При заключении Вашингтонского договора 1922г.
японцы не смогли добиться желаемого соотношения военно-морских
флотов США и Японии (1:0.7), но они считали, что этот недостаток
можно компенсировать эффективной организацией базирования,
развитием подводных и легких сил. Одновременно с подписанием
договора приостановили на неопределенный срок строительство
всех линкоров и линейных крейсеров, а чтобы поддержать загрузку
верфей ускорили постройку боевых кораблей остальных классов.
В феврале-марте 1922г. был выдан заказ на 18 "легких"
единиц: 2 легких крейсера, 3 эсминца, 6 подводных лодок,
плавучую базу подводных лодок, 4 транспорта и два авианосца.
Таким образом, принятие Вашингтонского договора как бы подстегнуло
развитие подводных лодок собственных конструкций в Японии.
Подводный флот рассматривался как вспомогательный,
о чем в немалой степени свидетельствует его количественный
состав. Например, по программе 1927 года (период реализации
1927-1932 гг.) планировалось построить 4 крейсера, 15 эсминцев,
1 крейсерскую и 3 большие подлодки... Отношение к подводному
флоту изменилось в середине 30-х годов, но наверстать упущенное
время - создать обоснованную концепцию развития подводного
флота, выработать тактические приемы применения подлодок,
а главное - подготовить кадры, уже практически не оставалось
ни времени, ни средств. Единственное, что удалось - срочно
достроить заложенные субмарины, что позволило довести общее
число боевых единиц до 72, что выглядело вполне "прилично"
по сравнению с другими ведущими странами мира.
В период 18-20 ноября 1941 г. в Объединенном
флоте вице-адмиралом Симидзу было отобрано 27 подводных
лодок новейших типов. До нападения на Перл-Харбор они заняли
позиции у о.Оаху и оседлали линии коммуникаций американцев,
связывающие Гавайи с портами США на континенте. Кроме того,
5 сверхмалых подводных лодок у Гавайских островов были готовы
нанести удар по кораблям в базе. В Токио ожидали, что длительные
действия подводных лодок дадут не менее значительный результат,
чем массированный удар авиации. В действительности же, императорский
штаб поразили ничтожные итоги операций подводных лодок у
Гавай. Практическая проверка возможностей подводных сил
дала обескураживающий результат.
Этот провал не смогли компенсировать даже
весьма полезные действия японских субмарин в Сиамском заливе.
Операция на южном фланге первоначально выглядела не столь
эффектной как на востоке: просто до начала боевых действий
на Малаккском полуострове и на Филиппинах десять подводных
лодок 4-й эскадры под командованием контр-адмирала И.Иоситоми
были развернуты у полуострова Малакка против английской
сингапурской эскадры. (Очень хочется употребить выражение
"завеса подводных лодок", но нет - расстояния
между позициями японских субмарин были нарезаны таким образом,
что групповых действиях или взаимной поддержке речь идти
пока не могла).
8.12.41 в 17.35 британская эскадра Z из двух
линкоров и четырех эсминцев под командованием адмирала Филлипса
покинула Сингапур, намереваясь воспрепятствовать высадке
японских войск в южном Сиаме. 3 декабря после полудня лодка
I-65 обнаружила и опознала линейный корабль "Prince
of Wales" и линейный крейсер "Repulse" в
Южно-Китайском море в 300 милях севернее Сингапура, следовавшие
на север. Есть сведения, что командир подводной лодки I-65
капитан 3-го ранга Харада еще в 13:45 сообщил в штаб пеленг
и курс противника. Радиопередач было несколько, японская
сторона утверждает, что "дошла" радиограмма, переданная
в 15:15. Возможно этим японцы стараются объяснить, почему
потребовалось еще почти два часа, прежде чем над британскими
линкорами появились японские гидросамолеты с крейсеров.
Вскоре I-65 потеряла корабли противника в дождевом шквале.
С наступлением темноты и самолеты - разведчики потеряли
англичан. Теперь эскадра Z, повернув назад, полным ходом
возвращалась в Сингапур. Филлипс считал, что эффект внезапности
потерян и продолжать операцию нет смысла. Тут судьба сыграла
очередную злую шутку с японскими подводниками: если бы I-65
не сообщала о столь заманчивых целых, курс британцев должен
был бы пройти через позиции I-62 и I-64. А так I-56, I-62
и I-64 устремились на восток, оставив далеко позади эскадру
Z.
