Броненосные крейсера типа “Эдгар Кинэ”
— 2 ед.
“Эдгар Кинэ” (Edgar Quinet)
“Вальдек-Руссо” (Waldeck-Rousseau)
|
Брест 11.1905/21.9.1907/1.1911
Лор 6.1906/4.3.1908/8.1911
|
- погиб 9.1.1930
- искл. 1936
|

13 847 т (“Вальдек-Руссо” 13 995 т), 158,9х21,5х8,4
м. ПМ-3, 40 ПК (“Вальдек-Руссо” 42 ПК), 36 000 л.с.=23 уз.
1242/2260 туг. Броня: пояс 150-40 мм, казематы 180 мм, башни
200 мм, палубы 65+35 мм, рубка 200 мм. Эк. 859 чел. 14 -
194 мм/50, 20 - 65 мм, 2 ТА 450 мм.
Последние и самые мощные броненосные крейсера
французского флота. Созданы на базе крейсера “Эрнест Ренан”,
но вооружены артиллерией одного калибра. 194-мм орудия имели
скорострельность 4 выстр./мин, заряжание осуществлялось
при любом угле возвышения. Дальность стрельбы составляла
14 км, а после модернизации - 18 км. Вместе с тем, эти крейсера
устарели по концепции уже в ходе постройки.
В годы Первой мировой войны оба корабля
оперировали преимущественно в Ионическом и Эгейском морях.
“Вальдек-Руссо” в 1919 — 1920 годах находился на Черном
море, а затем долго служил флагманом отряда кораблей на
Дальнем Востоке. “Эдгар Кинэ” в 1925— 1927 годах переоборудован
в учебное судно. В 1930 году он потерпел кораблекрушение
у берегов Алжира.
Броненосный крейсер “Эрнест Ренан” —
1 ед.
“ЭрнестРенан” (Ernest Renan)
|
СНзП 7.1904/3.6.1906/2.1909
|
- искл. 1931
|

13 504 т, 158,9х21,3х8,4 м. ПМ - 3, 42
ПК, 36 000 л.с.=23 уз. 1350/2260 т уг. Броня; пояс 150—65
мм, казематы 140 мм, башни ГК 200 мм, башни СК 160 мм, палубы
65+35 мм, рубка 200 мм. Эк. 824 чел. 4- 194мм/50, 12- 164мм/45,
16-65 мм, 8-47 мм, 2-37 мм, 2 ТА 450 мм.
Близок по типу к крейсеру "Эдгар Кинэ".
Был самым быстроходным французским броненосным крейсером:
на испытаниях он развил ход 24,4 узла при мощности 37 685
л.с. В годы войны запас угля на нем уменьшили до 1870 т,
демонтировали грот-мачту и установили несколько зенитных
пушек. В 1914— 1918 годах действовал на Средиземном море.
С 1927 года — учебное судно, в 1931 году переоборудован
в плавучую мишень и потоплен на учениях.
Броненосный крейсер “Жюль Мишле” — 1
ед.
“Жюль Мишле” (Jules Michelet)
|
Лор 6.1904/31.8.1905/11.1908
|
- искл.1931
|

13 105 т, 146,5х21,4х8,4 м. ПМ - 3, 28
ПК, 30 000 л.с.=22,5 уз. 1400/2070 т уг. Броня: как на “Эрнесте
Ренане”. Эк. 770 чел. 4-194 мм/50, 12-164 мм/45, 22 - 47
мм, 2 ТА 450 мм.
Создан на базе проекта крейсера “Леон Гамбетта”,
но отличался большей мощностью механизмов и артиллерийским
вооружением (40-калиберные 194-мм орудия заменены 50-калиберными,
а 8 164-мм пушек размещены в одноорудийных башнях). В ходе
Первой мировой войны число 47-мм пушек уменьшено до 12,
но вместо них добавлены 4 47-мм зенитки. В 1914 — 1918 годах
служил на Средиземном море. В 1929 году выведен в резерв,
в 1931-м списан и превращен в плавучую мишень. Потоплен
в 1937 году подлодкой “Тетис” во время учений.
Броненосные крейсера типа “Леон Гамбетта”
— 3 ед.
“Леон Гамбетта” (Leon Gambetta)
"Жюль Ферри" (Jules Ferry)
“Виктор Гюго” (Victor Hugo)
|
Брест 1.1901/26.10.1901/7.1905
Шер 8.1901/23.8.1903/9.1905
Лор 3.1903/30.3.1904/1907
|
- погиб 27.4.1915
- искл. 1927
- искл. 1930
|

