|
Идея использования гидросамолета с борта
подводной лодки широко обсуждалась в военных кругах в середине
20-х годов. Можно сказать, что ни одна ведущая мировая держава
не удержалась от того, чтобы ни попробовать оснастить свои
подводные крейсеры гидросамолетам: в качестве примера можно
привести американский "Argonaut" (1927), итальянские
лодки типа типа "Balilla" (1927) или "Ettore
Fieramosca" (1928), французский "Surcouf"
(1929) и многие другие. Даже весьма еще далекий от выхода
на океанские просторы флот Советского Союза испытал на своих
подлодках сборной самолет СПЛ-1, аналогичную по назначению
машину Arado-231 безуспешно испытывали в германском флоте...
Но наибольший размах оснащение лодок гидросамолетами, безусловно,
приобрело в японском подводном флоте.
Первой японской лодкой, получившей штатный
гидросамолет, стала субмарина 1-го класса Junsen 1M I-5,
построенная 19.06.1931 г. Самолет находился в толстостенном
ангаре цилиндрической формы, расположенном впереди рубки.
В ангар имелся доступ изнутри лодки. Пневматическая катапульта
"type N 1 mod 2" испытывалась в мае 1933г. (до
мая 33-го авианесущая лодка не имела катапульты). Принятый
образец катапульты установили на I-5. Дальнейшие модификации
катапульт "type N 1 mod 3" разместили на I-6,
"type N 1 mod 3m" - на I-7. Идея использования
самолета понравилась и прижалась во флоте, улучшались тактико-технические
данные используемых гидропланов.
В предвоенные годы в подводном флоте Японии
использовался биплан Watanabe E9W1 type 96 ("Slim").
Этот самолет, разработанный в 1936 г., имел один 300-сильный
двигатель Hitachi GK-2 "Tempu" и мог вести разведку
в течение 4.9 часа с экипажем из двух человек. Размеры аэроплана
диктовались условиями его размещения в ангаре - размах складывающихся
крыльев 10.0 м, длина 7.6 м, площадь несущих поверхностей
23.5 кв.м. Конструкция планера была выполнена в основном
из дерева с полотняной обшивкой, что обеспечивало сухую
массу машины в пределах 880 кг (максимальный взлетный вес
- 1250 кг). Летные характеристики были весьма средними,
но превышающими аналогичные параметры гидросамолетов подводных
лодок других стран: максимальная скорость 233 км/ч, потолок
6740 м, подъем на 3000м требовал 9.7 минут. Самолет был
вооружен пулеметом винтовочного калибра.
Рис.19
Гидросамолет Watanabe E9W1 type 96 ("Slim").
К началу Второй мировой войны "Slim"
уже морально устарел. Изменились и условия использования
самолетов: новые субмарины I-7 и I-8 (тип Junsen 3, 1934-1938гг.)
могли нести самолет массой до 2000кг и оснащались бортовыми
катапультами. За разработку нового гидроплана взялся морской
арсенал в Йокосука ("1-й арсенал"). Его облет
был совершен в начале 1940г., а серийный выпуск модели Yokosuka
E14Y1 "type 0" ("Glen") начат со второй
половины 1941г. и продолжался до конца сентября 1942г. фирмой
Watanabe Tekkosho К.К. Всего было произведено 126 гидросамолетов
этого типа - один на арсенале в Йокосука, остальные - Watanabe.
Рис.20 Подводные лодки типа Junsen 3 (J3).
Рис.21
Подводная лодка I-8 (?).
Новый самолет подводной лодки приводился
в движение звездообразным двигателем Hitachi Tempu 12 -
250 kW (340 л.с.), размах крыльев моноплана составлял теперь
11.0 м, длина 8.54 м, высота 3.8 м, площадь несущей поверхности
19.0 кв.м. Поплавки и крыло были съемными. По результатам
испытаний конструкторам пришлось увеличить вертикальный
киль, теперь он стал не помещаться в ангар и его сделали
складным. Использование стартовой катапульты позволило конструкторам
заложить сухую массу машины равную 1119 кг, взлетную - 1450
кг (максимальная взлетная масса 1600 кг). Гидросамолет при
более мощном двигателе на уровне моря развивал скорость
до 246 км/ч, на высоте 1000 м крейсерская скорость составляла
167 км/ч. Подъем на 3000 м требовал не менее 10.2 минуты.
Потолок снизился до 5420 м. Максимальная дальность полета
в нагруженном варианте не превышала 500 км (в облегченном
- 880 км). Зато теперь помимо 7.7 мм пулемета "тип
92" гидросамолет мог нести 60 кг бомб (или 2х76 кг
при снятом пулемете и без второго члена экипажа). В 1939г.
японцы разработали более мощную катапульту "type 1
mod 4", которую установили на подлодках крейсерского
типа В1, а также на I-8 и I-9.
Рис.22
Гидросамолет Yokosuka E14Y1 type 0 ("Glen").
Можно иронизировать по поводу низких летно-технических
характеристик бортового гидросамолета. Но не следует забывать,
что именно эти машины нанесли единственный бомбовый удар
по территории США, по Мельбурну, по Тасмании, по Новой Зеландии.
С другой стороны - стоило ли столько сил тратить на разработки,
во всем мире признанными бесперспективными?
Увлечение гидроавиацией привело в 1944 г.
к появлению в японском флоте совершенно уникальных кораблей.
В то время как германский флот посылал в Атлантику подводные
танкеры и торпедовозы для продления срока нахождения в море
своих субмарин, японцы придумали выпустить специальный тип
лодок (Sen-ho - тип SH) для дозаправки топливом и авиационными
торпедами поплавковых самолетов и летающих лодок. Судить
об успешности их действий сложно: запланированная I-353
не была заложена, I-352 потоплена американской авиацией
в Курэ 22.06.45 в 90%-й готовности. Достоверных сведений
о дальних рейдах гидроавиации с помощью единственной принятой
в строй I-351 также нет. Сама I-351 погибла 14.07.45.
Рис.23
Подводные лодки типа Sen-ho (SH).
|