Канонерские лодки типа “Дюнуа” — 2 ед.
“Дюнуа”
“Ла Ир”
|
Шер 6.10.1897
Шер 3.11.1898
|
— искл. 1920
— искл. 1922
|

890 т, 78х8,4х3,8 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6400
л.с.=21,7 уз, 137 т уг. Броня: борт 25 мм, палуба 14 мм,
рубка 50 мм. Эк. 128 чел. 6 — 65 мм, 6—47 мм. 1
Оригинальные легкобронированные корабли,
созданные специально для борьбы с вражескими миноносцами.
Официально классифицировались как эсминцы (!), хотя не имели
торпедного оружия. К началу Первой мировой войны устарели,
но активно привлекались к патрульной, крейсерской и конвойной
службе. “Дюнуа” действовал в Ла-Манше и у побережья Фландрии,
“ЛаИр” — на Средиземном море. В 1917 году “Ла Ир” стал учебно-артиллерийским
кораблем; вместо 65-мм пушек на нем установили два 100-мм
орудия.
Канонерские лодки типа “Д'Ибервиль” —
3 ед.
“Д'Ибервиль”
"Кассини”
“Касабьянка”
|
СНзЛ 11.9.1893
ФШ,Г 5.6.1894
Бордо21.9.1895
|
- искл.1919
- погибла 20.2.1917
- погибла 3.6.1915
|
925/960 т, 81,9х8,23х3,4м. ПМ - 2, 8 ПК,
5000л.с.=21 уз. 115 туг. Броня: борт и палуба до 20 мм,
рубка 40 мм. Эк. 140 чел. 1 — 100 мм/45, 3 - 65 мм, 7 —
47 мм.
Быстроходные торпедные канонерские лодки,
предназначенные для борьбы с вражескими миноносцами. Первоначально
несли по три ТА, которые были вскоре демонтированы. К началу
Первой мировой войны “Д'Ибервиль” официально числилась эсминцем,
“Кассини” и “Касабьянка” — минными заградителями (последние
не имели 47-мм пушек, но могли принимать по 97 мин). В августе
1914 года “Д'Ибервиль” находилась в Юго-Восточной Азии,
затем перешла на Средиземное море. В 1917 году ее разоружили
и поставили на прикол в Тулоне. Оба сис-тершипа также действовали
на Средиземном море. “Касабьянка” погибла от подрыва на
собственной мине в районе Измира. “Кассини” также стала
жертвой минного заграждения, выставленного немецкой подлодкой
UC-35.
Шлюпы типа “Флауэр” — 8 ед.
“Альдебаран”(19.5.1916—искл. 1934), “Алголь” (17.6.1916—
искл. 1935), “Альтаир” (6.7.1916 — искл. 1940),
"Антарес" (4.9.1916 — искл. 1936), “Беллатрикс”
(29.5.1916 - искл. 1933), “Кассиопэ” (10.2.1917-искл.
1933), “Регулус” (19.3.1917-искл. 1935), “Рижель”
(6.7.1916 - погиб 2.10.1916).
|
1250/1470 т, 81,5х10,5х4,2 м. ПМ - 1, 4
ПК, 2800 л.с.=17,5 уз. 260 туг. Эк. 103 чел. 2-138 мм/45,
4—47 мм.
Построены в Англии по заказу Франции, принадлежали
к типу “Флауэр”. Удачные многоцелевые корабли — основоположники
класса эскортных судов. Несли службу в Атлантике и на Средиземном
море — главным образом, занимались поиском вражеских субмарин.
“Рижель” погиб у берегов Алжира от торпеды немецкой подлодки
U-35.
Шлюп “Виль д'Из” — 1 ед.
1121 т, 83,5х12х5 м. ПМ- 1, 2 ПК, 2675
л.с.=17 уз. 270 т уг. Эк. 103 чел. 3 - 100 мм/45, 2—47 мм.
Куплен в Англии для замены погибшего шлюпа
“Рижель”. Принадлежал к типу “Обретия”, заложен как “Андромеда”.
Вступил в строй 15.8.1917. Первоначально сохранил свое имя
(“Андромед”), но вскоре был переименован в “Виль д'Из”.
После Первой мировой войны занимался охраной рыболовства.
Сдан на слом в 1947 году.
Шлюпы типа “Амьен” — 30 ед.
“Амьен” (5.1919 - искл. 1949), “Арра” (7.1918 —
искл. 1946), “Баккара” (1.1918 — искл. 1933), “Бапом”
(8.1918 - искл. 1937), “Бар-ле-Дюк” (1918-погиб
13.12.1920), “Бельфор” (3.1919—искл. 1946), “Бетюн”
(7.1921 -искл. 1934), “Кале” (11.1919-искл. 1946),
“Куси” (6.1919 - искл. 1946), “Краонн” (1.1920—
искл. 1935), “Дюнкерк” (7.1918- искл. 1942), “Эпернай”
(9.1919 — искл. 1934), “Эпиналь” (8.1919 -искл.
1946), “Лассиньи” (7.1919 — искл. 1941), “Ле Эпарже”
(9.1919-затоплен 27.11.1942), “Льевэн” (3.1920 -
искл. 1935), “Люневиль” (1.1920 — искл. 1935), “Мондемен”
(1.1920-искл. 1935), “Монмирэль” (9.1920 - искл.
1933), “Нанси” (3.1919 — искл. 1938), “Перонн” (3.1920
- искл. 1935), “Реймс” (7.1918— искл. 1938), “Ремирмон”
(7.1920-искл. 1936), “Ревиньи” (9.1920 —искл. 1937),
“Туль” (4.1919-искл. 1935), “Вокуа” (8.1919 - погиб
18.6.1940), “Верден” (11.1918 — искл. 1938), “Вими”
(12.1919 - искл. 1935), “Витри-ле-Франсуа” (3.1920
— искл. 1935), “Таюр” (3.1918- погиб 24.9.1944).
|