12 351 т (“В.Гюго” 13 108 т), 146,5(вл)х21,4х8,4
м. ПМ - 3, 28 ПК (“Ж.Ферри” 20 ПК), 28 500 л.с.=22,5 уз.
1320/2065 т уг. Броня: как на “Эрнесте Ренане”. Эк. 734
чел. 4-194 мм/40, 16-164 мм/45, 2-65 мм, 22 - 47 мм, 2 ТА
450 мм.
Хорошо защищенные мореходные корабли, ознаменовавшие
собой появление последнего поколения французских броненосных
крейсеров. На момент постройки считались одними из самых
мощных в мире, но быстро устарели и к началу Первой мировой
войны потеряли боевое значение. Служили на Средиземном море.
“Леон Гамбетта” потоплен двумя торпедами, выпущенными австрийской
подлодкой U-5; находившийся на борту контр-адмирал Сенэ
и большая часть экипажа погибли. “Виктор Гюго” с 1922 года
служил на Дальнем Востоке, 20.1.1928 выведен в резерв.
Броненосные крейсера типа “Глуар” — 4
ед.
“Глуар” (Gloire)
“Амираль Об” (Amiral Aube)
“Марсельез” (Marseillaise)
“Кондэ” (Conde)
|
Лор 9.1899/12.6.1900/1904
СНзП 10.1899/9.5.1902/1904
Брест 1.1900/14.7.1900/1903
Лор 3.1901/12.3.1902/1904
|
- искл. 1922
- искл. 1922
- искл. 1929
- искл. 1933
|

9856 т (“Марсельез” 9458 т, “Кондэ” 10
233 т, “Глуар” 10 212 т), 139,8(вл)х20,2х7,7 м. ПМ — 3,
28 ПК (“Амираль Об” и “Марсельез” 24 ПК), 21 800 л.с.=21,5
уз. 970/ 1565 т уг. Броня: пояс 150—65 мм, башни ГК 170
мм, башни СК 100 мм, казематы 80 мм, палуба 45—20 мм, рубка
150 мм. Эк. 615 чел. 2- 194 мм/40, 8— 164 мм/45, 6 — 100
мм, 18—47 мм, 5 ТА 450 мм.
Большие броненосные крейсера, развитие
типа “Монкальм”. Отличались расположением 164-мм орудий
(4 — в одноорудийных башнях, 4 — в казематах). К началу
Первой мировой войны уже считались устаревшими. Всего в
серии было 5 кораблей, но “Сюлли” погиб 30.9.1905 у берегов
Индокитая в результате навигационной аварии.
В 1914 году все четыре крейсера находились
в составе Атлантического флота. Они несли патрульную службу
в Ла-Манше, сопровождали трансатлантические конвои. “Марсельез”
и “Кондэ” действовали в Вест-Индии, “Глуар” в 1916 — 1918
годах находился в Южной Атлантике, в мае 1918 года был поврежден
в результате столкновения с американским пароходом “Сити
оф Атенс”; отремонтирован на верфи в Нью-Йорке. “Амираль
Об” в 1915 году перешел на Средиземное море, в 1916-м его
вывели в резерв.
Броненосные крейсера типа “Монкальм”
— 3 ед.
“Монкальм” (Montcalm)
“Гейдон” (Gueydon)
“Дюпти-Туар” (Dupetit-Thouars)
|
ФШ 4.1898/27.3.1900/1902
Лор 8.1898/20.9.1899/1903
Тул 4.1898/5.7.1901/1904
|
- искл. 1926
- искл. 1935
- погиб 7.8.1918
|

