В предвоенные годы большинство подводных
флотов отказались от подводной гидроавиации, эксперименты
с которой отняли немало сил у конструкторов в 20-30-х годах.
Однако на первом этапе войны на Тихом океане японские подлодки
с гидросамолетами действовали весьма эффективно.
Первый раз в боевых условиях свой Yokosuka
E14Y1 подняла в воздух лодка I-7 у Гавайского острова Оаху
для разведки бухты Перл-Харбора накануне налета. Полет маленького
гидроплана остался незамеченным, зато результаты его разведки
послужили последней корректировкой перед сокрушительным
ударом японской палубной авиации по Жемчужной гавани 07.12.41.
На рассвете 17 декабря 1941 г. самолет с подводной лодки
I-5, летая над Перл-Харбором, произвел разведку и доставил
ценные сведения о повреждениях, нанесенных базе и кораблям
противника японскими авианосными силами в первый день войны.
Разведка Перл-Харбора бортовыми гидросамолетами
подводных лодок после этого проводилась регулярно - с той
же I-7 01.01.1942, с I-9 - 23.02.42, с I-36 - 19.10.43.
25 ноября 1943 г. в очередной полет отправился гидросамолет
лодки I-19. Правда, пока самолет еще находился в воздухе
американский эсминец "Radford" пустил на дно лодку-носитель...
В феврале 1942 г. японцы перешли от чисто
разведывательных полетов к бомбовым ударам. Первой целью
для бомбового удара была вновь выбрана база Перл-Харбор
на Гавайях. Для этой операции были выделены лодки I-9, I-15,
I-19, I-23 и I-26. Предполагалось дозаправить гидросамолеты-бомбардировщики
у небольшого атолла в 480 милях северо-западнее Гонолулу,
и нанести удар по основной американской базе теперь уже
силами гидроавиации. I-9 выделялась для ретрансляции радиосвязи,
I-23 должна была находится ближе других к Перл-Харбору и
подбирать экипажи сбитых самолетов, остальные служили лодками-заправщиками.
3.03.42 запланированный налет состоялся, хотя и не дал практически
никаких результатов - бомбы попали в небольшую рощу в стороне
от базы, а так же в воду при входе в бухту. Лодка I-23 была
потеряна почти сразу по выходу в район операции - 15-20
февраля, вероятно от ударов авиации.
Рис.65
Подводная лодка I-15.
Следующей крупномасштабной авиационной операцией
японских подводников стал авиационный рейд подлодки I-25
в южную часть Тихого океана. Эта операция должна была начаться
практически одновременно с рейдом I-23, но в связи с выходом
лодок перл-харборской группы на поиск противника восточнее
Рабаула, I-25 нанесла удар первой. Целью для бомбардировок
была выбрана Австралия. Не встречая сопротивления, самолет
субмарины бомбил 17.02 Сидней, 26.02 Мельбурн, 1.03 Хабарт
(на о.Тасмания), 08.03 Веллингтон, 12.03 Окленд (Новая Зеландия),
18.03 Сува (о.Фиджи), после этого совершил воздушную разведку
Паго-Паго (о.Тутуила). Из этого похода лодка успешно вернулась
в базу.
29 мая самолет подводной лодки I-21 произвел
разведку Сиднея. 31 мая самолет с I-10 произвел воздушную
разведку гавани Диего-Суарес на Мадагаскаре. По результатам
разведки была произведена успешная атака карликовыми подлодками.
В конце лета 1942 года японские подводники
еще раз удивили американцев нестандартностью своих тактических
решений. В начале сентября на обширных лесных массивах прибрежных
штатов запада США заполыхали сильные пожары. Огонь уничтожал
целые поселки, несколько человек погибли. Поиски японских
диверсантов ничего не дали, но были обнаружены осколки зажигательных
бомб японского производства. И объяснение этому было таково.
15 августа 1942 года из военно-морской базы
Йокосука к американским берегам вышла подводная лодка I-25
(капитан 3-го ранга Тагами), в ангаре которой находился
самолет, переоборудованный в сверхлегкий бомбардировщик.
