{1} В ВМФ
Франции этот класс кораблей именовался "Contre-torpilleurs".
В отечественной литературе, в различных изданиях, этот термин
переводился как "эскадренные миноносцы", "контрминоносцы",
"лидеры" (ни один из вариантов нельзя признать полностью
удачным). Французские крейсера 1 класса по международной
классификации - тяжелые крейсера, крейсера 2 класса - легкие
крейсера.
{2} С началом
войны было мобилизовано 29 крупных торговых судов, переоборудованных
во вспомогательные крейсера или плавбазы, 2 госпитальных
судна, а также 66 сторожевых кораблей и 346 тральщиков,
переоборудованных из траулеров и угольщиков.
{3} В первой линии. Всего же французский флот располагал
к 3 сентября 1939 г. 745 летательными аппаратами. В книге
Р. де Бело данные, приводимые Л. Гарросом, раскладывается
по типам:
- штурмовики (все корабельного базирования) - 9 "Boут-156F", 4PL7, 13PL10/101, 15 "Луар-210" (правильнее было бы считать их истребителями), 4 LN.40; - бомбардировщики (базовые, поплавковые) - LeO H.257bis; - истребители (палубные) - "Девуатин-373/376"; - разведчики (базовые летающие лодки) - 20 "Бизерта", 1 "Поте-141", 6 "Луар-70", 4 "Латекор-301 /302", 3 "Латекор-523", 5 LeO H.470; - торпедоносцы (поплавковые, 18 корабельных и 28 базовых) - 46 "Латекор 290/298"; - корректировщики (69 корабельного и 95 берегового базирования) - 55 "Луар-130", 24 CAMS.55, 4 "Латекор-290", 17 GL812, 8 CAMS.37, 9 GL810, 4 "Фарман-47", 2 "Шорт", 14 "Поте-25", 5 PL15, 17 "Поте-452" и GL.832, 1 "Бессон", 4 автожира. К 1 июня 1940 г., по данным Бело, в первой линии было 38 штурмовиков, 37 бомбардировщиков, 34 истребителя, 55 разведчиков, 260 корректировщиков, 77 торпедоносцев.
{4} Начальник Главного морского штаба являлся одновременно
главнокомандующим ВМФ.
{5} С мая 1932 г. этот пост занимал Альберт Лебрен. Смещен
в июле 1940 г. маршалом Петэном.
{6} 19 мая 1940 г. заменен генералом Максимом Вейганом.
{7} В июне 1940 г. его сменил контрадмирал Ландрио, а штаб
"Адмирала Южная Атлантика" был перенесен из Касабланки в
Дакар. Офан и Мордаль приводят иные наименования должностей
военно-морских начальников заморских районов: "Адмирал Африка"
(Олив), "Адмирал Антиллы" (Робер), "Адмирал морских сил
на Дальнем Востоке" (Деку).
{8} Не вполне точные данные. Среди крупных кораблей пропущены
тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", вступивший в строй весной
1939 г., и два старых линкора типа "Шлезиен" (шестой легкий
крейсер - "Карсруэ" - в это время проходил модернизацию).
Количество миноносцев и подводных лодок округлено. В число
миноносцев автором включены как новейшие большие эсминцы,
так и все уцелевшие к тому моменту старые корабли этого
класса постройки 1906-1911 гг., в том числе и переведенные
в другие классы. Реально к 3.09.39 у Германии имелись 21
эсминец типов "Маасс" и "Рёдер", 11 миноносцев типа "Ягуар"
и четыре старых миноносца. Из 57 подводных лодок океанскими
являлись 9 лодок 1-й и IX-й серий.
{9} Основной задачей этого соединения была борьба с германскими
рейдерами в Центральной Атлантике.
{10} Впрочем, боевых действий на Дальнем Востоке в 1939-40
гг., по оценкам союзнического верховного военного совета,
и не предвиделось. Иначе, дислокация морских сил была бы
другой.
{11} Если не считать "признаками жизни", активную минную
войну, уничтожение германскими подводными лодками значительного
числа торговых судов, действия "карманных" линкоров на океанских
коммуникациях союзников...
{12} По данным немецких историков Э. Гренера и Ю. Ровера,
подводная лодка "U 45" была потоплена 14 октября 1939 г.
британскими эсминцами из состава охранения конвоя KJF.3
юго-западнее побережья Ирландии.
