Вооружение подводных кораблей минным оружием
доказало свою высокую эффективность в годы Первой мировой
войны. Особенно успешно ставили мины немецкие субмарины
и русская лодка "Краб".
В японском флоте опытные минные постановки
выполнялись с малых подводных лодок, строившихся по проекту
британских Vickers L. После них было принято решение о закладке
специализированных подводных минзагов. По планам судостроительной
программы 1919 г. японцы построили на верфях Kawasaki Juko
Co в Кобе 4 подводных заградителя типа Kirai-sen (KRS) -
I-21 - I-24. Оригинальными назвать их было нельзя, поскольку
они до деталей повторяли подводный заградитель О-1 (бывшая
германская U-125), доставшийся Японии в счет репараций.
И надо признать, что японские кальки лодок сильно уступали
германскому оригиналу. Вот как характеризует их в своей
книге японский офицер-подводник М.Хасимото:
"Своеобразность конструкции этих лодок
очень затрудняла управление ими. Надводный ход их был мал,
они плохо управлялись в подводном положении из-за малых
размеров горизонтальных и вертикальных рулей. Небольшое
изменение веса в носу или в корме вызывало дифферент лодки.
При малейшем уменьшении веса лодка стремилась всплыть, а
при малейшей перегрузке - погружаться. Из-за этих отрицательных
качеств лодка заслужила среди подводников недобрую славу.
Рис.24
Подводный заградитель О-1 (бывшпая германская U-125).
В 1940 г. я служил в качестве офицера-минера
на одной из таких лодок. Сбросив мины, необходимо было сразу
же принять в заместительную цистерну лодки воду в количестве,
компенсирующем вес мины, в противном случае корма лодки
могла выскочить на поверхность. Если принималось воды немного
больше положенного, то лодка погружалась. Перемещать одну
за другой 48 мин на корму лодки, принимая одновременно воду
в носовые цистерны с тем, чтобы удифферентовать лодку, было
поистине опасной работой. В результате неправильных действий
личного состава имели место несчастные случаи, в том числе
с человеческими жертвами, вызванные внезапными перемещениями
мин из-за плохой дифферентовки..."
В 1940 г. японцы предприняли шаги по упорядочению
нумерации своих субмарин. Оставшимся в строю лодкам типов
KD и KRS дописали сотню к номеру. Например, первая лодка
серии I-21 стала теперь I-121. Аналогично изменилась нумерация
и остальных лодок этих (I-122, I-123, I-124). В том же году
на верхней палубе лодок типа KRS смонтировали цистерны для
авиационного бензина, превратив минные заградители в подводные
базы обеспечения гидроавиации. Эта модернизация отрицательно
сказалась на и без того не блестящей подводной управляемости
минзагов.
Рис.25
Подводные лодки типа Kairai-sen (KRS).
В развернувшихся сражениях Второй мировой
войны этой серии лодок ставить мины почти не пришлось -
известно всего несколько эпизодов с использованием подводных
минных заградителей.
Сосредоточенное перед началом войны на о.Хайнань
соединение подводных минных заградителей вышло из базы 1
декабря 1941 г. 8 декабря лодки I-123 и I-124 скрытно поставили
40 мин у Манилы и у западного входа в пролив Балабак. После
выполнения задачи субмарина I-124 подобрала в море экипажи
самолетов, потерпевших аварию во время воздушных на Манилу,
а также сообщила метеосводку. 10 декабря подводные заградители
I-121 и I-122 ставили мины в Сингапурском проливе и потопили
торговое судно. Позже I-123 ставила мины у северного входа
в пролив Сурабая, а подводная лодка I-121 вторично пришла
в Манильскую бухту, но, будучи обнаружена дозорами противника,
поставить мины не смогла...
После неудачной серии KRS в Японии подводных
минных заградителей не строили, но зато обычные подлодки,
подготовленные специально присланными немецкими специалистами,
могли ставить мины через торпедные аппараты. В каждом аппарате
помещалось по 2-3 мины. Именно так 1944 г. подводная лодка
I-6 произвела в районе порта Брисбен успешную постановку
магнитных мин.
Что же касается специальных заградителей
KRS, то 15 августа 1943 г. лодки I-121 и I-122 были выведены
из боевого со-става флота и переведены в учебную 33-ю эскадру
в Курэ. I-123 и I-124 погибли в 1942 г. Статус учебной лодки
не спас I-122 - 10.06.45 она была потоплена американской
субмариной "Skate". Общий счет серии KRS за годы
войны невелик - всего I-121 и I-124 сумели потопить 5 судов
противника общим водоизмещением 20009 тонн.
|