Подводная скорость лодок 30-х годов не соответствовала
задачам борьбы с боевыми кораблями противника. Потому конструкторы
многих стран задумывались над тем, как увеличить ход вновь
создаваемых кораблей. Задача эта была вполне разрешима на
уровне развития техники тех лет. Однако все познается в
сравнении.
В декабре 1937г. на государственной военной верфи в Курэ
была заложена под шифром No 71 опытная сверхэнерговооруженная
скоростная дизель-электрическая подводная лодка водоизмещением
280т, с проектной скоростью 18/25 уз и дальностью
плавания 3830(12.5) / 33(7) миль, вооруженная тремя
торпедными аппаратами. Корабль был спущен на воду
в 1938г. На испытаниях лодка развила скорость 13.2/21.3
уз, но работы по ее доводке продолжались вплоть до
1940 г.
 Рис.31
Экспериментальная лодка №71.
В 1943г. практически одновременно с завершением
проектирования немецких лодок XXI и XXIII серий, в Японии
были закончены проекты скоростных субмарин Sen-tata-sho
(STS). Аббревиатура в названии лодки расшифровывалась довольно
просто - Sensuikan Tako Sho - малые быстроходные подлодки.
В рамках проекта создавалось два варианта субмарин - прибрежный
тип На-201 и океанский I-201 (тип Sen-Taka - ST). Оба типа
оснащались мощными аккумуляторными батареями, радиолокатором
type 22 и шнорхелем. Однако, если хорошие тактико-технические
элементы немецкой XXI серии являлись результатом комплексного
проектирования, при котором одновременно с увеличением энерговооруженности
существенно улучшались гидродинамические качества лодки,
ее обитаемость и вооружение, то японские конструкторы задачу
решали только за счет оснащения лодки очень мощными электроэнергетическими
установками. Скорость подводного хода была получена действительно
большая, но при посредственных остальных тактико-технических
данных, что видно из сравнения характеристик немецкой XXI
серии и японского типа I-201.
Рис.32
Подводные лодки типа Sen-tat-sho (STS).
Очевидно, что даже если бы удалось построить
достаточное количество лодок ST, их радиус действия, глубина
погружения и малая автономность не позволили бы нанести серьезный
урон кораблям американского флота. В соответствии с военной
кораблестроительной программой 1943/44 гг. заказ на лодки
этих типов заводам Kawasaki и Mitsubishi в Сасэбо, Кобэ
и Симоносеки составил 42 единицы STS: Сасебо - На- 201-203,
205, 207, 208, 209, 215-219, 228-232; Кобэ - На-206; Симоносеки
- На-204; Kawasaki (в Кобэ) - На-221; Kawasaki (в Танагава)
- На- 211-212, 220, 222-223, 233, 235 Mitsubishi (в Кобэ)
- На- 213-214, 224-227, 237-238.
Рис.33
Океанская лодка I-202 (?) типа Sen-Taka.
Рис.34
Подводные лодки типа ST.
Фактически до конца войны удалось построить
лишь десять штук - На-201 - На-205, На-207 - На-210 и На-216.
Субмарина На-215, несмотря на высокую степень готовности
в состав флота еще принята не была. Что касается более крупных
лодок, то по программе 1943-44 гг. планировалась закладка
15 лодок ST - I- 209-223, еще 76 единиц предполагалось построить
в 1944-1945 годах, но они пока даже не были пронумерованы.
Реально были построены только четыре - I-201 - I-203. Еще
одна, I-204, в 90-процентной готовности были уничтожена
во время налета американской авиации на Курэ. Поздний ввод
лодок в строй не позволил оценить боевую ценность - они
успели совершить всего несколько патрульных выходов и не
добились никаких результатов.
Рис.35 Подводные лодки На-203 и На-204.
Рис.36 Недостроенная подводная лодка I-207.
Рис.37 Недостроенная подводная лодка На-230 в Сасебо,
19.10.1945г. За ней авианосец "Дзуньо". За "Дзуньо"
видна кормовая часть авианосца "Ибуки". Справа от
"Ибуки" виден авианосец "Касаги".
Сравнительные данные лучших подводных
лодок Германии и Японии
|
XXI серия
|
Н-201
|
Водоизмещение, т
|
1219/1628
|
1291/1450
|
Мощность двигателей, л.с.
|
4000/5000
|
2750/5000
|
Скорость, уз.
|
15,5/17
|
15,8/19
|
Дальность, мили
|
15500(10)/365(5)
|
580(14)/135(8)
|
Рабочая глубина, м
|
170
|
110
|
Автономность, сутки
|
70
|
20
|
Вооружение:
|
|
|
число торпедных аппартов
|
6
|
4
|
число артиллер. автоматов
|
4-20 мм
|
2-20 мм
|
Рис.38
Скоростные лодки после капитуляции Японии, слева направо
На-203, На-204, I-203 и На-106.
|