В начале XX века флоты всех ведущих морских
держав стали срочно пополняться подводными лодками различных
типов и конструкций. Пускай это были еще весьма несовершенные
корабли, но все предчувствовали пугающую силу скрытных ударов
из-под воды. Положение Японии в этом пункте развернувшейся
гонки вооружений было явно незавидным - в стране отсутствовали
какие-либо конструкции подводных судов и не велись исследовательские
работы. Верные своим стратегическим замыслам, японцы предпочли
не "изобретать велосипед", а закупить доступные
зарубежные образцы, лицензии и на их основе развернуть производство
собственных субмарин.
Первые приобретения были сделаны в Америке.
Фирма Holland широко поставляла свои лодки в разные страны
мира, не было сделано исключения и для Японии - в 1905-1906гг.
в Страну восходящего солнца было продано 5 лодок. В следующем
году дополнительно заказаны еще две субмарины от Holland
чуть меньших размеров, собиравшиеся на верфях Kawasaki Juko
Co. в Кобе.
Рис.1
Подводная лодка №6.
Следующим японским поставщиком стала Англия
(а точнее - фирма Vickers), продавшая Японии две, три, одну,
а потом еще две лодки разных типов. Три последних строились
на военной верфи в Курэ и на Kawasaki в Кобе. В условиях
приближающейся войны в Европе рассчитывать на дальнейшие
поставки не приходилось. Ну а после Первой мировой Япония
из возможного потребителя образцов вооружения превратилась
для Англии в вероятного противника.
Рис.2
Подводная лодка № 13 после вступления в строй, 1912 г.
Рис.3
Первые подводные лодки Японии (1905-1920 гг.).
Очередные закупки подводных лодок были произведены
во Франции и Италии. На этот раз это были более крупные
и хорошо вооруженные корабли. Во многом они стали образцами
для подражания, но успехи подводников Италии и Франции в
Первой мировой войне выглядели весьма скромно. Иное дело
немецкие подводные лодки... Как сторонник Антанты, Япония
получила в свое распоряжение трофейные германские корабли.
26.11.18 Японии были передана U-125, 20.01.19 - U-43, 26.11.18
- U-55, 13.11.18 - UC-90, 22.11.18 - UC-99, 20.11.18 - UB-125,
13.11.18 - UB-143. В результате аварии U-43 затонула в Суонси
(Великобритания), остальные лодки добрались до японских
баз и тщательно изучались судостроителями вплоть до их списания
на слом в 1922-1928гг.
Рис.4
Германская UB-125 под японским флагом.
Если анализировать типаж подводных кораблей
Страны восходящего солнца, построенных после Первой мировой,
то первая шестерка лодок японской постройки представляли
собой лицензионную копию британских субмарин Vickers типа
L, собиравшихся на верфях Mitsubishi в Кобе, - первые две
лодки именовались типом L1, четыре следующие - L2. Французский
прототип Laubeuf во многом определил появлениев японском
флоте лодок 1 класса типа Kaidai. В официально принятой
в феврале 1923 года "Политике имперской обороны"
устанавливался следующий приоритет вероятных противников
Японии в будущей войне - США, Россия, Китай, Великобритания.
Очевидно просматривалась угроза Французскому Индокитаю.
В сложившихся условиях последние закупки подлодок были выполнены
не в этих странах, а в Италии. Японский флот пополнили копии
итальянских Fiat-Laurenti - лодка типа F1, а потом серия
из трех лодок F2.
Рис.5
Подводная лодка №10 (будущая На-3).
Рис.6
Подводная лодка Ro-51 летом 1931 г.
Практически все указанные подводные лодки
были неудачны, их исключили из состава флота в 1928-1932гг.
В 20-е годы японские кораблестроители сделали
свои, пока еще робкие, шаги в разработке подводных кораблей.
По кораблестроительным программам 1920-1922гг. были заложены
малые лодки по типу виккерсовских L3 и L4. Опыт получился
относительно удачным - лодки прослужили под флагом Восходящего
солнца более 20 лет. На них японские корабелы набирались
опыта в постройке собственных моделей субмарин, на них готовились
национальные кадры подводников, которым предстояло вступить
в борьбу с американским флотом в первые дни войны.
Рис.7
Подводные лодки типа Vickers L3.
Сами же лодки типов L3 и L4 к началу Второй
мировой были уже настолько изношены, что использовались
в основном в учебных подразделениях.
Рис.8
Подводная лодка №47 (будущая Ro-58) во время приемных испытаний,
октябрь 1922 г.
Рис.9
База ВМФ Йокосука 07.09.1945 г. Справа налево - три карликовые
ПЛ типа "Kairyu", Ro-58, I-369. На моле две моторные
лодки и кран.
Рис.10
Подводные лодки типа Kai-toku- chu (KT).
Получили развитие и более крупные типы подводных
лодок - Kaidai KD1 и Kaidai KD2. Это были японские наследники
"подводных крейсеров". Их роль в японском флоте
аналогична типам L3 и L4 - это лодки периода становления
японского подводного кораблестроения, на них японские инженеры
"постигали премудрости" проектирования подводных
кораблей. К началу войны эти модели также физически и морально
устарели. I-51 (единственная лодка типа KD1) была исключена
из состава флота за несколько месяцев до начала боевых действий,
а I-52 (единственная типа KD2) разоружена и переведена в
резерв 14.08.42...
Рис.11
Подводная лодка №44 (будущая I-51) после завершения
приемных испытаний, июнь 1926 г.
Рис.12
Подводная лодка I-52 летом 1937 г.
Рис.13
Японские подводные лодки, построенные в первые годы после
Первой мировой войны.
|