|
Эсминцы типа “Ансень Ру” — 2 ед.
|
“Ансень Ру” (Enseigne Roux)
“Меканисьен Принсипаль Лестэн” (Mecanicien Principal
Lestin)
|
Рош 13.12.1913/13.7.1915/1916 Рош 12.11.1913/15.5.1915/1916
|
— искл. 1936
— искл. 1935
|

850/1075 т, 82,6х8,6х3 м. ПТ - 2, 4 ПК,
17 000 л.с.=30 уз. 175 т нефти. Эк. 81 чел. 2—100 мм/45,
4-65 мм, 4 ТА 450 мм.
Построены по программе 1913 года. Представляли
собой увеличенный вариант эсминцев типа “Буклие”/“Биссон”
с более мощной ЭУ и треногой мачтой. Третий однотипный корабль
— “Ансень Габольд” — был достроен лишь в 1923 году по переработанному
проекту.
В ходе войны оба эсминца довооружены одной
75-мм зениткой, 10 глубинными бомбами и буксируемой противолодочной
миной типа “Пиноккио”. “Ансень Ру” служил в Дюнкерксой флотилии,
20.5.1917 участвовал в бою с немецкими эсминцами, в 1918
году — в блокаде Зеебрюгге и Остенде. “Меканисьен Принсипаль
Лестэн” с марта 1916 года действовал на Средиземном море,
в апреле 1918 года его перевели в Дюнкерк. Последние месяцы
войны он активно участвовал в боевых действиях у побережья
Фландрии.
Эсминцы типа “Авантюрье” — 4 ед.
|
“Авантюрье” (Aventurier)
“Темерер” (Temeraire)
“Опиньятр” (Opiniatre)
“Интрепид” (Intrepide)
|
ШдБр* 18.2.1911
ШдБр 8.12.1911
Шд Бр* 1911
Шд Бр 25.9.1911
|
- искл. 1938
- искл. 1936
- искл. 1933
- искл.
|

930/1250 т, 88,5х8,6х3,1 м.ПТ-2,5ПК, 18
000 л.с.=32 уз. 230 т уг.+72 т нефти. Эк 140 чел. 4—100
мм/45, 1 — 47 мм зен., 4 ТА 450 мм.
Заказаны в 1910 году Аргентиной как “Мендоса”,
“Сан-Хуан”, “Риоха” и “Сальта”, но 9.8.1914 готовые корабли
были реквизированы Францией и включены в состав ее флота.
Оказались неудачными: их котлы и артиллерия обладали многочисленными
дефектами. В 1917 году на “Темерере” и “Опи-ньятре” полностью
заменили котлы, число дымовых труб при этом увеличилось
l .рех до четырех. Но это не исправило положения: на испытаниях
модернизированные корабли развили мощность всего лишь 12
000 л.с. и скорость 22 уз. Аналогичное переоборудование
двух других эсминцев состоялось в 1924 — 1927 годах, причем
на них установили котлы, снятые со сданных на слом немецких
эсминцев V-100 и V-126. Результаты оказались несколько лучше,
но все равно достигнутую скорость (26 уз.) вряд ли можно
признать удовлетворительной.
“Авантюрье” и “Интрепид” до 1917 года несли
службу в Ла-Манше и у побережья Фландрии, “Опиньятр” и “Темерер”
оперировали на Средиземном море. В 1917 году обе пары кораблей
поменялись местами: последние два ушли в Брест на переоборудование
и модернизацию, а первые перебазировались на Средиземноморский
театр. В 1919 — 1920 годах все четыре эсминца находились
на Балтике. В 1926 году были переклассифицированы в эскадренные
тральщики.
*По другим данным, эти два корабля строились
на верфи “Диль э Бакалан”
(г. Бордо).
Эсминцы типа “Араб” — 12 ед.
|
"Араб", "Алжирьен", "Аннамит", "Бамбара", "Хова",
"Кабиль", "Марокэн", "Сакалав", "Сенегалэ", "Сомали",
"Тонкинуа", "Туарег"
|