Рис.14
Подводные лодки типа Kaidai 5 (KD5).
Перед рассветом 10 декабря (в 3:40) британские
линкоры обнаружила и атаковала на пределе дальности I-56,
однако выпущенные торпеды в цель не попали. Не достигнув
успеха, подводники отправили радиограмму о местонахождении
противника. Это сообщение оказалось для англичан роковым:
в 6:00 девять разведчиков вылетели в указанный I-56 район,
а в 7:00 стартовало ударное соединение японской авиации.
В результате авиационного удара 2 крупных корабля противника
были потоплены.
Первого боевого успеха японские подводники
достигли утром 8 декабря 1941 г., когда лодка I-26 обстреляла
из орудия и потопила военный транспорт водоизмещением 3
тысячи тонн, открыв боевой счет японских подлодок в войне.
Однако общие успехи подводного флота в первые недели сражений
были много меньше ожидаемых.
Наиболее трудным театром для японских подводников
в начале войны был район Алеутских островов - даже в отсутствии
противодействия американцев природные факторы делали плавание
в этих водах крайне опасным. "Настроение у них [командиров
подлодок] было подавленное, так как все понимали, что в
условиях северных штормов лодки могут просто-напросто развалиться".
Тем не менее 14.07.42 г. японцам все же удалось добиться
успеха и на северном фланге - в этот день американский транспорт
"Arcata" был потоплен артиллерийским огнем японской
подводной лодки (53°41'с.ш., 157°45' з.д.), 30.07.42 г.
жертвой I-25 стала американская субмарина "Grunion",
а 31.08.42 лодка Ro-61 (лейтенант Такутоми) проникла в бухту
Назан и торпедировала плавучую базу гидроавиации "Casco"
(было повреждено машинное отделение, корабль выбросился
на берег, но позже был восстановлен, погибло 5 человек).
Рис.15
Подводные лодки типа Vickers L4.
Наряду с непосредственным участием в боевых
действиях в 1942г. японские лодки начали участвовать в трансокеанских
переходах в Европу для обмена стратегическими грузами с
Германией. Первый рейс прошел довольно успешно - I-30, пополнив
топливо и необходимые запасы с японских вспомогательных
крейсеров в районе Мадагаскара, направилась в Атлантику.
2.08.42 лодка пришла в Бискайский залив, где была встречена
немецким тральщиком и приведена в Лориан. Получив дефицитное
оборудование и чертежи, I-30 вышла в обратный путь. В октябре
лодка успешно прибыла в Сингапур, частично разгрузилась,
но при выходе из базы для следования в Японию она подорвалась
на английской мине и затонула. В последующем в качестве
блокадопрорывателей с различными заданиями направлялись
I-8, I-10, I-29 и I-34.
В 1942/1943гг. бюджетном году японское правительство
по-прежнему уделяло значительное внимание строительству
подводных лодок. Из 59 построенных боевых кораблей 22 были
подводные лодки (остальные - 6 авианосцев, линкор, 2 крейсера,
9 эсминцев и др.) Учитывая опыт боевых действий, в дальнейшем
японские стратеги постепенно смещали акцент в судостроительных
программах с линкоров и тяжелых крейсеров на строительстве
легких кораблей и подлодок.
Японское командование широко использовало
подводные лодки для боевых и разведывательных целей, но
ограничивало их применение для ударов по морским коммуникациям.
За пять месяцев (ноябрь 1942г. - март 1943г.) в Индийском
и Тихом океанах было потоплено всего 50 торговых судов западных
союзников и нейтральных стран общим водоизмещением 272408
брт, из них 42 - в Индийском океане.
Потери торгового флота союзников
в Индийском океане в 1942 - 1943 гг. в результате
действия японских подводных лодок
Номера лодок
|
Район действия
|
Кол-во судов
|
Период
|
I-59
|
Юго-западнее о.Суматра
|
2
|
Декабрь 1941 г. - январь 1942 г.
|
I-162, I-164
|
Мадрас, Кочин
|
несколько
|
Начало февраля 1942 г.
|
I-165, I-166
|
Юго-западнее о.Суматра и район Рангуна
|
несколько
|
Конец января 1942 г.
|
I-121, I-122, I-123, I-124
|
Севернее Австралии
|
1
|
-
|
I-4, I-6, I-7
|
Южнее о. Рождества
|
1
|
Конец февраля - начало марта 1942
г.