{13} Порт Петсамо был захвачен советским морским десантом
к исходу вторых суток советско-финляндской войны.
{14} Оценка Полем Рейно этого события достойна отдельного
описания. Прилетев в тот же день в Лондон на заседание союзнического
верховного военного совета, он заявил, что высадка немцев
в Норвегии стала следствием постановки англичанами мин в
территориальных водах этой страны. Боязнь французского руководства
предпринимать какие-либо наступательные действия против
Германии (дабы не спровоцировать) вызывает недоумение. Наиболее
показательна в этом смысле история англо-французских разногласий
относительно операции "Ройял Марин" (сбрасывание плавучих
мин в реку Рейн). Французская сторона долгое время противилась
этой операции и, в конечном итоге, согласилась провести
лишь тогда, когда ее военно-воздушные силы возрастут настолько,
чтобы суметь отразить ответный удар немцев (т.е. никогда).
{15} Еще раньше французов в Намсусе была высажена английская
146-я пехотная бригада, которая, не дожидаясь прибытия союзников,
начала наступление в направлении Тронхейма и к моменту высадки
французских войск находилась уже в 80 км от него, но затем
вынуждена была отойти обратно к Намсусу.
{16} В потоплении авианосца "Глориес" участвовал не только
"Шарнхорст", но и "Гнейзенау". В этом бою "Шарнхорст" был
торпедирован эсминцем "Акаста". Линкор "Гнейзенау" поврежден
20 июня 1940 г. торпедой подводной лодки "Клайд".
{17} Макс Хортон известен как командир подводной лодки
"Е 9", одной из самых результативных британских лодок периода
Первой Мировой войны; в 1940 г. контр-адмирал, до конца
войны занимал должность командующего подводным флотом Великобритании.
{18} Рассказывая об успехе "Орфе" автор, очевидно, стремиться
"уравновесить" неприятный факт потери "Дорис" (потоплена
германской ПЛ "U 9"). В действительности, подводная лодка
"U 54" пропала без вести в Северном море за два месяца до
того (последняя ее радиопередача была получена 13 февраля).
Предположительная причина гибели - подрыв на минах северо-западнее
[48] о. Боркум. Любопытно, что по книге Еремеева и Шергина
"Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне"
на эту же лодку претендует еще один французский корабль
- класса "эсминец", якобы потопивший ее 23 февраля в районе
мыса Сент-Висент. Офан и Мордаль пишут, что ее уничтожил
эсминец "Симун".
{19} На минах, поставленных подводной лодкой "Рюби" в мае-июне
1940 г., противник потерял один морской охотник и семь торговых
судов суммарным тоннажем 5478 брт.
{20} Речь идет о боевом столкновении, которое три французских
лидера имели с германскими сторожевыми кораблями (бывшими
рыболовными траулерами) "V 702" и "V 709". Французы вели
бой нерешительно, и отошли, не сумев потопить ни один из
неприятельских кораблей.
{21} Таким образом, автор пытается представить Францию
жертвой англо-германских противоречий.
{22} Идея овладения портами не только побережья Па-де-Кале,
но также Бискайского залива и Норвегии открыто высказывалась
еще в 1929 г. в работе немецкого военного теоретика В. Вегенера
"Морская стратегия мировой войны".
{23} Торпедоносных эскадрилий во французском флоте было
только четыре. Здесь подразумевается флотилия F5T, состоявшая
из трех эскадрилий гидроторпедоносцев "Латекор-298".
{24} В названных эскадрильях имелось всего по одному тяжелому
истребителю "Поте-бЗ1" (№ 62 и № 169). Основу же их самолетного
парка составляли "Девуатин-520" и "Блок-151".
{25} Командир дивизии не может отдавать приказ сам себе.
Данная фраза наводит на мысль о самовольном оставлении позиций.
{26} К авианосцу "Беарн" была приписана флотилия F1A, имевшая
в своем составе четыре бомбардировочные эскадрильи: в двух
- АВ1 и АВЗ - состояли на вооружении американские самолеты
"Boyт-156F" ("Виндикатор"), в двух других - АВ2 и АВ4 -
французские "Луар-Ньюпор-401" и "Луар-Ньюпор-411".