Объектом нападения были избраны безлюдные лесные массивы
Америки. 30.08.42, незадолго до рассвета, I-25 всплыла в
районе мыса Бланко у побережья штата Орегон и подняла в
воздух свой самолет. Через час его пилот, ротмистр Нобуо
Фудзита, убедился, что достиг цели. Фудзита нажал кнопку
бомбосбрасывателя, и две 76-килограммовые фосфорные бомбы
полетели вниз в 80 милях к юго-востоку от мыса Бланко. Через
несколько минут два столба густого белого дыма поднялись
над лесом. А еще через час самолет благополучно приводнился
и был принят на борт лодки.
Рис.66
Фудзита Нобуо.
В тот же день, уже после захода солнца, вылет
повторился. Бомбы были сброшены в 16 км к западу от м. Бланко.
Однако на этот раз он прошел не так благополучно, ибо на
обратном пути пилот заблудился. Спасло его плохое техническое
состояние I-25: лодка оставляла за собой нефтяной след,
и именно по этому следу и нашел ее Фудзита. На следующий
день было сброшено еще 2 бомбы. По прибытию на родину капитан
I-25 доложил, что на обратном пути он потопил 2 танкера
и подводную лодку.
(Лесные пожары в Америке событие отнюдь не
уникальное, потому достоверными в этой истории можно признать
только осколки найденных японских бомб. Что же касается
деталей, то в источниках иногда называют даты 9 и 29 сентября,
американцы считают, что на борту самолета находился и наблюдатель
Сохиджи Окуда, далеко не все упоминают потопленные подлодоки
и танкеры...)
Больше попытки бомбардировать территорию
Соединенных Штатов гидросамолетами подводных лодок не повторялись.
Хотя известна по крайней мере еще одна бомбардировочная
акция - 06.07.43 самолет лодки I-8 бомбил о. Суматра.
Не надеясь на легкие гидросамолеты подлодок,
японцы применяли и более тяжелые летающие лодки type 02,
используя субмарины I-15, I-19 и I-26 как промежуточные
базы заправки горючим. Подводная лодка I-9 занимала позицию
в районе между Маршаловыми островами и рифами Френч-Фригейт,
выполняя радиоретрансляцию донесений с летающих лодок в
базу гидроавиации на атолл Джалуит (Маршаловы острова).
Так были совершены налеты на Перл-Харбор, по аналогичной
схеме атаковали атолловый риф Френч-Фригейт и Соломоновы
острова.
В середине августа 1943 г., по данным разведки
стало известно, что на Гавайях сосредоточиваются и готовятся
к новой операции крупные американские силы. Для уточнения
этих данных штаб Объединенного флота решил направить туда
лодку I-36. Она закончила подготовку к походу и в начале
сентября вышла из Йокосука, прибыв к Гавайским островам
в середине сентября.
20 и 27 сентября предпринимались попытки
организовать разведку, используя бортовой самолет, однако
вследствие эффективного действия американских радиолокационных
станций подход лодки к островам был затруднен. Использовать
для разведки самолет, находясь далеко в море, оказалось
невозможным, поэтому разведку пришлось пока отставить.
В середине октября командир I-36 решил провести
разведку Перл-Харбора с расстояния в 300 миль. Такая дистанция
позволяла самолету осуществить полет только в одну сторону,
к объекту разведки. Пилот сообщил по радио, что в Перл-Харборе
находилось 4 линейных корабля, 4 авианосца, 5 крейсеров
и 17 эскадренных миноносцев. Самолет обратно не вернулся...
В сентябре в район Гуадалканала вышла подводная
лодка I-122 с целью организации воздушной разведки обширного
района к юго-западу от о. Гуадалканал. Примерно в течение
недели I-122 занималась заправкой летающих лодок бензином.
Последние вели разведку на широком фронте, что давало возможность
японским силам быть готовыми к отражению внезапных атак.
В дальнейшем гидросамолеты применялись японскими
подводниками редко - в новых условиях борьбы подводным лодкам
не удавалось уже столько времени находиться на поверхности.
Так, например, 19 августа 1943 г. самолетом противника была
атакована и потоплена подводная лодка I-17, проводившая
разведку базы Нумеа (о. Новая Каледония).
Исключение из этого правила составляла разве
что акватория Индийского океана, где самолеты "Glen"
использовались для поиска транспортных судов противника
вплоть до 1945 г.
|