|
I-1, I-2, I-3
|
У западного побережья Австралии
|
3
|
Начало марта 1942 г.
|
I-165, I-166
|
У о. Цейлон
|
4
|
Февраль 1942 г.
|
I-159
|
Юго-западнее о. Суматра
|
1
|
Конец февраля - март 1942 г.
|
I-162, I-164
|
Мадрас, Кочин
|
несколько
|
Март 1942 г.
|
I-2, I-3, I-4, I-5, I-6, I-7
|
Архипелаг Чагос, Бомбей
|
около 7
|
-
|
I-10, I-16
|
Мозамбикский пролив
|
12
|
5 - 12 июня 1942 г.
|
I-18, I-20
|
Мозамбикский пролив
|
10
|
20 июня - середина июля 1942 г.
|
I-162, I-164, I-165
|
Побережье Индии, Бенгальский залив
|
7
|
Начало августа - середина ноября
1942 г.
|
I-29, I-27
|
Аравийское море - Восточное побережье
Африки
|
5
|
Начало августа - начало октября
1942 г.
|
I-165, I-166
|
Арафурское море
|
-
|
Начало августа 1942 г.
|
I-29, I-27
|
Аравийское море
|
1
|
Середина ноября - март 1943 г.
|
I-27
|
Аравийское море
|
4 + 1 канонерка
|
Апрель 1943 г.
|
I-29, I-37
|
Аравийское море
|
3
|
Июль - август 1943 г.
|
I-10
|
Архипелаг Чагос
|
1
|
Июль - август 1943 г.
|
I-10
|
Аравийское море
|
4
|
Август - октябрь 1943 г.
|
I-27
|
Андаманский пролив
|
2
|
Август - сентябрь 1943 г.
|
I-27
|
Аденский залив
|
2
|
Октябрь - декабрь 1943 г.
|
I-37
|
Мозамбикский пролив
|
1
|
Сентябрь - декабрь 1943 г.
|
I-162, I-165, I-166
|
Бенгальский завлив
|
1
|
Сентябрь - ноябрь1943 г.
|
В таблице приведены японские данные, почти
вдвое завышающие реальную результативность атак.
С ноября 1942 г. японский флот начал привлекать
свои подлодки для перевозки грузов, первые транспортные
рейсы были осуществлены в районе Соломоновых островов. С
марта 1943 г. снабжение гарнизонов захваченных островов
Алеутской гряды - Кыска и Атту, также осуществлялось только
подводными лодками. При этом не следует скептически относиться
к японским подводникам - пусть задачи по перевозке грузов
и войск и не являлись основной их задачей, но выполнялись
они самоотверженно. Вот только один пример того же 1943
года: вечером 25 ноября I-177 получила приказ выйти в море
для спасения экипажей и солдат, эвакуируемого гарнизона
о.Бука. Японские эсминцы перевозили их в Рабаул, но были
потоплены в бою с пятью американскими миноносцами. Командир
субмарины в точности выполнил приказ - вышел в район боя
и принял на борт более 200 человек. Несмотря на страшную
перегрузку, субмарине удалось доставить спасенных в базу
и даже погрузиться почти на два часа в воду во время уклонения
от атак американских самолетов. 26 ноября лодка вернулась
в Рабаул.
В мае 1943г. американцы начали освобождение
Алеутских островов, десантным силам противодействовали японские
лодки без поддержки авиации и надводных кораблей. Характерно,
что потери от навигационных аварий с обеих сторон в этой
операции были соизмеримы с боевыми.
Рис.16
Подводные лодки типов Kaidai 3A (KD3A) и Kaidai 3В (KD3B)/
С декабря 1943г. отмечено заметное увеличение
потерь Японии в подводных лодках. Возможно, вследствие этого
в первой половине 1944 г. японское командование почти не
привлекало их к действиям на коммуникациях в Тихом океане.
К этому периоду относится попытка реализации одной из интереснейших
идей японской военной мысли. Еще в 1943г. кому-то из морского
руководства пришла в голову мысль о возможности высадки
десанта с подводного корабля. Специальный отряд подводных
десантников готовился на острове Сайпан. В конце января
из Курэ пришел приказ: "Выйти из Рабаула, скрытно подойти
ночью к острову Моно (Соломоновы острова), произвести высадку
десанта и стремительным налетом уничтожить штаб противника,
склады боеприпасов и горючего, самолеты..." В начале
февраля отряд, погрузившись на подводную лодку (70 человек)
и моторное судно (30 человек), с традиционным ритуалом самурайских
проводов в бой, отправился с Сайпана в Рабаул.
