Разговор о транспортных субмаринах не заканчивается
на типах D1 и D2. В 1944 г. первые транспортные лодки срочно
переоборудовались в ударные субмарины, тогда как потребность
в снабжении отрезанных гарнизонов возрастала с каждой новой
американской десантной операцией. В таких условиях вполне
логичным выглядит заказ на малые транспортные подводные
лодки, заложенный в кораблестроительную программу 1944-45
гг. Планы были внушительными до нереальности - на 6 верфях
размещались заказы на строительство 100 подводных транспортных
единиц типа SS (в действительности были заложены только
12).
Лодки сразу планировались относительно небольшими:
горький опыт первых транспортных операций свидетельствовал,
что использование больших подводных крейсеров в районах
господства американской авиации ни к чему хорошему не приведет.
В плане конструктивных особенностей эти лодки ничего интересного
не представляли: отсутствие торпедного вооружение, более
скромный по мощности электродвигатель и соответственно меньшее
количество аккумуляторных батарей - вот и все отличия от
близкого по своим параметрам типа STS. В результате была
достигнута высокая технологичность кораблей, которая позволила
спустить на воду первую субмарину нового типа всего за 5
месяцев. Идея постройки множества лодок реализована не была,
поскольку внимание переключилось на более крупные Ro-100,
постройку модифицированного варианта которых собирались
начать в конце марта 1945 года. Результат такого перепланирования
получился "как всегда" - серия SS была в постройке
прекращена, а новые лодки, представлявшие дальнейшее развитие
типа KS (Ro-100), так и не появились.
Рис.51
Подводные лодки типа Sen-yu-sho (SS).
Вероятно, отказ от постройки большого числа
транспортных лодок типа SS был ошибкой. Субмарины эти были
средними, но вполне отвечающими поставленной цели: они имели
автономность 15 суток и могли осуществить транспортную операцию
в пределах 3000 миль. В случае опасности лодка могла погрузиться
на глубину до 90 м. И при всем этом обособленный островной
гарнизон мог получить с пришедшей субмарины до 25 тонн груза.
Заказ относительно небольшого объема - 12
единиц, был реализован на двух судостроительных предприятиях.
Верфь Kawasaki (Танагава) сумела построить 4 лодки На- 106-108
и 110, еще две На-101 и 104 были недостроены. Аналогично
фирма Mitsubishi (Кобэ) спустила на воду На- 103, 105, 109
и 110, но не достроила На-102 и 112. Идея заказа еще 88
(!) лодок этого типа - На- 113-200, повисла в воздухе. За
все время боевых действий потеряна была всего одна транспортная
лодка типа SS - На-110, да и та не на боевой операции, а
у пирса (источники расходятся во мнениях - была она принята
военным флотом или "находилась в высокой степени готовности").
Все остальные лодки хоть и не долго, но успешно применялись
в последние месяцы войны, а после попали в руки американцев
и были затоплены 01.04.46 американским флотом у острова
Гото. Для американского флота субмарины с такими характеристиками
интереса не представляли.
Рис.52
Подводные лодки Ha-102, Ha-104 и Ha-101 в базе ВМФ Йокосука
07.09.1945. Слева у борта Ha-102 пять карликовых лодок "Kairyu".
Рис.
53 Потопление подводной лодки I-158 у острова Гото, с предварительным
взрывом главных механизмов.
|