850 т, 74,9х8,7х3,2 м. ПТ - 2, 2 ПК, 5000
л.с.=20 уз. 185 туг. или 200 т нефти. Эк. 103 чел. 2—138
мм/45, 1 — 75 мм зен., 4 пул., глуб. бомбы.
Быстроходные шлюпы с паротурбинной ЭУ и
силуэтом торгового судна. Заложены на разных верфях в 1917—
1918 годах, но вошли в строй уже после окончания войны (до
конца 1918 года флот успел принять всего 4 единицы — “Арра”,
“Дюнкерк”, “Реймс” и, по некоторым данным, “Баккара”). 6
шлюпов имели котлы с угольным отоплением (“Краонн”, “Льевэн”,
“Монмирэль”, “Мондемен”, “Бетьюн” и “Баккара”), остальные
— с нефтяным. Последние на испытаниях превысили скорость
22 узла.
“Бар-ле-Дюк” потерпел крушение у о.Лесбос,
когда сопровождал врангелевский флот при переходе из Стамбула
в Би-зерту. Остальные шлюпы служили до середины 1930-х годов,
а некоторые даже участвовали во Второй мировой войне.
Шлюпы типа “Дюбурдье” — 5 ед.
“Дюбурдье” (4.1918 - погиб 8.11.1942), “Дю-Шаффо”
(9.1918— искл. 1938), “Дюмон ДЧОрвиль” (6.11.1918
- искл. 1933), “Дю-Куэдик” (7.1919 — искл. 1939),
“Дюпрэ” (12.1918- искл. 1933).
|

