Первый опыт применения карликовых подводных
лодок привел к определенным результатам, хотя и не подтвердил
их ожидавшуюся высокую боевую эффективность. Технические
характеристики нового оружия были явно неудовлетворительными.
Из-за недостаточного радиуса действия лодок
типа "А" уже в ходе Второй мировой войны в Японии
были созданы новые сверхмалые подводные лодки типов "Otsugawa"
и "Koryu". Проектирование новых субмарин началось
осенью 1942 г., а в январе (по др. данным - в феврале) 1943
г. первая лодка На-45 тип "В" была спущена на
воду на верфи Уразаки. На ней установили дизель-генератор
мощностью 25 кВт, позволявший произвести полную зарядку
аккумуляторных батарей менее чем за 18 часов. Это значительно
повышало мобильность лодок при охране небольших островов,
не имевших зарядных станций. Экипаж увеличили до трех человек.
После незначительных изменений конструкции
по результатам испытаний, эти корабли стали именоваться
лодками типа "В/С". Всего в 1942-1944 гг. их было
построено 16: одна типа "В" и 15 усовершенствованных
типа "В/С" - На-62 - На-76.
По результатам испытаний подводной лодки
типа "В" было принято решение о строительстве
сверхмалых подлодок типа "D" ("Koryu").
Их проектирование началось в декабре 1943 г., закладка -
в июне 1944 г., а в январе 1945 г. первая лодка "D"
была спущена на воду. По американским данным, всего было
построено 115 или 116 лодок этого типа, еще около 495 единиц
находились в стадии достройки. Одновременно с лодками типа
D "Koryu" в Японии строились подводные лодки втрое
меньшего водоизмещения. Подготовка к отражению высадки американских
войск на японские острова в условиях полного господства
противника на море и в воздухе потребовала создания массовых
простых подводных лодок, какими и стала сверхмалая лодка
"Kairyu" ("улучшенный тип D"), спроектированная
инженером Горо Сато. Внешним видом они напоминали торпеду
с небольшой рубкой и бортовыми стабилизаторами.
Рис.45
Карликовая подводная лодка типа D "Koryu".
Рис.46
Карликовая подводная лодка типа "улучшенный тип D"
"Kairyu".
При использовании "Kairyu" против
транспортов и десантных судов скорость 10 узлов с торпедами
выглядела вполне достаточной, но для атаки кораблей основных
классов при размещении в носовом отсеке взрывчатки субмарина
сама превращалась в торпеду. Всего к концу войны было построено
около 250 "Kairyu" из запланированных 760, еще
две сотни находились в постройке. Лодка этого типа стала
переходной от карликовой подводной лодки к человекоторпеде
"Kaiten".
Рис.47
Карликовые подводные лодки типа "Kairyu" в Йокосуке.
Рис.48
Недостроенная карликовая лодка типа "Kairyu" в
Йокосуке, август 1945 г.
Строительство сверхмалых лодок типа
D на различных верфях
Верфи
|
тип D Koryu
|
улучшенный тип D Kairyu
|
построено
|
в постройке
|
построено
|
в постройке
|
Военно-морская верфь Йокосука
|
6
|
50
|
207
|
30
|
Военно-морская верфь Майдзуру
|
14
|
50
|
-
|
-
|
Военно-морская ремонтная школа
|
около 60
|
около 100
|
8(?) или 8(?)
|
Mitsubishi, Йокогама
|
-
|
32
|
-
|
35
|
Mitsubishi, Кобе
|
-
|
17
|
-
|
-
|
Mitsubishi, Нагасаки
|
3
|
69(?)
|
-
|
-
|
Fujinagata Co.
|
-
|
-
|
-
|
10
|
Harima SB Co.
|
-
|
39(?)
|
-
|
-
|
Hayashikane Co, Симоносеки
|
-
|
-
|
-
|
10
|
Hockodate Docks
|
-
|
-
|
-
|
41
|
Hitachi, Сакурадзима
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Kasado Iron Works (Hitachi)
|
-
|
-
|
5-6(7)
|
2
|
Kawasaki Co, Кобе
|
-
|
47
|
-
|
-
|
Niigata Iron Worcks
|
-
|
12
|
-
|
-
|
Osaka SB Co
|
-
|
-
|
-
|
10
|
Hitachi, Инносима
|
-
|
-
|
-
|
5
|
Hitachi, Мукандзима
|
2
|
30
|
-
|
-
|
Tamano
|
30
|
50
|
-
|
-
|
Uraga Docks Co
|
-
|
-
|
-
|
50
|
Uranosaki
|
-
|
-
|
-
|
10
|
Итого
|
115
|
496
|
212
|
207
|
Японцы считали человекоторпеды высокоэффективным
оружием и прилагали значительные усилия для их создания.
