Главной задачей, решавшейся подводными лодками
Японии во Второй мировой войне, была помощь надводному флоту
в уничтожении надводных кораблей противника (в первую очередь
линкоров и авианосцев). Кроме того лодки перевозили сверхмалые
субмарины к базам противника, вели обстрел береговых объектов,
доставляли снабжение своим войскам на захваченные острова
и бензин в Японию, вели разведку, обеспечивали действия
бомбардировочной авиации, выполняя роль радиомаяков, спасали
летчиков со сбитых над морем самолетов. Нарушению океанских
коммуникаций Англии и США и борьбе с их подводными лодками
внимания уделялось явно недостаточно. Например, на потопление
одного транспорта противника командирам японских подлодок
разрешалось расходовать не более одной торпеды.
Перед Второй мировой войной у Японии было
11 типов подводных лодок. В ходе войны было построено 129
лодок еще 15 типов. Большое число модификаций и многочисленные
переоборудования в ходе боевых действии, превращавшие подводные
лодки в танкеры, транспорты, носители высадочных средств
и т.д., явно свидетельствуют об отсутствии продуманной системы
использования подводного флота.
Подводные лодки Японии делились на четыре
категории - подводные лодки 1-го класса (Itto Sensuikan),
подлодки 2-го класса (Nito Sensuikan), подводные минные
заградители и карликовые подводные лодки. В годы войны к
ним добавилось еще несколько классов - малые быстроходные
лодки (Sensuikan Taka Sho), транспортные подводные лодки
(Sensuikan Но), подводные лодки специального назначения
(Sensuikan Toku) и др.
Подводные лодки 1-го класса дополнительно
делились на океанские и морские лодки. Грань различия между
лодками 1-го и 2-го классов была проведена на рубеже 1000т
надводного водоизмещения: большее водоизмещение - 1-й класс,
меньшее - 2-й. С 1924 г. было введено буквенно-числовое
обозначение подводных лодок, в котором буква "I"
отводилась для лодок первого класса, "Ro" - для
второго класса, "На" - для прибрежных подводных
лодок.
Местоположение кораблестроительных
верфей Японии, на которых строились подводные лодки
Название верфи
|
Типы строившихся подводных лодок
|
Казенная верфь в Куре
|
KD1, KD2, KD3A, KD3B, KD4, KD5,
KD6A, K5, J3, A1, B1, KS, KD7, B2, C3, D1, SH, STo,
ST, карликовые лодки А
|
Mitsubishi в Кобе
|
L3, L4, KD4, KD5, KD6A, K5, KD6B,
C1, B1, K6, D1, SS, STS
|
Kawasaki в Кобе
|
KT, J1, KRS, J1M, KD6A, J2, J3,
C1, A1, B1, KS, AM, STo, STS
|
Казенная верфь в Сасебо
|
KD3A, KD3B, KD5, KD6A, KD6B, C1,
B1, K6, B2, C2, STo, STS
|
Казенная верфь в Йокосуке
|
KD3B, B1, B2, B3, D1, D2
|
Верфь в Тамано
|
K6
|
Kawasaki в Танагава
|
SS, STS
|
Верфь в Кудаматсу
|
Yu1
|
Kasado Iron Works
|
Yu1
|
Ourasaki Kure
|
карликовые лодки A, B и C
|
Помимо перечисленных подводным кораблестроением
занималась Chosen Machine в Джинсене (Корея). Карликовые
лодки типа D и улучшенного типа D строились множеством верфей,
в том числе и неспециализированных.
|