[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Минно-тральные корабли

Минные заградители

Минные заградители типа «Альбатрос»

«Наутилус» 20.8.1906 искл. 1919
«Альбатрос» 23.10.1907 искл. 1921

1975-2208/2345-2506 т, 100,9х11,2-11,5х4,40-4,42 м. ПМ-2, 4 ПК, 6123 - 6638 л.с. = 20,1 - 20,7 уз. 490 - 520 т угля. Эк. 201 чел. 8-88мм/35, 200 мин.

Первоначально классифицировались как «минные пароходы». Различались между собой формой форштевня. С началом войны были переклассифицированы в «минные крейсера». Выставляли активные заграждения у берегов Великобритании. Затем «Альбатрос» перевели на Балтику, 2.7.1915 г. после боя с русскими крейсерами он выбросился на берег о. Готланд. Разобран в 1921 г. «Наутилус» в 1919 г. разоружили и до 1928 г. использовали как гражданское судно.

Минный заградитель «Пеликан»

«Пеликан» 29.7.1890 искл. 1920

2364/2424 т, 94,2х11,7х4,28 м. ПМ - 2, 2 ПК. 3166 л.с. = 15,3 уз. 410 т угля. Эк. 195 чел., 4—88 мм/30, 400 мин.

Первоначально классифицировался как «минный пароход» (MInendampfer). Обладал хорошей мореходностью и маневренностью, однако его скорость была явно недостаточна для активных постановок у побережья противника. С началом войны был переклассифицирован в «прибрежный» минзаг, а в 1917 г. передан учебному отряду. После войны сдан на слом.

Вспомогательный минный заградитель «Берлин»

«Берлин» 1909, переоборудован в 1914 г. искл. 1920

23 700 т, 186,0х21,34х8,6 м. ПМ - 2, 4 ПК, 14 000 л.с. = 16,5 уз. 400 т угля. Эк. 310 чел. 6 — 105 мм/40, 200 мин.

Переоборудован из пассажирского лайнера. Совершил только один боевой поход в Северный пролив (между Великобританией и Ирландией). На выставленных им минах подорвался и затонул британский дредноут «Одейшес». «Берлин» был интернирован в Тронхейне 18.11.1914. В 1920 г. передан Великобритании по репарациям. Использовался как лайнер до 1931 г.

Вспомогательные минные заградители типа «Дойчланд»

«Дойчланд» 1909, переоб. 1914 искл. 1945
«Пронесен» 1909, переоб. 1914 искл. 1945

2972/4200 т, 112,2х15,47х4,9 м. ПМ - 2, 4 ПК, 5000 л.с. = 16 уз., 210т угля. Эк. 290 чел. 4—88 мм/40; 2 — 88 мм зен., 420 мин

Переоборудованы, из железнодорожных паромов. После 2-й мировой войны переоборудованы в грузопассажирские суда и переданы по репарациям СССР.

Вспомогательные минные заградители, переоборудованные из грузопассажирских судов

«Герта» (1905, переоб. 1914 - искл. 1945) 1221 т, 96,3х10,35х4,11 м, ПМ — 2, 2600 л.с. = 16 уз. Эк. 54 чел. 2—37 мм, 130 мин.

«Кайзер» (1913, переоб. 1914 - искл. 1919) 1920 т, 96,3х11,7х2,97 м. ПТ - 2, 4 ПК, 6500 л.с. = 20 уз. Эк. 98 чел. 2-88 зен., 200 мин.

«Кёнигин Луиза» (1913, переоб. 1914-погиб 5.8.1914) 2160 т, 94,0х12,2х3,3 м. ПТ - 2, 2 ПК, 6500 л.с. = 20 уз. Эк. 120 чел. 2-37 мм, 200 мин.

«Один» (1902, переоб. 1914 - погиб 1944) 1200т, 77,6х10,34х4,09. ПМ - 2, 2 ПК, 2300 л.с. = 16 уз. Эк. 55 чел. 2-37 мм, 130 мин.