685/750 т, 82,96х7,33х2,4 м. ПМ - 3, 4
ПК, 10 000 л.с.=29 уз. 102 туг.+118 т нефти. Эк. 86 чел.
1 - 120 мм/40, 3—76 мм/40, 1 - 76 мм/40 зен., 4 ТА 450 мм.
Построены в 1917 году по заказу Франции
в Японии. Строительство вели 6 разных фирм; заказ был выполнен
в рекордные сроки (в среднем время от закладки до ввода
в строй составляло 5 месяцев). Практически однотипны с японскими
эсминцами типа “Каба”; представляли собой дешевые корабли
с ограниченными боевыми характеристиками. Артиллерия была
японского производства. В 1917— 1918 годах все эсминцы несли
службу на Средиземноморском театре (в Эгейском и Ионическом
морях). Сданы на слом в 1933 — 1936 годах.
Эсминцы типа “Биссон” — 6 ед.
|
“Биссон” "
"Ренодэн"
“Манжини”
“Магон”
“Протэ”
“Коммандан Лука”
|
Тул 12.9.1912
Тул 20.3.1913
Шн 31.3.1913
ШдБр 19.4.1913
Рош 15.10.1913
Тул 11.7.1914
|
- искл. 1933
- погиб 18.3.1916
- искл.1934
- искл. 1926
- искл.1933
- искл. 1933
|

