Бронепалубный крейсер “Жюрен де Ла Гравьер”
— 1 ед.
“Жюрен де Ла Гравьер” (Jurien de la Graviere)
|
Лор 11.1897/26.7.1899/1902
|
- искл. 1922
|

5595 т, 137х15х6,3 м. ПМ - 3, 24 ПК, 17
000 л.с.=22,5 уз. 600/886 т уг. Броня: палуба 65 — 35 мм,
орудийные щиты 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 511 чел. 8— 164
мм/ 45, 10 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Большой, но слабо вооруженный крейсер.
Обладал плохой маневренностью и на испытаниях (продолжавшихся
более года) так и не развил проектной 23-узло-вой скорости.
Во время Первой мировой войны действовал на Адриатике, в
Ионическом и Эгейском морях. С 1920 года— стационер в Сирии.
Бронепалубный крейсер “Гишен” — 1 ед.
“Гишен" (Guichen)
|
СНзЛ 10.1895/15.5.1898/1901
|
- искл. 1921
|

8151 т, 133(пп)х17х7,5 м. ПМ - 3, 36 ПК,
25 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: 100—40 мм, казематы
60 — 40 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 625 чел.
2- 164мм/45, 6— 138мм/45, 10—47мм, 5-37 мм, 2 ТА 450 мм.
Океанский “истребитель торговли” с большим
радиусом действия, но с очень слабым для его размеров вооружением.
В 1914 году нес патрульную службу в Атлантике от Ла-Манша
до Марокко, с 1915 года находился на Средиземном море. В
1917 году частично разоружен и затем использовался как быстроходный
транспорт. В 1919 году оперировал на Черном море, участвуя
в интервенции против Советской России.
Бронепалубный крейсер “Шаторено” — 1
ед.
“Шаторено” (Chateaurenault)
|
ФШ 5. 1896/12.5.1898/1902
|
-погиб 14.12.1917
|

7898 т, 135(вл)х17х7,4 м. ПМ - 3, 14 ПК,
23 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: палуба 100—60
мм, казематы 60 — 40 мм, щиты орудий 54 мм. Эк. 604 чел.
2— 164 мм/45, 6-138 мм/45, 10 - 47 мм, 5 -37 мм.
По характеристикам аналогичен крейсеру
“Гишен”, но отличался иной компоновкой и силуэтом. На испытаниях
в 1899 году проявилась сильная вибрация, из-за чего вновь
был отправлен на верфь. Исправление всех дефектов продолжалось
с октября 1899 по сентябрь 1902 года. Во время Первой мировой
войны нес патрульную службу в Ла-Манше, охотился за немецким
вспомогательным крейсером “Мёве” в Южной Атлантике, использовался
на Средиземном море как быстроходный транспорт. Потоплен
в Ионическом море двумя торпедами, -выпущенными подлодкой
UC-38.
Бронепалубный крейсер “Д'Антрекасто”
— 1 ед.
“Д'Антрекасто” (D'Entrecasteaux)
|
ФШ 9.1894/12.6.1896/1899
|
-искл. 1922
|

7995 т, 117(пп)х17,8х7,5 м. ПМ - 2, 5 ПК,
14 500 л.с.=19,2 уз. 650/980 т уг. Броня: палуба 100 — 30
мм, башни 230 мм, казематы 52 мм, рубка 250 мм. Эк. 559
чел. 2 - 240 мм/40, 12-138 мм/30, 12-47 мм, 6—37 мм, 2 ТА
450 мм.
Оригинальный корабль с тяжелой башенной
артиллерией и умеренной скоростью. Предназначался для действий
в отдаленных районах: подводная часть корпуса была обшита
деревом и покрыта медью, погреба боезапаса имели систему
охлаждения. К 1914 году скорость крейсера не превышала 17
узлов. До 1916 года действовал на Средиземном море, неоднократно
обстреливал турецкие позиции в Палестине и Сирии. Затем
оперировал в Ла-Манше, сопровождал конвои до Мадагаскара.
Снова перешел на Средиземное море, где использовался преимущественно
как войсковой транспорт. С 1919 года служил учебным судном
в Бресте, позже был разоружен и подарен Бельгии, а в 1927
году продан Польше. Являлся блокшивом, разобран на металл
после 1938 года.
Бронепалубный крейсер “Декарт” — 1 ед.
"Декарт” (Descartes)
|
СНзЛ 8.1892/27.9.1894/7.1896
|
- искл.1920
|

Устаревший крейсер, предназначенный для
колониальной службы. Однотипные “Паскаль”, "Катина” и “Протэ”
списаны в 1910- 1911 годах. "ДекартЦ в 1914- 1917 годах
находился в Вест-Индии, причем дважды получал повреждения
в результате столкновений с торговыми судами. В 1917 году
прибыл в Лорьян, разоружен и поставлен на прикол. Снятые
с крейсера тяжелые пушки были отправлены на сухопутный фронт,
а мелкие установлены на мобилизованных патрульных судах.
Бронепалубные крейсера типа “Фриан” —
3 ед.
“Фриан” (Friant)
“Дю Шайла” (Du Chayla)
“Кассар” (Cassard)
|
Брест 1891/17.4.1893/4.1895
Шер 3.1894/10.11.1895/2.1898
Шер 1894/27.5.1896/2.1898
|
- искл. 1920
- искл. 1921
- искл. 1924
|