«Рюген» (1914, переоб. 1914 - искл. 1945). 2170т, 95,2х11,61х4,2 м. ПМ - 2, 3 ПК; 3200 л.с. = 16 уз. Эк. 45 чел. 2-37 мм, 153 мины.

Действовали преимущественно в Балтийском море. «Кёнигин Луиза» потоплена а первом же боевом походе артиллерией английского крейсера «Амфион», погибшего на следующий день на минах, выставленных этим заградителем. Остальные после войны переданы союзникам или использовались как торговые суда. «Рюген» в 1945 г. по репарациям передан СССР.

Вспомогательные минные заградители, переоборудованные из грузовых судов

«Зента» (1905, переоб. 1915 — искл; 1918). 4800 т, 120,4х14,93х7,60 м. ПМ - 1, 2 ПК, 4200 л.с. = 10 уз. Эк. 42 чел. 2—88 мм/40, 200 мин.

«Вотан» (1908, переоб. 1914—искл. 1918). 3400т, 109,8х14,64х5,8 м. ПМ - 1, 3 ПК, 1500 л.с. = 12 уз. Эк. 28 чел. 320 мин.

Действовали в Балтийском море. После войны переданы союзникам.

Кроме перечисленных кораблей в качестве вспомогательных минных заградителей использовались следующие суда: «Принц Адальгерт» (705 т брутто, 2—37 мм, 80 мин), «Принц Сигизмунд» (697 т брутто, 2—37 мм, 80 мин), «Принц Вальдемар» (660 т брутто, 2—37 мм, 80 мин), «Сильвана» (804 т брутто, 2—38 мм, 80 мин).

Также могли нести мины большинство вспомогательных крейсеров — некоторые из них, например, «Метеор» (1912 т брутто), даже классифицировались как вспомогательные минные заградители. Могли выставлять мины два так называемых минных парома MWI и MW2 (563 т; 50 мин), построенные в Ростоке и по существу являвшиеся портовыми буксирами.

Тральщики, переоборудованные из миноносцев

Тральщики типа Т82

Т82—Т89 (1897-1898)

142-147/170-177 т, 48,2-48,7х5,1-5,4х1,62-1,65 м. ПМ- 1, 2 ПК, 2140 л.с. = 25,3 уз., 37 — 45 т угля. Эк. 29 чел. 1—50 мм/40, 2 ТА 450 мм, минные рельсы.

Переоборудованы из миноносцев S82 — S89 в 1904—1906 гг., с 1914 г. обозначались соответственно как Т82 — Т89. Торпедные аппараты, как правило, демонтировались. Использовались в охране побережья и как учебные корабли. С 1915—1916 гг. постепенно выводились из состава флота. После войны сданы на слом.

Тральщики типа Т66

Т66—Т81 (1892-1896)

142-152/172-180 т, 47,94-49,0х5,42-5,50х1,62 м. ПМ - 1, 2 ПК (на S66, S74 - S81, S67-S73), 1 ПК, 1000- 1744 л.с. = 22,3 уз. Эк. 22 - 23 чел. 1 - 50 мм/40, 2х1 ТА 450 мм, минные рельсы.

Переоборудованы из миноносцев S66—S81 в период 1902—1906 гг., с 1914 г. обозначались соответственно как Т66-Т81. ТА, как правило, демонтировались. Использовались в годы войны как рейдовые тральщики. На минах погиб Т66 (18.10.1917, в Рижском заливе); Т67 (13.8.1918, в Северном море); Т68 (7.6.1918, в Северном море) и Т78 (16.5.1917, в Северном море). Остальные были сданы на слом в 1920 — 1921 гг.

Тральщики типа Т7

Т11, Т13—Т16; Т20—Т22; Т24, Т25; Т27—Т31; ТЗЗ, Т34, Т36 — Т38; Т40, Т42 — Т65 (1885 - 1892).