453 т, 64,9х8,2х3,1 м. ПТ-2, 2 ПК, 2000
л.с.=16,5 уз. 140 т нефти. Эк. 74 чел. 1—138 мм/45, 1—100
мм/40, глуб. бомбы.
Заложены в 1917 — 1918 годах, вступили
в строй после окончания войны. Представляли собой уменьшенный
вариант шлюпа “Амьен”.
Шлюп “Фламан” — 1 ед.
“Фламан”
|
Рош 1913/12.1916/4.1918
|
— искл. 1955
|

585 т, 50х8,4х5,8 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1200 л.с.=14,5 уз. 105
т уг. Эк. 53 чел. 1—75 мм, 1 — 47 мм.
Заложен как рыбоохранное судно, в 1914
году постройка приостановлена. Вошел в строй как шлюп, летом
1918 года переименован в “Квентин Рузвельт” — в честь погибшего
во Франции сына президента США Т.Рузвельта, после окончания
войны использовался для охраны рыболовства.
Шлюпы типа “Скарп” — 3 ед.
“Скарп” (Лор31.10.1917— искл. 1938), “Анкр” (Лор4.1918—
искл. 1940), “Сюипп” (Брест 4.1918 — искл. 1953).
|
604 т, 76,2х8,7х3,3 м. ПТ-2, 2 ПК, 5000
л.с.=20 уз. 143 т нефти. Эк. 107 чел. 4— 100 мм/40, 1 —65
мм, глуб. бомбы.
Гладкопалубные турбинные шлюпы, построены
по программе 1917 года. Вошли в строй в 1918 году. “Скарп”
имел “клиперский” форштевень, остальные два—прямые. “Анкр”
в 1919— 1921 годах находился на Балтике. “Скарп” в конце
1918 года перешел на Черное море. 3.5.1920 получил повреждения
в бою с советской плавбатареей “Красная заря” в районе Очакова,
после чего сдался, но вскоре был возвращен Франции.
Шлюпы типа “Элетт” — 2 ед.
“Элетт”
“Эско”
|
Брест 3.1918
Брест 3.1918
|
— искл. 1941
— искл. 1934
|

492 т, 69,9х8,3х3 м. ПТ-2, 2 ПК, 4000 л.с.=20 уз. 143 т
нефти. Эк. 107 чел. 4 — 100 мм/40, 2—65 мм, глуб. бомбы.
Построены по программе 1917 года, вошли
в строй в 1918-м. Предназначались для использования в качестве
судов-ловушек, поэтому имели силуэт торгового судна и замаскированную
поворотными щитами артиллерию. В конце Первой мировой войны
несли патрульную службу в Атлантике.
Шлюпы типа “Марн” — 6 ед.
“Марн” (Лор 25.11.1916-затоплен 10.3.1945), “Эзн”
(Лор 7.1917-искл. 1939), “Мьюз” (Рош 6.1917-искл.
1938), “Изер” (Рош 1.1917—затоплен 27.11.1942),
“Уаз” (Брест 12.10.1917-искл. 1938), “Сомм” (Брест
3.1917 -искл. 1941).
|

570 т, 78х8,9х3,4 м. ПТ - 2, 2 ПК, 4000 л.с.=20 уз. 143
т нефти. Эк. 113 чел. 2—65 мм.
Построены по программе 1916 года. Несколько
отличались друг от друга — в частности, “Марн” и “Эзн” были
двухтрубными, остальные — однотрубными. Кроме того, “Марн”
имел более мощные турбины (5000 л.с.=21 уз.). В 1918 году
все 6 кораблей несли патрульную службу в Атлантике. В 1919—
1921 годах “Марн” и “Уаз” находились на Балтике, “Изер”
— на Черном море. В 20-е годы все шлюпы перевооружены (4—
100 мм/ 40, 1 — 75 мм).
Канонерские лодки типа “Арден” — 23 ед.
1-я серия: “Арден”, “Ажиль”, “Эмпорт”, “Эспигль”,
“Этурди”, “Эвелль”, “Инконстан”, “Сан-Суси”.
2-я серия: “Алерт”, “Одасьёз”, “Батальёз”,
“Белликьёз”, “Будьёз”, "Каприсьёз”, “Куражьёз”,
“Кюрьёз”, “Дедэньёз”, “Грасьёз”, “Импетьюёз”, “Малисьёз”,
“Мокьюёз”, “Рэльёз”, “Тапажьёз”.
|

