В предвоенные годы Япония единственная из
морских держав строила карликовые подводные лодки. Очевидно,
что успех этих субмарин в первые дни войны открыл бы грандиозные
перспективы для развития подводного флота и роста влияния
подводников в структурах ВМФ. По этой причине существовали
серьезные трения в вопросе о средствах нанесения первого
удара. Командование подводными силами предполагало использовать
против американских кораблей в Перл-Харборе свои сверхмалые
лодки типа "А". Правда, главный инициатор нападения
адмирал Ямамото относился к этой идее скептически: он считал
маловероятным, что в момент нападения подлодки смогут незаметно
проникнуть в гавань. К тому же велик был риск, что они окажутся
обнаруженными американской обороной еще до начала атаки,
что привело бы к утере внезапности. После долгих споров
командир группы подлодок достиг компромисса с адмиралом
на весьма нечетком плане: подлодки должны будут вступить
в бой только после начала воздушного налета. Кроме того
Ямамото был противником ненужных жертв среди подводников,
на совещании командующим 6-м флотом он заявил: "...если
они войдут в бухту, то никогда оттуда не вернуться, и такой
прорыв в бухту не вызывается необходимостью".
На рассвете 18 ноября 1941 г. с военно-морской
базы Курэ в море вышло 5 подводных лодок, каждая из которых
несла на своем борту одну сверхмалую лодку типа "А".
Маршрут в Тихий океан пролегал через Внутреннее море и пролив
Бунго. Далее отряд следовал к Гавайским островам, проходя
между атоллом Джонстон и о.Хаулэнд. Идти таким курсом было
рискованно, поскольку существовала угроза обнаружения дозорами
противника, однако ввиду задержки с оборудованием палубных
ангаров другой возможности для выбора курса перехода не
оставалось. Лодки шли в надводном положении. Войдя в зону
воздушного патрулирования о.Уэйк, японские субмарины в дневное
время погружались, а в надводном положении шли только ночью.
2 декабря подводникам стало известно, что
военные действия должны начаться 7 декабря. При этом их
ориентировали, что в Перл-Харборе стояли на якоре 2 линейных
корабля и несколько кораблей других классов. 6 декабря было
получено сообщение, что в Перл-Харборе находится 8 линкоров.
Казалось, у японских подводных лодок были
неплохие шансы на успех... Но адмирал Ямамото оказался прав:
малые подводные лодки были обнаружены до нападения самолетов
на Перл-Харбор и только плохая организация связи и оповещения
обусловили после этого внезапность японского удара. Проследить
путь каждой из 5 вышедших в атаку сверхмалых подводных лодок
не представляется возможным. Тем не менее, многое об их
судьбах известно.
Сверхмалая субмарина младшего лейтенанта
Кацуо Сакамаки, доставленная на борту I-24, стартовала,
как и остальные, ночью с 6 на 7 декабря примерно в 8-10
милях от Перл-Харбора. При этом сразу же обнаружилось множество
неполадок. В последний момент, около 23:00, один из членов
команды, проводившей окончательную проверку сверхмалой лодки
перед ее спуском, доложил о неисправности гирокомпаса. В
01:00 было принято решение идти без гирокомпаса. При отделении
от I-24 малая подводная лодка встала под водой почти вертикально.
На ее стабилизацию и балансировку экипаж потратил почти
целый час. Далее, примерно в 7 часов утра, потеряв ориентацию
по пути в порт, лодка дважды ударилась о рифы, повредила
оба торпедных аппарата, в корпус стала поступать вода. В
результате химической реакции морской воды с серной кислотой
аккумуляторной батареи, выделялся удушливый газ. Ночью следующего
дня беспомощная неуправляемая лодка с полубесчувственным
экипажем была выброшена на рифы у берега о.Ланаи. Сакамаки
сдался в плен, его механик Инагаки утонул, пытаясь доплыть
до берега. Устройство самоуничтожения на лодке не сработало.
  
Рис.60 Японская сверхмалая
подводная лодка на пляже Оаху, декабрь 1941 г.
Еще одна лодка была обнаружена 7.12.41 в
3:50 минным тральщиком "Condor", проводившим контрольное
траление у входа в гавань. Тральщик передал координаты подозрительной
цели на патрулировавший эсминец "Ward". В 6:45
утра эта или другая аналогичная лодка была атакована эсминцем
"Ward". Снаряд, выпущенный по подлодке этим устаревшим
кораблем стал первым боевым выстрелом ВМС США на Тихом океане
во Второй мировой войне. Субмарина была потоплена, когда
прикрываясь буксиром "Antares" и буксируемым кораблем-мишенью,
она пыталась проникнуть в гавань. Один снаряд попал в рубку
подводной, лодки, а место ее погружения было дважды накрыто
сериями глубинных бомб. Окончательную точку в этой атаке
поставил патрульный самолет типа "Catalina", сбросивший
на цель серию глубинных бомб. В 6:51 в донесении командир
"Ward" У.Аутбридж записал: "Атаковал глубинными
бомбами находившуюся в запретной зоне подлодку". В
7:00 эсминец "Ward" вновь атаковал и потопил еще
одну сверхмалую субмарину, пытавшуюся проникнуть в порт,
следуя за портовым буксиром "Кеосанквой".