800/855 т, 78,1(пп)х8,6х3,1 м. ПТ - 2,
4 ПК, 15 000 л.с.=30 у 165 т нефти. Эк. 83 чел. 2- 100 мм/45,
4—65 мм, 4 ТА 450 мг
Вторая группа эсминцев “800-тонного” типа
с улучшенной энергетикой. Заложены в 1911 — 1912 годах и
вошли в строй в 1913 — 1914. В ходе войны на всех переделаны
ходовые мостики, на “Коммандан Лука” установлена треногая
мачта.
Принимали активное участие в боевых действиях
во время Первой мировой войны. Все служили на Средиземном
море, "Магон” в декабре 1916 года перешел на Атлантическое
побережье и в дальнейшем сражался в составе Дюнкеркской
флотилии. “Биссон” участвовал в нескольких морских боях
на Адриатике, 13.8.1915 он потопил австрийскую подлодку
U-3. “Ренодэн” погиб у побережья Албании от торпеды австрийской
субмарины U-6. “Биссон”, “Протэ” и “Манжини” в 1919 году
находились на Черном море в составе сил интервентов и действовали
против Советской России.
Эсминцы типа “Буклие” —11 ед.
|
“Буклие” (Норм 29.6.1911 — искл. 1933), “Бутефё”
(ДэБ 2.5.1911 - погиб 15.5.1917), “фурш” (Шд Бр
21.10.1910-погиб23.6.1916), “Фо” (ШдБр2.2.1911 -погиб
18.4.1918), “Симетэр” (Бордо 13.4.1911 — искл. 1926),
“Даг” (Бордо 13.4.1911 — погиб 24.2.1915), “Капитэн
Мель” (СНзЛ 20.4.1912 — искл. 1926), "Коммандан
Бори” (ДэБ 14.9.1912 — искл. 1926), “Коммандан Ривьер”
(Бордо 2.10.1912-искл. 1933), “Деортье” (СНзП 18.4.1912-искл.
1933), “Франсис Гарнье” (Норм 1.10.1912 - искл.
1926).
|
703-756/760-820 т, 74-78,3х7,6-8х2,9-3,3
м. ПТ - 2, (“Буклие” ПТ—3) 4 ПК, 13 000 л.с.=30 уз. 120-
160 т нефти. Эк. 80 — 83 чел. 2 — 100 мм/45, 4—65 мм, 4
ТА 450 мм.
Первая группа эсминцев “800-тонного” типа.
Все заложены в 1909- 1910 годах и вошли в строй в 1911 —
1913. Строились разными фирмами и несколько отличались друг
от друга разме-рениями, типом паровых турбин и силуэтом.
Головной “Буклие” имел нормальное водоизмещение 692 т, длину
72,3 м и трех-вальную ЭУ. Правда, вооружение всех кораблей
было одинаковым; в годы войны на эсминцах дополнительно
установили по одной 47-мм или 75-мм зенитке, два пулемета
и 8 — 10 глубинных бомб. На испытаниях все достигли проектной
скорости (“Буклие” показал рекордный результат—35,5 уз.),
но к 1918 году из-за перегрузки и износа механизмов максимальный
ход не превышал 24 — 26 узлов.
Во время Первой мировой войны “Буклие”
(с декабря 1916 года), “Капитан Мель” и “Франсис Гарнье”
действовали в районе Ла-Манша, остальные—на Средиземном
море. “Бутефё” погиб у Бриндизи на минном заграждении, выставленном
немецкой подлодкой UC-25, “фурш” потоплен австрийской субмариной
U-15. “Даг” подорвался на дрейфующей мине у берегов Черногории,
“Фо” пошел ко дну в результате столкновения с эсминцем “Манжини”.
“Буклие” и “Капитэн Мель” в бою 21.3.1918 уничтожили немецкий
миноносец А-7.
Эсминец “Каск” — 1 ед.
|
“Каск”
|
ФШ 25.8.1910
|
— искл.1926
|
732/820 т, 75,13х7,52х3,05 м. ПТ-3, 4 ПК,
13 000 л.с.=31 уз. 140 т нефти. Эк. 81. 2-100 мм/45, 4-65
мм, 4 ТА 450 мм.
Один из “800-тонных” эсминцев первой группы,
отличавшийся от своих собратьев компоновкой ЭУ, трехтрубным
силуэтом и полубаком с покатой “черепахообразной” палубой.
На испытаниях развил ход 34,9 узла. В годы Первой мировой
войны нес службу на Средиземном море, неоднократно участвовал
в бояхсавстро-венгерскими'хораблями. 29.12.1915 добил
артиллерийским огнем подорвавшийся на мине
австрийский эсминец “Триглав”. Сам дважды получал серьезные
повреждения от столкновений — с итальянским эсминцем “Джузеппе
Ч.Абба” (23.12.1916) и с французским минным заградителем
“Плутон” (29.8.1918), но оба раза ремонтировался и снова
вступал в строй. Продан на слом 26.5.1927.
Эсмиищы типа “Вольтижёр” — 6 ед.
|
1-я серия:
"Вольтижёр"
“Тирэллер”
2-я серия:
“Шассёр”
“Жаниссэр”
“Кавалье”
“фантассэн”
|
Шд Бр 23.3.1909
Бордо 27.11.1908
Норм 20.2.1909
СНзП 12.4.1910
Норм 9.5.1910
ФШ 17.6.1909
|
искл. 1920
искл. 1921
искл. 1919
искл. 1920
искл. 1927
погиб 5.6.1916
|
450/520 - 590 т, 64,2 - 65,5(пп)х6,4 -
6,7х2,9 - 3,1 м. ПТ - 2 + ПМ- 1 (1-я серия) или ПТ—3 (2-я
серия), 4 ПК (“Жаниссэр” 3 ПК), 7500 л.с.=28 уз. Эк. 76
— 79 чел. 6—65 мм, 3 ТА 450 мм.
Вторая группа эсминцев “450-тонного” типа.
Вступили в строй в 1909 — 1911 годах. Строились разными
фирмами и существенно отличались друг от друга. Все были
трехвинтовыми, причем на кораблях первой серии средний вал
вращала паровая машина экономического хода, крайние валы
- паровые турбины. Запас топлива: на первой серии — 118
т угля, на “Шассёре” — 99 т угля, на остальных трех эсминцах—
135 т нефти. “Жаниссэр” отличался от своих систершипов трехтрубным
силуэтом.
Во время Первой мировой войны служили на
Средиземном море. “Фантассэн” погиб в результате столкновения
с эсминцем “Мамелюк”. Ранее (17.8.1914) “Фантассэн” столкнулся
с “Кавалье”; в ходе ремонта с последнего демонтировали носовой
ТА, и в дальнейшем корабль использовался в качестве учебного
судна.
Эсминцы типа “Спаги” — 7 ед.
|
“Спаги”
“Юссар”
“Карабинье”
“Ланскенэ”
“Мамелюк”
“Ансень Анри”
“Аспиран Эрбер”
|
ФШ 3.5.1908
СНзЛ 12.9.1908
СНзП 10.10.1908
ДэБ 20.11.1909
СНзЛ 10.3.1909
Рош 12.5.1911
Рош 30.4.1912
|
- искл. 1927
-искл. 1922
-погиб 15.11.1918
- искл. 1928
-искл. 1928
-искл. 1928
-искл. 1930
|
530/550 т, 64 - 65,8(пп)х6,05 - 6,6 х 2,3
- 2,4 м. ПМ - 2, 4 ПК, 7500 л.с. (“Спаги” 9000 л.с.)=28
уз. 95 т уг. (“Ланскенэ” 115 т уг.). Эк. 77 - 79 чел. 6-65
мм, 3 ТА 450 мм.
Первая группа “450-тонных” эсминцев; вступили
в строй в 1909—1912 годах. Представляли собой увеличенный
вариант кораблей “300-тонного” типа и имели ту же компоновку
(МО между двух групп КО). Были сильно перегружены; “Карабинье”
на испытаниях достиг лишь 27-узловой скорости.
В 1914— 1918 годах все служили на Средиземном
море. “Мамелюк” и “Ланскенэ” 14.12.1917 потопили германскую
подлодку UC-38. “Карабинье” 13.11.1918 сел на камни у Латакии
(Сирия) и был расстрелян два дня спустя турецкой сухопутной
артиллерией (уже после подписания перемирия).
Эсминцы типа “Кляймор” — 23 ед.
|
1-я серия: “Стиле”, “Тромблон”, “Пьерье”,
“Обусье”, “Мортье”, “Кляймор”, “Каркуаз”, “Тридэн”,
“Флюрэ”, “Кутла”, “Конье”, “Аш”, “Масс”.
2-я серия: “Глэв”, “Пуаньяр”, “Сабретань”,
“Орифлам”, “Этандар”, “Фаньон”, “Сап”, “Габион”,
“Бранлеба”, “Фанфар”.
|