3960 т, 96,1(пп)х13,7х6,25 м (“Фриан”:
94х13х6,3 м). ПМ - 2, 20 ПК, 10 000 л.с.= 19 уз. 577 — 600
т уг. Броня: палуба 80 — 30 мм, орудийные щиты 30 мм, рубка
100 мм. Эк. 393 чел. 6-164 мм/45, 4-100 мм, 10 — 47 мм,
от 5 до 9 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Старые корабли, близкие по типу к русскому
бронепалубному крейсеру “Светлана”. Всего было построено
6 единиц, но три из них—“Бюжо” (Bugeaud), “Шаслу-Лоба” (Chasseloup-Laubat)
и “Д'Асса” (D'Assas) — исключили из боевого состава флота
еще до Первой мировой войны.
“Фриан” в 1914 году находился на о. Ньюфаунленд,
затем перешел на Средиземное море, в 1915 — 1916 годах был
стаци-онером в Марокко. В 1918 году использовался в качестве
плавбазы подводных лодок на о. Мудрое. “Кассар” и “Дю Шайла”
служили преимущественно на Средиземном и Красном морях,
в 1917 году осуществляли поиск германских рейдеров в Индийском
океане. В ноябре 1918 года “Дю Шайла” принимала участие
в последней боевой операции против турецких войск в Ливане,
в 1919-м находилась на Черном море. К концу войны вооружение
этого корабля состояло из двух 164-мм, четырех 75-мм и четырех
47-мм пушек; остальную артиллерию отправили на сухопутный
фронт.
Бронепалубный крейсер “Д'Эстрэ” — 1 ед.
“Д'Эстрэ” (D'Estrees)
|
Рош 3.1897/27.10.1897/1899
|
— искл. 1922
|

2428 т, 95х12х5,4 м. ПМ - 2,8 ПК, 8500
л.с.=20,5 уз. 345/470 т уг. Броня: палуба 40 - 20 мм. Эк.
235 чел. 2-138 мм/45, 4—100 мм, 8—47 мм, 2—37 мм.
Крейсер 3 класса для колониальной службы.
Однотипный “Инфернэ” потерпел крушение 22.11.1910. “Д'Эстрэ”
в 1914 году нес патрульную службу в Ла-Манше, с 1915-го
находился на Средиземном море, в 1916— 1918 годах базировался
на Джибути и действовал в Красном море. После окончания
войны служил на Дальнем Востоке.
Бронепалубный крейсер “Лавуазье” 1 —
ед.
“Лавуазье” (Lavoisier)
|
Рош 1.1895/17.4.1897/4.1898
|
— искл. 1920
|

2318 т, 100,6х10,6х5,4 м. ПМ - 2, 16 ПК,
6800 л.с.=20 уз. 339 т уг. Броня: палуба 40 мм, щиты орудий
54 мм, рубка 100 мм. Эк. 269 чел. 4-138 мм/45, 2-100 мм,
10-47 мм, 2 ТА 450 мм.
“Колониальный” крейсер 3 класса с артиллерией
ГК, расположенной в спонсонах. Однотипные корабли “Линуа”
и “Галилей” были списаны в 1910— 1911 годах. Начало Первой
мировой войны застало “Лавуазье” в Исландии, где он обеспечивал
охрану французских рыболовных судов. Затем нес патрульную
службу в Ла-Манше, в феврале 1915 года перешел в Порт-Саид,
действовал в Восточном Средиземноморье. С сентября 1916
года был стационером в Марокко, в июле 1918-го вновь переведен
на Средиземное море. В 1919 году вернулся во Францию, разоружен
и в следующем году списан.
Бронепалубные крейсера типа “Сюркуф”
— 3 ед.
“Сюркуф” (Surcouf)
“Космао” (Cosmao)
"Форбэн" (Forbin)
|
Шер 5.1886/10.1888/1890
Бордо 1887/8.1889/1891
Рош 5.1886/14.1.1888/2.1889
|
- искл. 1921
- искл.1922
- искл. 1919
|

2010/2450 т, 95(вл)х9х5,2 м. ПМ - 2, 6
ПК (“Космао” 5 ПК), 5800 л.с.=20,5 уз. 300 т уг. Броня:
палуба до 40 мм. 4— 138 мм/ 30, 9-47 мм, 4 ТА 355 мм.
Старые крейсера 3 класса, часто классифицировались
на авизо. “Сюркуф” в 1914— 1918 годах базировался на Брест,
нес патрульную и дозорную службу в Ла-Манше и Бискайском
заливе. “Космао” и “Форбэн” большую часть военного времени
находились в марокканских водах, причем последний в 1917—
1918 годах использовался в качестве плавбазы подводных лодок.
|