9367 т (“Гейдон” 9548т), 138х19,4х7,65
м. ПМ - 3, 28 ПК (“Монкальм” 20 ПК), 19 600 л.с.=21 уз.
(“Дюпти-Туар” 22 000 л.с.= 22 уз.). 1000/1575 туг. Броня:
пояс 150 — 35 мм, башни 200 мм, казематы 120 мм, палуба
до 50 мм, рубка 160 мм. Эк. 591 чел. 2-194 мм/40, 8 - 164
мм/45, 4 - 100 мм, 16 - 47 мм, 4—37 мм, 2 ТА 450 мм.
К началу Первой мировой войны уже считались
устаревшими, но активно действовали на разных театрах. В
1914 году числились в составе Атлантического флота. “Монкальм”
находился у берегов Австралии, принимал участие в захвате
Самоа. В 1915 году прибыл в Суэц. После ремонта (январь
— сентябрь 1916 г.) ушел в Вест-Индию, затем эскортировал
трансатлантические конвои. “Дюпти-Туар” базировался на Брест,
нес патрульную и эскортную службу в Атлантике. Потоплен
немецкой подлодкой U-62 в 400 милях от Бреста. “Гейдон”
действовал в Ла-Манше, сопровождал конвои между Брестом
и Гибралтаром, оперировал у берегов Южной Америки. В 1918
году вместе с “Монкальмом” участвовал в интервенции против
Советской России, находился в Мурманске и Архангельске.
В 1919 году перешел на Балтику. С 1928 года служил стационарным
учебным судном.
Броненосные крейсера типа “Дюплэ” — 3
ед.
“Дюплэ” (Dupleix)
“Десэ” (Desaix)
“Клебер” (Kleber)
|
Рош 2.1898/28.4.1900/1903
СНзЛ 11.1897/21.3.1901/1904
Бордо 4.1898/20.9.1902/1904
|
- искл. 1919
- искл. 1921
- погиб 27.6.1917
|

7578 т (“Клебер” 7602 т), 130(вл)х17,8
х7,4 м. ПМ - 3, 24 ПК (“Клебер” 20 ПК), 17 500 л.с.=21 уз.
880/1180 т уг. Броня: пояс 100— 40мм, башни 160— 100мм,
палуба 65 — 40 мм, рубка 80 мм. Эк. 570 чел. 8-164 мм/45,
4—100 мм, 10-47 мм, 4 -37 мм, 2 ТА 450 мм.
Мореходные броненосные крейсера уменьшенного
водоизмещения со слабым вооружением. В 1914 году “Десэ”
и “Клебер” базировались на Брест и действовали в районе
Ла-Манша и в Бискайском заливе. В мае 1915 года “Клебер”
перешел на Средиземное море, участвовал в Дар-данелльской
операции, 7.7.1915 серьезно пострадал от столкновения с
английским транспортом. В 1917 году вновь переведен на Атлантическое
побережье. Погиб на мине, выставленной немецкой подлодкой
UC-61. “Десэ” с декабря 1914 года оперировал на Средиземном
море, преимущественно у берегов Сирии и Египта. В 1916 году
перебазировался в Дакар, затем — в Вест-Индию. В 1919 году
ушел на Дальний Восток. “Дюплэ” к началу Первой мировой
войны находился в Гонконге, участвовал в поисках эскадры
адмирала Шпее (в частности, захватил немецкие транспорты
“Сенегамбия” и “Фердинанд Лайеш”) и крейсера “Эмден”. С
мая 1915 года находился на Средиземном море, неоднократно
привлекался к обстрелу вражеских позиций на побережье Турции
и Египта.
Броненосный крейсер “Жанна д'Арк” — 1
ед.
“Жанна д'Арк” (Jeanne d'Arc)
|
Тул 10.1896/8.6.1899/1902
|
- искл. 1933
|