{27} Автор путает между собой Фарман F.222 и дальнейшее
развитие этого типа бомбардировщика - Сентр NC.223. В данном
случае речь идет об эскадрилье В5, которая была сформирована
18 мая 1940 г. и получила на вооружение три самолета NC.223-4
("Жюль Верн" - один из них). Самолеты F.222 (три единицы,
переданные из армейской авиации) стояли на вооружении эскадрильи
10Е, базировавшейся в Африке. Один из "фарманов" (F.222-2,
N2 16, 10Е.2) 6 июня 1940 г. перелетел в Южную Францию и
до 21 июня использовался для нанесения ударов по объектам
на территории Италии, в частности, Специи и Ливорно.
{28} Абсурдность последней фразы очевидна из нижеследующего
текста
{29} "Уэссекс" 24 мая потоплен германской авиацией.
{30} Для французского флота это было действительно импровизацией,
тогда как британский флот заранее подготовился к проведению
эвакуации (см. ниже).
{31} Это стремление едва ли могло привести к чему-то еще
кроме того, что чуть позже случилось с союзными войсками
в районе Сен-Валери (см. примечание 37).
{32} Приведем версию британской стороны. Решение о разработке
плана эвакуации было принято на заседании в министерстве
обороны, на котором присутствовал начальник Дуврского военно-морского
района адмирал Рамсей. При этом были рассмотрены три вопроса:
первый - постепенная эвакуация личного состава, ненужного
больше британским экспедиционным силам в связи с изменившейся
обстановкой, в количестве 2 тысяч человек в день, начиная
с 20 мая; второй - возможность срочной эвакуацииличного
состава баз, госпиталей и т.п., в общем около 15 тысяч человек,
начиная с ночи на 22 мая; и третий - "экстренная эвакуация
крупных контингентов войск", последнее, однако, считалось
тогда маловероятным.
Было решено использовать для данных целей торговые суда, и министерству судоходства было поручено провести необходимые мероприятия. Руководство этими операциями было полностью возложено на адмирала Рамсея. Начиная с 20 мая под его контролем происходило сосредоточение кораблей и судов. Одновременно, 19 мая, генерал Гамелен направил адмиралу Дарлану телеграмму следующего содержания: "Хотя обстановка не требует немедленного принятия таких мер, было бы предусмотрительно сразу же приступить к сбору транспортов для эвакуации некоторых частей, хотя и невозможно заранее установить количество необходимых судов и порты погрузки". Таким образом, распоряжения британскому и французскому флотам были отданы одновременно, но, несмотря на явное ухудшение обстановки, французами не было принято никаких решительных мер по подготовке к эвакуации войск до 25 мая, когда сменивший Гамелена генерал Вейган приказал адмиралу Дарлану срочно отослать капитана 1 ранга Офана в Англию для получения информации. В полном соответствии с существующей в французском флоте традицией отсрочек и колебаний, Офан прибыл в Дувр только утром 27 мая. Позже, описывая этот эпизод, Офан утверждал, что англичане ничего не сообщали о своем намерении провести эвакуацию, хотя между союзниками поддерживалась тесная связь. "История боевых действий французских военно-морских сил, - пишет Д. Дивайн в книге "Девять дней Дюнкерка", - в этот период характерна наличием резких спадов. Действия кораблей, принимавших участие в эвакуации войск, были поистине блестящи. Храбрость и боевая стойкость их экипажей не вызывают сомнений. Их потери были тяжелыми. Но корабли эти включились в боевые действия с большим опозданием, и ответственность за это ложится на верховное командование".
{33} Поврежден в ночь на 31 мая. Торпеды выпущены германскими
катерами "S 23" и "S 26".
{34} "Циклон" был поврежден торпедным катером "S 24", "Фудруайян"
потоплен авиацией.
{35} Всего в ходе операции "Динамо" союзниками было потеряно
72 боевых корабля, в том числе 9 эскадренных миноносцев,
и множество мелких судов.
{36} Сопоставление с немецкими данными о потерях подводных
лодок не подтверждает ни одного противолодочного успеха
эсминца "Сироко". Единственная победа кораблей ВМФ Франции
в борьбе с германскими подводными лодками в этот период
- уничтожение "U 55". Эта лодка 30 января 1940 г. была тяжело
повреждена глубинными бомбами британского шлюпа "Фоуэй",
вынуждена всплыть, атакована самолетом "Сандерленд" из 228
Sqn RAF, а затем обстреляна французскими лидерами "Вальми",
"Гепар" и британским эсминцем "Уитшед"; затоплена экипажем.