86 - 103/98 - 113 т, (Т42 - Т65 123 - 132/152 - 153 т) 37,7-39,88х4,8- 4,92х1,15 - 1.2м (Т43 - Т65 44,2-44,3х5х1,41 - 1,49м). ПМ - 1, 1 ПК, 832-1100 л.с., 1230-1570 л.с. (S43-S65), 17-30 т нефти. Эк. 16 чел. 1—50 мм/40; 2х1 ТА 350 мм, минные рельсы.

Переоборудованы из миноносцев типа S11 и S42 в 1909—1913 гг. ТА, как правило, демонтировались. В годы войны служили как рейдовые тральщики и учебные корабли. В ходе боевых действий были потеряны: Т25 (после столкновения с Т72 6.11.1914 г. в Северном море); Т54 (на минах 6.10.1917 г. в Балтийском море); Т43 (на минах 7.10.1915 г. в Северном море); Т46 (16.8.1915 г. на минах в Балтийском море); Т47 (29.5.1915 г. на минах в Балтийском море); Т50 (28.9.1914 г. во время шторма в Балтийском море); Т51 (29.5.1915 г. на минах в Балтийском море); Т52 (8.8.1915 г. на минах в Балтийском море); Т56 (16.10.1917 г. на минах в Балтийском море); Т57 (5.4.1915 г. на минах в Балтийском море); Т58 (8.8.1915 г. на минах в Балтийском море); Т64 (23.10.1916 г. на минах в Балтийском море); Т65 (26.10.1917 г. на минах в Балтийском море). Уцелевшие корабли в 1920—1921 гг. сданы на слом.

Тральщики специальной постройки

Тральщики типа М1

М1—М26 (1915)

425/465 т, 55,1х7,3х2,0 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1400 л.с. = 16,3 уз., 100 т угля. Эк. 40 чел. 1 - 88 мм/30, 1 - 37 мм, 30 мин, тралы.

Первые германские тральщики специальной постройки. Обладали хорошей мореходностью и маневренностью. Могли действовать в прибрежных районах на глубинах от 3 до 30 м. М7 — М26 имели 450/476 т и более мощную энергетическую установку (1600 л.с.). Активно использовались в противоминных операциях и повседневной деятельности германского флота. В ходе боевых действиях в Северном море на минах были потеряны Мб (31.7.1918), М9 (18.6.1917), М11 (8,12.1917), М12 (27.7.1916), М14 (16.5.1917), М15 (30.3.1917), М16 (21.3.1917), М22 (14.10.1918), М23 (4.6.1917), М24 (16.3.1917), М26 (21.3.1917). Остальные корабли сдали на слом после войны.

Тральщики типа М27

M27-M44 (1916)

480/507 т, 58,41х7,3х2,25 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1800 л.с. = 16,5 уз., 115 т угля. Эк. 40 чел. 2—88 мм/30, 30 мин, тралы.

Дальнейшее развитие тральщиков типа М1. Увеличены мощность энергетической установки и автономность. Оба котла устанавливались в отдельных отсеках. В ходе боевых действий были потеряны: М27 (11.8.1916 в результате столкновения с торговым пароходом в Балтийском море); М31 (7.10.1917 на минах у Курляндского побережья). На минах в Северном море потеряны: М36 (23.3.1918), М39 (20.4.1918), М40 (23.3.1917), М41 (7.9.1918). После подписания перемирия М29, МЗО, М32, МЗЗ, М34, М35, М37, М38, М43, М44 продали на слом (по условиям Версальского мира). М28 оставался в составе германского флота до мая 1945 г. М42 был продан Северогерманскому Ллойду.

Тральщики типа М45

М45—М96 (1916-1918)

486 - 500/513 - 539 т, 58 - 59,3х7,33 - 7,4х2,15 - 2,31 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1850 л.с. = 16,3 уз., 115т угля. Эк. 40 чел. 2—88 мм/30, 30 мин, тралы.