В гавань Перл-Харбора удалось проникнуть
только двум подводным лодкам: одна из них составила схему
расположения кораблей в гавани, сообщила по радио о результатах
налета и покинула порт, но на обратном пути наскочила на
риф и затонула (ее подняли через несколько недель, там же
была и схема); вторая залегла в положении для открытия огня
и ждала начала воздушного налета. Уже во время налета ее
обнаружили в полувсплывшем состоянии тральщик-искатель "Breese",
потом подлодку заметили с "Medusa", "Curtiss"
и "Monagham". "Breese" успел поразить
рубку подлодки снарядом, но это не остановило подводников:
миноносец "Monagham" был атакован двумя торпедами.
Торпеды прошли мимо, миноносец же протаранил японский корабль
и сбросил серию глубинных бомб. Спустя несколько лет при
расчистке гавани эту лодку подняли и как металлолом забетонировали
в фундамент строившегося дока на острове Форд.
Рис.
61 Схема расположения американских кораблей в Перл-Харборе,
найденная на потопленной японской подводной лодке.
Это американская версия событий, признанная
сейчас единственно достоверной. По японским данным, одна
из карликовых подводных лодок вышла на связь и сообщила
по радио о результатах налета, другая в 00:41 8.12.41 передала
о повреждениях, нанесенных ею одному или нескольким кораблям
в Перл-Харборе. Эта атака косвенно подтверждается большой
лодкой, патрулировавшей за пределами гавани и наблюдавшей
сильный взрыв в 21:01 7.12.41.
Впрочем, обнаружены были не только малые
подлодки. Ожидая возвращения своей карликовой субмарины,
лодка-носитель I-24 испытывала большие трудности с удифферентовкой
на перископной глубине из-за разыгравшегося шторма и выхода
из строя дифферентовочного насоса. Казалось бы, незначительная
авария не позволила лодке вовремя погрузиться, и она осталась
на виду у двух приближающихся американских гидросамолетов,
которые ее обнаружили, но не атаковали. Противолодочные
корабли не подошли. Позднее (по возвращении в Японию) подводники
узнали, что служба радиоперехвата приняла переданную открытым
текстом радиограмму об обнаружении гидросамолетами корабля,
однако никаких действий с американской стороны не последовало.
Для другой лодки-носителя - I-70, встреча
с американской авиацией окончилась трагически: при отходе
в 200 милях от о.Оаху она была тяжело повреждена самолетом
SBD "Dauntless" с авианосца "Enterprise".
He способная более погружаться субмарина была вскоре потоплена
другим бомбардировщиком (23°45'с.ш., 155°35'з.д.).
Спустя несколько месяцев после Перл-Харбора
японцы атаковали в апреле 1942 г. сверхмалыми подводными
лодками Сидней. 31 мая в 16:30 в 7 милях к востоку от Сиднея
с подводных лодок I-22, I-24 и I-27 были спущены сверхмалые
лодки. Из четырех лодок типа "А" одна запуталась
в противолодочных сетях при входе в порт. 3 лодки прорвались
в гавань. Одна из них выпустила торпеду, которая прошла
мимо американских кораблей "Chicago" и "Perkins".
Полагают, что "Chicago" потопил одну из лодок
перед тем, как американцы вышли в море. (При этом, правда,
хаотический артиллерийский огонь, который открыли моряки
"Chicago" по перископу, привел к множеству рикошетов.
Отражавшиеся от поверхности воды снаряды нанесли ущерб портовым
и общественным сооружениям). Австралийский крейсер "Canberra"
стоял у причала и поврежден не был. Еще одна лодка была
потоплена кораблями охранения, а последняя, четвертая, погибла
от взрыва собственной торпеды в момент пуска. Вероятно,
во время этой атаки японцы потопили только паром "Kuttabula",
использовавшийся как казарма. 31.05.42 на подходах к Диего-Суарес
(Мадагаскар) сверхмалые лодки, доставленные носителями I-16
и I-20, повредили линкор "Ramillies" и танкер,
экипажи карликовых лодок после атаки высадились на берег
и погибли в перестрелке. Линейный корабль вернулся в Дурбан
с затопленным отсеком. Третья лодка-носитель, I-18, выпустить
свою сверхмалую субмарину не смогла из-за технических неполадок.
Подводные лодки, потопленные в гавани Сиднея, ныне подняты
и из их остатков собрана одна полная субмарина, которая
экспонируется в музее Australian War Memorial в Канберре.
Рис.62
Экспонат Australian War Memorial - лодка типа "А",
собранная из остатков 2-х потопленных субмарин.
7.11.42 с японских ПЛ I-16, I-20 и I-24 были
выпущены сверхмалые подводные лодки для атаки стоявших на
якоре у Гуадалканала американских судов. Был атакован транспорт
"Mejebe" (?). Ему удалось выброситься на берег.
Только одна сверхмалая субмарина вернулась на лодку-носитель.
Рис.63
Подводные лодки типа "крейсерская С1" (С1).
28.11.42 сверхмалая ПЛ с японской лодки I-16
атаковали и сильно повредили грузовое судно "Alchebe",
которое, выбросившись на берег, горело несколько дней.
Рис.64
Подводная лодка I-16.
Всего с ноября 1941 г. по декабрь 1942 г.
сверхмалые лодки типа "А" участвовали в шести
операциях, совершив 16-17 выходов, потопив или повредив
1 линейный корабль, 1 эскадренный миноносец, 1 подводную
лодку, 1 плавучую казарму и 5 транспортов, при этом было
потеряно 13 лодок.
|