{37} Точнее 3321 человек, в т.ч. 2137 англичан и 1184 французов.
Войска попали в окружение по вине французского командования.
Вот, что пишет об этом в своих мемуарах У. Черчилль: "51-я
дивизия с остатками французского 9-го корпуса была окружена
в районе Руан, Дьеп. Мы еще перед этим были сильно обеспокоены
тем, как бы эта дивизия не была оттеснена к Гаврскому полуострову
и, таким образом, отрезана от главных армий. Ее командиру
генерал-майору Форчуну было приказано отступить в случае
необходимости в направлении Руана. Находившееся уже в состоянии
разложения [49] французское командование запретило такое
движение. Мы неоднократно обращались с настоятельными представлениями,
но все они оказались бесполезными. Упрямый отказ считаться
с фактами имел своим результатом гибель французского 9-го
корпуса и нашей 51-й дивизии. ...Это был грубый просчет,
потому что опасность была очевидной еще за три дня до этого.
...Я был раздражен тем, что французы не дали нашей дивизии
вовремя отступить к Руану и заставили ее оставаться на месте
до того момента, когда она уже не смогла ни достичь Гавра,
ни отступить на юг и, таким образом, была вынуждена капитулировать
вместе с их собственными войсками".
{38} В ходе Французской кампании генерал Роммель командовал
7-й танковой дивизией. Эта дивизия сыграла главную роль
при взятии Шербура.
{39} Английский историк С. Роскилл называет другое число
эвакуированных - 30.630 человек, в т.ч. 9000 человек, переброшенных
ранее в Шербур из Гавра. Эти же данные приводит Р. де Бело.
У Л. Гарроса, очевидно, опечатка.
{40} К этому моменту линкоры были соответственно в 95%
и 77% построечной готовности.
{41} К 17 июня из Бреста было эвакуировано 28.145 английских
солдат и 4439 военнослужащих армий союзников.
{42} "Арди" - головной корабль серии из восьми эсминцев
и единственный, вступивший в строй в более или менее полной
комплектации. Остальные корабли первой серии типа "Арди"
в связи с угрозой захвата противником покидали Францию,
будучи в неполной готовности. Это касается, прежде всего,
"Каска" и "Корсара", перешедших 20 - 22 июня в Мерс-эль-Кебир
(у первого действовала только зенитная артиллерия, на втором
- орудия главного калибра к моменту отплытия еще не были
установлены) и "Флибустьера", который к ноябрю 1942 г.,
когда его затопили в Тулоне, все еще находился в 75% готовности.
Корабли второй серии типа "Арди" (всего четыре единицы)
к маю 1940 г. еще не сошли со стапелей.
{43} Новейшие эсминцы типа "Арди". Спешка, с которой эти
корабли вводились в строй, отрицательно сказалась на их
боевых свойствах. Это выявилось в ходе рейда французских
эскадренных миноносцев к Гибралтару 24-25 сентября 1940
г., в котором приняли участие эсминцы "Эпе" и "Флёре" (вместе
с двумя кораблями типа "Адруа"). В коротком бою с британскими
эсминцами "Эпе" смог сделать только 14 выстрелов, после
чего бея его артиллерия главного калибра вышла из строя;
"Флёре" из-за неисправности системы центральной наводки
огня вовсе не открывал...
{44} Все три были недостроенные состоянии, относились к
типу "Фьер".
{45} Все эти пункты - в пределах акватории Сен-Назера.
{46} По английским данным, это судно было потоплено авиацией.
Погибло 3000 человек из 5800, находившихся на его борту.
Всего из Сен-Назера и Нанта было эвакуировано 57.235 человек,
в том числе 54.411 английских военнослужащих.
{47} Автор ничего не пишет об эвакуации Бордо, т.к. эвакуация
этого порта осуществлялась целиком англичанами. Общая численность
личного состава, эвакуированного из портов Франции южнее
Соммы, составила, по данным Р. де Бело, 191.870 человек,
в том числе 144.171 англичан, 18.246 французов, 24.352 поляков,
4.938 чехов, 163 бельгийца.