Однако по иронии судьбы в Рабаул прибыл только
моторный сампан, невзрачный вид которого не вызвал интереса
у американских моряков, что же касается I-43, то она со
своими пассажирами в Рабаул не пришла. Вероятно, I-43 была
потоплена 15 февраля в 280 милях от острова Гуам американской
субмариной "Aspro". Итак, истории с успешной высадкой
десанта не получилось, но остался факт о готовности подлодки
к подводной транспортировке на палубе высадочного катера
и отряда десантников на борту. Дальнейшие потери подводного
флота ограничили возможности повторения подобных операций.
(Второй возможный десант в июне 1944г. теперь уже на остров
Сайпан 101-го особого отряда М.Ямабэ был отменен).
В составе японского флота на 01.06.44 числилась
62 лодки. Однако значительная их часть находилась в ремонте
или использовалась для доставки грузов блокированным гарнизонам
на островах юго-западной части Пасифики.
Летом 1944г. борьбу на коммуникациях США
вел 6-й флот (21 подводная лодка), базировавшийся на Марианские
острова и острова Трук. 13 июня командующий этим флотом
вице-адмирал С.Такаги принял решение развернуть лодки с
задачей атаковать американские авианосцы, участвовавшие
в обеспечении высадки десантов. 8 лодок действовали восточнее
и юго-восточнее Гуама, 12 - восточнее и западнее Сайпана.
Однако они не смогли добиться успеха, понесли большие потери
и в конце июля были отозваны в свои базы.
В июне-сентябре японским подводникам не удалось
потопить ни одного боевого корабля или судна союзников на
Тихоокеанском театре. За октябрь-декабрь они уничтожили
два эскортных миноносца, танкер и два торговых судна. Япония
же за семь месяцев 1944г. потеряла на этом театре 27 лодок,
одну - в Атлантике и одну - в Малаккском проливе.
В начале 1945г. все японские лодки 1-го класса,
наконец, были оснащены радиолокаторами. К этому же времени
относится начало применения человекоторпед. Тем не менее,
военно-морской флот Японии продолжал нести большие потери
и вынужден был уйти в морские базы метрополии. В феврале
1945г. японские подлодки эвакуировали часть командного состава
с северного побережья острова Лусон. Однако дальнейшие попытки
эвакуации из-за плохого обеспечения скрытности привели к
тяжелым потерям. В район эвакуации были направлены американские
субмарины. Одна из них - "Batfish" - обнаружила
и потопила 3 японские подводные лодки: 9 февраля - I-41
(есть и другая версия гибели), 10 февраля - Ro-112 и 12
февраля - Ro-113.
Большие надежды в обороне островов японское
командование возлагало на так называемое "специальное
оружие внезапного нападения" - сверхмалые лодки, человекоторпеды,
а также взрывающиеся катера ("Shinyo"), управляемые
смертниками. Были созданы специальные ударные части, велась
их усиленная подготовка к решающему сражению за метрополию.
Однако использование этих новых боевых средств не могло
повлиять на ход войны. Число подводных лодок, которые переоборудовали
в носители человекоторпед "Kaiten" было невелико,
а их результативность - низкой. В этом плане потопление
крейсера "Indianopolis", последняя победа японских
подводников, выглядит совершенно не логичной.
16 августа 1945 г. император Японии отдал
приказ: "Прекратить огонь!". Общие потери страны
(исключая сверхмалые лодки) составляют 130 субмарин. Таково
конспективное изложение хода боевых действий японского подводного
флота во Второй мировой войне.
Изменение численности корабельного
состава Японии (наличное число, + построенные, - потери)
Классы кораблей
|
на 01.01.1944
|
1944
|
на 01.01.1945
|
1945
|
на 09.08.1945
|
Авианосцы
|
13
|
+5 -12
|
6
|
-2(1)
|
3
|
Линкоры
|
9
|
-4
|
5
|
-4
|
1
|
Крейсеры
|
31
|
+1 -22
|
10
|
-7
|
3
|
Эсминцы
|
78
|
+24 -58
|
44
|
+17 -17
|
44
|
Подводные лодки
|
72
|
+38 -53
|
57
|
+26 -27
|
56
|
Итого
|
203
|
+68 -149
|
122
|
+43 -57
|
107
|
|