Мореплавание издавна считалось опасным мужским
занятием. Корабли гибли в катастрофах, из-за навигационных
ошибок, в столкновениях и пожарах. Все это в полной мере
относится и к военным корабля XX века, ведь известно, что
ураган, цунами или пожар в базе могут нанести эскадре урон
не меньший, чем морское сражение. И японский подводный флот
не был здесь исключением. Далеко не все подводные лодки,
перечисленные во второй главе, без потерь дослужили до Второй
мировой войны.
Первым рискованным этапом в жизни корабля
является сама его постройка - размещение вблизи огнеопасных
объектов, применение легковоспламеняющихся красок и растворителей,
электросварки не раз становились роковыми для строящихся
кораблей и судов. Случались подобные оказии и с японскими
субмаринами.
15 марта 1923 г. на верфи в Кобе произошел
взрыв и пожар на борту строящейся японской подводной лодки
I-2. Погибли два человека, несколько членов экипажа и рабочих
были ранены. В том же году на верфи в Йокосука во время
землетрясения серьезно пострадала подводная лодка Ro-29,
позднее восстановленная и введенная в строй.
Рис.78
Подводная лодка Ro-31 у причальной стенки верфи флота в
Куре, лето 1929 г. (затонула в 1931 г.).
Навигационные ошибки и гибель в штормах и
ураганах, к сожалению, весьма типично и для вполне мореходных
надводных кораблей. Подводные лодки в этих передрягах всегда
находились в самых невыгодных условиях из-за своей низкой
мореходности, валкости и плохого обзора в надводном положении.
В июле 1936 г. во время тайфуна в Цусимском
проливе была выброшена на камни крупная японская подводная
лодка I-55. После окончания шторма лодку удалось снять с
камней и отбуксировать в базу для ремонта.
В 1943 г. другая японская подводная лодка
I-8 была застигнута штормом на переходе из Японии в Германию
в 300 милях южнее мыса Доброй Надежды. В течение 10 дней
лодка боролась с волнами разбушевавшегося океана в "ревущих
40-х", будучи не в состоянии развить ход более 5 узлов.
На ней оказались серьезно поврежденными надстройка, ограждения
рубки и ангар для гидросамолета. Обвязавшись спасательными
концами, матросы дважды ремонтировали ангар в волнах штормившей
Атлантики. С большими трудностями японские моряки смогли
продолжить свой путь.
Рис.79
Подводная лодка I-8.
Опасность для подводных лодок представляют
также собственные двигатели и аккумуляторные батареи. В
1937 г. от взрыва аккумуляторных батарей тяжело пострадала
лодка I-3. Примечательная в этом плане судьба другой лодки
- I-33, которая затонула в результате аварии 22.09.42 у
о.Трук, но позже была поднята. Однако этой субмарине, видно,
не было суждено погибнуть от бомб или торпед: 12 июня 1944
г. юго-западнее о.Сикоку лодка выбросилась на берег. Накануне
войны по невыясненным причинам японский флот лишился трех
океанских лодок: 29.08.40 погибла I-67, не известны и причины
гибели I-61 и I-63.
Рис.80
Подводная I-61 во время боевой подготовки, сентябрь 1932
г.
Навигационные ошибки, ежегодно снимают свою
страшную дань во всех океанах мира. В годы войны при мореплавании
в незнакомых районах с выключенными береговыми навигационными
огнями количество таких ошибок растет. Во Второй мировой
войне в результате посадки на мель были уничтожены противником
японские лодки I-7, Ro-61.
31 августа 1942г. подводная лодка Ro-61 на
подходах к острову Атка (Алеутские острова) торпедировала
американский гидроавиатранспорт и пыталась в подводном положении
уйти от преследования. При этом она ударилась о подводные
камни (52°36'с.ш.; 173°57'з.д.) и была вынуждена всплыть
на поверхность. Здесь лодку обнаружили противолодочные самолеты,
которые забросали ее бомбами и обстреляли из пушек и пулеметов.
Добил Ro-61 прибывший по вызову авиации эсминец "Reid".
Из экипажа субмарины удалось спастись лишь пяти подводникам,
подобранным с воды американским эсминцем.
Рис.81
Спуск на воду подводной лодки №72 (будущая Ro-61).
22.06.43 I-7 была повреждена американским
эсминцем "Monagham" и в результате навигационной
ошибки села на мель. Снявшись с мели она пыталась уйти,
однако встретилась с тремя американскими патрульными кораблями,
которые атаковали ее и вновь загнали на камни, где она и
погибла с большей частью своего экипажа. (Впоследствии I-7
была подорвана японцами, а потом еще 5.07.43 разрушена американскими
самолетами).
Рис.82
Подводная лодка I-7.
Иногда, при решительных действиях экипажа,
севшие на мель подводные лодки все же удавалось спасти.
Например, I-157, следуя 16 июня 1943 г. в густом тумане
к берегам о.Кыска (Алеутские острова) со скоростью 14 узлов,
неожиданно села на мель в районе, контролируемом противником.
Все попытки сняться были тщетны. Тогда командир, чтобы облегчить
лодку, приказал выбросить за борт 6 торпед, 113 сегментов
аккумуляторных батарей, откачал 12 т смазочного масла и
74 т горючего. В обычных условиях при погрузке/выгрузке
батарей часть корпуса вскрывается, однако в этом аварийном
случае аккумуляторы пришлось разбивать и выбрасывать за
борт по частям. В 13:20 на следующие сутки лодке удалось
наконец сняться с мели и она 26 июня благополучна прибыла
в Курэ.
Рис.
83 Подводная лодка I-55 (будущая I-155) во время боевой
подготовки, конец 1940 г.
Рис.84
Перечень японских подводных лодок, погибших в результате
аварий в период с 1906 по 1945 год.
Список подводных лодок, погибших в годы войны
в результате аварий, по всей видимости, является неполным
и недостаточно достоверным. Так, например, существуют различные
версии гибели японских подводных лодок Ro-65 (28.09.42 уклоняясь
от бомб в гавани о. Кыска разбилась на скалах или потоплена
американской авиацией), I-169 (4.04.44 авария или авиабомбы),
I-22 (5.10.42 пропала без вести или потоплена 12.11.42 глубинными
бомбами американских сторожевиков в Порт-Морсби), I-31 (13.05.43
послала последнее донесение из района о.Атту и пропала без
вести), Ro-102 (попала без вести 9.05.43, возможно - потоплена
американскими РТ-150 и РТ-152 в проливе Витязь) и ряда других.
Рис.85 Подводная лодка №59 (будущая Ro-60) после завершения
приемных испытаний, сентябрь 1923 г.
Рис.86 Подводная лодка Ro-65.
|