{48} Данные неточные и округленные в отношении эсминцев
и подводных лодок. Миноносцы не учтены вовсе. Реально к
10 июня 1940 г. Италия располагала 3 линкорами (еще 3 в
высокой степени готовности на верфях), 7 тяжелыми, 12 легкими,
2 учебными крейсерами, 59 эсминцами, 67 миноносцами и 116
подводными лодками.
{49}Подводная лодка "Монж" была потоплена англичанами 8
мая 1942 г. в районе Диего-Суареса, о. Мадагаскар. В данном
случае имелась в виду подводная лодка "Морс", 15 июня 1940
г. подорвавшаяся на минах у Сфакса. Весьма странно, однако,
что подобного же рода ошибка присутствует и в таком солидном
официальном издании, как "Les Flottes de Combat" за 1940
г., где подводная лодка "Монж" уже значится погибшей.
{50} По данным более поздней книги Л. Мораро "L'Aeronautique
Navale Francaise IX.39 - VI.40", французская морская авиация
уничтожила в общей сложности четыре итальянских самолета,
все типа CR.42, сбиты 16 июня истребителями эскадрильи АСЗ.
По итальянским данным, в ходе боевых действий против Франции
в июне 1940 г. ВВС Италии потеряли 5 бомбардировщиков и
5 истребителей.
{51} В этой операции вместе с названным французским кораблем
принимали участие британские легкие крейсера "Орайон" (флаг
вице-адмирала Тови), "Нептьюн", эскадренные миноносцы "Стюарт",
"Декой", "Дэйнти" и "Хейсти".
{52} Фамилия командира крейсера "Кольбер" в тексте оригинала
не указана. Список кораблей, принявших участие в набеге
на Геную и Вадо, и имена их командиров, Гаррос, вероятно,
подчерпнул у Бело, у которого "КольБер", вообще, по какой-то
причине пропущен. Гаррос исправил эту ошибку, но остался
без фамилии командира крейсера.
{53} Из этого видно, что данная операция была проведена
вовсе не "в отместку за бомбежку Тулона", как ранее утверждает
автор, поскольку итальянские самолеты начали бомбить Тулон
с 12 июня, а набег на Вадо и Геную был первоначально намечен
на 11-е число.
{54} Л. Гаррос явно преувеличивает опасность. В Алжире
и Тунисе было достаточно сил и снабжения, чтобы противостоять
размещенной в Триполитании итальянской 10-й армии. Немецкого
вторжения в Северную Африку, как следует из нижеследующего
примечания, первоначально не планировалось.
{55} Автор несколько "забегает вперед". Главнокомандующий
ВМС Германии гросс-адмирал Редер предложил Гитлеру перенести
основные действия против Англии на Средиземное море лишь
после того, как Гитлер "отложил на неопределенный срок"
претворение в жизнь плана "Морской лев", а именно в октябре
- ноябре 1940 г. Однако, несмотря на посылку в феврале 1941
г. в Африку германских войск, Гитлер так никогда и не сделал
этот театр военных действий главным.
{56} Скорее, наоборот. Французы, в итоге, не смогли сохранить
ни то, ни другое. В июне 1940 г. Гитлер дал Франции лишь
отсрочку, с которой покончил, как только ситуация на Средиземном
море стала угрожающей для Германии.
{57} Сомнительно, что отказ Франции от выполнения союзнических
обязательств и возможная перспектива захвата немцами французских
кораблей могли вызвать у англичан иную реакцию.
{58} Оккупация 2/3 территории страны и почти полный роспуск
ее вооруженных сил позором, очевидно, не считались.
{59} Иными словами, французы дожидались, пока победу над
Германией одержат другие нации.
{60} Очевидно, что суть англо-французского конфликта сводилась
примерно к следующему. Потерпев поражение от Германии, Франция
перестала следовать своим обязательствам, данным на заседании
союзнического [50] верховного военного совета 28 марта 1940
г. С этого момента каждая из держав стала "играть сама за
себя". Одним из важнейших "козырей" во французской "игре"
был флот. В июне 1940 г. французы использовали факт наличия
большого боеспособного флота для того, чтобы сохранить свою
государственность и значительную часть территории, а в дальнейшем,
возможно, надеялись разменять на какие-то новые уступки
со стороны Германии. Обещания Дарлана, что флот не попадет
в руки противника, равно как и его более ранние заявления
о "блестящем акте неповиновения", в этой "игре" уже не имели
никакого значения. Англия, со своей стороны, стремилась
не допустить попадания этого флота в руки противника и заставить
французов продолжить борьбу против немцев, а, по сути, пыталась
сорвать перемирие, что привело бы к занятию германскими
войсками всей территории европейской Франции, переходу ее
колоний под контроль англичан и вливанию остатков французской
армии и флота в ряды британских вооруженных сил.