Вторая серия тральщиков типа М27. В ходе боевых действий на минах в Северном море были потеряны: М47 (8.6.1917), М49 (7.5.1917), М56 (8.2.1917), М62 (9.8.1918), М63 (28.6.1917), М64 (20.4.1918), М83 (1.7.1918), М91 (10.3.1918), М92 (1.7.1918) и М95 (20.4.1918); М55 (19.11.1917 от артогня кораблей противника в Северном море), М68 (29.10.1917 на минах в Дюнамюнде). После подписания перемирия М48 был продан частной фирме, которая передала корабль Аргентине. Служил в качестве тральщика до середины 40-х годов. М59 продали Латвии; М60 - 1, М62, М66, М72, М81, М82, М84, М89 и М96 были оставлены в составе германского флота. М74, М79, М80 и М90 продали Аргентине, М77 переоборудовали в торговое судно. Остальные сдали на слом.

Тральщики типа М97

М97—М122, М125, М126, МТ29—М140, М144—М146 (1918)

525/576 т, 59,0х7,40х2,23 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1850 л.с. = 16,0 уз., 120 т угля. Эк. 40 чел. 2 — 105 мм/45, 30 мин, тралы.

Аналогичны тральщикам М71 — М96, но имели усиленное вооружение. Корабли, начиная с М121, не участвовали в боевых действиях. После заключения перемирия все недостроенные тральщики (за исключением имевших готовность свыше 95%) разобрали на металл. В составе германского флота остались: М98 - М100, М102, М104, М107 - М111, М113, М115, М117, М122, М126, М129, М130, М132-М13б; М138, М145, М146 и М157. Италия получила 4 корабля (М106, М112, М119, М120) по репарациям и еще 3 (М40, М121 и М144) купила. М97 был продан Югославии, М101 и М105 — Аргентине, М139 — Колумбии.

Тральщики типа FM1

FM1—FM36 (1918)

170/193 т, 43,0х6,0х1,68 м.ПМ-2, 1 ПК, 600 л.с. = 14 уз., 32 т угля. Эк. 35 чел. 1—88 мм/30, 1 пул., тралы.

Мелкосидящие плоскодонные тральщики, предназначенные для действий на реках и заливах (глубиной до 2,3 м). По современной классификации аналогичны базовым тральщикам, по немецкой — большие моторные катера. После подписания мирного договора остались в строю FM5, FM6, FM20 - FM22, FM25 - FM26 и FM36. FM2, FM27, FM28 и FM31 продали Польше, FM16 и FM23 — Албании, FM19 — Португалии и FM24 — Ирану. Из 2-й серии кораблей этого типа — FM37 — FM66 — ни один тральщик не вступил в строй. Часть их разобрали, часть продали Аргентине, Колумбии, Дании и Португалии. Там корабли достроили как тральщики или вспомогательные суда.

Катерные тральщики типа F1

F1—F76 (1915-1918)

18/20 т (F1-F39), 19/21 т (F40-F76), 16,5х4,0х1,05 (F1 - F39), 17,5х3,0х1,5 (F40 - F76). 2 БД 120 л.с. = 10 уз., 3 т бензина. Эк. 7 чел. 1 пул., на F40 1 - 37 мм. С 1916 г. на F5 и F6 1 ТА 450 мм либо 6 мин, тралы.

Проект 1915 г. Строились двумя сериями, различавшимися между собой размерами. Вторая серия (F40 — F76) имела несколько кораблей с двигателями мощностью 130 л.с. и скоростью хода 11 узлов. Предназначались для действий на внутренних рейдах военно-морских баз и закрытых акваториях. Также выполняли полицейские функции. В ходе боевых действий было потеряно 2 корабля: F9 (4.10.1918 г. в Северном море в результате внутреннего взрыва, предположительно двигателя) и F32 (29.3.1918 г. подорвался на мине в Северном море). F9 впоследствии подняли и восстановили. После войны F18, F19, F29, F30, F33, F35, F36, F40, F48, F56 и F57 проданы Бельгии, где несли полицейскую службу до 1927 г. Остальные, за исключением F5 и F6, погибших в 1920 г. (причина неизвестна), служили германской полиции до середины 30-х гг.

[на главную страницу]  [в раздел "библиотека"]


Украинския баннерная

конвектор электрический
Сайт управляется системой uCoz