Организационные структуры командования японского
военно-морского флота в годы Второй мировой войны строились
по традиционной схеме: верховным главнокомандующим вооруженными
силами являлся император; ему непосредственно подчинялись
военно-морской министр, начальник главного морского штаба,
командующий Объединенным флотом, командующие морскими районами
и авиацией ВМФ. Стратегию в строительстве и модернизации
боевых кораблей определял морской технический совет при
главном морском штабе. Совет состоял из заместителей морского
главного штаба, морского министра, управляющего делами департамента
ВМФ, начальника морского технического департамента и ряда
других влиятельных лиц.
В качестве совещательных органов по вопросам
военно-морской политики при императоре состояли высший военный
совет, совет маршалов и адмиралов, совет национальных ресурсов.
К несчастью для японских подводников, большинство членов
этих советов начинали свою службу еще в годы, предшествовавшие
русско-японской войне 1904-1905 гг.
Морской генеральный штаб состоял из трех
управлений: оперативного, разведывательного и мобилизационного.
Все действующие корабли Японии были сведены
в Объединенный флот, состоявший из трех эскадр: 1-я и 2-я
эскадра включали в себя наиболее мощные и современные корабли,
3-я эскадра из устаревших кораблей и легких сил предназначалась
для решения второстепенных задач. Кроме Объединенного флота
при каждой базе имелись охранные эскадры для охраны и выполнения
вспомогательных задач. Корабли, не входившие в состав перечисленных,
соединений, составляли резерв первого и второго разрядов.
Приведенная структура вполне отвечала задачам
управления флота на уровне Первой мировой войны. К развертыванию
активных боевых действий на тихоокеанском театре в новых
условиях организация командования устарела:
- объединение значительного числа кораблей
в 2 эскадры значительно затрудняло управление отдельными
соединениями;
- подчинение подводного флота командованию надводных эскадр
было неэффективным решением - например, в Германии подводники
имели автономное командование, действовавшее результативно;
- недостаточное внимание уделялось учебным структурам флота,
и прежде всего подводным и воздушным (палубная авиация);
- противолодочный флот был плохо организован и слабо технически
оснащен.
Японские подводные лодки в начале войны были
сведены в 6-й подводный флот, состоявший из семи эскадр,
включавших дивизионы, которые имели в своем составе от двух
до шести подводных лодок. Командующий 6-м флотом подчинялся
главнокомандующему Объединенным флотом. Номер эскадры наносился
белой краской в носовой части лодки. Эти цифры хорошо различимы
на многих сохранившихся фотографиях японских субмарин.
Рис.57
Организация подводных сил японского флота на 07.12.1941
г.
Состав 6-го подводного флота к началу
декабря 1941 г.
Номера и состав эскадр
|
Подводные лодки
|
|
|
1-я эскадра
|
I-9 (флагман), ПБ "Ясукуни
Мару"
|
1 дивизион
|
I-15, I-16, I-17
|
2 дивизион
|
I-18, I-19, I-20
|
3 дивизион
|
I-21, I-22, I-23
|
4 дивизион
|
I-24, I-25, I-26
|
|
|
2-я эскадра
|
I-7, I-10 (флагманы), ПБ "Сантос
Мару"
|
7 дивизион
|
I-1, I-2, I-3
|
8 дивизион
|
I-4, I-5, I-6, I-7
|
|
|
3-я эскадра
|
I-8 (флагман), ПБ "Тайгей"
|
11 дивизион
|
I-74, I-75
|
12 дивизион
|
I-68, I-69, I-70
|
20 дивизион
|
I-71, I-72, I-73
|
|
|
4-я эскадра
|
КРЛ "Kinu" (флагман),
ПБ "Нагойя Мару"
|
18 дивизион
|
I-53, I-54, I-55
|
19 дивизион
|
I-56, I-57, I-58
|
21 дивизион
|
Ro-33, Ro-34
|
|
|
5-я эскадра
|
КРЛ "Yura" (флагман),
ПБ "Рио-де-Жанейро"
|
28 дивизион
|
I-59, I-60
|
29 дивизион
|
I-62, I-63, I-64
|
30 дивизион
|
I-65, I-66
|
|
|
6-я эскадра
|
|
9 дивизион
|
I-123, I-124
|
13 дивизион
|
I-121, I-122
|
|
|
7-я эскадра
|
ПБ "Дзингей"
|
26 дивизион
|
Ro-60, Ro-61, Ro-62
|
27 дивизион
|
Ro-65, Ro-66, Ro-67
|
33 дивизион
|
Ro-63, Ro-64, Ro-68
|
Несмотря на традиционность и отработанную
десятилетиями структуру командования, уровень управление
подводными лодками Японии оставался довольно низким. Он
еще более ухудшался, когда в ходе войны лодки включались
в другие оперативные объединения. Там ими управляли люди,
не знавшие тактики подлодок и их боевых возможностей. В
результате подводникам зачастую ставились невыполнимые задачи,
снижалась скрытность их действий. Включения лодок в боевые
порядки надводных сил продолжалось вплоть до реорганизации
структуры управления подводным флотом летом 1943 г.
Рис.57
Организация подводных сил японского флота на 01.08.1943
г.
Но и до, и после реорганизации часть лодок
передавалась в подчинение командирам военно-морских баз,
которые использовали их по своему усмотрению. Все это, вместе
взятое, приводило к рассредоточению усилий подводного флота
и неоправданной гибели кораблей.
О низком качестве управления подводными соединениями
свидетельствует, например, факт потери управления подводными
лодками из-за неправильного выбора местонахождения штаба
6-го флота, оказавшегося в центре зоны боевых действий на
о.Сайпан. В результате ударов американской авиации все средства
радиосвязи штаба флота с подводными лодками были выведены
из строя. Не лучше обстояло дело и когда японские адмиралы
начинали непосредственно руководить подводными соединениями:
когда на лодках в море выходили командиры эскадр, резко
увеличивался объем радиопереговоров между субмаринами, что
приводило к снижению их скрытности и увеличению потерь.
В конце войны по всей Японии неимоверно превозносили
действия команд сверхмалых подводных лодок; члены команд
посмертно получали повышение на два чина. Однако ничего
не делалось для поднятия престижа больших лодок. В результате
к подводным лодкам уменьшилось внимание в части их обеспечения
необходимым оборудованием и, материалами и денежными средствами.
Реальная сила подводного флота постепенно сходила на нет.
|