Уже к моменту нападения на Перл-Харбор вблизи военно-морской
базы на о.Курэ, известной как "База II", были
проведены испытания нескольких торпед. Однако эксперименты
затянулись. Во время испытаний погибло 16 человек. (В первый
же день испытаний в бухте Токуяма утонул один из добровольцев
и поборников этого оружия. Торпеда, на которой он находился,
зарылась в иле, и ее не смогли поднять). Проект первой,
реально принятой на вооружение, человекоторпеды разработали
в Японии в январе 1943 г. Его авторы - лейтенант Х.Куроки,
мичманы С.Насина и Х.Суцукава взяли за основу хорошо зарекомендовавшую
себя кислородную торпеду type 93. Проект принят не был.
Но позже главный морской штаб одобрил его, предложив дооснастить
торпеду средствами для спасения водителя. Конструкторами
было предусмотрено, что после вывода лодки-торпеды на курс
водитель фиксировал рули управления и покидал ее через специальный
люк в нижней части кабины примерно в 45 м от цели. Впоследствии
от подобного использования "Kaiten" руководство
флота Японии отказалось, превратив водителя в смертника.
В феврале 1944 г. опытный экземпляр новой торпеды был доставлен
в штаб ВМС, и вскоре торпеды запустили в производство. Существует
два толкования слова "Kaiten" - "путь в небо"
и "мистическая сила, способная изменить ход войны".
Встречающийся в литературе перевод "потрясатели неба"
неточен. (К слову, в некоторых источниках торпеда именуется
"Kaitens"). Торпеды изготавливались на судоремонтном
заводе в Курэ, их реальные данные несколько отличались от
проектных. По оценкам, было выпущено около 750 человекоторпед
"Kaiten-1". Перевозка "Kaiten" осуществлялась
на открытой палубе больших подводных лодок или на крейсере
"Kitakami", специально переоборудованном в носитель
восьми человекоторпед. Так же для операций с "Kaiten"
были переоборудованы два эсминца "Minekaze", оснащенных
на корме наклонными сходнями...
Торпеды постепенно совершенствовались: летом
1944 г. в Японии подготовили к производству новые типы -
"Kaiten 2", "-3" и "-4". На
них устанавливался боевой заряд, почти в три раза превосходивший
заряд "Kaiten-1". В качестве двигателя использовалась
турбина, работающая на перекиси водорода. Это был результат
общения с немецкими специалистами, прибывавшими на лодках-блокадопрорывателях,
при производстве двигателя этого типа японцы встретились
с большими трудностями, потому при капитуляции Империи было
обнаружено значительное количество уже построенных корпусов
"Kaiten-4", простаивавших без моторов.
Рис.49
Человекоторпеда типа "Kaiten 2"
Не удалось довести так же и вариант торпеды
с двигателем на жидком кислороде. Носовую часть корпуса
этой модели занимал заряд взрывчатого вещества, в корму
от которого устанавливались баллон со сжатым кислородом
и цистерна топлива. Посередине корпуса торпеды размещались
центральный пост, где находился водитель, необходимые приборы
управления и контроля, а также небольшая по объему уравнительная
цистерна. Основным средством наблюдения оставался перископ,
окуляр которого размещался на уровне глаз водителя.
Тактико-технические данные японских
человекоторпед
Тип
|
Водозмещение, т
|
Размеры, м
|
Скорость (подв.), узлы
|
Дальность в милях под водой (при
скорости, уз)
|
Вооружение: заряд, кг
|
Экипаж
|
Kaiten 1
|
8.3
|
14.75х1.0
|
30
|
23(20) - 45(12)
|
500
|
1
|
Kaiten 2
|
18.3
|
16.5х1.37
|
40
|
50(30) - 83(20)
|
1550
|
2
|
Kaiten 3
|
18.3
|
16.5х1.37
|
30
|
-
|
1500
|
1
|
Kaiten 4
|
18
|
16.5х1.06
|
40
|
27(40) - 62 (20)
|
1800
|
2
|
Помимо перечисленных, еще испытывалось до
двух десятков образцов специального оружия - "Shinkas",
"Kanamonos M", "Kanamonos S" и др.,
не принятых на вооружение.
 Рис.50
"Специальное оружие" "Kanumono".
|