310/410 т (1-я серия), 266/400 т (2-я серия),
60,2х7,2х2,9 -Зм. ПМ-2 (1-я серия), ПМ-1 (2-я серия), 2
ПК, 1500-2200 л.с.=14— 17 уз. 85 т уг. Эк. 55 чел. 2— 100
мм/40, (“Арден”, “Этурди” и “Сан-Суси” 2 — 145 мм), глуб.
бомбы.
Официально классифицировались как "противолодочные
канонерские лодки”. Строились разными фирмами; вступили
в строй в 1916— 1917 годах. На части кораблей установили
паровые машины, снятые со старых миноносцев, поэтому существенно
отличались друг от друга по мощности и скорости хода. Во
время Первой мировой войны 9 единиц служили на Средиземном
море, остальные—в Атлантике (преимущественно в Бискайском
заливе). “Будьёз” в 1920 году продали Румынии (на запчасти
для поставленных ранее канонерок типа “Фрипонн”). Большинство
кораблей типа “Арден” в 20-е годы было переоборудовано в
тральщики.
Канонерская лодка “Люронн” — 1 ед.

266 т, 60,2х7,2х2,9 м. Диз - 2, 630 л.с.=13,7
уз. 30 т нефти. Эк. 54 чел. 2— 100 мм/40, глуб. бомбы.
Дизельный вариант канонерок типа “Арден”.
Построена в 1917 году в Бресте. До конца войны участвовала
в патрулировании у Атлантического побережья. Оставалась
в боевом составе флота до 1941 года.
Канонерские лодки типа “Фрипонн” —10
ед.
1-я серия: “Фрипонн”, “Буффонн”, “Шиффонн”,
“Дилижант” “Энгажант”, “Импатьент”, “Миньонн”, “Сюрвейянт”.
2-я серия: “Конкюрэнт”, “Вэйянт”.
|

315 т (1-я серия), 457 т (2-я серия), 66,4х7
(2-я серия: 7,9) х2,8м. Диз-2, 900 л.с.=14,5 уз. (2-я серия:
1800 л.с.=17 уз.). 30 т нефти. Эк. 54 чел. 2—100 мм/40,
глуб. бомбы.
Строились в Лорьяне и Бресте, вошли в строй
в 1916 — 1917 годах. Несколько отличались друг от друга;
“Дилижант”, "Конкюрэнт” и “Вэйянт” имели прямой форштевень,
остальные ко рабли—“клиперский”. Во время Первой мировой
войны служили на Средиземном море и в Атлантике. “Сюрвейянт”
15.5.1917 в результате навигационной ошибки протаранил и
потопил итальянский миноносец “Скорпионе”. В 1920 году “Шиффонн”,
“Фрипонн”, “Импатьент” и “Миньонн” были проданы Румынии.
Любопытно, что в румынском флоте они служили вплоть до 1980-х
годов, а один из них — “Локотенент-командор Эуген Стихи”
(бывший “Миньонн”) — используется в роли штабного судна
по сей день.
Посыльное судно “Керсэн” — 1 ед.
“Керсэн”
|
Рош 28.8.1897
|
- погиб 5.3.1919
|