356 т, 58,2(вл)х6,5х3 м (1-я серия); 344
т, 58(пп)х6,6х2,4 м (2-я серия). ПМ-2, 2 ПК, 6800 л.с.=27,5-28
уз. 30/79 т уг. Эк. 60 чел. 1 — 65 мм, 6—47 мм, 2 ТА 450
мм.
Последние из семейства “300-тонных” эсминцев;
иногда их называют “350-тонными”. Строились разными фирмами,
заложены в 1904— 1906 годах, вступили в строй в 1906— 1910.
Корабли 2-й серии (типа “Бранлеба”) отличались меньшим давлением
пара в котлах (и, соответственно, меньшей на 0,5 узла скоростью)
и наличием 19-мм брони, защищавшей машинные и котельные
отделения.
К началу Первой мировой войны считались
устаревшими, однако принимали активное участие в боевых
действиях на Средиземном море и в Ла-Манше. “Бранлеба" погиб
30.9.1915 от подрыва на мине, “Этандар” 25.4.1917 был уничтожен
немецкими эсминцами. Остальные пережили войну и пошли на
слом в 1920— 1926 годах (“Каркуаз”, "Тридэн" и “Глэв” —
в 1930 — 1932 годах).
Эсминцы “300-тонного” типа —30 ед.
|
1-я серия: “Дюрандаль”, “Аллебард”, “Фоконэ”,
“Пертюизан”, “Эскопет”, “Фламберж”, “Рапьер”.
2-я серия: “Ятаган”, “Пик”, “Эпэ”.
3-я серия: “Аркебуз”, “Арбале”, “Карабин”,
“Сарбакан”, “Мускэ”, “Жавелин”, “Сагэ”, “Эпье”,
“Арпон”, "Фронд”, “Франсиск”, “Сабр”, “Дар”, “Балист”,
“Мускетон”, “Арк”, “Пистоле", “Белье”, “Катапульт”,
“Бомбард”.
|

