После битвы у Мидуэя баланс сил на Тихом
океане стал смещаться в пользу американцев. При этом Япония
пока обладала еще достаточным количеством авианосцев, но
ощущался острый дефицит в квалифицированных пилотах, у американцев
наоборот - хватало летчиков и самолетов, но число авианосцев
на Тихом океане было невелико. Потеря хотя бы одного из
них грозила нарушением сложившегося стратегического равновесия
в пользу Японии.
В конце августа-первой половине сентября
1942 г. японские подводные лодки сделали то, что не смогли
авианосцы адмирала Нагумо. 31 августа 1942 г. в Коралловом
море к северо-востоку от Соломоновых островов подводная
лодка I-26 обнаружила оперативное соединение противника
в составе авианосца "Saratoga", линейного корабля,
крейсера и 10 эскадренным миноносцев. Атака была трудной,
тем не менее субмарине удалось произвести 6-торпедный залп.
К счастью для американцев, в цель попала только одна из
шести выпущенных торпед. Вызванное взрывом затопление отсеков
было невелико, но и этого оказалось достаточно для короткого
замыкания электросети и остановки турбин. Авианосец был
вынужден вернуться к берегам США для длительного ремонта
в сухом доке. Японская же лодка, выпустив торпеды, всплыла
до перископной глубины и оказалась в 9 метрах от эскадренного
миноносца "MacDonough". Срочное погружение спасло
I-26, несмотря на то, что, погружаясь, она попала под таран.
Когда субмарина находилась на глубине около 90 м, американцы
сбросили на нее 4 глубинные бомбы, взрывы которых не причинили
повреждений.
Через две недели, 15 сентября, чувствительный
удар американскому флоту нанесла подлодка I-19 (капитан
3-го ранга Такаичи Кинаши) - шесть ее торпед достигли цели:
в результате линкор "North Carolina" получил повреждения,
эсминец "O'Brien" переломился и затонул южнее
Соломоновых островов, еще три торпеды достались на долю
авианосца "Wasp" (по другим данным, 4 торпеды
в "Wasp" выпустила I-19, а две в "North Caroline"
- I-15).
..."Wasp" в составе оперативного
соединения вместе с авианосцем "Hornet" патрулировал
между островами Гуадалканал и Эспириту-Санто. 15 сентября
1942 г. после полудня "Wasp" шел со скоростью
10 узлов под охраной 6 эсминцев и был атакован подводной
лодкой I-19 с расстояния в 500м, получив три торпедных попадания
в носовую часть с правого борта. В момент торпедной атаки
на авианосце производилась заправка самолетов и все бензопроводы
были заполнены горючим.
В результате взрывов 533-миллиметровых торпед
на корабле возникли пожары, а выливавшийся из поврежденных
бензопроводов бензин увеличил быстро распространявшееся
пламя. После 35 минут борьбы с огнем стало очевидно, что
пожары вышли из-под контроля. Авианосец, приняв большое
количество воды, сильно накренился. Вечером того же дня
команда оставила пылающий корабль, после чего американский
эсминец "Lansdowne" выпустил в него несколько
торпед, чтобы ускорить затопление.
Так неожиданно баланс сил на Тихом океане
повернулся не в пользу США. Японцы вновь получили превосходство
в силах вплоть до 16 октября, когда отремонтированный "Enterprise"
покинул Перл-Харбор и возвратился на юг Тихого океана. 20.10.42
японская подводная лодка I-176 торпедировала американский
тяжелый крейсер "Chester" (типа "Northampton")
на полпути между островами Эспириту-Санто и Сан-Кристобаль.
При этом у крейсера было повреждено машинное отделение N1,
но корабль смог дойти до Норфолка, где его отремонтировали.
Крейсер вернулся в состав тихоокеанского флота к началу
действий у островов Джильберта. (Японцы же полагали, что
в этой атаке они потопили линейный корабль типа "Texas").
Ну а что касается "Enterprise", то с его возвращением
связана следующая победа японских подводников. 26.10.42
самолет с этого авианосца совершил вынужденную посадку на
воду в районе островов Сант-Крус. Для спасения летчиков
был направлен эсминец "Porter", который обнаружил
экипаж самолета и застопорил ход, принимая спасенных на
борт. В этот момент (в 11:03) японская лодка I-21 поразила
"Porter" одной торпедой и потопила его.
Рис.76
Подводная лодка I-176.
В ноябре 1942 г. японские подлодки записали
в этом же районе на свой счет очередную победу. В ночь с
12 на 13 ноября вблизи о.Гуадалканал произошел встречный
бой надводных артиллерийских кораблей Японии и США. В результате
торпедного повреждения легкий крейсер ПВО "Juneau"
вышел из боя и направился к своим базам... В 11:01 13.11.42
южнее пролива Индиспенсейбл американские корабли были обнаружены
и атакованы японской лодкой I-26. Торпеды, пройдя по носу
крейсера "San Francisco", попали в борт "Juneau".
От детонации погребов крейсер сразу затонул. Район затопления
не контролировался американской авиацией, потому спасти
удалось всего 10 человек.
Рис.77 Подводные лодки типа Kaidai 7 (KD7).
|