1276т, 68,6х10,5х4,6 м. ПМ - 1, 4 ПК, 2400
л.с.=16 уз. 196 туг. Эк. 146 чел. 1-138 мм/45, 5 — 100 мм,
7—37 мм.
Стальной шлюп (безбронныи крейсер 3 класса)
со вспомогательным парусным вооружением. Подводная часть
корпуса былг обшита деревом и покрыта медью. Предназначался
для колониальной службы. В 1914— 1918 годах находился в
тихоокеанских водах, 8.12.1918 в составе флота интервентов
прибыл во Владивосток. Погиб на рифах в районе о. Таити.
Канонерские лодки типа “Сюрприз” — 3
ед.
“Сюрприз”
“Десидэ”
“Зелэ”
|
Норм 24.4.1895
Лор 1898
Рош 18.10.1899
|
погибла 3.12.1916
искл. 1922
погибла 29.9.1514
|

640 т, 56,3х8х3,8 м. ПМ - 1, 2 ПК, 900
л.с.=13 уз. 74 т уг. Эк. 99 чел. 2 — 100 мм, 4—65 мм, 6—37
мм.
Колониальные канонерки со стальным корпусом
и вспомогательным парусным вооружением. “Сюрприз” в 1914
году участвовала в боевых действиях в Камеруне, перехватила
и потопила германский вооруженный пароход “Итоло”. В 1915
— 1916 годах находилась в Марокко. Торпедирована немецкой
подлодкой U-38 в районе Азорских островов. “Десидэ” в 1914—
1917 годах находилась в Индокитае, затем перешла на Средиземное
море, несла патрульную службу у берегов Сирии. “Зелэ” базировалась
на Таити, 12.8.1914 захватила германский грузовой пароход
“Валысуре”. Из-за угрозы нападения немецких крейсеров была
разоружена и затоплена на рейде Папеэте (Таити).
Речные канонерские лодки

К 1914 году Франция располагала восемью
речными канонерками специальной постройки, находившимися
в Китае и Индокитае. Наиболее боеспособными из них были
“Дудар де ла Грэ” (Шд Бр, 1909 г,. 183 т, 54,4х6,7х1 м,
ПМ-2, 2 ПК, 900 л.с.=14 уз., 6—37 мм), “Аргюс” и “Вижилянт”
(Торн, 1900 г., 123 т, 44,2х7,3х0,6 м, ПМ - 2, 2 ПК, 500
л.с.=13 уз., 2-90 мм, 4-37 мм), а также “Пей-Хо” (1901 г.,
123т, ПМ-1, 13 уз.. 2-90 мм, 4—37 мм). Старые “Дусэ”, “Ройяндэ”
(1886. г., 120 т,8,8 уз., 1—47 мм, 4—37 мм), “Берт-де-Виллер”
и “Жаскин”
(1884 г., 200 т, 9 уз., 2 - 100 мм, 4-37 мм) боевого значения
не имели. Все они использовались в качестве стационеров
и полицейских судов.
В 1915— 1917 годах в Бресте и Лорьяне было
построено 12 малых канонерских лодок (фактически плавучих
батарей) для рек северо-восточной Франции. Они обозначались
буквами алфавита — “А”, “В”, “С” и т.д. Первые 8 имели водоизмещение
110т, скорость 9 уз., защищались 20-мм броней и вооружались
одним 138-мм орудием. Остальные 4 были немного крупнее (180
т), развивали ход 10 уз. и несли по две 100-мм пушки. Кроме
того, на большинстве канонерок установили по две 47-мм зенитки.
“Литерные” канлодки активно участвовали
в сражениях на фронте. С июля 1915 по декабрь 1917 года
они выпустили по неприятелю 40 524 138-мм снаряда, 16 628
100-мм и 4961 47-мм. Канонерка “С” 16.7.1916 потоплена прямым
попаданием 150-мм снаряда, но была поднята и восстановлена.
В конце 1918 года ее, а также “G”, “Н” и “I” перевели на
Рейн и переименовали в “Эзн”, “Марн”, “Уаз” и “Сомм”.
Помимо канонерок специальной постройки
у линии фронта действовало около 10 импровизированных плавбатарей,
вооруженных одним тяжелым (до 240 мм) орудием. Все они подчинялись
армейскому командованию, но обслуживались экипажами из моряков.
|