{61} Опасения британского правительства кажутся нам вполне
обоснованными. Можно ли было, вообще, верить французам,
не сдержавшим обещания не вступать в сепаратные переговоры
с противником, а тем более Гитлеру, который уже не раз демонстрировал
свое пренебрежительное отношение к соблюдению международных
договоров?
{62} Кроме вышеназванных кораблей, по данным Ю. Ровера,
в ходе операции "Катапульта" в британских портах было захвачено
также 3 вспомогательных минных заградителя, 16 морских охотников,
7 торпедных катеров, 98 вспомогательных тральщиков и сторожевых
кораблей, 42 буксира и других портовых судна, 20 траулеров.
{63} Forces Navales Francaises Libres, сокращенно - FNFL
{64} Крейсер "Сюффрен" указан ошибочно. Этот корабль находился
в Александрии в составе соединения "X".
{65} Странно, что в этом списке нет подводной лодки "Рюби",
которая с 8 сентября 1940 г. стала снова действовать против
немцев в Северном море, причем с французским экипажем под
командованием капитана 3 ранга Кабанье. Часть кораблей была
укомплектована моряками других национальностей. В частности,
миноносец "Бранльба" (затонул 14 декабря 1940г. во время
шторма) был включен в состав британского флота и имел английский
экипаж; эсминец "Ураган", охотники "Ch 11" и "Ch 15" некоторое
время служили под польским флагом. По утверждению Ж. Мордаля
(в польcкой литературе этот факт отрицается), поляками были
также укомплектованы охотники "Ch 6" и "Ch 7", потопленные
11 ноября 1940 г. германскими миноносцами в Ла-Манше.
{66} "Мекнес" - пароход, на котором перевозились французские
репатрианты. Потоплен 25 июля 1940 г. германским торпедным
катером "S 27". Из 1100 пассажиров этого судна 400 погибло.
{67} Имеется в виду факт затопления французского флота
в Тулоне 27 ноября 1942 г. при угрозе захвата их немцами.
Предложенный автором способ оценки ситуации "задним числом"
является далеко не самым достойным, тем более, что английский
опыт захвата французских кораблей, действительно, говорил
об обратном. Но даже, если обратиться к опыту Тулона, можно
увидеть, что затопление корабля в мелководной гавани, само
по себе, не исключало их последующего использования противником.
Из числа французских кораблей, легших на дно в Тулоне и
Бизерте 27-30 ноября 1942 г. в флотах держав "оси" позже
служили лидеры "Лион", "Тигр", "Эндомтабль", миноносцы "Бомбард",
"Помон", "Ифиджени", "Байонез". Далеко продвинулись восстановительные
работы на многих других кораблях, в частности крейсерах
"Ла Галиссоньер" и "Жан де Вьен". То, что эти корабли не
были введены в строй, является более следствием слабости
итальянской промышленности, нежели "заслугой" французских
моряков.
{68} Названные лодки временно находились в оперативном
подчинении командующего соединением "Н". Организационно
они входили в состав Средиземноморского флота.
{69} Из сказанного как бы следует, что подчиненное Сомервиллу
соединение "Н" было сформировано специально для уничтожения
кораблей бывшего союзника в Мерс-эль-Кебире. Это не верно.
Соединение "Н", формирование, которого началось 23 июня
1940 г., то есть до принятия решения на проведение операции
"Катапульта", должно было заменить в Западном Средиземноморье
выбывший из войны французский флот, отвечавший ранее за
этот морской район.
{70} Эскадренных миноносцев было одиннадцать. Автор забыл
указать в этом списке "Фористер" и "Эскорт".
{71} "Британского летнего времени" - на один час впереди
"гринвичского поясного" или "западноевропейского" времени,
используемого французами, т.е. речь идет о 16:30 по времени,
используемому в тексте.
{72} Данные британской стороны факт повреждения эсминца
не подтверждают.
{73} По другим данным, "Дюнкерк" в этот момент получил
не два, а три попадания 381-мм снарядов: в крышу башни главного
калибра № 2; в центральную часть рядом с башней универсальное
калибра; ниже ватерлинии в районе котельного отделения №
2.
