажется, что
пираты вредили конкретному человеку (компании), но не торговле
в целом. Товар доходил до потребителя, и часто по той же
запланированной цене, так как пираты обычно не являлись
купцами, что б выгодно продать награбленный товар. В целом
пираты заинтересованы в торговле, но хотят поиметь с этого
дела свою денежку.
Но как только, пираты прошли грань допустимого,
и в Рим стало меньше поступать из Египта зерна, был выслан
флот, разгромивший разбойников. Вскоре, все вернулось на
свои места - пираты потихоньку грабили, а римляне продолжали
радоваться жизни.
Общая суть не изменилась и во второй трети
второго тысячелетия н.э. В начале XVII в. если у купца из
десяти судов в метрополию приходил один корабль с товаром,
то прибыль окупала все потерянные транспорты. С чего же
тогда английские короли могли воспротивиться пиратству,
тем более, что и оно приносило в казну звонкую монету ?!
Касаясь современного пиратства, то и здесь
все объяснимо. Во первых, главный очаг пиратства - это те
страны Юго-Восточной Азии, где плохая экономика. Во вторых,
пиратство это, так же не несет угрозы торговле. От этого
страдают конкретные фирмы. Надо заметить и избирательность
разбойничьих нападений. Пираты обходят стороной те суда,
за которые могут заступиться сильные державы. Потому что
опасность очевидна - завтра в этих водах появятся военные
силы и нанесут ущерб отлаженному делу, если вовсе не разгромят
какого либо главаря.
Как видите, мною сказанное, заняло чуть
более машинописной страницы. Что мешало и автору составителю
эту информацию поместить, допустим, во введении. Уверен,
что тогда книга от этого только выиграла бы.
В начале книги мною были замечены другие
недостатки. Автор, упрощенно понимает древнюю историю, использует
неправильные термины, иногда дает неверную информацию. Русский
археолог Шлиман, открывший Трою становится немецким, хотя
немцем он был только по национальности. Используется словосочетание
"библейские времена", и это притом, что данная
работа историческая, и такой этап в истории, как "библейский"
отсутствует. Упрощенно объясняются миграционные процессы
населения в древности (сказано, что в те времена племена
были легки на подъем). На самом же деле, миграционные процессы
развиваются по мере роста цивилизации. Это современному
человеку стоит лишь иметь определенную сумму денег (а можно
и не иметь), и езжай туда, куда захочешь. К счастью, подобного
рода ошибки, ко времени средневековья исчезают, по крайней
мере, становятся не столь частыми и не бросаются в глаза.
Особо можно сказать об описании рейдерских
операций в XX в. Так коротко и упрощенно я читал о подобного
рода военных действиях только в учебниках. Но, учитывая,
освещенность "геройств" немецких, японских и американских
пиратов в литературе, я не думаю, что здесь стоило сильно
распинаться.
Однако, был один случай, мимо которого
я не смог пройти. Автор обвиняет американских подводников
в умышленном и безнаказанном уничтожении советских судов.
Я читал Локвуда, где, между прочим, дотошно отмечен каждый
подобный инцидент. Не берусь отвечать за капитанов субмарин,
но то, что США старалось делать все от себя зависящее, чтоб
исключить такие происшествия - это факт достоверный. Не
думаю, что подводников стоило наказывать очень строго, ибо,
как бы там ни было, но они являлись профессионалами своего
дела и вносили немалый вклад в победу над общим врагом.
Рассматривая современное пиратство, не
обойдена тема захвата пиратами, уже российских судов. Для
меня эти несколько абзацев были очень интересны, потому
что о захвате наших судов я слышал только краем уха, на
уровне некого мифа. Жалко только то, что рассматривается
время 1991 - 1993 гг., и вовсе не ясно, как изменилась ситуация
к концу 1990 - ых. Учитывая, что книга вышла не в середине
прошлого десятилетия, можно было добавить один - два абзаца.
Оценивая в целом эту книгу, можно сказать,
что не смотря на отмеченные недостатки, работа заслуживает
внимания. В первую очередь это вызвано попыткой рассмотрения
всей истории пиратства. Отсюда, сочинение приобретает некий
энциклопедический характер. Кроме того, для людей уже имеющих
общее представление о морской истории эта книга позволяет
по-новому взглянуть и на пиратство и, возможно, даже на
всю морскую историю.
С.М.Фокин
Март - апрель 2003 г.
|