306/344 т, 57,5х6,3х3,17 м (1-я серия);
319/348 т, 58,2х6,3х3,05 м (2-я серия);
300/320 т, 58,2х6,4х3,17 м (3-я серия).
ПМ-2, 2 ПК (2-я серия 4 ПК), 4800 л.с.=26
уз. (3-я сери? 6300 л.с.=28 уз.). 26/47 т уг. (3-я серия).
Эк. 50 - 60 чел. 1 -65 мм, 6—47 мм, 2 ТА 380 мм.
Строились разными фирмами в 1899 — 1904
годах. Всего построено 32 единицы, но два корабля не дожили
до Первой мировой войны (“Фрамэ” погиб в результате столкновения
в 1900 году, “Эспиньоль” потерпел крушение в 1903-м). Несколько
отличались друг от друга размерениями и силуэтом: эсминцы
2-й серии были четырехтрубными, остальные—двухтрубными.
К 1914 году считались совершенно устаревшими,
тем не менее активно участвовали в боевых действиях в Ла-Манше
и Не Средиземном море. “Фронд” и “Мускэ” в начале войны
находились в Индокитае; последний погиб 28.10.1914 в неравное
бою с крейсером “Эмден”. Еще три эсминца стали жертвам1'
столкновений с английскими транспортными судами: “Ятаган”
3.11.1916, “Катапульт” 18.5.1918, “Карабин” 1.10.1918. Первые
два затонули, последний отбуксировали в Палермо, затем е
Бизерту, но ремонтировать не стали и в конце концов сдали
егс на слом. Все остальные эсминцы списали в 1919 — 1921
годах
Миноносцы типа “Циклон” — 11 ед.
|
1-я серия: “Циклон”, "Бурраск",“Рафаль”, “Борэ”,
“Трамонтан”.
2-я серия: "Мистраль", “Сирокко”,
“Симун”,
"Тифон", “Тромб”, "Одасьё".
|

119/165 т, 46,6х4,8х1,5м (1-я серия); 125/183
т, 46,5х5,04х1,6 м (2-я серия). ПМ— 2, 2 ПК, 3800 л.с.=29
уз. (1-я серия), 4200 л.с. = 26 уз. (2-я серия). 17 - 25
т уг. Эк. 30 чел. 2-47 мм, 2 ТА 380 мм.
Удачный проект миноносца 1 класса; его
копии строились также в России и Японии. Головной “Циклон”
отличался меньшим водоизмещением (113/150 т) и на испытаниях
развил скорость 30,38 уз. Корабли 2-й серии имели 24-мм
броневую защиту машинно-котельных отделений, что увеличило
водоизмещение и уменьшило проектную скорость. Кроме того,
у них на полубаке устанавливался третий ТА, который вскоре
демонтировали.
Во время Первой мировой войны все несли
патрульную и сторожевую службу в районе военно-морских баз
на Средиземном море (“Циклон”, “Бурраск”, “Борэ”; с 1915
года “Трамонтан”) и на Атлантическом побережье (остальные).
“Тробм” 5.4.1916 тяжело повредил глубинными бомбами и артиллерией
немецкую подлодку UB-26, загнав ее в противолодочные сети
и вынудив сдаться. Все миноносцы сданы на слом в 1920— 1928
годах.
Миноносец “Форбэн” — 1 ед.

