Минные заградители типа “Плутон” — 2
ед.
“Плутон” “Сербер”
|
10.3.1913 13.7.1912
|
- искл. 1921
- искл. 1923
|

566/660 т, 59х8,3х3,3 м. ПМ - 1, 3000 л.с.=20 уз. 150 т
уг. Эк. 65 чел. 2 — 100 мм/45, 1 - 75 мм, 120 мин.
Единственные французские минные заградители
специальной постройки. Оказались весьма удачными кораблями
и интенсивно использовались во время Первой мировой войны.
100-мм орудия в ходе войны демонтировали. 5.8.1914 “Плутоном”
был захвачен в Ла-Манше немецкий пароход “Порто”. Оба заградителя
занимались минными постановками у побережья Фландрии. “Плутон”
в 1915 году перешел на Средиземное море. Он ставил мины
у Дарданелл, в Салониках, в районе Бейрута. “Сербер” до
конца войны действовал в Ла-Манше.
Тральщики типа “Гранит”—12 ед.
1-я серия: “Гранит”, “Грэ”, “Марбр”, “Мика”, “Порфир”.
2-я серия: “Альбатр”, “Базапьт”, “Жипс”, “Мельер”,
“Пирит”, “Кварц”, “Силе”.
|

360 т (2-я серия: 380 т), 57,6х7,9х2,3
м, ПМ- 1, 1 ПК, 600л.с.=12,5 уз. (2-я серия: 500 л.с.=10,5
уз.). Эк. 63 чел. 1 - 65 мм.
Строились по программе 1917 года. Корабли
1-й серии вошли в строй в 1918 году, 2-й серии—в 1919-м
(“Базальт” и “Жипс”, по некоторым данным, не достроены).
На ряде тральщиков устанавливалось по два 65-мм орудия.
Обе серии различались типом паровых котлов: первые 5 кораблей
получили более современные котлы (с недостроенного линкора
“Фландр”), чем остальные.
“Грэ”, “Марбр”, “Альбатр”, “Базальт”, “Силе”,
“Жипс” были проданы уже в 1919— 1920 годах. “Пирит” и “Мельер”
потерпели крушения в 1926 году у Мадагаскара и в 1941 году
у Корсики (соответственно). Дольше всех прослужил “Гранит”:
он был затоплен экипажем в Тулоне 27.11.1942.
Тральщики типа “Эрс” — 4 ед.
“Эрс” “Рато”, “Шаррю”, “Пиош”.
|
255 т, 34х6,8х2,4 м, ПМ - 1, 600 л.с.=12
уз. 2-47 мм.
Построены фирмой “Форж э Шантье” в Ля-Сен
в 1913 — 1914 годах. В 1915 году принимали участие в Дарданелльской
операции. “Эре” списан в 1919 году, остальные — в 1923-м.
Тральщики типа “Брискар” — 16 ед.
“Брискар”, “Шеврон”, “Гроньяр”, “Пуалю”, “Ренгаж”,
“Ветеран”, “Матурин”, “Трупье”, “Бомбардье”, “Канонье”,
“Митральер”, “Пионье”, “Фран-Тирье”, “Фузилье”,
“Сапер”, “Волонтэр”.
|

370 т, 41х7,3х3,2 м. ПМ — 1, 425 л.с.=11
уз. (“Матурин” и “Трупье”: Бенз — 1, 420 л.с.=11 уз.; “Шеврон”
и “Пуалю”: ПМ — 1, 500 л. с. =11,5 уз.). 1 - 65 мм.
Строились разными фирмами по программе
1917 года. В 1922 году “Гроньяр”, “Пуалю” и “Ренгаж” проданы
Испании и переименованы соответственно в “Тетуан”, “Лараче”
и “Алькасар”. Остальные списаны в 1920-е годы.
Тральщики типа “Кампанюль” — 12 ед.
“Кампанюль”, “Клематит”, “Жасинт”, “Жонкиль”, “Лаванд”,
“Маржолэн”, “Пакеретт”, “Перс-Неж”, “Ренонкюль”,
“Сож”, “Тюлип”, “Вилетт”.
|
80 т, диз - 1, 325 л.с.=13 уз. 1 - 47 мм.
Построены по программе 1917 года; до окончания
войны вошло в строй 10 единиц. Использовались как вспомогательные
суда.
Тральщики типа “Амандье” — 2 ед.
78 т, диз — 1, 160 л.с.=9 уз. 1 - 47 мм.
Построены по программе 1917 года. Заложены
6 единиц, не вошли в строй только два. Как боевые корабли
не использовались.
|