Первые транспортные лодки (тип D1) создавались
в соответствии с дополненной кораблестроительной программой
1942 года для снабжения отрезанных островных гарнизонов.
Необходимость таких кораблей объективно вытекала из событий
1942 года, когда немалое число японских эсминцев было потоплено
или повреждено при снабжении гарнизонов Соломоновых и Филиппинских
островов. Особенности региона и опыт проведения транспортных
рейсов надводными кораблями определили радиус действия,
заложенный в техническое задание. Забегая вперед, надо сказать,
что идея подводного снабжения сберегла эскадренные миноносцы,
но зато были потоплены почти все транспортные подлодки типа
D1.
Идея создания невооруженных подводных кораблей
в 1942 году выглядела слишком революционной, потому на первой
лодке в носовой части установили пару 21" (510мм) торпедных
труб, но потом, в процессе испытаний, торпедные аппараты
сняли. Остальная серия строилась без торпедных аппаратов.
Подход к тропическим островам требовал форсирования полосы
коралловых рифов, потому финальный отрезок пути грузы должны
были преодолевать на двух специально разработанных транспортных
катерах. Эти катера, выполненные с использованием технологии
торпед, позволяли субмарине погружаться на глубину 60 м,
при этом находившийся на верхней палубе катер не получал
повреждений. Внутри субмарины располагалось еще две надувные
резиновые лодки и 60 тонн груза. В критической ситуации
предусматривалась возможность закрепления еще 20 тонн груза
на палубе вне корпуса.
Лодки, хоть и были первыми в своем роде,
но получились относительно неплохими. Прежде всего конструкторам
удалось получить значительный радиус действия - около 15000
миль на поверхности при скорости 10 узлов и 120 миль под
водой на скорости 3 узла. Автономность лодок достигала 60
дней. Среди однотипных лодок серии I-372 имела незначительные
усовершенствования.
Появление во флоте транспортных субмарин
было вполне объяснимым и своевременным, но стратегическая
обстановка, сложившаяся к лету 1944 года принципиально изменилась.
С одной стороны, потребность в транспортных рейсах для окруженных
гарнизонов увеличивалась с каждым днем, но с другой - в
японском флоте катастрофически не доставало боевых торпедных
лодок. В этих условиях было принято решение о переоборудовании
субмарин типа D1 в носители человекоторпед. После снятия
палубного орудия на лодках D1 устанавливалось до 5 "Kaiten".
Подобное переоборудование принесло мало толку - боевые выходы
новоявленных крейсерских лодок I-361, -363, 366-370 и -372
привели лишь к одному подтвержденному успеху: человекоторпеда
I-367 повредила эскортный миноносец.
Всего было построено 12 лодок этого типа
I- 361-372, еще 92 единицы, запланированные по программе
1944-1945 гг. так и не были заложены. Войну пережили 4 лодки
- I-363, -364, -366 и -367. По решению союзников, они должны
были быть затоплены у острова Гото, но в полной мере реализовать
этот план не удалось: при переходе морем I-363 подорвалась
на мине и затонула.
Рис.29
Подводные лодки типа "транспортная D1"(D1).
Рис.30
Подводная лодка I-369 после передачи американским оккупационным
властям, август 1945 г.
Еще не завершив ввод в строй первых транспортных
субмарин, японцы поспешили создать их дальнейшее развитие
- тип D2. Корабли этого типа создавались как транспортные
лодки по программе 1943-1944 гг. Они были дальнейшим развитием
типа D1, но при примерно тех же размерах конструкторам удалось
увеличить водоизмещение субмарин почти на 200 тонн, а грузоподъемность
на 180 тонн (теперь она составляла 260 тонн против 82 у
предшествующих D1). Из 260 тонн грузов 150 составляли нефтепродукты
в дополнительных цистернах. Первоначально считалось, что
вооружение на транспортных лодках излишне, однако для защиты
корабля на поверхности лодки все таки вооружили 140 мм и
спаренным зенитным автоматом 25 мм. Несмотря на то, что
лодки служили как бы развитием типа D1, в конструкцию было
заложено несколько совершенно неудачных идей. Например,
субмарины комплектовались только одним выгрузочным катером,
что при увеличении веса груза вело к необходимости длительного
нахождения на поверхности. Непонятно почему, но автономность
лодок уменьшили вдвое - до 30 суток, это в условиях, когда
окруженные острова находились все дальше и дальше от баз
снабжения...
Судить об удачности или неудачности этого
типа лодок можно только теоретически. Единственная готовая
лодка I-373 так и не пошла в транспортный рейс, а сразу
стала переоборудоваться в носитель человекоторпед "Kaiten".
Потом она попала в ремонт, так как была повреждена в июне
и июле 1945-го во время авиационных рейдов американцев на
японские базы. А 14.08.45 1-373 была потоплена. Вторая лодка
серии - I-374 была заложена 24.10.44 и к марту 1945 г. ее
готовность составляла около 40%, от ее достройки отказались
и лодку разобрали на стапеле. Постройка еще четырех единиц
- 1-375-378, была прекращена на ранних стадиях в 1945г.
По программе 1943-44 гг. планировалась постройка
еще 140 подлодок данного типа, которые так и не были заложены.
Впрочем, вся эта программа скорее отражает не возможности
японского кораблестроения, а желания флота, причем в полном
отрыве от реальности.
|