Столкновение американского и японского флотов
у атолла Мидуэй стало переломным сражением Второй мировой
войны в бассейне Тихого океана. Японские подводные лодки
сыграли в этом сражении совершенно особую и во многом определяющую
роль.
На первом этапе действия японских субмарин
заслуживают самой негативной оценки: подводники провалили
важнейшие подготовительные операции.
Во-первых, лодки-заправщики не смогли своевременно
выполнить заправку в точке рандеву: во второй половине мая
I-21 и I-23 прибыли с запасом горючего в район рифа Френч-Фригейт.
На месте они обнаружили, что там находились американский
авиатранспорт и корабли охранения. Дозаправка самолетов-разведчиков
не состоялась...
Подводные лодки I-171, I-174 и I-175 использовались
в качестве промежуточных судов радиосвязи на маршруте полета
летающих лодок и для обеспечения перелета самолетов, но
им мало, что удалось сделать. 25 мая от них было получено
донесение: "Вследствие активности разведки противника
наши возможности весьма ограничены". Подводные лодки
находились на позициях до 31 мая, но обстановка не изменялась,
действия по разведке Перл-Харбора были отменены, никаких
данных об обстановке в этой морской базеполучено не было.
Адмирал Ямамото оставался в неведении относительно местонахождения
американских авианосных сил.
Рис.71
Подводные лодки типов Kaidai 4 (KD4) и Junsen 2 (J2).
Во-вторых, завеса подводных лодок из состава
3-й и 5-й эскадр к северо-западу от атолла Мидуэй развернулась
с опозданием на трое суток, лишь 4-6 июня, когда американские
авианосцы уже прошли через этот район. Естественно, что
их скрытное боевое развертывание в 300 милях к северо-востоку
от Мидуэя во многом определило исход этой битвы. В этой
неудачной фазе операции участвовали лодки I-156, I-157,
I-158, I-162, I-165, I-166, I-168, I-169, I-171, I-174 и
I-175, вышедшие из Кваджелейна 25 мая. (Упоминаемая иногда
в литературе вместе с ними субмарина I-164 в действительности
была потоплена за неделю до этого, 17.05.42 у о.Кюсю).
   
Рис.72 Приемные испытания на подводной
лодке I-69.
Рис.73
На палубе подводной лодки I-58 (будущая I-158).
С другой стороны, японские авианосцы наносили
удары по береговым объектам и американским кораблям, но
так и не смогли до конца уничтожить ни одного из них. После
гибели японских ударных авианосцев, самый поврежденный американский
авианосец "Yorktown" еще находился на плаву и
его можно было спасти. На поврежденный авианосец были высажены
спасательные партии. Эсминец "Hammann" стал борт
о борт с авианосцем, подавая на борт поврежденного "Yorktown"
энергию. Спасательные работы успешно развивались и казалось,
что преждевременно списанный авианосец удастся отбуксировать
в базу. Но занятые борьбой за живучесть моряки не заметили
маневрирующую рядом подводную лодку...
6 июня японская летающая лодка обнаружила
в 150 милях к северо-востоку от атолла Мидуэй поврежденный
"Yorktown". Находившаяся в этом районе подводная
лодка I-168 (капитан 3-го ранга Танабэ), получив срочную
радиограмму с приказанием потопить авианосец, со скоростью
21 узел последовала к месту обнаружения цели. Приблизительно
в 01:00 6 июня на востоке обозначился силуэт военного корабля.
Наступивший рассвет вскоре заставил подводную лодку погрузиться.
Рис.74
Подводная лодка I-68.
Лодка приблизилась, стремясь занять удобную
позицию для атаки. Наблюдение в
перископ показало, что авианосец охранялся 5 эскадренными
миноносцами и имел небольшой дифферент на корму. При следующем
подъеме перископа удалось установить, что авианосец буксировали.
К 10:00 лодке удалось занять позицию для залпа, и в авианосец
было выпущено 4 торпеды. Одна или две торпеды попали в эсминец
"Hammann", который от взрыва разломился пополам
и затонул через 4 минуты. Еще 2 торпеды достались на долю
"Yorktown" - новые повреждения оказались для авианосца
роковыми. Через полчаса после этого с авианосца была снята
спасательная партия. Агония корабля затянулась, и лишь ранним
утром 7.06.42, через 3 дня после первого повреждения, авианосец
опрокинулся и затонул.
После торпедной атаки американские миноносцы
включились в активный поиск японской субмарины, хотя работу
их гидроакустических средств затрудняли плавающие обломки
и разлившийся мазут с поврежденного авианосца. Три эсминца
сбросили на подлодку около 60 глубинных бомб. Свет в лодке
погас. Часть аккумуляторных батарей была повреждена, вследствие
чего начал выделяться ядовитый хлорный газ. Лодка получила
дифферент на корму в 20°. Поврежденная субмарина всплыла.
В этот момент преследовавшие ее эсминцы находились приблизительно
на расстоянии в 5 миль. Артиллерийский огонь американцев
был неточен, а сброшенные над местом экстренного погружения
несколько глубинных бомб дополнительных повреждений лодке
не нанесли. Постепенно шум винтов преследователей затих.
В 20:00, когда солнце спустилось к горизонту, лодка благополучно
всплыла и отправилась в воды метрополии со скоростью 16
узлов.
Рис.75
Подводная лодка I-68 в марте 1934 г.
|