123/152 т, 44(вл)х4,64х1,35 м. ПМ - 2,
2 ПК, 3260 л.с.=29 у; 18 туг. Эк. 29 чел. 2—37 мм. 2 ТА
450 мм.
Построен фирмой “Норман” в 1893 — 1896
годах. Самый быстроходный корабль своего времени: на испытаниях
развил скорость 31,03 уз. До 1907 года нес 380-мм ТА. К
1914 году устарел, во время Первой мировой войны использовался
для охраны Алжира, Орана и Бизерты. Списан в 1920 году.
Миноносец “Шевалье” — 1 ед.

137 т, 43,8(вл)х4.4х1,45 м. ПМ-2, 2 ПК,
2200 л.с.=24,5 уз. 16 т уг. Эк. 27 чел. 2-37 мм, 2 ТА 450
мм.
Построен фирмой “Норман” в 1891 — 1894
годах. Некогда очень удачный корабль, но к началу Первой
мировой войны окончательно устарел. Тем не менее, в 1914—
1918 годах нес патрульную службу на Атлантическом побережье.
Списан в 1919 году.
Миноносец “Аверн” — 1 ед.
133 т, 43,9(вл)х4,6х1,3 м. ПМ - 2, 2 ПК,
1750 л.с.=23,5 уз. 2 -47 мм, 2 ТА 380 мм.
Старый миноносец, построен в 1893- 1895
годах. В 1900-м модернизирован, во время Первой мировой
войны использовался для сторожевой службы в Тулоне, ас 1915
года — в Брин-дизи (Италия). Сдан на слом в 1920 году. Однотипный
“Дофин” списан в 1913 году.
Миноносцы “38-метрового” типа —75 ед.

99-105 т, 38(вл)х4,4х1,9 м. ПМ-1, 2 ПК, 2000 л.с.=26 уз.
Эк. 23 чел. 2—37 мм, 3 ТА 450 мм.
Миноносцы 2 класса, массово строившиеся
в 1903 — 1904 годах. Обладали ничтожной мореходностью и
малой дальностью плавания, однако активно использовались
во время Первой мировой войны. Часть кораблей превращена
в патрульные (вместо двухтрубного ТА установлена 75-мм зенитная
пушка); № 297, 301; 304, 306, 308, 313, 315, 316, 320 -
322, 324, 327 и 352 переоборудованы в тральщики. Большинство
миноносцев находилось в базах на Атлантическом побережье,
часть действовала на Адриатике и у берегов Туниса. В 1915
году № 309- 311, 353, 357 и 359 участвовали в Дарданелльской
операции. 8 единиц погибли: № 300, 317, 319 и 325 — от подрыва
на минах, № 331, 333, 347 и 348 — в результате столкновений.
Вскоре после окончания войны все оставшиеся были исключены
из списков флота.
Миноносцы “37-метрового” типа — 38 ед.
|
№ 206,224,225,231, 236, 238, 239, 251—253, 258,
260, 263—269, 273—276, 278—283, 288, 289, 65 (бывш.
242), 165 (бывш. 255), 175 (бывш, 284), 188 (бывш.
285), 195 (бывш. 286), 205 (бывш, 291), 215 (бывш.
242).
|

83-90т, 37(вл)х4,2х1,22м. ПМ - 1,2 ПК,
1500- 1900л.с.=24-26 уз. Эк. 23 чел. 2—37 мм, 3 ТА 380 мм.
Представители большой серии миноносцев
2 класса, строившихся в 1895 — 1903 годах. Всего было построено
95 таких кораблей, но до Первой мировой войны дожили лишь
38. Боевого значения практически не имели; тем не менее,
довольно активно использовались для патрульной и сторожевой
службы. № 252, 266 и 278 были переоборудованы в тральщики.
380-мм ТА на некоторых миноносцах заменили на 450-мм. Два
корабля погибли: № 225 — в результате столкновения и № 289
— из-за навигационной аварии. Миноносцы № 63, 163 — 213
служили в Индокитае. Все сданы на слом в 1919 — 1923 годах.
|