11 092т, 145,4х19,4х8,1 м. ПМ —3, 36 ПК,
33 000 л.с.=21,8 уз. 1400/1970 туг. Броня: пояс 150—40 мм,
башни 160—120 мм, палуба 50 мм, рубка 150 мм. Эк. 651 чел.
2-194 мм/40,14-138 мм/45, 16-47 мм, 6-37 мм, 2 ТА 450 мм.
Первый океанский броненосный крейсер французского
флота, ставший прототипом всех последующих серий кораблей
данного класса. Оказался неудачным: он так и не достиг проектной
скорости (23 узла), имел неудовлетворительную маневренность
и слишком большой расход угля. Кроме того, для его размеров
вооружение было слишком слабым.
С 1912 года “Жанна д'Арк” служила учебным
судном, но с началом войны ее вновь включили в боевой состав
флота. Несла патрульную службу в Ла-Манше, в 1915— 1917
годах действовала в Восточном Средиземноморье. В 1918 году
сопровождала конвои между США и Францией. В 1919 году вновь
стала учебным судном, в 1929-м выведена в резерв.
Броненосный крейсер “Потюо” — 1 ед.
“Потюо” (Pothuau)
|
ФШ 1.1893/19.9.1895/1.1897
|
- искл. 1927
|

5374 т, 113х15,3х6,5 м. ПМ - 2, 18 ПК,
10000л.с.=19уз. Броня: пояс 60—35мм, башни 170— 140 мм,
казематы 55, палуба 85 — 35 мм, рубка 230 мм. Эк. 459 чел.
2 - 194 мм/40, 10-138 мм/45, 10-47 мм, 8—37 мм, 4 ТА 450
мм.
Устаревший броненосный крейсер, к 1914
году служил учебным судном. В начале Первой мировой войны
действовал на Средиземном море, затем участвовал в десантной
операции в Камеруне. В 1916— 1917 годах обеспечивал оборону
Суэцкого канала, оперировал на Красном море, прошел ремонт
в Сайгоне. Затем вернулся в Тулон, переоборудован в носитель
аэростатов. В 1919 году вновь стал учебным судном, при этом
башни были заменены зенитными пушками.
Броненосные крейсера типа “Амираль Шарнэ”
—3 ед.
“Амираль Шарнэ” (Amiral Charner)
“Брюи” (“Bruix)
“Латуш-Тревиль” (Latouche Treville)
|
Рош 7.1889/18.3.1893/1894
Рош 10.1890/3.8.1894/5.1896
Брест 1890/8.10.1892/1894
|
- погиб 8.2.1916
- искл. 1920
- искл. 1920
|

4730т, 110х14х6 м. ПМ-2, 16 ПК, 8300 л.с.=18,5
уз. 600 т уг. Броня: пояс 90 мм, башни 110 мм, палуба 65
— 55 мм, рубка 110 мм. Эк. 393 чел. 2— 194 мм/45, 6— 138
мм/45, 4-65 мм, 4—47 мм, 6—37 мм, 4 ТА 450 мм.
Устаревшие корабли небольшого водоизмещения,
к началу Первой мировой войны находились в резерве. Всего
в серии было 4 крейсера, но один из них — “Шанзи” — погиб
30.5.1907 у берегов Китая в результате кораблекрушения.
“Амираль Шарнэ” до ноября 1914 года занимался
эскортирован ием транспортов в Марокко, затем действовал
в Восточном Средиземноморье. В сентябре 1915 года эвакуировал
3000 спасавшихся от турок армян. Потоплен недалеко от Бейрута
немецкой подлодкой U-21; из экипажа крейсера спасся лишь
один человек.
“Брюи” оперировал на Средиземном и в Красном
морях, базировался на Салоники. “Латуш-Тревиль” служил на
Средиземном море, поврежден турецкой береговой артиллерией
в ходе Дарданелльской операции. В конце войны использовался
как стационарный учебный корабль на острове Корфу.
|