{74} Поражен 381-мм снарядом в кормовую часть, что вызвало
детонацию глубинных бомб. Погибло 38 человек. Позже корабль
отбуксирован в Оран, а затем - в Тулон. Затоплен вместе
с остальными кораблями французского флота 27 ноября 1942
г.
{75} По данным английского историка Д. Брауна, "Страсбур"
был атакован двумя волнами: сначала шесть самолетов "Суордфиш"
с бомбами, затем шесть "Суордфишей" с торпедами. Английская
сторона подтверждает факт потери двух бомбардировщиков.
Французские историки А. Маркан и К. Хуан пишут об участии
в этих атаках еще и пикирующих бомбардировщиках "Скьюа".
Эти самолеты, вероятно, применялись в варианте истребителя
- для отвлечения внимания и уничтожения расчетов зенитных
орудий линкора. Одна из сброшенных англичанами торпед (с
магнитным взрывателем "Дуплекс") взорвалась всего в 25 метрах
от "Страсбура".
{76} Потоплен британской подводной лодкой "Пандора".
{77} Был безуспешно атакован британской подводной лодкой
"Протьюс".
{78} По более распространенной версии, адмирал Эстева не
преувеличивал повреждения кораблей, как пытался это сделать
Жансуль, а наоборот их занизил. 4 июля он обнародовал коммюнике,
в котором говорилось, что "повреждения "Дюнкерка" незначительны
и будут быстро исправлены". Это повлекло повторный удар.
{79} По данным английского историка Р. Стэртивэнта, французские
истребители из состава группы GC I/10 сбили два самолета
"Скьюа", по данным Д. Брауна - один "Скьюа".
{80} Действия английского командующего получили не менее
высокую оценку Дарлана. Позже, на состоявшейся в январе
1942 г. встрече с гросс-адмиралом Редером, Дарлан заявил,
что Эндрю Каннингэм - "единственный английский адмирал,
которому он (Дарлан) готов пожать руку". (В ходе этой встречи
обсуждались перспективы сотрудничества между ВМФ Франции
и ВМС Германии, в частности, предложения Дарлана снабжать
немцев разведданными о британском флоте и предоставить им
для изучения образец английского гидролокатора "Асдик".
[51] Подробнее см. Fuehrer Conferences of Naval Affairs,-
Annapolis, 1990.)
{81} Автор завышает воинское звание Онслоу. Реально - кэптен.
{82} Точнее сказать, вице-адмирал Каннингэм командовал
морскими, а генерал-майор Ирвин - сухопутными силами.
{83} Имеется в виду летающая лодка "Латекор-302", № 1022
с индивидуальным названием "Кавальер де Кювервилль".
{84} "Среднего (то есть поясного), гринвичского времени".
{85} Атаке подводной лодки "Персе" подвергся легкий крейсер
"Дрэгон". Торпеды в цель не попали.
{86} Для того, чтобы узнать причины повреждения крейсера
"Кумберленд", а не гадать о них, автору было бы достаточно
ознакомиться с небезызвестным трудом С. Роскилла "The War
at Sea", вышедшим в свет на двенадцать лет раньше книги
Гарроса. По данным Роскилла, этот корабль был действительно
поврежден в результате попадания тяжелого снаряда.
{87} Судно, с апреля 1940 г. находившееся под британским
контролем и 5 июля захваченное французами в Дакаре.
{88} Общие потери авиагруппы "Арк Ройяла" за время операции
от всех причин - 9 самолетов "Суордфиш" и "Скьюа".
{89} Речь идет о единственном за этот день попадании в
линкор "Бархэм" (или вернее, близком разрыве), о котором
автор пишет в конце абзаца. Снаряд линкора "Ришелье" разорвался
под водой вблизи правого борта "Бархэма". Броня не была
пробита, но образовалась течь. В предыдущий день линкор
"Бархэм" получил попадания двух снарядов с береговых батарей
(калибром 240 и 155 мм), не вызвавших сколько-нибудь серьезных
повреждений, "Резолюшн" был поражен четырьмя легкими снарядами.
{90} В результате торпедного попадания на линкоре возник
пожар, было затоплено носовое котельное отделение, образовался
крен 12 градусов. Корабль выбыл из строя на год.
|